ТЕМА. Форма государства.




1. Понятие и элементы формы государства.

2. Понятие и виды форм государственного правления.

3. Понятие и виды форм государственного устройства.

4. Понятие и виды политико-правового режима.

1. "Форма дает бытие вещи", - утверждали римские юристы. И были правы, справедливо полагая, что содержание вещи неотделимо от ее внешней формы. Человек воспринимает окружающий мир через цвет, запах, форму. Этими внешними признаками одна вещь отличается от другой.

Существующие в современном мире государства также заметно отличаются друг от друга по тому, как в них организована государственная власть. Вопрос о форме государства – это вопрос о том из каких составных частей оно состоит, каковы способы формирования государственной власти и методы ее осуществления.

Какое значение для обычного человека имеет то обстоятельство, в каком государстве он живет: в монархическом или республиканском, унитарном или федеративном, демократическом или недемократическом? Оказывается, самое прямое, поскольку это определяет объемы свободы человека, его возможности реализовать свои таланты и способности.

Единства мнений относительно понятия «форма государства» в юридической науке нет. Выделяют западную и российскую научную традиции в анализе «формы государства».

В западной науке понятие «форма государства» отсутствует. Вместо него используется понятие «форма правления». Такое понимание связано с древнегреческими мыслителями Платоном и Аристотелем. Аристотель выделял правильные (совершенные) и неправильные (несовершенные) формы.

К правильным формам, где правление осуществляется во всеобщих интересах, Аристотель отнес монархию (то есть единоличное правление); аристократию (то есть правление лучших); политию или республику (где власть находится у большинства, которое выбирает правителей).

К неправильным формам, где власть преследует частные интересы, Аристотель относил тиранию (то есть лицо, насильственно захватившее власть и правящее с помощью принуждения); олигархию (то есть правление узкой группы лиц) и демократию (то есть правление народа).

С появлением во 2 половине 17 века в ряде западноевропейских стран гражданского общества, понятие «форма правления» оказалось недостаточным, чтобы выразить характер политической власти. На политической сцене наряду с государством появились политические партии. После буржуазных революций 17-18 веков государственная власть стала предметом борьбы политических партий на выборах. Приход к власти той или иной политической партии означал использование государственной власти в интересах тех социальных групп, которые поддерживали данную партию.

Теперь в характеристике формы государства определяющим стал не способ ее организации, а средства и методы управления населением. Таким образом, «форма государства» стало трактоваться широко, через понятие «политический режим».

В российской юридической науке можно выделить 2 подхода к пониманию формы государства: рассмотрению ее в узком и широком смысле. В узком смысле, форма государства отождествляется с формой правления, а в широком с формой правления и формой государственного устройства.

Некоторые авторы (Керимов) различают внутреннюю и внешнюю форму государства. Под внутренней формой государства понимается политический режим, а под внешней – совокупность форм правления и государственного устройства.

Таким образом, форма государства – совокупность способов организации государственной власти, включающей 3 элемента:

1. форму правления

2. форму государственного устройства

3. форму политического режима.

Признаки понятия «форма государства»:

1. понятие «форма государства» позволяет рассматривать государство как систему, состоящую из зависимых друг от друга элементов.

2. раскрывает организацию государственной власти с различных сторон. А именно: указывает на субъект власти, порядок образования органов государственной власти; определяет, как и между кем, власть распределена на территории государства; указывает на методы реализации власти.

3. элементы формы государства составляют органическое единство, поскольку являются тремя сторонами единой формы государства. При этом ведущая роль принадлежит политическому режиму, так как любые изменения в средствах и методах осуществления государственной власти отражаются как на форме правления, так и на форме государственного устройства. Хотя нельзя отрицать и обратного воздействия.

4. форма государства посредством своих элементов отражает существенные его признаки как политической, структурной и территориальной организации общества.

2. Форма правления – порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношение друг с другом и с населением.

Форма правления отвечает на вопрос «кто и как правит?». Форма правления включает в себя:

1) способ формирования высших органов государственной власти (престолонаследие, выборы, назначение)

2) структуру органов верховной власти

3) распределение компетенции между высшими ОГВ

4) принципы взаимоотношений органов верховной власти

5) взаимоотношения государственных органов с населением

Все формы правления можно разделить на:

1. Классические (чистые): монархия и республика

2. Нетипичные – сложились в результате соединения различных элементов классических форм: монархическая республика, республиканская монархия.

Монархия - это форма единоличного правления, при которой власть передается по наследству.

Монархия одна из наиболее древних форм правления (первая монархия – империя месопотамского царя Саргона I). Возникнув в рабовладельческом обществе, монархия стала основной формой правления в средние века. В современном мире монархия также распространенная форма правления (так из 30 западноевропейских стран – 10 монархий; в Азии – 4ая часть; в Северной Америке монархия в Канаде: островные государства в Карибском море также являются монархиями). В некоторых государствах (Бельгия, Испания, Голландия, Япония, Швеция, Дания) монархия сохранила лишь традиционные, в основном формальные черты, а в других (Саудовская Аравия, Катар, Бахрейн и др.) она не претерпела существенных изменений.

Признаки монархии:

1. единоличная и пожизненная власть монарха (императора, царя, короля, шаха)

2. передача верховной власти по наследству

3. концентрация в руках монарха всей полноты законодательной, исполнительной и судебной власти.

4. осуществление власти с помощью министров, чиновников, советников, ответственных перед ним.

5. отсутствие участия населения в формировании высших ОГВ

6. юридическая безответственность монарха, согласно которой монарх не несет политической и юридической ответственности за результаты своего правления.

Виды монархии:

1. Абсолютная. Признаки:

- монополия на власть со стороны монарха

- режим слияния властей

- отсутствие каких-либо представительных учреждений, ограничивающих его власть

- монарх осуществляет политику с помощью назначаемых им министров, которые ответственны перед ним

- народ не участвует в управлении государством

- отсутствие контроля за верховной властью со стороны общества.

В чистом виде абсолютных монархий в настоящее время нет (за исключением султаната Оман). Тем не менее, абсолютистский характер власти монарха с наличием отдельных элементов конституционной формы правления сохранился в большинстве стран Персидского залива (Бахрейн, Кувейт, Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ и др.)

Достоинства:

1. способность верховной власти концентрировать ресурсы на решении актуальных задач

2. единство государственной власти обеспечивает высокую степень взаимодействия ветвей власти и предотвращает конфликты между ними

3. способность проводить эффективную внутреннюю и внешнюю политику, которая гарантирует политическую стабильность, правопорядок

4. организация государственного механизма исключает дублирование управленческих функций и как следствие существование относительно дешевого чиновничьего аппарата.

Однако эти достоинства обнаруживаются, если монарх – сильная и умная личность, а правящая семья ориентирована на отстаивание национальных интересов.

Недостатки:

1. политическое бесправие народа

2. полная бесконтрольность государственной власти

3. юридическая безответственность монарха за принимаемые решения

4. монополия монарха на власть способна привести к установлению режима личной диктатуры, злоупотреблению властью

2. Конституционная монархия – власть монарха ограничена конституцией, которую принимает парламент и не вправе изменить монарх.

2 вида:

1. Дуалистическая монархия – характеризуется дуализмом государственной власти (монарха и парламента) (Иордания, Марокко).

Признаки:

- верховная власть разделена между парламентом, которому принадлежит законодательная власть и монархом, который наделен исполнительной властью

- монарх обладает правом вето на решения парламента

- монарх формирует правительство, которое ответственно перед ним

- монарх имеет право на роспуск парламента

- монарх назначает руководителей местного управления, которые ответственны перед ним.

2. Парламентская монархия (Великобритания, Дания, Норвегия, Бельгия, Швеция, Испания, Голландия, Япония)

Признаки:

- монарх царствует, но не правит. Он выполняет представительную функцию, является символом государства. Несмотря на формальное обладание властными полномочиями, монарх их не использует, они оказываются «спящими»;

- режим взаимодействия законодательной власти и исполнительной основан на принципе сотрудничества, а не жесткого разделения;

- правительство формируется парламентом и ответственно перед ним.

Республика – форма правления, при которой власть принадлежит выборным органам.

Признаки:

1. выборность высших ОГВ, включая главу государства

2. срочность властных полномочий

3. принадлежность власти народу, от имени и по поручению которого действуют созданные ОГВ

4. разделение властей

5. гарантированность прав граждан со стороны государства

6. взаимная ответственность государства и личности перед правом

7. контроль общества за верховной властью.

Республики делятся на разновидности в зависимости от того, каким образом избирается глава государства, а также в зависимости от того, кто формирует правительство и перед кем оно ответственно. Выделяют:

1. Президентская республика (США, Бразилия, Аргентина, Португалия, Египет и др.)

Признаки:

- глава государства одновременно является главой исполнительной власти

- глава государства избирается внепарламентским способом – всеобщим голосованием

- жесткое разделение законодательной, исполнительной и судебной власти

- наличие механизма сдержек и противовесов

- правительство формируется президентом и ответственно перед ним

Недостаток: существует опасность узурпации верховной власти президентом.

2. Парламентская республика (ФРГ, Италия, Швейцария, Индия)

Признаки:

- отсутствует принцип жесткого разделения власти, законодательная и исполнительная власти сотрудничают;

- правительство формируется победившей на выборах партией, которая располагает большинством мест в парламенте.

- правительство ответственно перед парламентом.

- президент избирается парламентом и формально имеет право назначать премьер-министра. Однако на практике правительство формируется партией или партиями, победившими на выборах

- президент по конституции наделен широкими полномочиями (он обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, является главнокомандующим вооруженными силами), но осуществлять их он может лишь по предложению премьер-министра.

Достоинством парламентской республики является: единство органов верховной государственной власти, поскольку исполнительная власть (правительство) назначается и контролируется законодательной (парламентом) и зависит от ее поддержки. В случае такой поддержки правительство имеет возможность проводить глубокие реформы.

Недостатки: парламентские республики с большим количеством партий крайне неустойчивы: поскольку ни одна партия не обладает большинством в парламенте, то сформировать эффективное правительство практически невозможно.

3. Смешанные республики – сочетают в себе признаки и президентской и парламентской республики (Франция, Россия, Австрия, Ирландия, Польша, Португалия, Болгария и т.п.).

Признаки:

- двойная ответственность правительства - перед президентом и парламентом.

- внепарламентский способ избрания главы государства

- президент – глава государства и глава исполнительной власти

- сильная власть президента

- ограниченность полномочий парламента

3. Государство расположено на определенной территории, на которой проживают его граждане. Эти граждане могут исповедовать различные религии, говорить на несхожих языках, иметь различную культуру, обычаи. При достижении определенной численности населения и размера территории возникает потребность в ее делении на территориальные, единицы (штат, земля, кантон, край, область, район, губерния, уезд), которыми можно было бы эффективно управлять. Для этого в территориальных единицах создаются органы управления.

Однако поскольку эти единицы вместе образуют территорию государства, то возникает необходимость в распределении властных полномочий между центральными и местными органами управления.

Форма государственного устройства - это территориальная структура государства, а также взаимоотношение между центром и местными органами.

Существует 3 формы государственного устройства:

1. Унитарное государство – единое государство, составные части которого не обладают признаками государственности и подчиняются центральным органам власти (Польша, Франция, Италия, Испания, Болгария, Япония, Великобритания и т.п.)

Форма государственного устройства показывает:

1) из каких частей состоит внутренняя структура государства

2) каково правовое положение этих частей

3) как строятся отношения между центральными и местными органами

4) в какой форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства

Признаки:

- единые ОГВ, которые распространяют власть на всю территорию

- единая Конституция и законодательство

- единое гражданство

- единая денежная система

- составные части (области, округа, департаменты, провинции) имеют одинаковый юридический статус и не обладают какой-либо политической самостоятельностью

По способу управления административно-территориальными единицами унитарные государства делятся на:

1) централизованные – управление осуществляется непосредственно центральной властью через назначаемых ею чиновников

2) относительно децентрализованные – управление осуществляется через ОМС, за которыми устанавливается контроль из центра

3) децентрализованные – управление осуществляется только ОМС.

2. Федеративное государство – это сложное союзное государство, составные части которого обладают признаками государственного суверенитета (Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Венесуэла, Индия, Канада, Россия и т. п.)

Признаки:

- территория федерации состоит из территории ее субъектов (штат, кантон, республика и т. п.);

- субъекты федерации обладают признаками государственности, а именно имеют: 1) свои ОГВ; 2) свою Конституцию и законодательство; 3) свою символику;

- полномочия между федерацией и ее субъектами разграничены федеральной конституцией.

- субъекты федерации не обладают правом одностороннего выхода из состава федерации;

- двухпалатный парламент;

- невозможность внесения поправок в федеральную Конституцию без одобрения субъектов

- наличие общефедеративного гражданства и гражданства субъектов.

Федерации строятся по территориальному (США), национальному (Индия) или смешанному (Россия) признакам, которые и определяют характер, содержание и структуру государственного устройства.

3. Конфедерация – временный союз суверенных государств, которые объединились для решения каких-либо вопросов (например, для совместной обороны, решения экономических, энергетических, транспортных проблем и т. п.).

Признаки:

- не имеет общих законодательных, исполнительных и судебных органов. Конфедеративные органы состоят из представителей государств.

- отсутствие единой армии, единой системы налогов и бюджета;

- отсутствует единого гражданства;

- недолговечность

Долгое время примером конфедерации был Швейцарский союз (1291 - 1798 и 1815 - 1848). Швейцарская конфедерация представляла собой объединение 23 суверенных кантонов с целью внешней и внутренней безопасности. Постепенно конфедерация преобразовалась в федерацию. США с 1776 до 1789 г. также были конфедерацией 13 штатов.

4. Государственный режим является наиболее изменчивой частью формы государства. Это обусловлено тем, что государственный режим – это совокупность средств и методов осуществления государственной власти. Это могут быть как правовые методы (экономическая поддержка предпринимателей; выбор избирательной системы, обеспечивающей преимущество правящему классу и др.), так и неправовые (насилие, политический террор против оппозиции и др.). Их выбор зависит от соотношения политических сил в стране. Если государственная власть попеременно находится у различных политических сил, то режим будет постоянно изменяться. Причем изменение государственного режима существенно отражается на форме правления и форме государственного устройства.

Исторически понятие "государственный режим" корректно использовать для характеристики способа правления до XVIII в., то есть до времени появления политических партий. Тогда государство было единственным субъектом политической власти, ее обладателем. После появления партий, движений, общественных организаций монополия государства на власть исчезает. Эти организации тоже становятся участниками политической жизни, борются за власть, влияют на нее. Поэтому понятие "государственный режим" уже, чем понятие "политический режим".

Таким образом, политический режим ­– это совокупность средств и методов осуществления политической власти.

Политический режим делится на 2 вида:

1. Демократический

2. Антидемократический

Демократия (в пер. с греч. – власть народа) самый сложный политический режим. Демократия вызывает больше всего споров как среди ученых, так и среди рядовых граждан.

Признаки:

1) народ является источником власти, который осуществляет ее либо прямо, непосредственно (на выборах, референдумах), либо через своих представителей (депутатов парламента);

2) конституционное закрепление и практическое осуществление прав и свобод граждан;

3) наличие оппозиции, то есть партий, не согласных с правящим режимом;

4) существование многопартийной системы, выражающей интересы различных групп общества;

5) разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную;

6) осуществление принципа законности и конституционности, которому подчиняются как граждане, так и органы власти..

Для осуществления этого идеала требуется высокий уровень сознания людей, предполагающий, что они будут политически активны, стремиться участвовать в управлении и контроле за властью. Однако на практике большинство людей пассивно, они заняты решением своих частных проблем. К тому же демократия предполагает высокий уровень жизни, ограниченный процент нищих в обществе, иначе общество все время будет в состоянии "войны" между бедностью и богатством.

Следовательно, демократия предполагает свободу выбора, а за этим выбором всегда следует ответственность того, кто его сделал (за свои поступки, слова). Поэтому английский премьер-министр У. Черчилль (1874 -1965) как-то заметил: "Демократия - самая плохая форма правления, если не считать все остальные..."

Демократический режим нельзя ввести декретом, приказом. Для этого нужны материальные, социальные, культурные условия. Вероятно с этим связано то обстоятельство, что демократическими сегодня признаны с точки зрения реальных гарантий прав и свобод человека около 30 стран мира из более 200.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: