ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ДЛЯ СОНЬ 4 глава





□ Если человек видит себя во сне мечущимся в доме своем – плохо, это значит, что он будет болен.

□ Если человек видит себя во сне уколотым колючим растением – плохо, это значит произнесение лжи.

□ Если человек видит себя во сне смотрящим в глубокий колодец – плохо, это значит, что его посадят в тюрьму.

□ Если человек видит себя во сне наполняющим горшки – плохо, это значит, что он будет в боли.

□ Если человек видит во сне свои зубы, вывалившиеся перед ним, – плохо, это значит, что один из его близких умрет.

□ Если человек видит себя во сне закрывающим дом свой – плохо, это значит отторжение.

□ Если человек видит себя во сне назначенным чиновником – плохо, это значит, что смерть приближается и пребывает рядом.

□ Если человек видит себя во сне наблюдающим небо с дождем – плохо, это значит, что против него начнутся ссоры.

□ Если человек видит во сне горящий огонь – плохо, это значит, что будет уведен его сын или брат.

□ Если человек видит себя во сне пьющим кровь – плохо, это значит, что борьба грядет ему.

□ Если человек видит себя во сне тушащим огонь водой – плохо, это значит, что имущество его закончится».

В отличие от добрых снов-пророчеств, информацию о которых можно встретить на стелах и каменных табличках, плохие сны не только нельзя было увековечивать в камне, но даже рекомендовалось уничтожать с помощью магии и защитных ритуалов. Поэтому информацию о кошмарах, их восприятии и толковании в Древнем Египте можно узнать лишь по косвенным источникам – текстам защитных молитв и заклятий. Самое раннее упоминание о том, как победить дурной сон, датируется XVIII веком до н. э. Ветхое состояние папируса не позволяет раскрыть его содержание полностью, однако небольшие фрагменты однозначно указывают, что это заклинание против «всех дурных снов, зримых ночью».

В более поздних текстах-оберегах против кошмаров часто встречаются упоминания о богине Исиде (рис. 2.1), защищавшей уснувшего посредством огня, уничтожающего злых духов и рассеивающего мрак. Таким образом она уничтожала дурной сон, а вместо него дарила хороший.


Рис. 2.1. Изображения богини Исиды


Проснувшемуся от кошмара рекомендовалось некоторое время не двигаться, подождать, пока уйдет причина дурного сна, которая пока может находиться где-то неподалеку. Строго-настрого запрещалось рассказывать окружающим о своем кошмаре, так как сон мог воплотиться в реальность с помощью слов.

Рекомендовалось не давать злому духу из кошмара посмотреть на спящего, то есть не допустить сглаза. Хотя многие демоны ночи могли спрятать лицо («в кромешной тьме он входит, пресмыкаясь: его нос позади него, его лицо повернуто назад»), чтобы остаться неузнанными. В защитных заклинаниях описывается, как изгонять и проклинать все тела, формы и составляющие части демонической сущности.

Весьма эффективным средством в борьбе с кошмарами считались священные змеи, глиняные статуэтки которых размещались в углах спальни и не позволяли демонам приблизиться к спящему.

Дополнительным средством защиты от дурных снов были магические изображения на подголовниках, фигурные ножки кроватей и т. п. Среди них можно встретить изображения связанного с ритуалами священного сна карлика Беса, изгоняющего злых духов, богини Нейт, расстреливающей кошмары стрелами, и прочих защитников, вооруженных кинжалами, копьями и змеями.

В Древнем Египте не существовало особого божества, управляющего царством сна. Это вполне логично, так как сон – лишь способ связи двух миров, а не отдельная епархия какого-либо бога.

Сонник Артемидора Далдианского

Артемидор Далдианский (вторая половина II века н. э.) родился и жил в Эфесе. Он выбрал прозвище Далдианский в честь лидийского города Далдия, откуда была родом его мать.

Артемидор известен благодаря сочинению о толковании сновидений «Онейрокритика», которое состоит из пяти книг, целиком дошедших до нашего времени. Это плод многолетнего труда, о котором сам Артемидор вспоминал: «…Много лет, пренебрегая клеветой, водился с теми оболганными рыночными гадателями, которых люди важные и надменные обзывают нищими, обманщиками и шутами; и в эллинских городах, и на праздничных сборищах, и в Азии, и в Италии, и на самых больших и людных островах я терпеливо выслушивал рассказы о древних вещих снах и их исполнении, ведь в таких исследованиях нельзя было действовать иначе». Артемидор опирался в своих исследованиях на сочинения других авторов. Он вспоминает и часто критикует за отсутствие системного подхода Антифона Афинского, Деметрия Фалерского, Артемона Милетского, Аристандра Тельмесского.


Иван Калита

Великий князь московский Иван Даниилович Калита видел странный сон: будто наяву, ехал он верхом по окрестностям Москвы и вдруг увидел впереди высокую гору, вершина которой была покрыта сверкающим на солнце снегом. Пораженный, князь остановился. Вскоре снежная вершина исчезла, а вслед за нею растаяла в воздухе и сама гора.

Растолковать сон князь попросил митрополита Петра. Почтенный старец объяснил его так: как исчез снег на вершине горы – так и Петр скоро исчезнет из этого мира; затем придет и очередь самого Ивана покинуть землю, исчезнув без следа, как могучая гора во сне. Святитель предрек Ивану также, что перед смертью к нему придет некий старец – вестник скорой кончины. Ответ старого иерарха не содержал ничего особенного, кроме горькой мудрости Екклесиаста: «Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах» (Екклесиаст, 3, 20).

Несколько иначе эта история изложена в Мазуринском летописце (конец XVII века): кроме горы и снега имелся третий символ – широкое поле, по которому ехал князь. Митрополит объяснил Ивану видение так: «Поле великое – твое государство Московское, а гора великая – ты, государь, снег на горе – то аз многогрешный; начат снег таяти – то преже мне умрети, а после меня и тебе, государю, преставитися, егда услышиши старца к тебе пришедша и у дверей толкущеся, и ты уразумееши жития твоего конец». С тех пор князь Иван «всегда старца того ожидаше пришествия».

На том месте, где во сне находилась гора, Иван Калита основал монастырь с храмом в честь иконы Боголюбской Божьей Матери.

Первые четыре книги «Онейрокритики» содержат указания для толкования разнообразных объектов и ситуаций, увиденных во сне, в то время как пятая книга представляет собой собрание своего рода учебных примеров.

М. Фуко в книге «История сексуальности» писал: «Артемидора не занимают чудеса, и в отличие от большинства текстов данного жанра его книга не опирается на практику культовой терапии. …Главное для него – объяснить читателю, как нужно действовать: разложив сон на элементы, раскрыть его «диагностический» смысл, а затем истолковать целое, исходя из элементов, и, памятуя о целом, расшифровать каждую часть». Эта мысль впоследствии стала одной из основных и у психоаналитиков.

Артемидор уделял внимание прежде всего здоровью и беспощадно критиковал толкователей-жрецов из храмов Асклепия. Голому изложению выводов о привидевшемся «пророчестве» Артемидор предпочитал хорошо продуманное исследование: овладеть всей возможной информацией, сопоставить ее с данными, полученными из других источников, проверить собственной практикой, проанализировать и подкрепить доказательствами.

Первая книга «Онейрокритики» начинается с определения термина сновидения и разграничения обычного сновидения и вещего. Относительно обычных снов Артемидор писал: «…Естественно, что влюбленный видит себя во сне с предметом своей любви, испуганный видит то, чего он боится, голодающему снится, будто он ест, жаждущему – будто он пьет, а объевшемуся – что его рвет или что его душат из-за возникшей преграды трудно перевариваемой пищи».

Такие сновидения диагностировать легко. Они по сути являются «воспоминаниями о настоящем» и, демонстрируя сновидцу состояние его тела и души, указывают на недостаток или избыток чего-либо или его страхи и желания.

Вещий сон, по Артемидору, «…действует тем, что ведет нас к осуществлению предсказания и после пробуждения становится толчком к делу, преображает душу, формирует ее и лепит». Артемидор выделял прямосозерцательные сны, или видения, в которых напрямую показано будущее, и аллегорические сновидения, в которых будущее предсказано метафорически. «Ведь если обычному человеку снится, например, женщина, которую тот вожделеет, или же долгожданная смерть хозяина, то искусная и недоверчивая душа человека опытного в снотолковании никогда не покажет ему просто состояние желания, в котором он пребывает, а прибегнет к хитрости, в результате чего сновидец увидит не саму возлюбленную, но нечто, ее обозначающее: лошадь, зеркало, корабль, море, животное женского пола, женскую одежду…». Именно аллегорическим снам и способам их толкования посвящена большая часть сочинения Артемидора. Пытаясь их объяснить, Артемидор искал сходства и аналогии по всем направлениям: образным, языковым, символическим:

□ снится грязь – значит, тело наполнят вредоносные субстанции (образное сравнение);

□ приснившийся баран/krios означает хозяина, правителя, царя в силу игры слов krios/kreion (отождествление имен);

□ лев снится атлету в знак победы, барс знаменует несчастье (символическое родство);

□ приснившаяся медведица ассоциируется с аркадской Каллис-то и является знаком женщины (отсылка к поверью, пословице, мифу);

□ свадьба и смерть могут намекать друг на друга во сне, поскольку суть telos – предельных событий жизни – принадлежность к одной категории существования;

□ больному жениться на девице – к смерти, потому что с женихом «происходит все то же, что и с покойником» (сходство в действиях).

Артемидор применял индивидуальный подход к толкованию сновидений: скрытый смысл зависел от пола, возраста, социального положения, профессии сновидца. Можно вспомнить следующие примеры:

□ «Гестия и ее статуи означают для должностных лиц совет и поступление доходов; для простых людей – собственную жизнь; для правителя или царя – полноту их власти»;

□ «Заливные луга на пользу одним лишь пастухам, для остальных же они означают безработицу, а для путников – препятствия, потому что эти луга бездорожны».


Фридрих Август Кекуле

В 1825 году был открыт бензол (химическая формула С6Н6). На протяжении 40 лет химики не могли разобраться в проблеме химического строения молекулы бензола, пока немецкому химику Фридриху Августу Кекуле не приснился сон, натолкнувший на мысль о возможности (ранее отрицавшейся) существования циклов из атомов углерода. Вот что писал об этом Ф. Кекуле: «Я сидел и писал учебник, но работа не двигалась, мои мысли витали где-то далеко. Я повернул мой стул к огню и задремал. Атомы снова запрыгали перед моими глазами. На этот раз небольшие группы скромно держались на заднем плане. Мой умственный взгляд мог теперь различить длинные ряды, извивающиеся подобно змеям. Но смотрите: одна из змей схватила свой собственный хвост и в таком виде, как бы дразня, завертелась перед моими глазами. Как будто вспышка молнии разбудила меня. И на этот раз я провел остаток ночи, разрабатывая следствия из гипотезы».

Аллегорические сны, где «движения или измышления души указывают на предстоящее добро и зло», подразделялись, в свою очередь, на пять подвидов.

1. Своевещие, где человек видит себя и которые исполняются для самого спящего.

2. Чужевещие, где спящий видит кого-то другого. Такой сон предсказывает события в жизни другого человека при условии, что он знаком спящему.

3. Общие, где спящий видит себя с другими. Артемидор обнаружил, что своевещие сны могут сбываться и для родственников спящего, а общие – для видевшего сон.

4. Общественные, если символы во сне несут общественный характер, например площадь.

5. Космические – сны на философскую тематику, где рассказывается о вещах, непостижимых разумом человека.

Согласно теории Артемидора, приятный сюжет не всегда означает приятное воплощение в реальность, а позитивные эмоции после пробуждения не обязательно являются благоприятным знаком. Таким же образом и негативные эмоции могут нести в себе неплохое предзнаменование. Проще говоря, главным показателем в толковании сна являлись значения символов, а не сила эмоций.

В толкованиях «Онейрокритики» есть много фрагментов, позволяющих назвать Артемидора античным психоаналитиком. Некоторые его идеи отчасти перекликаются с теми, которые выдвигали Фрейд, Юнг и др. спустя много веков.

Важнейшим символом мужского сна Артемидор считал образ женщины. Характеризуя ее, он пытался понять суть проблемы и сделать прогноз на будущее. Все женщины в снах условно делились на три категории: жена, любовница, гетера.

1. Любовный акт с женой толковался как благоприятный знак, а «жена есть для сновидца его ремесло и занятие, доставляющее ему удовольствие, или же то, над чем он начальствует и властвует». Поэтому «сон означает, что от всякого такого будет ему[2] выгода, потому что и от выгоды людям приятно, и от любовных соединений приятно».

2. Связь с любовницей незамужней и богатой предвещает обогащение и успехи в делах, «ибо кто кому предлагает свое тело, тот как бы предлагает и то, что при этом теле имеется». Если же любовница замужняя, такой сон не предвещает ничего хорошего. Закон карает такие связи, значит, и в реальной жизни сновидца ждет какое-то наказание.

3. Гетеры во сне трактовались еще более сложным образом. С одной стороны, они предвещают всего лишь «малый стыд и малый расход» в какой-либо сфере жизни (как посетители публичных домов испытывают и стыд, и расход). С другой стороны, речь идет о трате спермы без прибыли, то есть без потомства, из-за чего сон о посещении гетеры может предвещать даже смерть. Дополняется толкование двояким смыслом слова «блудилище» (ergasterion), которое означает как мастерскую и лавку, так и кладбище.

Помимо этих трех типичных образов Артемидор упоминал связи со случайными незнакомками. Такие сны могли предвещать полностью противоположные вещи. Прогноз зависел от того, как выглядит женщина. Если она «хороша собой, приятна, в дорогих тонких платьях и с золотыми ожерельями, а в любви податлива», тогда сон – к добру. Если же она «стара, некрасива, отвратительна, дурно одета, бедственно живет и неподатлива», тогда предсказание неблагоприятно.

Когда половым партнером во сне являются собственные рабыня или раб (для античности пол не имел столь большого значения), это означает, что в будущем сновидец получит удовольствие от своего имущества, которое, «очевидно, сделается больше и богаче».

Порицая в реальной жизни инцест (например, половая связь матери с сыном), Артемидор трактовал подобные сны благоприятно, так как мать является символом многих важнейших элементов из самых разных сфер жизни. Для ремесленников подобный сон предвещал «обилие работы и заработка от ремесла», ведь ремесло для них – это «мать-кормилица». Для находящихся далеко от дома людей сон тоже благоприятен, поскольку сулит соединение с родиной, которая также ассоциируется с матерью. Для земледельцев и землевладельцев такой сон тоже несет удачу: мать – это еще и плодородная земля. Правда, для тяжело больных людей такой сон («проникновение» в землю-мать») может означать смерть.

Впервые сонник Артемидора «Онейрокритика» был издан на греческом языке в Венеции в 1518 году у А. Мануция. В 1539 году Я. Корнарий опубликовал в Базеле латинский перевод, который использовал Н. Риго при издании в 1603 году в Париже «Онейрокритики» на латыни и греческом с комментариями.

Артемидор упоминал, что является автором и других работ о прорицании: «Ойоноскопика» – о предсказании по поведению птиц (ауспиции) и «Хироскопика» – о предсказании по линиям ладони (хиромантии). К сожалению, эти произведения не сохранились.

Толкования снов в других древних культурах

Древние шумеры считали сон посланием бога Солнца Шамаша. В толковании снов царственных особ задействовались одновременно несколько специалистов. Прорицатель пытался вникнуть в символы, знаки и образы сна, перевести их на понятный язык, а уже потом жрец бога Солнца трактовал рассказанный сюжет, применяя его к реалиям жизни.

У древних евреев сновидение считалось одним из важнейших средств, избранных Богом для выражения своей воли. В исторических текстах упоминаются теорематические сновидения, сны-послания, понятные человеку без помощи толкователя.

Древняя персидская традиция толкований различает три вида снов.

1. Обычные закодированные сны, нуждающиеся в истолковании, порожденные душой (Нафс).

2. Сны физиологические, связанные с плотскими желаниями, болезнями и т. п., произведенные духом (Рух).

3. Правдивые сны, откровения, возникающие в состоянии полной умиротворенности спящего. Считалось, что сновидения, увиденные на рассвете, обладают большей ценностью, чем ночные.

В брахманизме Древней Индии существует учение о четырех стадиях сознания.

1. Бодрствование.

2. Непрочный сон, во время которого душа выходит из тела и путешествует по иным слоям мироздания.

3. Глубокий сон без сновидений, когда человек уходит в себя и стремится к своему внутреннему духовному центру.

4. Погружение в абсолютное уподобление Брахману, не знающему сна, старости, смерти и скорби.

Все видения, приходящие во сне, считаются отражениями единичных реальностей, которые затем опять теряются в едином Абсолюте.

В Атхарва-Веде есть описания значений некоторых сновидений и их классификация, позволяющая определить человеческий темперамент. Например, желчный человек (которым правят огонь, Луна и желтый цвет) видит во сне объятые пламенем леса, окровавленные тела, красную луну, вспышки молний. Умиротворенный и добродушный человек (управляемый водой и белым цветом) видит заросли лотоса, прозрачные реки, огромные снежные сугробы, пасущихся животных, прекрасных женщин, молоко. Беззаботный, ветреный человек (им правит знак воздуха) видит горы, пейзажи, большие открытые пространства, иные миры.

Кроме того, индусы считали, что сны, увиденные в канун первого дня года, сбываются в течение всего года, в канун второго дня – в течение восьми месяцев, а увиденное накануне третьего дня считается уже наполовину сбывшимся.

Древние китайские даосы различали шесть видов снов.

1. Обычные беспричинные сны.

2. Кошмары, вызванные страхом.

3. Сны-размышления на тему, обсуждавшуюся накануне.

4. Чуткие сны.

5. Сны радости.

6. Сны опасения.

Китайцы выделяли следующие причины сновидений: обстоятельства, действия, факт получения, траур, скорбь, радость, рождение, смерть.

Древние японцы заимствовали большинство методик толкования снов у китайцев. Это искусство называлось оммйодо, или путь Инь и Ян. Сны истолковывались как прямо, так и в обратном значении, то есть считалось, что они предвещают противоположное увиденному. На подсказанные сном грядущие события можно было влиять: например, предотвратить исполнение плохих предзнаменований. Для этого необходимо положить под подушку изображение сказочного зверя баку, который съест все негативные сновидения.

Инки, как и многие другие индейские народы, верили в предзнаменования и особое значение придавали снам, особенно если дело касалось снов короля или верховного жреца, которые считались богами и крупнейшими оракулами. Прорицатели и колдуны просили поделиться своими снами, чтобы объяснить их и провозгласить для всего народа великое откровение свыше.

Пророк Мухаммед зачастую сам использовал сны для объяснения своего учения. Так толкование снов приобрело в исламе важнейшее значение. Оно превратилось в настоящую науку: арабы разгадывали символику сновидений, пытались понять и постигнуть скрытые архетипы. У мусульман сохранилась традиция вызывания вещих сновидений. Этот обряд называется «истиквара». Человек, стоящий перед серьезной проблемой, вначале читает особую молитву по завету Мухаммеда, а затем ложится спать в ожидании сна, который ответит на его вопрос или подскажет решение. Так поступали путешественник, отправляясь в дорогу, писатель, прежде чем начать книгу, государственный деятель перед принятием важного политического решения. Утверждают, что премьер-министр Ирана Мохаммед Мосаддык в 1950 году решил национализировать англоиранскую нефтяную компанию именно после такого сна. Явившийся ему во сне сияющий дух сказал: «Не время спать, восстань и разорви цепи, сковавшие народ Ирана».

Глава 3. Психоанализ и толкование сновидений

Если бы люди захотели откровенно рассказать, что именно им снится, это раскрыло бы их характеры гораздо лучше, нежели выражения лиц.

Лихтенберг. Письма

Благословен тот, кто придумал сон – плащ, который скрывает все мысли людские…

М. Сервантес. Дон Кихот

Зигмунд Фрейд

Корни современной научной традиции изучения сновидений лежат, прежде всего, в трудах автора психоаналитического метода Зигмунда Фрейда (1856–1939) (рис. 3.1).

Фрейд предполагал, что сновидения символизируют бессознательные потребности и беспокойства человека. Представьте себе человека, выросшего вне общества. На первый взгляд, это дикарь, практически животное. Однако это создание полностью свободно от внутренних предрассудков и комплексов, оно руководствуется естественными желаниями и потребностями. Общество же (родители, педагоги, окружающие), воспитывая очередного своего члена, с самого раннего детства учит его подавлять многие желания, которые считаются неприличными или ущемляют интересы других людей. Со временем человек воспринимает вложенное в него обществом как единственно правильную норму и якобы забывает о врожденных желаниях, то есть подавляет их. Механизм такого подавления называется цензурой. Однако желания не исчезают бесследно, а остаются глубоко в подсознании и затем ищут выход в виде нервных расстройств, комплексов и страхов. Одним из проявлений этих желаний являются сновидения. Таким образом, они в завуалированной форме (так как даже во сне цензура не отключена полностью и пытается подавлять желания) отражают глубинную, бессознательную суть человека.


Рис. 3.1. З. Фрейд


Большинство врачей придерживались той позиции, что побудителями сновидения являются исключительно чувственные и телесные раздражения, либо приходящие к спящему извне, либо случайно возникающие в нем самом. Сновидения рассматривались как «телесный, во всех случаях бесполезный и во многих болезненный процесс». Все особенности сновидений объяснялись бессвязной и вызванной физиологическими раздражениями работой отдельных органов или групп клеток погруженного в сон мозга.

З. Фрейд не поддерживал такую позицию и писал в своей работе «О сновидении»: «…Ближе к истине стоит не взгляд врачей, а взгляд профанов, наполовину окутанный еще и предрассудками». Автор не отстаивал древних методов толкования снов, а пытался выделить отдельные закономерности в их интерпретации, общие для большинства людей черты. Он не считал возможным составление универсального сонника, который подошел бы каждому. Разгадка сна – дело индивидуальное. В основу работы со сновидениями Фрейд положил метод свободных ассоциаций. Не отрицая необходимости исследования явного содержания сна, все же основную информацию он видел в мыслях, лежащих за ним.

«На вопрос о том, может ли быть истолковано каждое сновидение, следует ответить отрицательно. Не нужно забывать того, что при толковании приходится бороться с психическими силами, повинными в искажении сновидения. Ввиду этого – просто вопрос соотношения сил: может ли субъект преодолеть внутреннее сопротивление своим интеллектуальным интересом, своей способностью к самообладанию, своими психическими познаниями и своей опытностью в толковании сновидений. До некоторой степени это возможно всегда: почти всегда субъекту удается убедиться в том, что сновидение – осмысленный феномен, – а также в большинстве случаев догадаться о сущности этого смысла. Очень часто последующее сновидение дает возможность констатировать правильность и продолжить толкование предыдущего. Целый ряд сновидений, продолжающихся несколько недель или месяцев, покоится часто на одном базисе; все они должны быть подвергнуты толкованию сообща. В следующих друг за другом сновидениях можно нередко подметить, как центральным пунктом одного служит то, на что в другом имеется лишь неясное указание, и наоборот, – так что оба таких сновидения дополняют друг друга и в толковании…»

ПРИМЕЧАНИЕ

У читателей, познакомившихся с программой-сонником, прилагаемой к данной книге на CD, может возникнуть вопрос: «Что за материалы названы сонником Фрейда, если сам он никогда не составлял подобных вещей?». Вообще это условное название. Сонник составлен на основе некоторых психоаналитических интерпретаций и потому назван в честь «отца психоанализа» З. Фрейда. Таким же образом обстоят дела с любыми «сонниками Фрейда», которые вы можете найти в Интернете или в виде печатных изданий.

Степан Апраксин

Приведенный сон описан в 1908 году М. Поповым. Молодой офицер князь Василий Владимирович Долгорукий неожиданно умер. Внезапная смерть князя сильно поразила его друга Степана Степановича Апраксина. В первую же ночь после трагедии ему приснился сон: к нему пришел в гости покойный друг. Оба знали, что принадлежат уже к разным мирам, но это не помешало им общаться. Умерший князь пообещал своему другу долгую жизнь и сообщил, что в следующий раз он посетит его за три дня до смерти. Прошло сорок лет, и за все эти годы В. Долгорукий действительно ни разу не приснился С. Апраксину. Однако однажды князь посетил старого друга во сне, и через три дня тот умер.

Основное внимание при анализе сновидений Фрейд уделял свободным ассоциациям с отдельными фрагментами или сновидением целиком. Ученый выделил основные спрятанные в подсознании элементы, с которыми определенным образом связаны детские инфантильные желания большинства людей. Это, например, человеческое тело в целом или определенные его части, родители, процесс рождения, смерть, нагота, мастурбация и т. п. Данные элементы «кодируются» во сне, представая в виде иных предметов. Родители зачастую изображаются другими важными, представительными людьми, дети – мелкими зверями, насекомыми, паразитами. Рождение всегда связано с водой – спасением из воды, купанием и др. Смерть подменяется во сне отъездом, нагота – вниманием к одежде, ее особым характером.

К символам мужского достоинства Фрейд причислял любые подобные по виду или выполняемым функциям предметы. В список входят палки, зонты, шесты, оружие (кинжалы, ружья и пушки), водопроводные краны и фонтаны, карандаши. Возбуждение мужского полового органа ассоциировалось со взлетом самолетов и аэростатов.

В соответствии с данной концепцией женская сущность находит отражение во всех полых предметах. Сюда вошли шахты, пещеры, бутылки и коробки. Детородная функция женского организма связывалась с печью и яблоней. По той же схеме в качестве символов женского начала рассматривались улитки и раковины. Нетрудно догадаться, что изображениями яблок, персиков, да и вообще практически любых фруктов подчеркивается красота пленительных частей тела женщины. Достаточно любопытна трактовка увиденных во сне игр: они символизируют мастурбацию. К этой же серии относятся скатывания, соскальзывания, обрывание веток и выпадение зуба.

Последователи Фрейда связали мастурбацию с ездой на велосипеде (Р. Гринсон), зашиванием рвущейся материи и одновременным испытанием чувства стыда (К. Хорни), переходом моста, который вдруг разламывается в центре, скользким склоном и соскальзыванием с него.

Врывающийся в дом преступник, влетающие или вползающие внутрь чего-либо животные или насекомые, поезд, движущийся через тоннель, – все это символы близости между мужчиной и женщиной. Езда верхом и скольжение на коньках также обозначают, по мнению последователей Фрейда, половой акт.

Вы не задумывались, почему дети так неохотно просыпаются? Правильно, потому что им снятся красивые сны. Именно во время сновидений самые заветные желания детей становятся «явью». Путешествие в страну грез с каким-нибудь сказочным персонажем становится для малыша незабываемым событием. Ведь вместе с кумиром покоряются страны, побеждаются злодеи, восстанавливается добро и справедливость. Во сне ребенок может почувствовать себя по-настоящему сильным и всемогущим. Импульс этим ночным грезам дают впечатления от книг, кино или мультфильмов.

Эллиас Хоу

В 1845 году американец Эллиас Хоу разработал челночный стежок и получил патент на швейную машину, которая работала со скоростью 300 стежков в минуту. Любопытно, что добиться успеха Эллиасу помогло сновидение. Ему приснилось, будто он взбирается на дерево в Африке, а вокруг пляшут аборигены с копьями, на концах которых видны отверстия. Когда Хоу проснулся, он уже знал, как решить проблему: отверстие для нити следовало разместить не на тупом конце иглы, а на острие.

Детское мировосприятие отражается и в сновидениях взрослых людей. Напомню такую деталь. Многим ли из вас приходилось видеть, как вы, скажем, пьете? Это устранение потребности с целью как можно дольше задержать течение сновидения. Ночные грезы также предвещают реальные события. Человеку снится обычная жизнь: как он просыпается, совершает утренний туалет, отправляется на работу или учебу. Часто такие видения посещают впечатлительных людей. Боязнь опоздать на какое-нибудь очень важное мероприятие или долгожданное событие (допустим, на концерт любимого исполнителя) является одним из поводов. Такие сновидения нередки для путешественников. Во сне они укладывают чемоданы, отправляются в аэропорт, на вокзал и даже видят прибытие на новое место. Подобные сны являются как бы предвосхищением исполнения заветного желания. Конечно, иногда четкие параллели между сюжетом сновидений и мечтой человека провести непросто, ибо желания проявляются в скрытой, завуалированной форме. З. Фрейд все же поставил знак равенства между мотивом сновидения и реальными желаниями. По его трактовке, в этом и заключается истинный смысл снов. То, что нам снится, нужно рассматривать в качестве целостного образа и считать выражением совместной работы мыслей и образов. В качестве одного из примеров приводилось изменение времени действия картинки сна: будущие события замещаются сюжетом, который протекает как бы в настоящем времени, здесь и сейчас.





Читайте также:
История русского литературного языка: Русский литературный язык прошел сложный путь развития...
Основные направления социальной политики: В Конституции Российской Федерации (ст. 7) характеризуется как...
ТЕМА: Оборудование профилактического кабинета: При создании кабинетов профилактики в организованных...
Новые русские слова в современном русском языке и их значения: Менсплейнинг – это когда мужчина что-то объясняет...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.035 с.