1. понятие информации и СМИ. Гарантии их свободы
Конституция рассматривает право на информацию как содержательную часть право на свободы мыслей и слова. Они и закрепляются в одной статье 29.
Информация имеет столь значительное значение, чтоб прессу иногда называют 4 властью.
Данная статья конституции конкретизируется в целом ряде федеральных законов.
Среди них законе 1991г. «О СМИ», закон 2006г. «Об информации, информационных технологиях, и защите информации».
Законы понимают под информацией сведения, сообщения, данные не зависимо от формы от их представления.
Массовая информация это информация для неограниченного круга лиц. СМИ это газеты, журналы, сети интернета, радио- и телепрограммы имеющие постоянное название и выходящие в свет не реже одного раза в год.
Законодательство предусматривает различные гарантией свободы информации:
1. Недопустимость цензуры этот запрет присутствует в конституции и девствующем законодательстве.
Цензура это требование обращенная к СМИ со стороны должностных лиц, государственных органов, общественных организации, предварительно согласовывать распространяемые сообщения. Исключением является данное требование исходящее от должностного лица давшего интервью или являющегося автором сообщения.
2. В целях ее обеспечения в 2008г. принят закон «Об обеспечение доступа к информации о деятельности судов», а в 2009г. закон «Об обеспечение доступа к информации о деятельных государственных органов и органов местного самоуправления».
Кроме того каждый гражданин имеет свободных доступ к информации касающегося его прав и свобод. Закон «О СМИ» закрепил право редакции, запрашивать информацию у любого государственного, муниципального органа и общественной организации. Отказ должен быть мотивирован и может быть обжалован в судебном порядке.
|
3. Судебная защита права на информацию. В 1993г. была образована судебная палата по информационным спорам при президенте России. Ее решения адресовались СМИ и носили рекомендательный характер. Поэтому данная палата функционировала недолго. Главным средством зашиты права на информацию являются федеральные суды.
2. ответственность за злоупотребление свободой массовой информации
Законодательство предусматривает ряд ограничений для СМИ:
1 нельзя использовать СМИ при совершении преступления, призывать к террористической деятельности, оправдывать терроризм, пропагандировать порнографию, жестокость, использовать не цензурную брань.
2 нельзя использовать скрытее вставки иные технические приемы, воздействующие на подсознание людей и влияющие на здоровье.
3 запрещается распространять сведения о способах изготовления наркотиков, о местах их приобретения, о преимуществах одних наркотиков над другими.
4 нельзя распространят информацию об общественных организациях, деятельность которых в России запрещена
5 при освещении контр-терористических операции запрещается сообщать о технических приемах, тактики, спецсредствах проведения операции, если это содержать угрозу жизни и здоровью людей
6 если СМИ все таки злоупотребить свободой информации или распространит сведения не соответствующие действительности и прочащее честь и достоинство гражданина возможны следующие последствия:
|
А) гражданин имеет право на ответ в этом же СМИ
Б) гражданин вправе потребовать опровержения. Опровержение печатается на том же месте тем же шрифтом под заголовком опровержения, а в СМИ выходит в эфир в той же передаче и в тоже время.
В опровержении будет отказано:
- является анонимным
- противоречит решению суда, вступившему в силу
- если опровержение само является злоупотреблением свободой информации
Есть в законе основания освобождающие СМИ от ответственности, даже если информация не соответствует действительности:
А) если информация получена от информационных агентств
Б) если информация содержится в ответе на запросе информации или в материале пресс служб
В) если сообщения являются дословным воспроизведением, выступлений депутатах на сессиях или официальных выступлений должностных лиц.
Г) Если информация содержится в материалах демонстрируемых без предварительный записи.
Д) если материал является дословным воспроизведением информации распространенной другим СМИ, которая может быть установлена и привлечено к ответственности
Есть исключения. В период выборов СМИ перепечатывающая из иного СМИ от ответственности не освобождается.
3. освещение деятельности государственных органов в государственных СМИ
В 1995г. был принять ФЗ регулирующие порядок освещение деятельности государственных СМИ.
Под органами государственной власти закон понимает федеральные органы и органы власти субъекта федерации.
Пресс-службы федеральных органов ведут аудио- и видеозапись всех официальных мероприятий, президента, правительства, совета федерации и ГД. Эти записи храниться бессрочно.
|
Журналисты имеют право снимать копии с этих записей, кроме закрытых заседаний.
Аккредитованные журналисты вправе делать собственные записи. Закон требует, чтобы хотя бы по одному государственному телеканалу, радиоканалу осуществлялась трансляция следующих мероприятий:
1. обращений и заявлений президента
2. вступление в должность президента России
3. открытие 1 заседаний совета федерации и государственной думы
4. открытие 1 заседания правительства
5. обращение федеральных органов власти если они примут такое решение
в 2009г. был принят закон «О гарантиях равенства парламентских партий при освещение их деятельности государственными теле- и радиоканалами».
Закон предполагает, что детальность парламентские партий освещается в равной степени. Для этого ЦИК мониторит эфир. Если ЦИК обнаружит, что деятельность партий освещалась на равном объеме она принимает рения компенсировать недостающий объема времени в ближайший месяц.
Освещение предполагает трансляцию материалов как о деятельности федеральном органов партий и депутатов, так и региональных.
Чтобы не нарушалась свобода СМИ, они сохраняют право на творческую независимость при освещений деятельности партий.
4. понятие государственной тайны. Сведения не подлежащие засекречиванию
в 1993г. был принят закон «О государственной тайны». Под государственной тайной понимаются сведения в области военной, экономической, разведывательной, оперативной деятельности распространение которых может нанести ущерб безопасности России.
Государственную тайну составляют:
1. в военной области, планы строительства вооруженных сил, информация о технических характеристиках вооружений, о деслакации, и численности войск и т. д.
2. в области экономики, информация о мобилизационных мощностях промышленности, о степени защищенности промышленных объектов, о средствах ГО и т. д.
3. во внешней политике тайну составляет любая внешнеполитическая информация, преждевременной распространение которой может нанести ущерб безопасности России
4. сведения в области разведывательной и оперативно-разыскной деятельности, информация о лицах, сотрудничающих на кондефициальной основе, о системе президентской, правительственной, связи о шифрах
Закон перечисляет сведении который не могут быть засекречены:
1. о ЧП и катастрофах угрожающих безопасности и здоровью граждан
2. о состоянии экологии, демографии, образования и преступности
3. о привилегиях и компенсациях предоставляемых должностным лицам
4. о фактах нарушения прав и свобод
5. о состоянии здоровья высших должностных лиц России
6. о размерах золотого и валютного резерва России