Особенности формирования лексико-грамматического строя у детей с ОНР.




 

Проблема формирования лексико-грамматического строя речи является одной из самых важных и актуальных проблем у детей с ОНР. Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование.

У детей с ОНР отмечены нарушения лексики в ограниченности словарного запаса, расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, использовании вербальных парафазий, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря.

Свою работу по формированию у детей лексико-грамматических категорий я начала с обследования детей первого года обучения, где были выявлены различные нарушения лексико-грамматической стороны речи и намечены следующие задачи:

- развитие понимания устной речи;

- практическое усвоение способов словообразования;

- усвоение сочетаний притяжательных местоимений с существительными;

- образование относительных прилагательных;

- образование простейших синонимов и антонимов;

- употребление в речи предлогов.

Для успешного решения этих задач я систематизировала речевой материал по основным лексико-грамматическим темам в соответствии с «Программой коррекционного воспитания и обучения» Т.Б. Филичевой, Г. Чиркиной. Материал предоставлен на карточках, на каждой из них несколько речевых заданий, упражнений, игр по одной теме, решающих поставленные задачи. Этот материал используется мною при проведений занятий и воспитателями по закреплению основных лексико-грамматических тем.

Учитывая роль игры в дошкольном возрасте и ее значении в речевом развитии, совместно с воспитателями подобраны и изготовлены дидактические игры различного содержания с учетом того, чтобы одни и те же грамматические формы в разных играх были представлены по разному, что способствовало бы закреплению знаний детей. Это игры на словоизменение: «Один-много», «Кто что любит», «Что ты надеваешь?», «Кому что?», «У кого детеныши», «Отбери не ошибись», «Назови правильно».

Игры на обогащение глагольного словаря: »Кто что делает?», «Измени слово», «Скажи наоборот»

Игры на правильное употребление числительных: »Посчитай», «Кому сколько?», «Продолжи счет».

Игры на закрепление наречий: »Когда это делаем?», «Где сосед?», «Найди флажок».

Игры по работе над предложениями с предлогами: «Что где растет?», «Кто где сидит?», «Чего не хватает?», «Поможем Незнайке».

Игры на обогащение активного и пассивного словаря по разным темам: лото «Овощи-фрукты», «Транспорт», «Дикие и домашние животные», «Профессии», «Цветы» и др.

Игры проводились с детьми как индивидуально, так и с подгруппами, как в первую половину дня, так и после обеда, во время самостоятельной игровой деятельности, а так же включались и в занятия.

Для получения наиболее эффективного результата в формировании лексико-грамматического строя речи детей, логопедическая работа проводимая в детском саду, совмещалась с работой с семьей. Для родителей был проведен практикум:» Игры с мячом, направленные на обогащение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи». Тренинги по проблемной теме: » Особенности словообразования у детей с ОНР», «Учимся употреблять предлоги», «Слова-друзья и слова-неприятели»,

С начала учебного года использую в своей работе совместное художественное творчество родителей с детьми. В качестве домашнего задания родителям предлагаю изготовить пособие по лексической теме с целью закрепления пройденного материала. Сделанное в семье пособие непременно используется на занятии. Это стимулирует родителей к участию в речевой деятельности, повышает качество речи ребенка.

С целью обогащения и активизации словаря организованы тематические копилки по временам года: «Осень! Осень! В гости просим!», «Здравствуй, гостья-зима!», «Идет весна, красна, ясна!», «Лето красное».

В «Уголке логопеда» вывешивались памятки и рекомендации для родителей по ознакомлению с игровыми приемами, направленными на развитие понимания речи, обогащения словаря, закрепления грамматических навыков.

Промежуточная динамика по формированию лексико-грамматических категорий показала, что в результате проведенной работы улучшились показатели по всем направлениям лексико-грамматического строя речи: дети стали подбирать антонимы к более широкому кругу слов; уточнилось значение действий; улучшились показатели в подборе определений к существительным; согласовании их в роде, числе; расширился активный словарь по лексическим темам.

Таким образом, можно судить об эффективности спланированной и проведенной работы.

 

01. 04. 10.

Учитель-логопед: Демина О.В.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: