Тема 18 Федеральное собрание России




1 вопрос: структура ФС

ФС России – парламент, Что впервые подчеркивает в конституции. В советском государстве законодательный орган парламентом не назывался (изучит самостоятельно).

ФС состоит из ГД и СФ. Конституция закрепила, что в думу избираются 450 депутатов, а в СФ включает по 2 представителя от каждого субъекта Федерации. Один от законодательного органа, а один от исполнительного органа власти. Кроме того, с 2014г. президент вправе назначить СФ представителей России, в количестве не более 10% от числа иных членов СФ.

СФ призван выражать интересы субъектов Федерации, а ГД это орган общенационального представительства. СФ принято называть верхней палатой, хотя юридически такого деления на верхнюю и нижнею не существует. Это вызвано тем, что СФ имеет право одобрять законы принятые ГД.

ГД в случае разногласии с СФ может, преодолеет его возражения повторным голосованием 2/3 голосов. СФ лишь однажды в 1993г. избирался прямыми выборами сроком на 2 года.

В 1995г. порядок формирования СФ был изменен. Его членами по должности становились первые руководители законодательного и исполнительного органов власти субъектов Федерации. Он про существовал 2000г, т. к. этот порядок противоречил конституции его отменили приятием закона в 2000г.

Противоречие заключалось в том, что конституция называет ФС постоянно действующим органом, а для членов СФ основным местом работы были субъекты Федерации.

С 2000г. законодательный и исполнительный органы власти субъектов Федерации стали посылать своих председателей для постоянной работы.

В 2012г. принят закон регулирующий современный порядок формирования СФ. Сделана попытка связать этот процесс с выборами хотя бы косвенно.

Стать членом СФ может гражданин РФ не может быть моложе 30 лет с безупречной репутацией, проживший в данном субъекте Федерации 5 лет пред избранием в СФ, либо 20 лет в данном субъекте федерации в совокупности.

Требование оседлости не распространяется на действующих членов СФ и на депутатов ГД избираются от данного субъекта Федерации.

Членом СФ от законодательного органа может быть избран губернатором. Им станет орган из 3 кандидатов, которых на выборах губернатора назовет избирательную кандидат-губернатор.

Если губернатор избирается законодательным органом, то он представляет 3 кандидатуры в законодательный орган одна из которых будет назначена членом СФ после избрания губернатора, но тут иные требования к 3 лицам они должны быть, либо депутатом ГД от этого субъекта федерации, либо депутат законодательного органа этого субъекта федерации муниципального органа.

Если член СФ от законодательного органа выбывает досрочно его заменяет иной депутат этого законодательного органа. Если выбывает член СФ исполнительного органа губернатор назначает одного из 3 кандидатов, которых называл на выборах губернатора.

2 вопрос: Законодательный процесс в СФ

Под законодательном процессом понимается деятельность ФС по разработке и принятию законов и иных правовых актов.

Законодательный процесс включает ряд стадий:

1. Внесение законопроекта (стадии законодательной инициативе)

По конституции России проект закона в ГД могут внести:

- президент

- СФ

- депутаты ГД и члены СФ

- правительство РФ

- законодательные органы субъектов федерации

- конституционный и верховные суды по вопросам их деятельности

В ГД в соответстии в ее регламентом нужно представить следующие документы:

- текст проекта

- обоснование необходимости его принятия закона

- справка о состояния законодательства в данное сфере

- перечень законов которые потребуется изменить в случае принятия этого закона

- финансовое обоснование, если реализация закона потребует расходов федерального бюджета

Если требования не соблюдены совет думы вправе вернут законопроект инициатору. Если пакет документов соответствует регламенту совет думы направляет его в один или несколько комитетов. При этом один комитет называет ответственным. Комитет может назначит научную экспертизу и провести слушания по законопроекту.

Совет Думы запрашивает заключение правительства если законопроект предусматривает введение или отмену налогов, выпуск государственных займов изменение финансовых обязательств государства и иные расходы Федерального бюджета (ст. 104 конституции).

Отрицательно заключение правительства не является препятствием для принятия закона.

Если комитет сочтет проект готовым к обсуждению совет Думы выносить его на пленарное заседание думы.

2. Стадия: Обсуждение

Рассмотрение проекта на пленарном заседании называет чтением. 3 чтения являются обязательными. Между чтениями проект находится в комитете, где дорабатывается.

На стадии 3 чтения поправки не допускаются. Закон принимается регламент позволяет совместить несколько чтений.

3. Принятие закона законы в ГД принимаются большинством от общего числа депутатов (226) принятый закон в течение 5 дней передается на одобрение в совет федерации. По конституции СФ отводится 14 дней на рассмотрение закона.

Если в этот срок он не рассмотрит закон считается одобренным (одобрение по умолчанию).

Конституция не допускает одобрения по умолчанию по следующим вопросам:

- федеральный бюджет

-федеральные налоги и сборы

- валютная, кредитная, таможенное законодательство

- ратификация денонсация международных договоров

- статус и защита государственной границы

- вопросы войны и мира

СФ может отклонить закон в этом случае по инициативе любой палаты создают согласительную комиссию.

Если она не приводит компромиссу ГД может преодолеть возражения СФ повторным голосованием 2/3 голосов.

4. Подписание и обнародование закона. Президент в течение 14 дней подписывает и обнародует закон. Президент может вернуть закон со своими возражениями (вето).

Палаты парламента могут преодолеет вето президента повторным голосованием 2/3 голосов.

В этом случае президент в течении 7 дней обязан подписать закон.

Президент вправе вернут закон без рассмотрения если нарушена процедура его принятия. Парламенту надлежит заново принимать закон. Такое толкование дал конституционный суд.

3 вопрос: Статус депутата ГД и члена СФ

В России действует закон 1994г. посвященный статусу члена совета федерации и депутата гос. думы. Парламентарии по объему соц. гарантий приравнивается к федеральному министру, а председатели палат к председателю правительства.

Закон называет основание для досрочного прекращение полномочий парламентария:

- письменное заявлении о сложении полномочий

- избрание парламентария на выборную должность в субъекте федерации или в муниципалитете.

- занятие парламентария предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью, кроме научной педагогической и иной творческой деятельности.

- Утрата гражданства России ли приобретение иностранного гражданства.

- вступление в законодательную силу обвинительного приговора суда.

- наличие счетов в иностранных банках у парламентария его родственников и несовершеннолетних детей.

- смерть и т. д.

Закон закрепляет формы деятельности парламентария:

- участие в заседаниях палаты и в заседаниях комитетов и комиссии.

- выполнение поручений палаты

- участие в парламентских слушаниях

- внесение проекта закона

- обращение с депутатским запросом

Для депутатов ГД дополнительно участие в работе фракций и работа с избирателями.

Закон предусматривает широкий круг гарантии деятельности парламентария.

Закон предусматривает право парламентского и депутатского запроса. Общее у них то, что запрос может быть направлен председателю правительства, федеральным министрам, генеральному прокурору, руководителям иных исполнительных органов власти, а также органам власти субъектов федерации, по вопросам их деятельности.

Парламентский запрос направляется от имени палаты ФС, при условии что за него проголосует большинство от общего челнов палаты.

Ответ на такой запрос следует дать в письменное или устной форме в течении 15 дней. Письменный ответ доводится до каждого члена палаты.

Депутатский запрос направляется индивидуально депутатам. Ответ на него следует дать в течении 30 дней. Депутат имеет право присутствовать при рассмотрении своего запроса.

Оба вида запроса являются формой депутатского контроля.

Парламентарии имеет право на прием и должностных лиц в первоочередном порядке.

У всех парламентарии в соответствии с конституции и законом есть депутатская неприкосновенность. Они не могут быть привлечены к уголовной, административной ответственности налагаемой судебном порядке, арестованный, задержанный, подвергнутый обыску (кроме задержания на месте преступления), без согласия своей палаты.

Неприкосновенность распространяется на жилые и служебный помещения, перепуску, багаж парламентария, транспортный средства. Орган дознания или следователь при необходимости возбуждение дела обращается к генеральному прокурору. Генеральный прокурору обращается в соответствую палату ФС. Ее решение является окончательным.

Передача дела в суд возможно тоже только с согласия палаты.

По закону срок полномочий парламентария засчитывается в стаж федеральной гос. службы в общей и специальный стаж. По окончании полномочий парламентарию предоставляется прежняя должность, а при ее отсутствии равноценная.

Если ГД будет распущена президентом в соответствии с конституцией депутат ГД получает денежное пособие в размере 3 зарплат.

Ему и членам семьи оплачивается проезд и провоз багажа до 10 тонн к месту постоянного жительства.

У парламентария ежегодный отпуск равен 42 календарным дням.

Парламентарию выдается дипломатически заграничный паспорт на срок его полномочий.

Пенсия депутата. Гражданин который исполнял обязанности парламентария от одного до трех лет имеет право на доплату к пенсии в таком размере что она равнялась 55% зарплаты действующего парламентария. Если свыше 3 лет доплата до 70%.

4 вопрос: роспуск ГД

В конституции о роспуске ГД сказано в нескольких статьях! Ст. 109 закрепляет право президента осуществляют роспуск, а ст. 111 и 117 закрепляют основания для такого роспуска.

Роспуск палаты парламента главой государства широко применяется в зарубежных странах.

Это цивилизационная форма преодоление кризиса власти.

Чтобы избежать устранение парламента на неопределенное время не допустить личной диктатуры конституция предусматривает ряд гарантий:

1. Выборы должны быть так чтобы новая ГД собралась не позднее 4 месяцев

2. В течении 1 года после избрания в ГД нельзя распусти на основании статьи 117, т. е. если она дважды в течении 3 месяцев выразит недоверие правительству.

3. Думу нельзя распустить с момента выдвижению обвинений президенту до решения в вопросе СФ

4. Думу нельзя распустить в период действия на всей территории России чрезвычайного или военного положения

5. Думу нельзя распустит до окончания полномочий президента осталось 6 месяцев.

Основания для роспуска ГД:

1. В ст. 111 сказано что президент распускает Думу если она 3 отклонила кандидатуры на должность председателя правительства.

2. В ст. 117 закреплены ещё 2 основания: 1 – если в течении 3 месяцев дума 2 выразит не доверие правительству то президент отправляет правительство в отставку или распускает думу

3. Председатель правительства может поставить пред думой вопрос о доверии правительству. Если она откажет в доверии правительству то президент или распускает думу или отправляет отставку в правительство.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: