Психологические теории речи




Рассмотрим основные психологические теории, объясняющие процесс формирования речи. Одна из них – теория научения. Данная теория утверждает, что подражание и подкрепление являются основными механизмами формирования и развития речи у человека. Предполагается, что у ребенка имеется врожденная потребность и способность к подражанию, в том числе звукам человеческой речи. Освоение речи, таким образом, сводится к научению всем ее основным элементам.

Автором следующей теории речевого развития является Н.Хомский. Он утверждает, что в организме и мозге человека с рождения имеются некоторые специфические задатки к усвоению речи в ее основных атрибутах. Эти задатки созревают примерно к годовалому возрасту и открывают возможности для ускоренного развития речи с одного года до трех лет. Данный возраст называется сензитивным для формирования речи. В более широких возрастных границах он охватывает период жизни человека от года до половой зрелости. В течение всего этого периода времени развитие речи обычно происходит без осложнений.

Еще одна популярная теория усвоения языка называется когнитивной. Согласно ей развитие речи зависит от присущей ребенку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. Предполагается, что речевое развитие зависит от развития мышления, а не наоборот (Ж. Пиаже).

Развитие речи можно рассмотреть и с психолингвистических позиций в плане становления все более совершенной структуры речи. Под этим углом зрения процесс речевого развития представляет собой непрерывно и циклически повторяющиеся переходы от мысли к слову и от слова к мысли, которые становятся все более осознанными и содержательно богатыми. Усвоение речи ребенком начинается с выделения речевых сигналов из всей совокупности звуковых раздражителей. Затем в его восприятии эти сигналы объединяются в морфемы, слова, предложения, фразы. На базе их формируется связная, осмысленная внешняя речь, обслуживающая общение и мышление. Процесс перевода мысли в слово идет в обратном направлении.

 

Речь и мышление ППП 41

Проблема взаимосвязи речи и мышления, его роли в общении и

формировании сознания является едва ли не самым важным разделом психологии.

Анализ того, как строится наглядное отражение действительности, как человек

отражает реальный мир, в котором он живет, как он получает субъективный

образ объективного мира, составляет значительную часть всего содержания

психологии.Различают несколько функций речи, главная из которых – быть инструментом мышления. Мысль формулируется в речевой форме. В ней она и проявляется. Единство мышления и речи в психологии отображается в восприятии элементов реальности, их понимании. Речь – форма мышления. Задайтесь вопросом: «На каком языке я сейчас размышляю?». И в это мгновение вы осознаете данную взаимосвязь. Ведь слова выступают инструментом мышления каждого из нас. Когда изъясняете свою точку зрения словесно, с помощью фраз, понятных для окружающих, вы улучшаете свою мыслительную деятельность, занимаетесь ее совершенствованием.Психология отмечает главное, общее между понятием мышления и речи: их сосуществование. Развитие речевых навыков улучшает ваше собственное мышление. Ведь иногда потребность сообщить нечто важное, нелегкое на первый взгляд, требует тщательного продумывания каждого слова. Подбор выражений в таком случае требует от вас глубокого погружения в суть высказываемой мысли.Мышление и речь – это не синонимы, не взаимозаменяемые термины. Они - единство, доминирующая роль в котором отводится мышлению.
Значительный вклад в решение этой проблемы внес Л. С. Выготский. Слово, писал он, так же относится к речи, как и к мышлению. Оно представляет собой живую клеточку, содержащую в самом простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению н целом. Слово — это не ярлык, наклеенный в качестве индивидуального названия на отдельный предмет. Оно всегда характеризует предмет или явление, обозначаемое им обобщенно и, следовательно, выступает как акт мышления.Электромиографическое исследование работы голосового аппарата в связи с мыслительной деятельностью показало, что в самые сложные и напряженные моменты мышления у человека наблюдается повышенная активность голосовых связок. Эта активность выступает в двух формах: физической и тонической. Первая фиксируется в виде высокоамплитудных и нерегулярных вспышек речедвигательных потенциалов, а вторая - в форме постепенного нарастания амплитуды электромиограммы (электромиограмма - техническая запись движений голосовых связок). Экспериментально доказано, что физическая форма речедвигательных потенциалов связана со скрытым проговариванием слов про себя, в то время как тоническая - общим повышением речедвигательной активности. Движение от мысли к слову, по Выготскому, «предстает в виде превращения личностного смысла в общепонятное значение. Однако этому движению предшествует важный этап: сама мысль зарождается не от другой мысли, а от различных потребностей человека, от той сферы, которая охватывает все наши влечения, побуждения, эмоции и т. п. Мышление и речь имеют разные генетические корни. Первоначально они выполняли различные функции и развивались отдельно. Исходной функцией речи была коммуникативная функция. Сама речь как средство общения возникла в силу необходимости разделения и координации действий людей в процессе совместного труда. Вместе с тем при словесном общении содержание, передаваемое речью, относится к определенному классу явлений и, следовательно, уже тем самым предполагает их обобщенное отражение, т.е. факт мышления. Вместе с тем такой, например, прием, общения, как указательный жест, никакого обобщения в себе не песет и поэтому к мысли не относится. В свою очередь, есть виды мышления, которые не связаны с речью, например наглядно-действенное, или практическое, мышление у животных. У маленьких детей и у высших животных обнаруживаются своеобразные средства коммуникации, us связанные с мышлением. Это выразительные движения, жесты, мимика, отражающие внутренние состояния живого существа, но не являющиеся знаком или обобщением. В филогенезе мышления и речи отчетливо вырисовывается доречевая фаза в развитии интеллекта и до интеллектуальная фаза в развитии речи. Итак, связь речи и мышления не только позволяет глубже проникать в

явления действительности, в отношения между вещами, действиями и качествами но и располагает системой синтаксических конструкций, которые дают возможность сформулировать мысль, выразить суждение. Речь располагает более сложными образованиями, которые дают основу для теоретического мышления и которые позволяют человеку выйти за пределы непосредственного опыта и делать выводы отвлеченным вербально- логическим путем. К числу аппаратов логического мышления относятся и те логические структуры, моделью которых является силлогизм. Переход к сложным формам общественной деятельности даёт возможность овладеть теми средствами языка, которые лежат в основе наиболее высокого уровня познания- теоретического мышления. Этот

переход от чувственного к рациональному и составляет основную черту

сознательной деятельности человека, являющейся продуктом общественно-исторического развития.

 

ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ ППП 42

Превращение мысли в слово осуществляется не вдруг, оно совершается во внутренней речи. Категория «внутренняя речь» едва ли не самая важная в концепции выдающегося психолога. Внутренняя речь - отнюдь не «говорение про себя», не «речь минус звук». Она имеет особое строение и качественно отличается от речи внешней. Начнем с того, что внутренняя речь - это речь, состоящая из предикатов, ключевых слов, несущих в себе сердцевину информации. Поскольку мысль (замысел) уже несет в себе то, о чем пойдет разговор, то в специальном обозначении как раз нуждается то, что будет сказано в предмете речи. Так вот, внутренняя речь - это как бы набор рем будущего высказывания.«По своей структуре внутренняя речь напоминает разговорное ситуативное общение». Представим себе ситуацию: на автобусной остановке пассажиры ожидают прибытие опаздывающего автобуса. Вдруг один из наиболее беспокойных и зорких пассажиров вглядывается вдаль и произносит: «Идет!». Одного этого слова вполне достаточно, чтобы окружающие поняли смысл высказывания. Возьмем другую ситуацию. Студенты, сидя в аудитории, ожидают преподавателя. Один из них выглядывает в коридор и произносит: «Идет!». Разумеется, всем будет ясно, что идет лектор, а не автобус. Внутренняя речь имеет сходные функциональные свойства. Это речь свернутая, сжатая, часто деграмматикализованная. Она несет в себе конспект будущего высказывания и разворачивается в считанные доли секунды. «Внутренняя речь - результат длительной эволюции речевого сознания. Ее еще нет у ребенка-дошкольника. Она развивается из внешней, так называемой эгоцентрической речи маленьких детей, которая все более сворачивается, делается сначала шепотной и лишь, затем уходит внутрь языкового сознания. Такое превращение внешнего говорения во внутреннюю сжатую речь носит название интериоризации речи. Обычно в норме механизм внутренней речи завершает свое формирование к подростковому возрасту (10-11 лет)». Учение о внутренней речи - одна из важнейших заслуг Л. С. Выготского и его многочисленных учеников и последователей. Оно проясняет многие тайны формирования и восприятия высказываний в процессе. Внутренняя речь, в отличие от внешней речи, обладает особым синтаксисом, характеризуется отрывочностью, фрагментарностью, сокращенностью. Превращение внешней речи во внутреннюю происходит по определенному закону: в ней в первую очередь сокращается подлежащее и остается сказуемое с относящимися к нему частями предложения. Основной синтаксической характеристикой внутренней речи является предикативность (характеристика внутренней речи, выражающаяся в отсутствии в ней слов, представляющих субъект (подлежащее), и присутствии только слов, относящихся к предикату (сказуемому). Ее примеры обнаруживаются в диалогах хорошо знающих друг друга людей, "без слов" понимающих, о чем идет речь в их "разговоре". Таким людям нет, например, никакой необходимости иногда обмениваться словами вообще, называть предмет разговора, указывать в каждом произносимом ими предложении или фразе подлежащее: оно им в большинстве случаев и так хорошо известно. Человек, размышляя во внутреннем диалоге, который, вероятно, осуществляется через внутреннюю речь, как бы общается с самим собой. Естественно, что для себя ему тем более не нужно обозначать предмет разговора. Во внутренней же речи - и в этом состоит ее главная отличительная особенность - преобладание смысла над значением доведено до высшей точки. Можно сказать, что внутренняя речь, в отличие от внешней, имеет свернутую предикативную форму и развернутое, глубокое смысловое содержание., Еще одной особенностью семантики внутренней речи является агглютинация, т. е. своеобразное слияние слов в одно с их существенным сокращением. Возникающее в результате слово как бы обогащается двойным или даже тройным смыслом, взятым по отдельности от каждого из двух-трех объединенных в нем слов. «Так, в пределе можно дойти до слова, которое вбирает в себя смысл целого высказывания, и оно становится, "концентрированным сгустком смысла". Чтобы полностью перевести этот смысл в план внешней речи, пришлось бы использовать, вероятно, не одно предложение». Внутренняя речь, по-видимому, и состоит из подобного рода слов, совершенно непохожих по структуре и употреблению на те слова, которыми мы пользуемся в своей письменной и устной речи. Такую речь в силу названных ее особенностей можно рассматривать как внутренний план речевого мышления. Внутренняя речь и есть процесс мышления "чистыми значениями".«При переходе внешней речи во внутреннюю эгоцентрическая речь постепенно исчезает. На убывание ее внешних проявлений следует смотреть, как считал Л. С. Выготский, как на усиливающуюся абстракцию мысли от звуковой стороны речи, что свойственно речи внутренней. Внутренняя речь есть речевое действие, перенесенное "вовнутрь". Она в типичном случае возникает в ситуации решения задачи. Внутренняя речь может сопровождаться внутренним проговариванием (в достаточно сложных типах заданий), но это - совершенно не обязательно условие. Внутренняя речь может быть "представлена" в говорении и отдельными "намеками", операций речедвигательными признаками слов и словосочетаний.
Строго говоря, в тех случаях, когда внутренняя речь макси­мально приближена к развернутой, дискурсивной речи, она чаще всего сопровождается прогорвариванием. Это - один "полюс". Вто­рой "полюс" " это максимально свернутая внутренняя речь, приб­лиженная в простому пониманию речи.

Понятие воображение. Фантазии. ППП 43 Воображение — это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых. Воображение представляет собой отражение реальной действительности в новых непривычных сочетаниях и связях. Оно занимает промежуточное положение между восприятием и мышлением, мышлением и памятью. Это одно из самых загадочных психических явлений. Нам почти ничего не известно о механизме воображения, его анатомо-физиологической основе. Воображение свойственно только человеку. Оно позволяет ему выйти за пределы реального мира во времени и пространстве, дает возможность еще до начала работы представить себе готовый результат труда. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение может функционировать на разных уровнях. Их различие определяется прежде всего активностью человека. По степени выраженности активности различают воображение активное и пассивное. Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Активное воображение может быть творческим и воссоздающим. Фанта́зия «воображение» — ситуация, представляемая индивидуумом или группой, не соответствующая реальности, но выражающая их желания. Фантазия - это импровизация на свободную тему. Фантазировать, значит воображать, сочинять, представлять.Л.С.Выготский отмечает, что “воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в само течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет, как известно, самую основу той деятельности, которую мы называем воображением”. Кестлер считает, что игра воображения дает возможность по-новому связать как известные ранее, так и приобретенные заново данные. “Воображение, - пишет С.Л. Рубинштейн, - связано с нашей способностью и необходимостью творить новое”. “Воображение - это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение - это преобразование данного, осуществляемое в образной форме”. “Основной признак процесса воображения, - пишет Е.И. Игнатьев, - в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получается новое представление”.

В жизни воображение нужно человеку для следующих целей:1) представлять действительность в образах;2) регулировать эмоциональные состояния;3) изучать мир в совокупности с другими познавательными процессами;4) формировать внутренний план действий5) планировать и программировать деятельность. Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Если представить на минуту, что человек не обладалбы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых величайшими писателями и изобретений конструкторов. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. 1 Определение воображения Воображение - особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир,

 

44. Виды воображения. Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.Произвольное воображение имеет для человека гораздо большее значение. Этот вид воображения проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны. В этих случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. В основе такой работы воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления.Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, продуктивное (творческое) воображение и мечту. Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. С этим видом воображения сталкиваются тогда, когда читают описание географических мест или исторических событий, а также когда читают описание литературных героев. Следует отметить, что воссоздающее воображение формирует не только зрительные представления, но и осязательные, слуховые и т. д. Так, читая описание Полтавской битвы, сделанное А.С. Пушкиным, можно отчетливо представить раскаты орудийных выстрелов, крики солдат, бой барабанов, запах пороха.Чаще всего с воссоздающим воображением сталкиваются, когда необходимо воссоздать какое-либо представление по словесному описанию. Однако бывают случаи, когда человек воссоздает представление о каком-либо предмете, не пользуясь словами, а на основе схем и чертежей. В этом случае успешность воссоздания образа во многом определяется способностями человека к пространственному воображению, т. е. способностью воссоздать образ в трехмерном пространстве. Следовательно, процесс воссоздающего воображения тесно связан с мышлением человека и его памятью.Следующий вид произвольного воображения – продуктивное (творческое) воображение. Оно характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Продуктивное воображение, как и воссоздающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт. Поэтому между воссоздающим и творческим воображением нет жесткой границы. При воссоздающем воображении зритель, читатель или слушатель должен в большей или меньшей степени восполнять заданный образ деятельностью своего творческого воображения.Особой формой воображения является мечта. Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создании новых образов. Однако мечта имеет ряд существенных отличий от продуктивного (творческого) воображения. Во-первых, в мечте человек всегда создает образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда воплощаются желания их создателя. В мечтах находит свое образное выражение то, что влечет к себе человека, к чему он стремится. Во-вторых, мечта – это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т. е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т. д.

45. Функции и свойства воображения.Функции воображения Воображение изначально возникает и развивается как полифункциональное психическое образование, участвующее в разных сферах жизни и деятельности личности (Палагина, 1997). Чаще всего приводятся следующие функции воображения:Эвристическая или инновационная – представление действительности в образах и возможность пользоваться ими в процессе решения задач. Эта функция связана с мышлением в ситуации неопределенности. Ее результатом является создание новых «образов для себя», начиная с неспецифических действий с предметами и варьирования их назначением (например, в играх понарошку).Когнитивная (познавательно-коммуникативная) – функция воссоздания целостного образа по фрагментам чувственного опыта, обеспечения понимания речи и ее дополнения наглядными элементами, уточнения вербального высказывания путем интерпретации события, формирования внутреннего плана действия и способности манипулировать в уме образами.Регулятивная – способность снять эмоциональное напряжение, произвольная регуляция познавательных процессов, поддержание удовольствия от процесса познания.Антиципации и прогнозирования – предвосхищение, целеполагание, планирование и программирование результата деятельности, оценка привлекательности и степени реализации программ.Прагматическая и социальная – использование формируемых в процессе воображения образов реального мира в решении практических задач, возникающих в различных сферах деятельности, отождествление себя с эмоционально привлекательными субъектами, поло-ролевая

идентификация.Психотерапевтическая и психокоррекционная – регуляцияэмоциональных процессов и состояний и коррекция представлений о себе посредством психологических технологий и тренингов, в том числе трансформация виртуальных образов в образы восприятия и памяти.В экспериментах врача-гипнотизера В.Е. Райкова пациенты входили в образ выдающихся людей. Под гипнозом, находясь в образе одаренного человека, они значительно повышали свои достижения в живописи и музыке, а также в области изучения иностранных языков. Сегодня практика вживания в образ другого нашла применение в имаготерапии, то есть терапии при помощи воображаемого образа.Впрочем, отношение к функциям воображения во многом аналогично отношению к творчеству: воображение можно развивать или только создавать условия для его высвобождения. Свойства воображения. Все ограничения, обусловленные возможностями организма, игнорируются. Все характеристики образа воображения формируются самим субъектом. Субъект сам задаёт внешние и внутренние характеристики у объекта - у отдельности-для-себя. Первичные свойства. Пространственно-временная структура воображения формируется самим субъектом, который задаёт и внешний её аспект, и внутренний. Пример того, как игнорируются объективные пространственно-временные ограничения действительности: «Нам нет преград ни в море, ни на суше /Нам не страшны ни льды, ни облака...». А субъективных ограничений на образ воображения просто нет. Все характеристики объекта для субъекта изменяются произвольно. Пример: у персонажей большинства мультфильмов весьма очевидна «пульсация» пропорций и буквально «плавают» сравнительные размеры. То же - с временными характеристиками. Воображаемый объект существует вне и над объективным временем, хотя носитель этого образа находится в его рамках.Качественная определённость образа воображения обусловлена только субъективно: предысторией, историей, настоящим носителя и его текущей активностью. Этот психический продукт всегда субъективно обусловлен и не имеет объективного источника во время своего существования.Интенсивность воображения также прямо обусловлена психической активностью своего носителя. Причём между энергетическими затратами и интенсивностью воображения существует реципрокное (обратное) отношение: чем больше физические траты организма, тем менее яркими являются эти образы. Вторичные свойства. Предметность - как на ложение объект-для-субъекта на любой фон. Целостность всегда обеспечивается слипанием элементов, и это имеет своё название: агглютинация. Образ воображения абсолютно аконстантен (изменчив): без преобразования (без трансформации) нет воображения. Виды трансформации в воображении: от акцентирования деталей до гиперболизации частей и целого. Обобщённость в воображении не имеет границ. Её особая форма - это типизация, или синтез сходных (общих) черт, выделенных у различных объектов. Иными словами: выделение сходного у различных объектов по различным основаниям и объединение всего выделенного в рамках целого. Другая форма обобщения в воображении - схематизация, или выделение в отдельном общего и особенного («скелета»). Особенные («третичные») свойства объединяют воображение с мышлением. Проблемность: образ воображения возникает там и тогда, где и когда есть субъективная неопределённость. Фазность воображения вариативна: от отсутствия (образ всплывает «сам по себе», как при представлении) до чёткой выраженности этапов, например, в творческом акте. Здесь всегда происходит накопление впечатлений, их переработка, безуспешные поиски подходящего (какого?) варианта, затем приходит внезапное озарение («инсайт») и начинается мучительный поиск внешней формы... Операциональная опосредствованность - см. тему «мышление». Понимание - как субъективная определённость, ясность своего детища. У человека образ воображения часто оречевлён.

 

46. Способы создания образов воображения. Образы, воссоздаваемые в процессе воображения, не могут возникать из ничего. Они формируются на основе предшествующего опыта, на основе представлений о предметах и явлениях объективной реальности. Процесс создания образов воображения из впечатлений, полученных человеком от реальной действительности, может протекать в различных формах.

Создание образов воображения проходит два основных этапа. На первом этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений или имеющихся представлений на составные части. Другими словами, первый этап формирования образов воображения характеризуется анализом полученных от реальности впечатлений или сформированных в результате предшествующего опыта представлений. В ходе такого анализа происходит абстрагирование объекта, т. е. он представляется изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагирование частей объекта.С этими образами далее могут осуществляться преобразования двух основных типов. Во-первых, эти образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи. Во-вторых, этим образам может быть придан совершенно новый смысл. В любом случае с абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез. Эти операции, составляющие суть синтезирующей деятельности воображения, являются вторым этапом формирования образов воображения. Причем формы, в которых осуществляется синтезирующая деятельность воображения, крайне многообразны.Простейшей формой синтеза в процессе воображения является агглютинация, т. е. создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому. Примерами агглютинации могут служить: образ кентавра, образ крылатого человека в рисунках североамериканских индейцев, образ древнеегипетского божества (человек с хвостом и звериной головой) и т. д.Процессы, лежащие в основе агглютинации, весьма разнообразны. Как правило, их можно разделить на две основные группы: процессы, связанные с недостаточностью критичности или недостаточностью аналитичности восприятия, и процессы произвольные, т. е. контролируемые сознанием, связанные с мыслительными обобщениями. Образ кентавра, вероятно, появился, когда в условиях недостаточной видимости скачущий на лошади человек воспринимался как некое невиданное животное. В то же время образ крылатого человека, скорее всего, возник сознательно, поскольку символизирует идею быстрого и легкого передвижения по воздуху и конкретизирован в чувственном образе.Одним из наиболее распространенных способов переработки образов восприятия в образы воображения является увеличение или уменьшение объекта или его частей. С помощью такого способа были созданы различные литературные персонажи.Агглютинация может осуществляться и с помощью включения уже известных образов в новый контекст. В этом случае между представлениями устанавливаются новые связи, благодаря которым вся совокупность образов получает новое значение. Как правило, при включении представлений в новый контекст этому процессу предшествует определенная идея или цель. Данный процесс полностью контролируем, если только это не сновидение, когда контроль сознания невозможен. При включении уже известных образов в новый контекст человек добивается соответствия между отдельными представлениями и целостным контекстом. Поэтому весь процесс с самого начала подчинен определенным осмысленным связям.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: