Общие черты и основные направления западной философии.




Тема 7. Неклассическая философия.

Общие черты и основные направления западной философии.

Философия жизни и экзистенциализм (Анри Бергсон, Карл Ясперс, Жан – Поль Сартр, Альберт Камю)

Основные направления позитивизма.

Американский прагматизм

Герменевтика

Общие черты и основные направления западной философии.

 

Влияние второй научной революции конца XIX века («Кризис физики», квантовая физика, теория вероятности, математическая логика, информатика, синергетика) привело к смене причинности и детерминизма вероятностью и случайностью.

Отношения философии с наукой определяет либо сциентизм – возвышение роли и значения науки, либо критика, отрицание её роли (философия жизни, экзистенциализм, герменевтика, персонализм и постмодернизм) – неклассический тип философии.

В философии ХХ в. можно выделить следующие направления:

· экзистенциализм и философия жизни;

· позитивизм;

· прагматизм,

· герменевтика,

· структурализм,

· постмодернизм.

 

2.

Ф илософия жизни – философское течение конца 19 – начала 20 в. в котором выразился протест ряда философов против засилья гносеологических и методологических проблем в философии. Философия должна исследовать жизнь.

Жизнь - это особая целостная реальность, не сводимая ни к духу, ни к материи. Первым представителем философии жизни был немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788-1860 гг.) «Афоризмы житейской мудрости », «Мир как воля и представление ».

Фридрих Ницше (1844-1900 гг.). «Веселая наука», «Злая мудрость», «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого», а основные темы его размышлений: нигилизм, воля к власти как воля к жизни, сверхчеловек, проблемы морали.

Предшественником экзистенциализма был датский философ и писатель Серен Кьеркегор (1813-1855 гг.). В центре внимания Кьеркегора – проблема смысла индивидуального человеческого существования в мире.

Экзистенция – индивидуальное человеческое существование. Страх – это отношение человека с миром: страх перед возмездием за содеянное, страх за собственное несовершенство, боязнь греха и ощущение его неизбежности. Отчаяние – это отношение человека с самим собой, это состояние внутреннего неприятия себя, состояние вины.

Экзистенциализм (лат. existential – существование) – «философия существования».

Основная черта экзистенциализма – обращенность к отдельной личности, возвеличивание роли индивидуальности в общественном развитии. Главное внимание экзистенциалисты уделили наиболее важным, с их точки зрения, состояниям и чувствам человека, таким как тревога, страх, совесть, забота, отчаяние, любовь и т.п.

Одним из основателей экзистенциализма был немецкий философ Карл Ясперс (1883-1969 гг.). «Психология мировоззрений » - первая публикация по философии экзистенциализма в Германии. Из более ранних философских идей Ясперса наибольшую известность приобрела идея о пограничных ситуациях. В особых, критических ситуациях, любой человек способен мгновенно прозреть, мгновенно понять уникальность своей экзистенции, понять смысл своего бытия или трагическое отсутствие этого смысла. Человечество в ХХ веке оказывается в пограничной ситуации – на грани атомной катастрофы, например, или на грани экологической катастрофы, или перед угрозой человеконенавистнической диктатуры. Но Ясперс видит выход из этих ситуаций не в уходе в свое одиночество, как Кьеркегор, не в фашизме, как Хайдеггер, не в социалистическом плановом обществе, как Сартр, а в реальном гуманистическом сотрудничестве людей всех национальностей и религиозных верований.

Для пояснения своих идей Ясперс часто пользуется понятием философская вера и понятием философская коммуникация. Философская вера – это вера людей в свои возможности, это источник энергии, помогающий человеку работать ради повсеместного распространения нравственных ценностей. Философская коммуникация – это движение к взаимопониманию людей не через отрицание отдельных религий, а через выделение в них нравственной общедуховной стороны.

Еще один основоположник экзистенциализма – немецкий философ Мартин Хайдеггер (1889-1976 гг.). Хайдеггер различал два предмета философии – целостное бытие и человеческое существование.

Знаменитый афоризм Декарта «мыслю, следовательно, существую», Хайдеггер перевернул по-своему, поставив на первое место существование: «Существую, следовательно, мыслю». Даже не зная, что значит быть, человек может сказать «Я есть».

Экзистенцию Хайдеггер осмысливает как «выход за пределы себя». Человек – единственное существо, осознающее свою конечность. Человек всегда «забегает вперед», проектирует самого себя. Единственное, что способно возвратить человеку его «подлинность», – это осознание собственной смертности. Невозможность «вечного возвращения» делает человека уникальным существом, Человек осознает свое бытие как «бытие-к-смерти». Экзистенциальный страх рождает «решимость» воплотить уникальную ситуацию собственной «конечности» в уникальность сознательно проектируемой жизни. Хайдеггер считает, что лишь разрыв с надеждой обостряет осознание неповторимости времени жизни и вызывает чувство ответственности за себя.

Основной предмет размышлений французского философа-экзистенциалиста Жана Поля Сартра (1905-1980 гг.) – «бытие человеческой реальности ». Бытие «в себе», внешний мир противостоит человеческому существованию, бытию «для себя». Внешний мир представляется сознанию как нечто абсолютно бессмысленное, случайное. Осознание ограниченности собственного существования рождает мечту «в себе для себя» бытия. Человек стремится стать Богом, разрушив темницу своего «для себя» существования, изменив мир. Но это бесполезная надежда, вечное поражение стремящегося стать Богом, преодолеть собственную ограниченность человека.

Человеческая экзистенция – это серия выборов-проектов, человек постоянно проектирует себя. Тем самым он полностью отвечает за свои поступки.

Альбер Камю (1913-1960 гг.) размышляет не о бытии сущего, а о смысле существования человека. Вводит понятие «абсурд существования», обращаясь к образу Сизифа, занятого бесполезным трудом – вкатыванием камня на гору, который затем летит вниз. В жизни нет духовной цели, а стало быть, она нелогична, абсурдна.

«Абсурд» имеет два значения: разлад человека с миром и «чувство абсурда» (мыслитель называет его «ясным сознанием»). Сам по себе мир не абсурден, он просто неразумен, в мире нет смысла, который человек может «извлечь» из него. Решение вопроса о смысле нашего существования зависит только от наших собственных устремлений.

Ни растворение в мире, ни игнорирование его не решают проблему человеческого существования. Наоборот, «не согласие» с ним, борьба и всеобщая ответственность позволяют удержать человеческое начало в мире. Самоубийство как добровольный уход из жизни есть «затмение ясности», примирение с абсурдом.

Бунт как «борьба интеллекта с превосходящей его реальностью» утверждает человеческую индивидуальность, утверждает свободу, равенство и достоинство каждого. Камю обосновывает необходимость перманентного бунта, вырастающего из стремления людей к порядку и гармонии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: