Понятие восприятия. Свойства восприятия.




Восприятие — это отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие включает в себя ощущение и основывается на нем. Но восприятие, в отличие от ощущения, отражает предмет в целом, в совокупности его свойств, а не отдельные свойства. Помимо ощущений в процессе вос­приятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспри­нимается, т. е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека.

К основным свойствам восприятия относятся: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность (избирательность).

Предметность — это способность отражать объекты и явления ре­ального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Следует отметить, что предметность не является врожден­ным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. И. М. Сеченов полагал, что предметность формируется на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом. Без участия движения и вообще деятельности образы восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е. отнесенности к объектам внешнего мира.

В обеспечении предметности восприятия большое значение имеют моторные компоненты деятельности:

- движение руки, в частности пальцев, ощупывающей предмет,

- движения глаз, прослеживающих видимый контур предмета и тоже как бы "ощупывающих" дистанционно этот предмет,

- повороты головы (например на источник звука),

- иные движения.

Целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкрет­ного предмета. Видя человека, стоящего к нам боком, в нашем восприятии мы имеем целостный объект: имеющий две руки, имеющий две ноги, два уха... И когда человек поворачивается к нам другим боком, мы видим то, к чему уже были готовы.

Структурность – это свойство объединять воздействующие стимулы в целостные и сравнительно простые структуры. Например, если человек слу­шает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают зву­чать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты. Обычно слушающий понимает мелодию, т. е. воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что последняя из услышанных нот сама по себе не может быть основой для такого понимания — в сознании слушающего продолжает звучать вся мело­дия с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов.

Константность – это свойство воспринимать и видеть объекты относительно постоянными по величине, форме, цвету в изменяющихся условиях восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомо­биль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изо­бражение, когда мы стоим возле него.

В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

Апперцепция – это зависимость восприятия от прошлого опыта человека, от имеющихся у него знаний, склонностей, а также от эмоционального состояния, от предшествующих восприятию действий.

В апперцепции, по определению, большое значение имеет жизненный опыт человека, в том числе выраженный в знаниях и умениях. Если мы видим вырезанные из картона фигуры, то автоматически ищем в нашей памяти готовые шаблоны-категории восприятия: круг ли это, треугольник ли. При восприятии через эти шаблоны-категории активизируется прошлый опыт. У одного человека вид нарисованной окружности может вызвать воспоминания об уроках геометрии, у другого - о цирке или кастрюле.

Также опыт повышает точность восприятия. Если даже мы неплохо знаем иностранный язык, тем не менее иностранная речь нам кажется неразборчивой. Если мы слышим родную речь, то даже если человек говорит неразборчиво, мы ее хорошо воспринимаем.

Осмысленность восприятия указывает на его связь с мышлением, с пониманием сущности предметов. Несмотря на то что восприятие возникает вследствие непосредственного воздействия объекта на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Сознательно воспринять предмет – это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной категории, обобщить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми объектами, отнести его к некоторой категории.

Активность (избирательность). Это свойство заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании.

Одна из базовых особенностей работы нашего восприятия - деление всей воспринимаемой информации на "фигуру" и "фон". В фигуре обычно содержится один объект или группа тесно связанных объектов (например два дерущихся мальчика). В фоне - все остальное. Основное проявление активности восприятия и состоит в том, чтобы определять - что в данный момент должно быть фигурой, а что - фоном.

Виды восприятия

Опираясь на современную психологическую литературу, можно выделить несколько подходов к классификации восприятия. По ведущей модальности восприятие подразделяют на

· зрительное

· слуховое

· осязательное

· кинестетическое

· обонятельное

· вкусовое

В соответствии с этой классификацией всех людей принято делить на визуалов, аудиалов и кинестетиков. У визуалов преобладает зрительный тип восприятия, у аудиалов — слуховой, а у кинестетиков — тактильный, вкусовой и температурный.

Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в ре­зультате возникают сложные виды восприятия. Так, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие.

По форме существования материи восприятие подразделяют на

· восприятие пространства

· восприятия времени

· восприятие движения

Восприятие пространства включает в себя отражение расстояния до объектов или между ними, их взаимного расположения, объема, удаленности и направления, в котором они находятся. В человеческой практике встречаются и ошибки восприятия пространства — иллюзии. Примером зрительной иллюзии является переоценка вертикальных линий (из двух линий одинакового размера вертикальная зрительно всегда воспринимается как большая по сравнению с горизонтальной.

Восприятие движения — это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве.

Восприятие времени — наименее изученная область психологии. Пока только известно, что оценка длительности временного отрезка зависит от того, какими событиями (с точки зрения конкретного человека) он был заполнен. Если время было заполнено множеством интересных событий, то субъективно оно проходит быстро, а если значимых событий было мало, то время тянется «медленно». В понятие «восприятие времени» включаются такие виды восприятия, как восприятие длительности явлений, восприятие последовательности явлений, а также восприятие темпа и ритма.

По степени волевого контроля восприятия делятся на преднамеренные и непреднамеренные.

Преднамеренные восприятия характеризуются тем, что в их основе лежит сознательно поставленная цель. Они связаны с волевыми усилиями человека и могут существовать в форме организованного восприятия – наблюдения.

Непреднамеренные восприятия – это такие восприятия, при которых предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека. Его формой выступает неорганизованное восприятие – обычное непреднамеренное восприятие окружающей действительности.

Теории восприятия.

Согласно классическим теориям восприятия, об объектах окружающей нас действительности мы узнаем не из зрительных и слуховых ощущений, а из сложных перцептивных образов, возникающих в результате научения. Структурализм Структуралистский подход Э. Тичнера предусматривал поиск «элементов» сознания путем аналитической интроспекции: испытуемый описывал свои переживания при выполнении задачи разложения образа объекта на максимально простые составляющие. Э. Титченер предполагал, что именно таким способом можно добраться до элементарных ощущений, атрибутами которых являются их качество, интенсивность, длительность, протяженность и ясность. После анализа наступает стадия синтеза компонентов. Именно перцептивный синтез и составляет центральную психологическую проблему психологии восприятия. Для объяснения этого процесса привлекались законы ассоциации и внимания.Близкие идеи развивал В. Вундт, хотя он ограничивался выделением только двух атрибутов ощущений: качества и интенсивности. Как и Э. Титченер, он считал, что восприятие – это нечто большее, чем простая сумма ощущений, поскольку последние не содержат информации о прошлом опыте и о значении сознательного образа.

Исследовательскую программу структурализма хорошо демонстрирует так называемый «структуралистский треугольник».Каждая точка такого треугольника вызывает одиночное элементарное ощущение, в свою очередь, сумма таких ощущений дает восприятие треугольника в целом. В настоящее время структурализм в психологии восприятия представляет преимущественно исторический интерес. Функционализм. Этот подход рассматривает образ восприятия как функцию перцептивной системы. Идеи функционализма были развиты в теории бессознательных умозаключений Г. Гельмгольца (1866). Он исходил из положения, что первичных сенсорных данных в принципе недостаточно, чтобы воспринимать объекты. Во-первых, они многозначны по природе. Кроме того, они избыточны, то есть не каждое ощущение становится компонентом образа объекта. В качестве определяющего принципа функционирования перцептивной системы он принимал жизненный опыт, накапливающийся в процессе практической, главным образом двигательной активности и фиксирующийся в форме представлений. Сопряжение представлений (знаний) и актуальных впечатлений достигается за счет привычных, повторяющихся и подтверждающихся на практике связующих процессов, имеющих форму эмпирического «умозаключения», или логического вывода, но происходящих автоматически, бессознательно. Позиция И.М. Сеченова была иной: он, исходя из развиваемого им рефлекторного подхода и признания сигнальной функции психического, высказал мысль о движении как механизме объективизации восприятий. Иннервационные, или волевые, ощущения не имеют объективного источника, но такого рода источником может быть ощущение движения, или «темное мышечное чувство». Согласно И.М. Сеченову, операции обнаружения, сравнения и т.п. есть не что иное, как проявление скрытых, свернутых форм двигательной активности. Гештальттеория восприятия. Гештальтпсихология как направление возникло из признания первичности сознательных или феноменальных объектов и резкого неприятия положений элементаризма. Идея гештальтов связана с именами Э. Маха и фон Эренфельса. Научная школа сложилась в Германии в 1920-40 гг. Ведущими ее представителями были М. Вертгеймер, К. Кофка, В. Келлер и К. Дункер. Наибольший вклад они внесли в изучение психологии восприятия и решения задач.Начало было положено обнаружением в 1912 г. феноменального движения, когда при определенном сочетании длительности предъявления двух стимулов, их пространственного расположения и межстимульного интервала, возникало ощущение движения без идентификации самого движущегося объекта. Важным вкладом гештальтпсихологов явилась разработка проблемы среды, или поля восприятия, в котором на объекты действуют определенные силы притяжения и отталкивания. Гештальтпсихология базируется на философии холизма, центральным положением которого является известное утверждение, что целое больше его частей. Такой подход можно проиллюстрировать так называемым «гештальтистским треугольником». Несмотря на то, что нарисованы только три точки, наше сознание непроизвольно достраивает изображение до целого – треугольника. С точки зрения гештальпсихологов, структурализм, рассматривая восприятие как простую сумму ощущений, игнорирует такую категорию как связь между элементами воспринимаемого объекта. Теории перцептивной установки. Сенсорно-тоническая теория поля была предложена американскими исследователями Уопнером и Вернером для интерпретации большого количества фактов и феноменов пространственного восприятия как результата интеграции всей совокупной сенсорной информации, исходящей, как от объекта, так и от самого субъекта. Всякое восприятие есть отношение между психофизическим стимулом и состоянием организма, и имеет сенсорно-тоническую природу.

Эта система обычно находится в равновесии, а при нарушении этого состояния стремится восстановить его путем изменения одного из параметров. При постоянном стимуле это происходит за счет изменения состояния организма, которое может выражаться в формах как соматотонической, так и перцептивной активности. Таким образом, познодвигательная система наблюдателя рассматривается как неотъемлемый компонент перцептивной системы, которая, в свою очередь, определяет взаимное положение субъекта и объекта восприятия. В целом, природа сенсорно-тонического события, как утверждает В.И. Белопольский, остается скорее гипотетическим конструктом, чем психофизиологическим фактом. Теория фиксированной установки грузинского психолога Д.Н. Узнадзе объясняет организующую роль предшествующего опыта (преднастройки и установки) по отношению к актуальным сенсорным данным. Основой теории послужили эксперименты с фиксированной установкой, проводимые на материале восприятия веса, звуков, величины и т.д. После многократного предъявления пары стимулов, различавшихся по критическому параметру, испытуемый получал идентичные стимулы, которые воспринимались им как неравные. Другими словами, Д.Н. Узнадзе рассматривает установку не как непосредственную субъективную обработку сенсорного воздействия, а как определенную интенциональную активность субъекта в определенной ситуации. Теория перцептивной готовности американского психолога Дж. Брунера рассматривает восприятие как процесс категоризации. Поступивший сигнал сличается с соответствующим образом «подготовленной» категорией, которая определяет условия, необходимые для подтверждения или опровержения перцептивной гипотезы. Стратегии процесса решения включают несколько стадий: первичную, грубой категоризации, поиска дополнительных признаков, промежуточной и окончательной проверки. На готовность категорий оказывает влияние контекст, степень знакомства с объектом и актуальные потребностные установки.Предлагаются четыре механизма, обеспечивающие перцептивную готовность: группировка и интеграция; упорядочение альтернатив; установление соответствия и блокировка «входов». Психологи, которые объединились вокруг данного теоретического подхода, получившего название «Новый взгляд», внесли существенный вклад в экспериментальное исследование перцептивных процессов, а так же влияния личностных особенностей на восприятие объектов окружающей действительности. Теории активного восприятия. Моторная теория восприятия. Роль моторной активности в восприятии, особенно в зрении и гаптике (активном осязании), признавалась многими исследователями. Одна из крайних позиций, рассматривающая познокинестетические ощущения в качестве источника и основы пространственного и гностического чувственного образа, получила название моторной теории восприятия. Она базируется на изучении процессов ощупывания и рассматривания в целях опознания, когда пальцы следуют по граням предъявленного объекта, а глазные фиксации распределяются на углах и контурах фигур и на наиболее значимых и информативных зонах объекта. Так, Д. Нотон и Л. Старк установили, что при рассматривании сюжетной картинки в целях запоминания, человек вновь и вновь перемещает взор по одному и тому же стабильному маршруту, но индивидуально обусловленному у разных людей. Схемы осмотра разных картинок одним и тем же наблюдателем так же не совпадали. Согласно выдвинутой авторами гипотезы, отдельные элементы внутреннего отображения объекта связаны между собой в последовательность («кольцо признаков») следами тех движений глаз, которые необходимы для перехода от одного элемента к другому при непосредственном восприятии.В настоящее время моторная теория восприятия не имеет достаточно широкого экспериментального применения. Праксеологический подход. Решение фундаментальных проблем восприятия может быть найдено при изучении процесса его развития в онтогенезе. Придерживаясь этой принципиальной точки зрения, швейцарский психолог Ж. Пиаже предложил рассматривать развитие восприятия как определенного рода деятельность, организующую и обогащающую взаимосвязи между элементами в сенсорном поле. Экспериментальные данные, полученные в рамках этого направления исследований на детях разного возраста, позволили выделить стадии и тенденции развития восприятия.Согласно Ж. Пиаже, развитие восприятия происходит на протяжении всего детского возраста, все больше обогащаясь опытом разнообразной перцептивной деятельности и преодолевая эффекты поля. Развитие осуществляется в направлении константного и категориального образа, который всегда сохраняет ситуативность по сравнению с научным понятием.Открытому в исследованиях этого направления эффекту центрации (субъективной переоценки фиксируемого объекта или фрагмента) придается всеобщее значение. Он объясняет ошибки и иллюзии восприятия, открывает доступ к измерению адекватности восприятия по мере его децентрации. Современные направления в исследовании восприятия. Информационный подход. Одна из наиболее влиятельных теорий зрительного восприятия и распознания предметов в частности была предложена Д. Марром в 1982 г. Он предположил, что восприятие состоит из последовательности этапов возрастающей сложности и моделируемых при помощи компьютера. По его мнению, человек последовательно извлекает информацию из окружающей среды и одновременно включает ее в уже имеющиеся схемы или паттерны согласно закону возрастающей детализации.Процесс восприятия начинается с возникновения первичного наброска, с двухмерного отображения информации о контурах, краях и пятнах на основе изменчивости интенсивности света в зрительном поле. Затем возникает набросок. Это отображение, основанное на информации о затенении, бинокулярной диспарантности и движении для описания относительной глубины и направленности видимых поверхностей. Процесс восприятия завершается, когда возникает трехмерное отображение («3 D»), которое не зависит от занимаемой позиции наблюдателя.Теория Д. Марра представляет интерес с точки зрения компьютерного моделирования сенсорных систем и искусственного интеллекта. В частности, она нашла применение в исследовании закономерностей восприятия человека и его частей в трехмерном пространстве.Строгую математическую модель восприятия, получившую название «Наблюдатель», предложили Б. Беннетт с коллегами (Bennett, Hoffman, Prakash, 1989). Она выполняет логические операции по вероятностной интерпретации первичных перцептивных наблюдений в терминах воспринимаемого объекта. Такими наблюдениями могут быть как элементы низкоуровнего сенсорного анализа типа линий или границ, так и результаты высокоуровневых выводов, полученных другими Наблюдателями. При этом один и тот же индивид может обладать несколькими Наблюдателями, что позволяет объяснить многие феномены когнитивных влияний на восприятие.Общий подход Д. Марра получил развитие в теории покомпонентного распознания И. Бидермана. Она включает четыре этапа: 1) выделение края; 2) анализ областей вогнутости и / или обнаружение неслучайных свойств объекта; 3) определение отдельных составляющих; 4) сличение с отображениями объекта, хранящимися в памяти.

 

10. Восприятие формы и цвета На восприятие предмета в пространстве влияют многие факторы. Так, на восприятие величины предме­та оказывает влияние цвет предмета. Светлые предме­ты кажутся несколько большими, чем темные. Объем­ные формы, например шар или цилиндр, кажутся меньше соответствующих плоских изображений.Столь же сложным, как восприятие величины, яв­ляется восприятие формы предмета. Прежде всего, следует отметить, что при восприятии формы явление константности также сохраняется. Например, когда мы смотрим на квадратный или круглый предмет, на­ходящийся сбоку от нас, его проекция на сетчатке бу­дет выглядеть как эллипс или как трапеция. Тем не менее мы всегда видим один и тот же предмет одина­ковым, имеющим одну и ту же форму. Таким образом, восприятие формы оказывается постоянным и устой­чивым, т. е. константным. Основой этого постоянства является то, что учитывается поворот предмета к нам. Причем, как и в случае с восприятием величины, вос­приятие формы в значительной степени зависит от нашего опыта Восприятие формы предмета, находящегося на зна­чительном удалении, может меняться. Так, мелкие де­тали контура по мере удаления предмета исчезают, и его форма приобретает упрощенный вид. Может ме­няться и форма в целом. Например, прямоугольные предметы кажутся округлыми. Это объясняется тем, что расстояние между сторонами прямоугольника воз­ле его вершин мы видим в этих случаях под столь малым углом зрения, что перестаем его воспринимать, и вершины прямоугольника как бы втягиваются вглубь, т. е. углы закругляются.Очень сложен процесс восприятия объемной формы. Мы воспринимаем объем формы потому, что человеческие глаза обладают способностью бинокулярного зрения. Бинокулярный эффект обусловлен тем, что человек смотрит двумя глазами. Суть бинокулярного эффекта заключается в том, что когда оба глаза смотрят на один и тот же предмет, изображение этого предмета на сетчатке левого и правого глаза будет различно. Для того чтобы в этом убедиться, можно взять книгу, повернуть корешком к себе и поставить перед собой. Глядя на нее поочередно, то левым, то правым глазом, можно заметить, что выглядит она неодинаково, что объясняется смещением изображения книги на сетчатке в раз­ные стороны, при этом одни и те же точки книги попадают не нкоординирующие точки сетчатки, т. е. не на такие, которые находятся на одном и том же расстоя­нии и в одном и том же направлении от центра сетчатки, а на диспарантные точки, расположенные в каждом глазу на различном расстоянии от центра. При биноку­лярном зрении смещение изображений на сетчатке глаз вызывает впечатление од­ного, но объемного, рельефного предмета. Однако бинокулярное зрение не является единственным условием объемного восприятия предмета. Если мы посмотрим на предмет одним глазом, то все равно воспримем его рельеф. Большую роль в восприятии объемной формы предмета играет знание объемных признаков данного предмета, а также распределение све­та и тени на объемном предмете

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: