ТЕХНОЛОГИИ ЗАЩИТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА




 

 

2.1.Правовые аспекты защиты авторского права.

После появления первого легко применимого Web-браузера, в США был принят в 1998 году Закон о защите авторских прав в цифровую эпоху (Digital Millenium Copyright Act), который стал первым специализированным правовым актом в области регулирования отношений по использованию и распространению авторских материалов в сети Интернет (далее по тексту – «DMCA»).

Помимо вопросов защиты технических средств защиты авторских прав и информации об управлении правами DMCA, принятый в виде поправок в действующее законодательство об авторском праве США, ввел принцип ограниченной ответственности провайдеров, согласно которому последние не могут быть привлечены к финансовой ответственности в случае, отсутствия собственной инициации передачи, размещения и (или) изменения незаконного контента.

Данный принцип закреплен также в Европейской директиве по электронной коммерции от 28 февраля 2000 г. (разд. 4, ст.ст. 12 - 15), в Defamation Act, принятый в Англии в 1996 г.

Примечательно, что ситуация по разрешению споров в данной сфере усугубляется коллизиями таких конституционных и признаваемых международным сообществом принципов как: охрана частной жизни и защита авторского права. Соответственно, поддерживая первый принцип и отказывая в обязывании провайдера сообщать данные о конкретном пользователе-нарушителе авторских прав, происходит ущемление второго принципа, и наоборот.

В настоящее время суды США поддерживают правообладателей с учетом лоббирования интересов мощных авторских корпораций в стране. В Европе позиция противоположная и направлена на охрану частной жизни. Так, в ноябре 2011 года суд Евросоюза постановил, что европейские интернет-провайдеры не имеют права проверять и фильтровать пользовательский трафик. Это значит, что провайдеры не могут применять программы, которые отслеживают незаконное скачивание файлов, нарушающее авторские права.

Но, тем не менее, как организации по коллективному управлению авторскими правами в США (например, Американская ассоциация звукозаписывающих компаний (RIAA), Американская ассоциация кинопроизводителей (MPAA) и Национальная ассоциация музыкальных издателей), так и аналогичные компании, и правообладатели в Европе, стали привлекать наиболее активных пользователей, нарушающих интеллектуальные права посредством сети Интернет.

Так, согласно существующим национальным актам и законопроектам международная практика предусматривает поэтапное (правило «трех предупреждений») и (или) альтернативное привлечение к ответственности недобросовестных Интернет-пользователей:

- лишение доступа к определенным Интернет-ресурсам, уменьшение скорости доступа и (или) полноценный отказ от предоставления Интернет-услуг (Ирландия, Южная Корея);

- значительный штраф (США);

- привлечение к уголовной ответственности вплоть до лишения свободы (Франция);

- кроме того, применяются системы, предотвращающие скачивание пиратских музыкальных файлов из Интернета на мобильные телефоны (Япония);

- действует разрешительный принцип на публикацию произведения с учетом наличия перевода оригинала на государственный язык (Китай);

- используется порядок заведения досье на пользователей с учетом сохранения маршрутизации за три года (Бразилия).

Но необходимо отметить достаточно значимое массовое непринятие общественностью и широко известными владельцами Интернет-ресурсов правовых актов, направленных на установление указанных жестких мер против свободного доступа к информации, размещенной в сети Интернет. В том числе, по данной причине, во многих государствах подобные документы остаются только в рамках непринятых законопроектов (Франция, Канада, Сингапур, Новая Зеландия).

В этой ситуации примечателен опыт Великобритании, которая еще 2010 году приняла Закон об электронной торговле с учетом ряда законов к нему, но до сих пор нормы о привлечении к ответственности не действуют по причине отсутствия принятого Кодекса поведения провайдеров, который должен быть принят на локальном уровне.

Национальное законодательство Российской Федерации об авторском праве состоит из: Во-первых, специального законодательного акта - Закона «Об авторском праве и смежных правах», являющегося частью гражданского законодательства Российской Федерации и действующего на всей территории Российской Федерации (ст.2 Закона).

Во-вторых, издаваемых в соответствии с Законом других актов законодательства Российской Федерации, Закона Российской Федерации "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных", а также принимаемых на основе настоящего Закона законодательных актов республик в составе Российской Федерации.

Среди иных законодательных актов, направленных на закрепление авторского права можно выделить:

- Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ (действующая редакция), статья 146 которого устанавливает уголовную ответственность за нарушение авторских прав;

- Об авторском праве на произведения архитектуры - Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. №169-ФЗ и др.

Еще одна группа нормативных актов, направленных на регулирование авторского права - акты Президента РФ и Правительства РФ, то есть, подзаконные нормативные акты. Последние не должны противоречить вышеназванным законам. Кроме того, Федеральное Правительство вправе принимать постановления, содержащие нормы, посвященные вопросам авторского права только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами либо указами Президента Российской Федерации. Итак, это:

- Указ Президента РФ от 5 декабря 1998 г. №1471 "О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения"];

- Указ Президента РФ от 14 мая 1998 г. №556 "О правовой защите результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения";

- Постановление Правительства РФ от 2 сентября 1999 г. №982 "Об использовании результатов научно-технической деятельности";

- Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. №218 "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства".

Международные договора и конвенции, как это следует из п.4 ст.15 Основного закона РФявляются составной частью правовой системы Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Аналогичное правило закреплено в ст.3 Закона «Об авторском праве и смежных правах»: если международным договором, в котором участвует Российская Федерация, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Среди таких международных актов можно выделить:

- Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г. (пересмотрена в Париже 24 июля 1971г.);

- Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (дополненная в Париже 4 мая 1896 г., пересмотренная в Берлине 13 ноября 1908 г., дополненная в Берне 20 марта 1914 г. и пересмотренная в Риме 2 июня 1928 г., в Брюсселе 26 июня 1948 г., в Стокгольме 14 июля 1967 г. и в Париже 24 июля 1971 г., измененная 2 октября 1979г.)

- Всемирная декларация по интеллектуальной собственности от 26 июня 2000г.;

- Договор ВОИС по авторскому праву (WCT) (принят Дипломатической конференцией) (Женева, 20 декабря 1996г.)

- Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав (Москва, 24 сентября 1993г.)

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о взаимной охране авторских прав (Москва, 25 июня 1993 г.)

 

 

2.2.Технические средства защиты авторских прав.

 

Технические средства защиты авторских прав (ТСЗАП; англ. DRM — Digital rights management) — программные или программно-аппаратные средства, которые намеренно ограничивают либо затрудняют различные действия с данными в электронной форме (копирование, модификацию, просмотр и т. п.), либо позволяют отследить такие действия. ТСЗАП представляет собой набор систем контроля и управления доступом. На данный момент ТСЗАП используется множеством компаний по всему миру, среди которых Amazon, Apple Inc., Microsoft, Electronic Arts, Sony, 1C, Akella и др. В 1998 году в США был принят Закон «об Авторском Праве в Цифровую Эпоху» с целью ввести уголовные наказания за распространение технологий для обхода ТСЗАП.

У ТСЗАП есть как свои сторонники, так и противники. Первые утверждают, что ТСЗАП помогает бороться с нарушениями авторских прав в сети и сохранять регулярные поступления доходов. Они считают, что подобные цифровые замки необходимы для предотвращения кражи интеллектуальной собственности. Оппоненты же отмечают, что доказательств того, что ТСЗАП помогает предотвратить нарушение авторских прав, нет. Вместо этого ТСЗАП только приносит неудобства законным покупателям и помогает большим компаниям тормозить инновации и конкуренцию.

Наиболее известное предназначение ТСЗАП — защита произведений от копирования и других действий, запрещаемых авторами или иными правообладателями на основании авторского или смежных прав после продажи конечному пользователю. Термин «технические средства защиты авторских прав» используется в законодательстве Российской Федерации, запрещающем обход таких средств.

Хотя ТСЗАП призваны воспрепятствовать лишь неправомерному копированию произведений, как правило, они не допускают, либо ограничивают любое копирование, в том числе добросовестное и копирование свободных произведений (включая бывшие несвободные, исключительные права на которые истекли после добавления ТСЗАП), поскольку пока невозможно техническими средствами автоматически отличить «законное» копирование от «незаконного». Такое ограничение возможностей пользователя вызывает критику ТСЗАП со стороны правозащитников.

Обычно средства ТСЗАП сопровождают защищаемые произведения, ограничивая доступ потребителя к различным действиям, вроде копирования или перевода данных в другие форматы. Также встраиваются в средства воспроизведения (программы-оболочки для просмотра, карманные цифровые плееры, DVD-проигрыватели) и записи (DVD-рекордеры, Video Capture cards). В этом случае потребителю ограничивают выбор аппаратного обеспечения, используемого с этим устройством, а также ограничивают выбор программного обеспечения, которое можно использовать с данным средством воспроизведения.

Таким образом, в отличие от защиты от копирования, под ТСЗАП подразумеваются более общий класс технологий, которые могут позволять ограниченное копирование, а также могут налагать другие ограничения, такие, как ограничение срока, в течение которого возможен просмотр или воспроизведение защищаемого произведения. При этом под ТСЗАП понимаются именно технические средства защиты, в то время как защита от копирования может включать также организационные, юридические и другие меры.

РАЗДЕЛ 3





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!