Б. Ликвидация Запорожской Сечи, создание Новороссийской Губернии




 

Сразу после окончания Первой русско-турецкой войны Екатерина II решила положить конец своеволию запорожских казаков и в мае 1775 г. приказала генерал-аншефу П.А. Текели ликвидировать Запорожскую Сечь. Во исполнение царского указа он немедля выступил в поход из крепости Святой Елизаветы (нынешний Кировоград) и уже в конце мая занял основные стратегические пункты Запорожского войска.

 

А спустя месяц русские войска подошли к «столице» запорожцев Новой Сечи, где генерал П.А. Текели зачитал здешней войсковой старшине императорский манифест «Об уничтожении Запорожской Сечи и о причислении оной к Новороссийской губернии», где было прямо указано, что «нетъ теперь более Сечи Запорожской въ политическомъ ея уродстве, следовательно же и козаковъ сего имени».

 

В рядах современных украинских самостийников и кандидатов украинских исторических наук «разгром» Запорожского войска традиционно рассматривают только через призму русской имперской политики, направленной на подавление всего украинского национального самосознания и исконного свободолюбивого казачьего бытия.

 

Однако, как совершенно верно отмечали многие историки (Н.И. Павленко, А.П. Пронштейн, Н.А. Миненков), раньше аналогичные права и привилегии были отняты у донских и яицких казаков, поскольку по мере расширения южных границ Российской империи центральная власть больше не нуждалась в их услугах по охране новых пограничных рубежей.

 

Это обстоятельство стало одной из главных причин знаменитого Пугачевского бунта (1773;1775), повторение которого могло произойти и в Запорожском войске, если бы наученная горьким опытом императрица вовремя не предупредила его.

 

Сразу после упразднения Запорожской Сечи по указу Екатерины II на днепровских порогах началось строительство Днепровской оборонительной линии, главным центром которой стала Александровская крепость (Александровск) — нынешний город Запорожье, а территория Запорожского войска вошла в состав Новороссийской и Азовской губерний.

 

Во второй половине 1770-х гг. светлейший князь Г.А. Потемкин, который приложил колоссальные усилия по освоению Новороссийского края, основал здесь три новых города — Екатеринослав (1776) (нынешний Днепропетровск), Херсон (1778) и Павловск (1780) (нынешний Мариуполь). В 1780–1782 гг. после утверждения Екатериной II «Общего положения о российских губерниях» и ликвидации Малороссийской коллегии, на территории Малороссийской и Слободско-Украинской губерний были учреждены Киевское и Харьковское наместничества, которые возглавили генерал-фельдмаршал П.А. Румянцев и генерал-аншеф Д.А. Норов.

 

В том же 1764 г. Екатерина II полностью упразднила военно-полковую автономию Малороссии, и управление этой обширной территорией вновь было передано в руки воссозданной Малороссийской коллегии, президентом которой был назначен генерал-аншеф П.А. Румянцев. Таким образом была Ликвидирована Запорожская Сечь

 

Указъ нашему сенату[

По Всемилостивѣйшемъ отъ насъ увольненіи графа Разумовскаго, по прошенію, отъ гетманскаго чина, повелѣваемъ нашему сенату для надлежащаго въ Малой Россіи управленія учредить тамъ малороссійскую коллегію, въ которой присутствовать главнымъ: нашему генералу, графу Румянцеву и съ нимъ четыремъ великороссійскимъ членамъ зъ генералитетскихъ и штапъ-офицерскихъ чиновъ, да изъ малороссійскихъ-же старшинъ четыремъ-же членамъ. Великороссійскимъ всемилостивѣйше опредѣляемъ мы нынѣ генералъ-маіора Бранта, да полковника князя Платона Мѣщерскаго, на протчія-жъ двѣ вакансіи вибравъ сенату немѣдленно кандидатовъ къ намъ представить; а малороссійскихъ — обозного генералного Кочубея, писаря генералного Туманского, асаула генералного Журавку, да хорунжого Данила Апостола; прибрать и находячогося не у дѣлъ подполковника Семенова, а секретарей — едного изѣ великороссійскихъ, а другого зъ тамошнихъ, такъ-же и другихъ нижнихъ канцелярскихъ служителей выбрать ему графу Румянцеву по своему разсмотренію.

Мы, желая, чтобъ между опредѣленными въ сію коллегію чинами никакого различія не было и каждой мѣсто свое по чину старѣйшинства занимать моглъ, всемилостивѣйше жалуемъ сихъ малороссійскихъ чиновъ уравненіемъ у классахъ съ великороссійскими нижеслѣдующими чинами, а именно: обозного генералного Кочубея генералъ-маіорскимъ, писаря генералного Туманского чиномъ статского совѣтника, асаула генералного Журавку и хорунжого Апостола полковничими.

А какіе у прошломъ 1763 году, по имянному нашему указу, учреждении въ Малой Россiи суди подкоморскіе и суди земскіе, въ каждомъ полку по два, а въ нѣжинскомъ три, въ которые и опредѣляются подкоморие, судьи, подсудки и писарѣ, виборомъ къ тому повсегодно, яко временние, то повелѣваемъ и симъ, пока они въ такихъ по выборамъ званіяхъ будутъ, считаться заурядъ, а именно: подкоморимъ — первимъ по полковникѣ малороссiйскомъ, судьямъ земскимъ съ первостатейными бунчуковыми товарищи, по старшинству, подсудкамъ съ бунчуковыми второстатейными, писарямъ земскимъ противъ асауловъ полковыхъ, по старшинству, а вознимъ быть первымъ подъ сотникомъ малороссійскимъ.

Сему, за неимѣніемъ нынѣ гетмана, опредѣленному отъ насъ главному малороссійскому комендиру быть въ такой силѣ, какъ генералъ-губернатору и президенту малороссійской коллегіи, гдѣ онъ по дѣламъ суда и росправи имѣетъ голоси предсѣдателя по генералному регименту, а въ протчиихъ дѣлахъ, яко-то въ содержаніи въ народѣ доброго порядку, обшей безопасности и исполненія законовъ, долженъ онъ поступать съ властію губернаторскою, то есть какъ особливый повѣренный нашъ въ отсутственномъ мѣстѣ.

ЗапорожскоЙ Сѣчи, которая состояла подъ вѣдомствомъ гетмана, быть нынѣ вѣдомой въ семъ правительствѣ малороссійскомъ.

Въ разсужденіи-же излишнихъ предъобыкновенныхъ расходовъ, которые въ семъ званіи имѣть должно, всемилостивѣйше жалуемъ ему графу Румянцеву, сверхъ настоящого по чину его жалованья, зъ тамошнихъ доходовъ по четирѣ тисячѣ рублевъ на годъ столовихъ денегъ, да на генералъ-губернаторскій урядъ — вѣдомства кучеровского село Кучеровку, съ принадлежащимм къ нему селами и хуторами, да село Середину Буду.

На копіи значится, что подлинной подписанъ ея императорскаго величества рукою тако:

Екатерина.

Состоялся 1764 году ноября 10 дня.

 

В) Реформа Сената

 

26 декабря 1763 года – личным указом Екатерины II Великой Сенат был реорганизован.

В результате реформ:

1. Сенат лишился законодательной инициативы – вся власть над законотворческой деятельностью была передана Екатерине II и её статс-секретарям. Основными функциями остались судебная и контролирующая.

2. Произошло разделение на 6 департаментов, каждый из которых отвечал за свою часть государственного аппарата. Главой пяти департаментов являлись обер-прокуроры, главой Сената и первого департамента – генерал-прокурор, лично докладывающий о положении дел императрице.

3. Порядок рассмотрения дел предусматривал необходимость принятия единогласного решения по рассматриваемому вопросу внутри департамента. В случае, если решение вызывало разногласия – оно рассматривалось на общем заседании Сената.

Разделение департаментов по сферам ответственности было следующим:

  • Первый – отвечал за контроль над политическими и государственными вопросами в столице – Санкт-Петербурге.
  • Второй – контролировал судебные дела в столице.
  • Третий – осуществлял надзор и контроль над образованием, медициной, искусством, научной и транспортной деятельностью.
  • Четвертый – отвечал за военно-морскую и военно-сухопутную отрасли
  • Пятый – рассматривал политические и государственные дела в Москве
  • Шестой – выполнял судебные функции в Москве

Таким образом было произведено разделение ответственности сенатских подразделений. В результате реформ его роль в государстве свелась к выявлению и устранению недочётов законодательства и контроля, в том числе судебного, за его исполнением.

Манифест № 11.989 имеет длинное трудно произносимое название поэтому приведем только его текст

 

 

В ноябре 1765 г. Екатерина II, серьезно озаботившись проблемами экономического положения страны, по прошению ряда видных вельмож, в частности, графа Г.Г. Орлова, графа Р.И. Воронцова, графа И.Г. Чернышева и графа А.В. Олсуфьева, учредила Вольное экономическое общество, а затем приступила к сочинению своего знаменитого «Наказа» «Комиссии об уложении». Попытки проведения новой законодательной реформы неоднократно предпринимались и Петром I в 1700, 1714, 1719;1725 гг., и Екатериной I в 1725–1727 гг., и Елизаветой Петровной в 1754–1761, однако работа их уложенных комиссий не увенчалась созданием нового свода законов.

 

Поэтому Екатерина II вновь вернулась к этой острой проблеме и уже в декабре 1766 г., окончив написание своего знаменитого «Наказа», издала указ о созыве новой «Комиссии об уложении».

Эта уложенная комиссия отличалась от своих предшественниц, по крайней мере, тремя интересными особенностями.

1) Во-первых, более широким «народным представительством», поскольку право избирать новый «депутатский корпус» впервые было предоставлено не только благородному дворянству и российскому купечеству, но также государственным крестьянам и оседлым «инородцам».

 

Крепостные крестьяне, а также все православное духовенство вообще не были представлены в этой комиссии, за исключением новгородского митрополита Димитрия, который представлял не само духовенство, а лишь орган государственной власти — Святейший синод.

 

Всего же, по подсчетам известного русского юриста профессора В.Н. Латкина, автора фундаментальной монографии «Законодательные комиссии в России в XVIII столетии: историко-юридическое исследование» (1887), состав депутатского корпуса последней уложенной комиссии выглядел следующим образом: из 564 депутатов 28 были от центрального правительства, 161 — от дворян, 208 — от посадских, 79 — от крестьян, 54 — от казаков и 34 — от иноверцев.

 

2) Другая особенность екатерининской «Комиссии об уложении» состояла в том, что накануне ее открытия всем депутатам был роздан императорский «Наказ», написанной Екатериной II в 1765;1766 гг. В отечественной исторической науке (В. Сергеевич, М. Белявский, О. Омельченко) существует устойчивое представление

 

о сугубо компилятивном характере этого сочинения, однако данное утверждение не вполне корректно.

Действительно, больше половины всех статей этого «Наказа» были практически полностью заимствованы из известных работ Шарля Монтескье «О духе законов» (1748) и Чезаре Беккария «О преступлениях и наказаниях» (1764).

 

Однако реально екатерининский «Наказ» стал продуктом творческой переработки и ряда других известных европейских трактатов, в частности, работ двух известных немецких «полицистов» — И.Г. Юсти «Политическая экономика» (1759) и Я.Ф. Бильфельда «Политические наставления» (1764).

 

Более того, как отметили авторитетные историки (Н. Павленко, Л. Милов), в процессе работы над своим «Наказом» Екатерина II создала собственную, вполне оригинальную политико-правовую концепцию, существенно деформировав идеи европейского Просвещения применительно к российской действительности и обосновав ряд «новаторских» идей, в частности, незыблемость самодержавного правления в Российской империи, ибо иная форма правления для столь огромной страны была бы не только вредна, но и просто разорительна.

 

3) Третья особенность «Комиссии об уложении» состояла в том, что практически все депутаты прибыли в Москву со своими местными «наказами», которые были составлены участниками «выборных кампаний» с учетом многочисленных сословных пожеланий и требований.

 

В частности, русская аристократия требовала отменить петровскую «Табель о рангах», провинциальное дворянство желало ужесточить меры в отношении беглых крепостных крестьян и холопов, посадский люд, прежде всего купечество, ратовал за предоставление им всех дворянских привилегий, казенные крестьяне выступали за сокращение подушной подати и т. д.

 

Практически все местные наказы содержали кучу жалоб на традиционные волокиту и мздоимство и в центральных, и в местных государственных учреждениях и канцеляриях. Общее количество таких наказов существенно превышало численность самих депутатов, и по оценкам историков, составляло не менее 2500 «челобитных».

 

 

Что касается внутреннего содержания «Наказа», который в период работы уложенной комиссии в 1768 г. был дополнен еще двумя главами, то он состоял из 22 глав и 655 статей:

 

I–V главы (1—38 статьи) содержали общие принципы государственного устройства;

VI–VII главы (39–79 статьи) были посвящены основам государственной законодательной политики;

VIII–IX главы (80—141 статьи) содержали нормы уголовного права и судопроизводства;

X глава (142–250 статьи) практически целиком излагала концепцию уголовного права Ч. Беккариа;

XI;XVIII главы (251;438 статьи) определяли порядок сословной организации русского общества;

XIX;ХХ главы (439–521 статьи) оговаривали профессиональные вопросы юридической техники;

XXI глава (522;562 статьи) содержала основы административно-полицейского управления; и наконец,

XXII глава (563–655) регулировала все важнейшие вопросы в финансовой сфере.

 

Формально уложенная комиссия просуществовала до конца правления Екатерины II, но реально она работала гораздо меньше. Активная фаза этой работы пришлась только на июль 1767 г.; январь 1769 г., когда состоялось 204 пленарных заседания, в ходе которых обсуждались самые насущные вопросы о положении и интересах различных сословий Российской империи, в том числе отмены петровской «Табели о рангах», распространения дворянских привилегий на купеческое сословие, сокращения подушной подати, развития промышленности и торговли, реформы судоустройства и т. д.

 

Помимо пленарных заседаний Большого собрания, депутаты уложенной комиссии работали в рамках 15 частных комиссий, где значительно более подробно и детально обсуждались различные проекты отмены крепостного права (А. Алейников, А. Маслов), установления фиксированных феодальных повинностей крепостных крестьян (Г. Коробьин, Я. Козловский) и другие острые вопросы.

 

Именно это обстоятельство весьма насторожило руководство уложенной комиссии. По совету ее председателя (маршала) генерал-аншефа А.И. Бибикова под предлогом начала Первой русско-турецкой войны (1768;1774) Большое собрание уложенной комиссии было распущено и до конца 1771 г. продолжали работать только ряд частных комиссий.

 

По мнению ряда историков (Н. Павленко, А. Каменский), единственным реальным итогом работы уложенной комиссии стало преподнесение Екатерине II титула «Матери Отечества», что имело огромное политическое значение, поскольку знаменовало собой новую коронацию императрицы, но уже не кучкой заговорщиков, возведших ее на престол летом 1762 г., а представителями всех сословий Российской империи.

 

Хотя, конечно, положительный итог работы уложенной комиссии состоял и в том, что матушка-императрица получила богатый и разнообразный материал об интересах и чаяниях различных сословий Российской империи и реальном положении дел в различных регионах страны.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: