Что называется религией? Почему трудно дать ей одноопределение, которое было бы принято всеми?




Возможно ли безрелигиозное общество?

Каковы причины возникновения религии?


ВОПРОС О БОГЕ

Все, что связано с Богом, во все времена живо интересовало людей. Современные теологи и религиоведы говорят о Боге, что Он — Тот, Кто «вызывает благоговение, чувство священного», «первооснова, центр, смысл и цель существования жизни и мира».

Большинство людей верит в Бога и находит в Нем смысл своей жизни и счастье. А те, которые не верят, обычно этим гордятся и говорят о Боге с безразличием или воинственным неприятием. Некоторые находятся на распутье между верой и неверием, в нерешительности и размышлениях. Много таких, которые сомневаются и в своей вере, а также и в своем сомнении.

В любом случае, независимо от какой бы то ни было позиции по отношению к Богу, одно совершенно несомненно: вопрос этот не праздный, академический или не существенный. Он неразрывно связан с существованием, повседневной жизнью и размышлениями человека, с его историей и его будущим. Поэтому изучение этого вопроса требует особенной чуткости и ответственности.

ВОПРОСЫЧЕЛОВЕКА О БОГЕ

Размышляя о Боге, человек задается вопросами о Его существовании, Его сущности и Его участии в нашей жизни. Приводим главнейшие из них:

• Есть ли Кто-нибудь в глубине бытия, за пределами чувст-венных и преходящих вещей и явлений? Если да, то Кто Он такой, где Он и каков образ Его существования?

• Какой из богов, в которых люди верят, истинный?

• Чем отличается вера христиан от веры других людей?

• Каково отношение Бога к человеку и его повседневной жиз-ни? Является ли Он защитой, освобождением и счастьем человека или же Он несет с Собой страх, лишения и рабство?


• На каких фактах основана вера в Бога? Откуда они извест-ны и какой достоверностью обладают?

• Может ли наша жизнь иметь смысл без веры в Бога?

О БОГЕ И О ТОМ, ЧЕМ БОГ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ

Один из наиболее известных теологов нашего времени Карл

Ранер (1904 — 1984) заметил: «Слава Богу за то, что слова 60-ти или 80-ти процентов наших современников о том, что такое Бог, не соответствуют действительности».

То, что мы знаем о Боге, бесконечно меньше того, чего мы о Нем не знаем. Наше знание всегда неполно и фрагментарно. Но каким бы близким к истине не становилось бы наше знание о Боге, Бог всегда будет его превосходить и никогда не будет в нем умещаться. У величайших богословов перехватывало дыхание, когда они старались изречь слово о невыразимом Боге. По слову святого Василия Великого «Неизреченное да будет почтено молчанием». А современный мыслитель советовал: «О том, о чем мы не можем говорить, мы должны молчать» (Л. Витгенштейн).

Существуют представления, образы и мнения о Боге, диапазон которых — от ущербных или недостаточных до проблематичных и неприемлемых. Вспомним наиболее известные из них:

1. Незлобивый седовласый старец, «Боженька». Добрый дедушка с длинной бородой, который все понимает, все принимает, ни о чем не спрашивает. Будучи очень удобным, этот образ популярен у многих.

2. «Высшее Существо», «Высшая Сила». Это вершина пирамиды, которую выстраивает наш разум, размышляя об устройстве мира. Холодный, бесстрастный, безличный, безразличный, не имеющий никакого отношения к нам. К нему невозможно обратиться, как невозможно и чего-либо ждать от него.

3. Соглядатай, шпион, контролер и палач. Он надзираетза нашей жизнью, его интересуют наши ошибки. Он выжидает, как бы застигнуть нас на месте преступления. Это бог-страшилище для «непослушных», им пугают смельчаков.

4. «Бог из машины»*, «скорая помощь» в трудную минуту. Мыпризываем его и ищем его помощи только тогда, когда что-

* В древнегреческой трагедии появление бога в финале приводило ее к развязке. Это явление бога происходило с помощью особого механизма. Отсюда пошло выражение «бог из машины», означающее искусственное разрешение проблем.


нибудь не так. А когда все в порядке, мы забываем о нем. «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится», «Как тревога — так до Бога».

5. Бог порядка и богатства. По преимуществу, бог власть имущих. Он на стороне преуспевающих, важных и значительных. Он — покровитель сильных мира сего. Тот, кто хочет изменить существующий порядок вещей, попадает в его немилость. Особенно любят прибегать к нему диктаторы,

деспоты и тираны.

6. Бог-гарант. Ритуальными действиями, обетами и приношениями ему можно обеспечить себе его защиту. Он — воздаятель. «Разумные», «порядочные», «послушные» могут быть уверены в его наградах. Его имеет в виду и тот, кто недоумевает: «Что же я сделал плохого, что он меня так наказывает? Всегда у меня все было в порядке».

7. Бог обрядов, радостных или печальных: свадеб, крестин, похорон, молебнов; бог помпезных, дешевых, пустых и безжизненных речей. Бог как простое украшение жизни.

Бог в этих и подобных случаях оказывается скроенным по человеческим меркам. Он мало похож на истинного Бога христиан.

Истинный Бог — Бог любви и жизни — «везде сый и вся исполняяй»*. Он на стороне страдающих и жертв, Бог всех без исключения. Он ни к кому не безразличен. Он неужасный и неприступный некто, живущий вдали от нас. Он не желает нам ни смерти, ни несчастья, ни бед. Он не оставляет нас, в каком бы аду мы ни находились.

Бог никому не мстит и никого не карает с целью погубить. Бог наказывает, т.е. научает, вразумляет заблудшего человека. Чтобы ограничить злую деятельность человека и направить его на путь спасения, Бог может использовать и наказание, если все другие возможности для вразумления уже исчерпаны.

Однако, в Своем наказывающем действии Бог являет Свою любовь к человеку, подобно врачу, который вынужден причинить боль ради спасения жизни больного.

* Везде существующий и все Собой наполняющий.


СУЩЕСТВОВАНИЕ БОГА И ПОИСК ЕГО

В западной богословской традиции можно найти так называемые «доказательства» бытия Божия*, Однако рациональным путем было доказано только то, что существование Бога не может быть научно ни доказано, ни опровергнуто. На основании общей

логики, человеческого опыта и истории можно говорить о серьезных указаниях на существование Бога и на Его участие в нашей жизни.

Во всем том, что существует в мире: во вселенной, в природе, в человеке — можно увидеть отсвет мудрости, величия, силы и, прежде всего, любви Божией. Порядок и точное движение небесных тел в космическом пространстве, все живое на суше, в море и в воздухе, душевно-телесный мир человека, потрясающая сила его мысли, его возможности и достижения — во всем этом и многом другом непредубежденные, чуткие и проницательные люди видят Бога и замечают плоды Его творчества. Сегодня уже никто всерьез не доказывает, что все существующее произошло случайно и само по себе. Слепой случайностью и совпадением мир объяснить нельзя. Из ничего само собой ничего не возникает.

Конечно, многое нам неизвестно и многое для нас необъяснимо. Кое-что мы знаем только интуитивно или по свидетельствам

* 1. Онтологическое доказательство (онтология — наука о бытии). Понятие о Боге включает в себя представление о Нем, как о существе совершенном. Но совершенство состоит, кроме прочего, и в существовании. Не может быть совершенным то, чего нет. Бог совершенен, следовательно, Он есть.

2. Телеологическое доказательство {xiioq — по греч. значит «конечная цель»). Порядок, мудрость и целесообразность, характерные для нашего мира с момента его возникновения, ведут к принятию существования мудрого Бога, Который не только сотворил мир, но и продолжает заботиться о нем.

3. Космологическое доказательство. Сложность этого мира не позволяет думать о его спонтанном происхождении и существовании. Наш разум говорит о том, что не может существовать творения без Творца, так как у каждого результата есть своя причина, согласно принципу причинности: нет и не может быть вещей и яв-

лений, не имеющих своей причины.

4. Историческое доказательство. Поскольку потребность человека веровать в Бога является всечеловеческим и вечным явлением, невозможно, чтобы такая вера произошла случайно, сама по себе. Следовательно, только Сам Бог мог вложить в нас эту потребность.

5. Нравственное доказательство. Представления человека о добре и зле, о справедливости и его стремление к совершенству не могут найти никакого обоснования для себя в материальном мире, поскольку в нем господствует закон причинности. Но там, где все обусловлено какой-либо причиной, не может быть свободы. В то же время является неоспоримым фактом то, что у человека есть свобода, ведь без нее не может быть никакого различия между добром и злом и не может идти речь о любви. Следовательно, источником человеческой свободы, добра и любви может быть только свобода, любовь и добро, которые есть у Бога.


других. Разве всегда наши убеждения основаны на доказательствах? Наука и техника охватывают только часть действительности. Любовь, дружба, вера, истина, красота, искусство никак не связаны с экспериментами физики и опытами химии.

Обратимся к здравому смыслу и к некоторым характерным человеческим переживаниям. Иногда в нас возникает потребность в чуде, мы надеемся, что случится что-то хорошее, и это поддерживает нас в жизни. Мы чувствуем, что у нашего существования должна быть опора и цель. Для многих малое счастье не является достаточным: где-то и каким-то образом должно существовать нечто большее. Когда мы сталкиваемся со смертью, то в глубине нашего существа что-то подсказывает нам, что смерть для нас — не конец всего.

Итак, есть люди, и таких людей большинство, которые серьезно задумываются и размышляют обо всем этом. Не обязательно они самые мудрые и самые лучшие. Однако они утверждают и верят, что у всего есть одно доброе и полное любви начало — Бог. Опираясь на Него, они живут и имеют спокойствие, отвагу и оптимизм.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: