Существующая самоконцепция




 

Любое относительно полное описание существующей самоконцепции должно содержать следующие четыре области.

Первое, части (содержание самости); второе, взаимоотношения между частями (структура); третье, пути описания всех частей как целого (измерения); и, наконец, границы объекта (эго-протяженность).

Части, элементы или компоненты самоконцепции включают, прежде всего, элементы социальной идентичности, диспозиции и физические характеристики. В то время как элементы социальной идентичности обычно выражаются в языке именами существительными, диспозиции или черты выражаются именами прилагательными, а также описательными фразами, включая глаголы.

Социальная идентичность. Она является характеристикой человеческого мышления, направленного на классификацию частей реальности, которые существуют в виде категорий. Едва ребенок входит в мир, он уже классифицируется в понятиях пола (мальчик или девочка), возраста (ребенок), расы, национальности, религии, семейного статуса, легального статуса (законнорожденный, незаконнорожденный), имени и т.д. В процессе жизни появляются новые критерии классификации: человек становится доктором, машинистом, демократом или республиканцем, масоном и т.д.

Именно эти категории составляют социальную идентичность индивида - что означает группы, статус или категории, к которым он социально признано принадлежит. В одном смысле эти элементы легко идентифицируются из-за того, что в языке они обозначаются именами существительными. Без риска ошибиться, можно выделить шесть категорий социальной идентичности, заслуживающих внимания: социальный статус, группу членства; наименование ("labels"); приоритетный статус; тип и личностную идентичность.

(1) Социальный статус является универсальной основой социальной классификации и самоопределения. Пол, возраст, семейный статус, стратификационная позиция и занимаемое место являются критериями классификации в любом обществе.

(2) По мере развития общества они подразделяются на группы, базирующиеся на добровольном объединении, сходстве представлений или интересов, разделяемых в культурах или субкультурах, общности происхождения, физического или регионального единства и т.д.

Третий аспект социальной идентичности базируется на процессе "социального обозначения" (labeling). Когда человек ведет себя в противоречии с социальными нормами, его поведение рассматривается как отклоняющееся (алкоголик, проститутка и т.д.). По мере перехода языка глаголов на язык существительных (часто пьющий - алкоголик - ВЯ), скорее через процедуру формального удостоверения или общего социального признания, начинается процесс наименования (labeling) и порождаются ситуативные элементы социальной идентичности.

Четвертый тип классификаций обычно имеет корни в истории и биографии индивида, в существенной мере обусловлен статусом, группой членства или другими обозначениями. Так, человек может быть классифицирован, как бывший осужденный, бывший алкоголик, и т.д. Эти категории влияют на его жизнь разнообразно, когда он включается в скрываемый статус (бывший осужденный) или на основе признания причин прошлых достижений (заслуженный деятель искусств на пенсии).

Более неопределенные и менее общие предыдущие формы категоризации могут быть названы социальными типами. Ими могут быть обычно некоторые синдромы интереса, аттитюды, характеристики или привычки, которые социально понимаются как рядоположные. Во многих обществах человек может рассматриваться как интеллектуал, плейбой и т.д. Эти типы не обязательно становятся характерными аспектами социальной идентичности.

Эти типы крайне разнообразны и не поддаются простой, упорядоченной классификации. Место этих типов в самоконцепции весьма сложно т.к. они могут относиться к тому, как индивид видит себя, что он думает о себе или каким хочет показать себя окружающим.

Последним компонентом социальной идентичности, как это ни парадоксально, является личностная идентичность. Термин "личностная идентичность", конечно, часто используется по отношению к глубинным мыслям, представлениям и желаниям, но он не отражает нашего существующего значения.

Важно заметить, что элементы социальной идентичности представляют собой больше чем просто согласованные категории, в которых определяется индивид. Скорее они часто включают социальные модели, служащие в качестве стандарта для самооценки. Женщина не просто воспринимает себя как доктора, католика или мать, она относится к себе как к "хорошему" доктору, католику или матери, что означает - она воспринимает некоторую идеальную социальную роль. Этот идеал содержит много элементов таких, как черты, аттитюды, поведение, ценности, нормы и кодекс чести. Примером чего является образ матери в американском обществе, которая является сердечной, симпатичной, любящей, работящей, саможертвующей. Эта ролевая модель представляет стандарт, с которым сравнивает себя исполнитель роли.

Человек нередко отвергает или разрушает то, чего добивался годами, во что вкладывал немало сил. Либо человек начинает остро переживать свою несостоятельность: как правило, к сорока годам осознается расхождение между мечтами, жизненными целями человека и его реальным положением. И если двадцатилетний человек рассматривается как многообещающий, то сорок лет – это время исполнения обещаний, данных когда-то давно.

Острота этого кризиса зависит от нескольких факторов. Люди амбициозные, с высоким уровнем притязаний переживают кризис середины жизни острее других. Но важнее всего то, насколько был разрешен предыдущий кризис – тридцатилетия. Многие пытаются перенести психологию фазы молодости через порог зрелости – и именно это служит причиной неврозов. Ведь к сорока годам начинается заметное убывание физических сил, снижение жизненной энергии, уменьшение сексуальной привлекательности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: