РЕЛИГИЯ И СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО




В прошлом религия повсеместно имела возможность регулировать личную и общественную жизнь человека. В новейшей истории общественное сознание становится все более свободным от влияния религии. Это называется секуляризацией (от лат. saecularis — мирской, светский). Секуляризация лишила освященности общественные отношения и сместила центр мира с Бога на человека. Многие думали, что это приведет к быстрому исчезновению религии. Например, К. Маркс считал, что человечество из эры религии перейдет в эру науки. Однако время доказало, что секуляризация государства приводит только к тому, что религия становится личным делом человека. Граждане таких государств сочетают светский образ жизни с религиозными убеждениями.

РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА

Несомненно, судьба и религия народа, который ее исповедует, взаимосвязаны. Некоторые народы отождествляют собственное существование со своей религией (например, арабы и ислам, евреи и иудаизм, японцы и синтоизм). Кроме плодотворности такого слияния, существует и опасность эксплуатации религиозных чувств людей со стороны политики. В таких случаях национальные религии и национализм сливаются настолько, что религия всецело подчиняется последнему и теряет свое прежнее духовное содержание (например, синтоизм как обоснование японской агрессии во Второй мировой войне).


ХРИСТИАНСТВО И ОБЩЕСТВО

Церковь глубоко преобразила человеческое общество. Так, христианская вера изначально настаивала на равенстве достоинства:

• мужчины и женщины;

• людей разных национальностей;

• свободных и рабов.

Апостол Павел пишет: «Все вы сыны Божий по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Галатам, 3:26 28).

На основании равенства всех людей и заповеди Христа любить друг друга в христианской общине начинают формироваться новые отношения между людьми. Вот свидетельство Библии о жизни первых христиан: «Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деяния, 2:44 — 45). Духом любви, не знающей никаких различий между людьми, проникнут совет: «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись* ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Колоссянам, 3:8— 11).

Одно из важнейших условий любви — это свобода. Стремление человека к свободе с особой силой проявилось в последние столетия. Но для христианства свобода изначально была одной из высших ценностей. «Итак, стойте в свободе, которую даровал вам Христос... К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг

другу» (Галатам, 5:1, 13).

Цивилизация, корни которой находятся в христианстве, стремится быть гарантом и защитником прав человека, равноправия всех людей на земле и борцом со всеми видами рабства и дискриминации (расовой, национальной, религиозной, мужчины и женщины), против смертной казни.

Однако основная миссия христианства состоит в том, чтобы люди познали истину и приобрели нечто большее, чем земные блага.

* Т. е. отринув.


Приложение к уроку № 36

Первая русская летопись «Повесть временных лет» рассказывает о том, как глубоко изменился характер князя Владимира (978—1015) после того, как он принял крещение. Христианская вера князя Владимира, главы русского государст-

ва, преображает и его отношения с народом:

[Князь Владимир] так как любил книжное чтение, то услышал он однажды Евангелие: «Блаженны милостивые, ибо те помилованы будут»; и еще: «Продайте именья ваши и раздайте нищим»; и еще: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль истребляет и воры подкапывают, но собирайте себе сокровища на небе, где моль не истребляет их и воры не крадут»; и слова Давида: «Благословен человек, который милует и взаймы дает»; слышал он и слова Соломона: «Благотворящий бедному дает взаймы Богу». Слышав все это, повелел он всякому нищему и бедному приходить на княжий двор и брать все, что надобно, питье и пищу и из казны деньгами. Устроил он и такое: сказав, что «немощные и больные не могут добраться до двора моего», приказал снарядить телеги и, наложив на них хлеба, мясо, рыбу, различные плоды, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: «Где больной, нищий или кто не может ходить? » И раздавали тем все необходимое... Владимир же жил в страхе Божьем. И сильно умножились разбои, и сказали епископы Владимиру: «Вот умножились разбойники; почему не наказываешь их?» Он же ответил: «Боюсь греха». Они же сказали ему: «Ты поставлен Богом для наказания злым, а добрым на милость. Следует тебе наказывать разбойников, но по проверке».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: