Мышление — опосредованное и обобщенное познание объективной реальности.
Мышление и интеллект с давних пор считаются важнейшими отличительными чертами человека. Недаром для определения вида современного человека используется термин Homosapiens — человек разумный. Человек, потерявший зрение, слух или способность к движению, конечно, несет тяжелую утрату, но не перестает быть человеком. Ведь оглохший Бетховен или ослепший Гомер не перестали для нас быть великими. Тот же, кто совершенно потерял разум, кажется нам пораженным в самой своей человеческой сути.
Прежде всего мышление рассматривается как вид познания. С психологической точки зрения познание выступает как создание представлений внешнего мира, его моделей, или образов. Для того чтобы добраться на работу, нам нужна некоторая пространственная модель дороги между домом и работой. Чтобы понять то, что нам рассказывают на лекции о войнах Александра Македонского, нам нужно создать некоторую внутреннюю модель, изображающую победы великого полководца. Однако мышление — это не любое познание. Познанием является, например, и восприятие. Матрос, с мачты корабля увидевший на горизонте парусник, также создает определенную умственную модель, представление увиденного. Однако это представление является результатом не мышления, а восприятия. Поэтому мышление определяется как опосредованное и обобщенное познание объективной реальности.
Например, выглянув на улицу, человек видит, что крыша соседнего дома мокрая. Это акт восприятия. Если же человек по виду мокрой крыши заключает, что прошел дождь, то мы имеем дело с актом мышления, хотя и очень простым. Мышление является опосредованным в том смысле, что оно выходит за пределы непосредственно данного. По одному факту мы выводим заключение о другом. В случае мышления мы имеем дело не просто с созданием умственной модели на основании наблюдения внешнего мира. Процесс мышления значительно сложнее: вначале создается модель внешних условий, а затем из нее выводится следующая модель. Так, в нашем примере человек создает вначале первую модель, относящуюся к сфере восприятия, — образ мокрой крыши, а затем выводит из нее вторую модель, согласно которой недавно прошел дождь.
|
Мышление как познание, выходящее за пределы непосредственно данного, является могучим средством биологической адаптации. Животное, которое может по косвенным признакам заключить, где находится его жертва или где больше пищи, собирается ли на него нападать хищник или более сильный сородич, имеет значительно больше шансов выжить, чем животное, не имеющее такой способности. Именно благодаря интеллекту человек занял доминирующее положение на Земле и получил дополнительные средства для биологического выживания. Однако в то же время человеческий интеллект создал и колоссальные разрушительные силы.
С индивидуальной точки зрения, между интеллектом и успехом в деятельности существуют в основном пороговые отношения. Для большинства видов человеческой деятельности существует определенный минимум интеллекта, который обеспечивает возможность успешно заниматься этой деятельностью. Для некоторых видов деятельности (например, математика) этот минимум весьма высок, для других (например, работа курьера) — значительно ниже.
|
Однако возможно и «горе от ума». Чрезмерный интеллект может отрицательно отражаться на отношениях человека с другими людьми. Так, данные ряда американских исследователей показывают, что очень высокий интеллект может вредить политикам. Для них существует определенный оптимум интеллекта, отклонение от которого как в верхнюю, так и в нижнюю сторону ведет к снижению успехов. Если интеллект политика ниже оптимума, то снижается способность разбираться в ситуации, предсказывать развитие событий и т. д. При значительном превышении оптимума политик становится непонятным для той группы, которой он должен руководить. Чем выше интеллектуальный уровень группы, тем выше оптимум интеллекта для лидера этой группы.
Очень высокий уровень интеллекта (превышающий 155 баллов по тестам IQ) отрицательно сказывается и на адаптации детей, обладающих им. Они опережают своих сверстников в умственном развитии более чем на 4 года и становятся чужими в своих коллективах.
ППП33 Мышление как способ формирования понятий Мышление - это высшая форма психического отражения Познание мира начинается с ощущений, восприятий и представлений, но эта чувствительная картина мира не позволяет глубоко и всесторонне его познать частности, живое созерцание не может проникнуть в сложные формы и взаимодействия явлений, объектов, событий, в их причинах и последствиях Для отражения этих моментов бытия необходим переход от ощущений, восприятий (чувственного отражения) к мышлению Путем мышления индив ид обнаруживает взаимосвязи между предметами, событиями и явлениями, выясняет причины и последствия этого взаимодействия Мышление, надбудовуючись над чувствами и восприятием, открывает новые стороны явлений и различных об объектов Так, в физике открыто элементарные частицы или ультрафиолетовые и инфракрасные лучи, их нельзя увидеть, о них можно только мыслитьслити. Эмпирическое знание включает в себя чувственные признаки предметов, явлений действительности, но там, где этих знаний не хватает, возникает напряжение, что является сплавом мыслей и чувств Отправным моментом мышления является постановка а вопросов: \"Что это?\" t;Хто винен?" "Що робити?Следовательно, мышление использует эмпирические знания для размышления и составляет трамплин для высшей степени отражения мира, которая заключается в осуществлении глубинного анализа, поиска значимых для индивида Ориент ири. Мышление дает знание о существенных свойствах, связи и отношения объективной реальности, осуществляет в процессе познания переход от явления к его сущности (ОМ Леонтьев) Мышление, в отличие от процессов чувственного отражения, косвенно отражает действительность Оно осуществляется через анализ, синтез, сравнение, обобщение, то есть через мыслительные опе ерации, опираясь на знания, получает выражение в слове Оно дает возможность выйти за пределы непосредственного опытасвіду. Мышление является обобщенным отражением действительности Это процесс поиска существенных признаков, свойств предметов и явлений и связей между ними, к тому же характеристик, общих для однородных явлений или предметов действительности наилучшего существенные признаки лежат в основе обобщения, раскрывающие определенную закономерность или тенденцию Так, психологи, изучая особенности восприятия человеком действительности, открыли такую??общую закономерность, как константностьть. Мышление имеет активный, действенный и целенаправленный характер Возникновение у индивида ощущений, восприятий обусловлено внешними факторами Эти процессы возникают при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств, независимо от желаний субъекта Мышление обычно акта уализуеться и направляется сути и значимости для субъекта проблемми. Мышление неразрывно связано с языком и речью Мнение объективируется в языке и речи Речь является средством, а язык - средством выражения мысли и формой ее существования Любая мысль возникает и приобретает своего развития в слове, а удачно подобранное слово совер коналюе, уточняет мысль Чем больше продуманная мысль, тем четче будет выражена в речи Учитывая особенности взаимосвязи и взаимодействия мышления и речи, ПЯ Гальперин рассматривает формулирование мыслей у голос, закрепления мысли или суждения в слове как один из последовательных этапов формирования умственных действий Так, если учитель предлагает ученику думать вслух, это улучшает контроль за \"маршрутам\" мысли и вдохе коналюе йта вдосконалює її. Особую роль в процессе взаимодействия мышления и речи играет внутренняя речь Оно обслуживает мнению, способствует возникновению ее и готовит к выражению во внешней речи. Отмечая специфичности взаимодействия языка и мышления, немецкий философ И Дицген отмечал, что мышление отражает мир как художник, а язык служит для этого художника кистью, которым он описывает общую родство всех вещей Следовательно, мышление человека не существует вне языкаМышление имеет социальную природу Общественно-исторический характер мышления объясняется тем, что возникновение и развитие его обусловлены общественными потребностями Общественный характер имеет и цель мышления, например, актуальными для человечества является экол логические проблемы планети. Для решения проблем люди используют исторический опыт, усваивают знания, закрепленные в слове В процессе усвоения знаний развивается и мышления Следовательно, мышление является продуктом общественно-исторического р развития время развитие мышления субъектов предопределяет общественный прогресс, выполняет роль его детерминантнти. Чтобы подготовиться к жизни, молодежи нужно овладеть опыт человечества, учиться Этот опыт определенным образом организован и представлен в учебных планах, программах, учебниках и пособиях для разных уровней в имеющейся в обществе системы образования Успешное усвоение опыта может произойти на основе активной целенаправленной мыслительной деятельности, при условии выявления творчества и самостоятельности школьникра. Итак мышление - это социально обусловленный, связанный с речью психический процесс самостоятельного отражения существенно нового, т.е. процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ходе ее ан налезет и синтеза, возникает на основе практической деятельности, из чувственного познания и способен выходить за его пределы (ОВ Брушлинский)
|
ППП34Психологическая характеристика мышления как процесса решения задач предусматривает учет таких его внутренних закономерностей И Фазовый характер мыслительной деятельностиМышление последовательно разворачивается во времени как процесс, у которого есть начало и конец Отправным пунктом мышления является задача, она является главным объектом мышлениеЗадача может рассматриваться с двух сторон, во-первых, объективного, как набор определенных условиях и определенных требований, и, во-вторых, субъективного Последний можно представить в виде: а) образа задачи (сколько элементе ей выделяет в задачи человек, которые отношения между ними она устанавливает т.д.), б) цели исследовательской деятельности в) средств достижения целейи. Главными показателями процесса решения задачи является эффективность решения, характеристика процесса (способ решения) ОМ Матюшкин считает, что процесс мышления осуществляется прежде всего как процесс решения проблемы Понятие \"проблемная ситуация\" и \"задача\" принципиально отличные понятия Процесс решения представляет собой такую??си истему преобразования условия задачи, при которой осуществляется поиск неизвестного В большинстве случаев решения задачи - это процесс преобразований некоторой первоначальной (заданной) ситуации в некоторую конечную (необходимую) ситуацию Причем для осуществления таких преобразований субъекту (ученику), как правило, достаточно имеющихся в его опыте знаний Нахождение неизвестного в задаче не приводит к получению (открытие) новых знаиття) нових знань. Проблемная ситуация характеризует определенное психологическое состояние субъекта (ученика), возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способы, условия просмотр выполнения задачи Итак, главный элемент проблемной ситуации - неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения заданияя. Неизвестное в проблемной ситуации (в отличие от того, что необходимо найти в задаче) всегда должно содержать общее, что относится к целому классу близких задач То, что необходимо найти в задаче, у большинстве случаев составляет единичное отношениия.Задача характеризуется степенью сложности, т.е. степени \"прозрачности\" главного отношение задачи (связи между данными и тем, что необходимо найти) и количеством преобразований условий задачи на пути от данного к тому, что необходимо найти Проблемная ситуация характеризуется степенью трудности знания, которое необходимо открытдкрити Главным показателем степени трудности проблемной ситуации есть мера обобщенности неизвестного, которого ученик должен достичь в процессе поиска нового знания Показатель обобщенности характеризует возможности ученика к открытию нового, неизвестного Возможности ученика включающие его творческие способности и достигнутый им уровень знаний Важно помнить о том, что не слишком в легкое, ни слишком сложная задача не является предпосылкой возникновения проблемной ситуацииії. Одним из условий возникновения проблемной ситуации является необходимость (потребность) в раскрытии нового отношения, свойства или способа действий При этом открытия (усвоения) нового совпадает с определенными изменениями в п психике субъекта, которые составляют микроэтап в развитии его мышленияя. Следовательно, в отличие от задачи, проблемная ситуация включает три главных компонента: 1) познавательную потребность в новом, неизвестном знании; 2) неизвестно, которое должно быть раскрыто в проблемной ситуации; 3) возможности учащегося в выполнении поставленной задачи
35 Мыслительные операции. В психологии выделяют: анализ, сравнение, абстрагирование, синтез, конкретизация, обобщение, классификация и категоризация. С помощью этих операций мышления осуществляется проникновение в глубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи.Анализ - это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Анализ - это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т. д.; это расчленение познаваемого объекта на различные компоненты. С помощью анализа обнаруживаются наиболее существенные признаки. В ходе анализа предмета его свойства, наиболее важные, значимые, существенные, оказываются сильными раздражителями и выступают на передний план. Такие раздражители вызывают активный процесс возбуждения (в коре головного мозга) и по физиологическому закону тормозят другие свойства того же предмета.Таким образом, физиологической основой психического процесса анализа определенное соотношение возбуждения и торможения в высших отделах головного мозга. Синтез - это мыслительная операция, позволяющая в едином процессе мышления переходить от частей к целому. В отличие от анализа синтез предполагает объединение элементов в единое целое. Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга. Анализ и синтез взаимосвязаны. Неразрывное единство между анализом и синтезом отчетливо выступает в таком познавательном процессе, как сравнение.Сравнение - это мыслительная операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и в выявлении таким образом общности или различия между ними. Сравнение характеризуется как более элементарный процесс, с которого, как правило, начинается познание. На начальных этапах ознакомления с окружающим миром различные объекты познаются путем сравнения. В ходе этого акта происходит анализ сравниваемых явлений, предметов, событий и т.д. - выделение в них общего и различного. Сравнение ведет к обобщению.Обобщение - это мыслительная операция, заключающаяся в объединении многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. В ходе обобщения в сравниваемых предметах - в результате их анализа - выделяется нечто общее. Эти общие для различных объектов свойства бывают двух видов: общие как сходные признаки и общие как существенные признаки.Например, можно найти сходное между самыми разнородными предметами, вишня, пион, кровь, сырое мясо и т.д. Однако это сходство никак не выражает существенных свойств перечисленных предметов. Обобщения, которые делаются в результате поверхностного анализа объектов приводят к ошибкам. Обобщение, основанное на поверхностном анализе чисто внешних свойств, например, кита, заставляет сделать ошибочный вывод о том, что кит - это не млекопитающее, а рыба. В данном случае сравнение этих объектов выделяет среди их общих признаков только сходные, но несущественные (внешний вид, рыбообразная форма тела). И наоборот, когда в ходе анализа вычленяются общие свойства как существенные, становится ясно, что кит относится к млекопитающим. Путем нахождения сходных, одинаковых или общих свойств и признаков вещей субъект обнаруживает тождество и различие между вещами. Эти сходные, похожие признаки затем абстрагируются (выделяются) из совокупности других свойств и обозначаются словом, затем они становятся содержанием соответствующих представлений человека об определенной совокупности предметов или явлений. Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного. Абстракция - отвлеченное
понятие, образуемое в результате мысленного отвлечения от несущественных сторон, свойств предметов и отношений между ними с целью выявления существенных признаков. Выделение (абстрагирование) общих свойств разных уровней позволяет человеку установить родовидовые отношения в многообразии предметов и явлений, систематизировать их и построить классификацию. Категоризация – операция отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы и т.п. –систематизация соподчиненных понятий какой-либо области знания или деятельности человека, используемая для установления связей между этими понятиями или классами объектов.Конкретизация - это движение мысли от общего к частному. Одной из задач теоретического мышления является определение способа выведения частных проявлений системного объекта из его всеобщего (существенного) основания, из определённого исходного отношения в системе. Мысленное прослеживание процесса превращения исходного отношения в объекте в его многообразные конкретные проявления осуществляется методом “восхождения от абстрактного к конкретному”. Закономерности рассмотренных операций мышления и есть суть основных внутренних, специфических закономерностей мышления. На их основе только и могут получить объяснение все внешние проявления мыслительной деятельности.
36 Свойства языка и речиРечь – исторически сложившаяся в ходе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Речь – это язык в действии. В ходе речевого общения происходит непрерывное кодирование и раскодирование информации. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или, в частном случае, для целей регуляции и контроля собственной деятельности (внутренняя речь).
Свойства речиСодержательность речи - это количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности.Понятность речи - это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.Выразительность речи - это ее эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной.Действенность речи - это свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.Речь человека может быть сокращенной и развернутой, как с понятийной, так и с лингвистической точек зрения. В развернутом типе речи говорящий использует все возможности символического выражения смыслов, значений и их оттенков, предоставленных языком. Этот тип речи характеризуется большим словарным запасом и богатством грамматических форм, частым употреблением предлогов для выражения логических, временных и пространственных отношений, использованием безличных и неопределенно-личных местоимений, употреблением подходящих понятий, уточняющих прилагательных и наречий для обозначения того или иного специфического положения дел, более выраженным синтаксическим и грамматическим структурированием высказываний, многочисленной подчинительной связью компонентов предложения, свидетельствующей о предвосхищающем планировании речи.Сокращенное речевое высказывание достаточно для понимания среди хорошо знакомых людей и в знакомой обстановке. Однако оно затрудняет выражение и восприятие более сложных, абстрактных мыслей, связанных с тонкими различениями и дифференциальным анализом скрытых взаимосвязей. В случае теоретического мышления человек чаще пользуется развернутой речью.
Функции речи