Направления позитивистской философии.




 

Позитивизм (от лат. positivus – положительный) – это направление философии, объявляющее единственным истинным источником знания конкретные эмпирические науки и отрицающее познавательную ценность философии. Термин «позитивизм» введен французским социологом и философом О. Контом.

Особенности позитивизма:

1) высокая оценка науки, которая считается главным источником знания;

2) критика философии, отвержение ее проблем и понятий;

3) в гносеологии – приверженность сенсуализму и эмпиризму;

4) разработка методологии для всех наук;

5) религиозный критицизм, теория «двух истин» (научное и теологическое знание) и «богостроительство» (любовь к Богу заменяется любовью к человеку).

Выделяют три стадии позитивизма:

1) Первая, начальная стадия XIX в. (О. Конт, Г. Спенсер, Джон Стюарт Милль). Философия рассматривается в качестве инструмента упорядочивания наук, унификации познания, способов выявления общих для всех наук законов, которые можно также перенести и на исследование общества. Такими общими основаниями всех наук являются принципы неуничтожимости материи, непрерывности движения, силового сопротивления.

2) Вторая стадия, эмпириокритицизм, или махизм (Рихард Авенариус, Эрнст Мах. Ал-др Богданов и др.), оформилась в конце XIX – начале XX в.; Задача философии - в установлении принципов упорядочивания явлений, «опыта» в сознании исследователя. Новая философия должна очистить наш опыт от бесплодных фантазий, ненужных продуктов умственной деятельности (высказываний о субстанции, о душе, о причинной связи). Принцип наименьшей траты сил («экономии мышления » по Маху) – основной принцип, которым должна руководствоваться философия.

3) Третья стадия – логический позитивизм, или неопозитивизм – возникает в начале XX в. и существует в наши дни. (Бертран Рассел (1872-1970 гг.), австрийский логик Людвиг Витгенштейн (1889-1951 гг.), члены так называемого «Венского кружка» (М. Шлик, Р. Карнап, О. Нейрат, Ф. Франк) и др. Логический позитивизм сохраняет преемственные связи с предыдущими формами позитивизма. Однако логические позитивисты в центр теории познания поставили логический анализ науки.

Опыт – совокупность фактов, зафиксированных в протокольных предложениях (типа «это – красное»), – является единой эмпирической основой науки. Если мы можем сравнить предложение с чувственными данными или указать метод, с помощью которого можно это сделать, то данное предложение верифицируемо (проверяемо) и, значит, научно.

Принцип верификации – критерий науки, согласно которому суждение должно «поддаваться проверке», чтобы быть принятым в качестве научного.

Принцип редукционизма –сведение науки к проверяемому на опыте знанию.

Ограниченность доктрины позитивизма явственно выявилась уже к 40-м годам XX в. Теоретические трудности привели к возникновению в недрах самого позитивизма течения, критически осмысливающего возможности позитивизма, условно названного постпозитивизмом.

Постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун, Имре Лакатос, Пауль Фейерабенд, Стивет Эделстон Тулмин и др.). Отсутствует редукционизм, признается автономное существование теоретического знания. Эмпирический базис науки теряет свою безусловность, поскольку не существует «протокольных предложений», абсолютно «чистых» от всех человеческих ожиданий, оценок.

Философия получает в постпозитивизме право на существование как элемент теоретического знания, существующего автономно по отношению к эмпирическому. Привлечение внимания к взаимодействию философии с постоянно меняющимся массивом научных знаний, «открытость» постпозитивизма, способность ассимилировать самые разнообразные элементы культуры есть свидетельство принадлежности постпозитивизма к «постклассическому мышлению».

 

4.

Прагматизм (греч. pragma – действие, практика) – основным критерием оценки познания и культуры является соответствие их жизненной практике, опыту.

Прагматизм выдвинул программу «реконструкции в философии »: философия должна быть не размышлением о первоначалах бытия и познания, чем она считалась со времен Аристотеля, а общим методом решения проблем, которые встают перед людьми в жизни.

Основатель Чарльз Сандерс Пирс (1839-1814 гг.), американский логик, математик, естествоиспытатель. Пирс предложил совершенно новый тип философского мышления. Человеческое действие рассматривается как основная форма жизнедеятельности человека, сознательная и целесообразная по характеру. Пирс не рассматривает деятельность в ее отношении к объективной реальности, а переносит все внимание на чисто внутренние, психологические процессы.

Пирс выдвинул принцип «прагматическую максиму» - «Мы постигаем предмет нашей мысли, рассматривая те его свойства, которые предположительно могли бы иметь практической значение». Другими словами, Пирс ставит определение понятий в прямую зависимость от процесса и результатов практического взаимодействия с предметами познания.

Рассуждая в контексте прагматической максимы, Пирс выражает отрицательное отношение к применению чисто логических методов для решения проблемы получения нового знания. Он называет свой метод абдукцией или догадкой. Пытаясь показать, что движением к истине во многом руководит инстинкт, он пишет: «если сознание человека развивалось под влиянием естественных законов, то следует предположить, что оно обладает естественным светом, или светом природы, или внутренним зрением, обуславливающими правильность или приблизительную правильность наших догадок об этих законах». Таким образом, об истине, согласно его взглядам, можно и «догадаться».

В центре философии Уильяма Джеймса (1842-1910 гг.) – личность с ее переживаниями, интересами и заботами. Он выдвинул концепцию «радикального эмпиризма», согласно которой опыт и реальность составляют одно и тоже. Джеймс рассматривал прагматизм как некоторый метод и как особую теорию истины.

Джон Дьюи (1859-1952 гг.). С одной стороны, опыт – это многообразные отношения человека к природе, с другой стороны – социальный опыт преимущественно в его морально-политическом аспекте. Опыт охватывает все, все факторы человеческой жизни и деятельности. Он назвал свою философию «радикальным эмпиризмом » в том смысле, что опыт для него является универсальным и включает в себя чувственный опыт, сверхчувственный (спиритический), религиозный и моральный.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: