Б) заведующий лабораторией должен остаться?




Урок

Тема: Сочетания

Цель: ввести понятие «сочетания из n элементов по k», вывести формулу, учить применять её к решению задач, формировать умение различать понятия перестановка, размещение, сочетание.

I. Организационный момент.

II. Устный счёт:

Сколько различных последовательностей (не обязательно осмысленных) можно составить из всех букв слова

А) автор; б) сон.

2) Вывести значение дроби: ; э

3) Выпиши все делители числа 4!, 6!. Назови несколько делителей.

Сколько любых трёхзначных чисел можно составить из цифр 1,3,5, используя эти цифры в записи не более одного раза?

Сколько любых двухзначных чисел можно составить из цифр 1,3,5, используя эти цифры в записи не более одного раза?

Сколько любых двухзначных чисел можно составить из цифр 1,3,5, используя эти цифры в записи не более одного раза и не учитывая порядок их расположения?

Ответ: 13,15,35.

Вопрос: Если сходство и различие в задачах 5 и 6?

Ответ: Различие в том, что ни в одной комбинации

Нет повторяющихся элементов, т.е. порядок не важен.

 

III. Изучение нового материала. Мы встретились со случаем, когда в комбинации порядок расположения элементов не важен. Такой тип комбинаций называется сочетанием из n элементов по k и обозначается С .

Итак, сочетанием из n элементов по k называется любое множество, составленное из k элементов (без учета их порядка в комбинации), выбранных из данных n элементов.

Чтобы найти общее количество сочетаний будем рассуждать так: чем отличаются друг от друга размещения? Составом выбранных элементов и их порядком. Чем отличаются друг от друга сочетания? Только составом, т.е. каждому сочетанию соответствует ровно k! Размещений с тем же составом, поэтому, чтобы найти количество сочетаний, надо поделить количество размещений А на k! При подсчёте размещений мы считали каждое сочетание k! Раз.

Следовательно, С ; С ;

Примеры: смотри стр 184 задания №1 и№2.

Пример1. Из набора, состоящего из 15 красок, надо выбрать 3 краски для окрашивания шкатулки. Сколькими способами можно сделать этот выбор?

Решение: Каждый выбор трех красок отличается от другого хотя бы одной краской. Значит, здесь речь идет о сочетаниях из 15 элементов по 3. Имеем

. Следовательно, 3 краски можно выбрать 455 способами.

Пример 2. В классе учатся 12 мальчиков и 12 девочек. Для уборки территории около школы требуется выделить трех мальчиков и двух девочек. Сколькими способами это можно сделать?

Решение: Выбрать трех мальчиков из 12 можно способами, а двух девочек из 10 можно выбрать способами. Сделать выбор учащихся можно

= способами.Выбор учащихся можно сделать 9900 способами.

IV. Закрепление.

№769 В магазине «Филателия» продается 8 различных наборов марок, посвященных спортивной тематике. Сколькими способами можно выбрать из них 3 набора?

Решение.

Выбор из 8 по 3 без учета порядка:

56 способов.

Ответ: 56 способов.

№772 Из лаборатории, в которой работают заведующий и 10 сотрудников, надо отправить 5 человек в командировку. Сколькими способами это можно сделать, если:

а) заведующий лабораторией должен ехать в командировку;

б) заведующий лабораторией должен остаться?

Решение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: