Организационная культура – заявленные организацией ценности, определяющие поведение людей.




Лекция № 6. Культура предпринимательства в различных странах.

План:

1. Предпринимательская культура как профессиональная и организационная.

2. Классификация культур.

3. Моноактивные культуры.

4. Полиактивные культуры.

5. Реактивные культуры.

 

Предпринимательская культура как профессиональная и организационная.

На прошлой лекции мы ввели понятие «культура предпринимательства», которое определяет ее как совокупность образцов поведения, ценностей, социальных норм, обеспечивающих передачу накопленного опыта для устойчивости предпринимательства во времени.

Существует 2 основных подхода к пониманию предпринимательской культуры. Ее рассматривают как профессиональную и организационную.

Профессиональная культура понимается как целостный комплекс взаимосвязанных компонентов (производственно-технических, функциональных, поведенческих, ценностно-нормативных и институциональных), которые объединены и представлены единством социальных образцов и способов их реализации.

Основными признаками профессии являются следующие:

· род деятельности и система выполняемых человеком трудовых операций;

· социально признаваемый и юридически фиксированный трудовой пост;

· наличие определенной системы профессиональной подготовки;

· наличие определенной квалификации, опытность специалиста, психологическая пригодность человека к делу;

· общность людей, занятая определенным родом деятельности.

Анализируя основные признаки профессии можно сделать вывод о том, что предпринимательство по большому счету трудно назвать профессией.

Западные ученые считают, что предпринимательство обладает всеми признаками профессии.

Перечислим данные признаки:

· система совокупности знаний, которые можно приобрести при помощи профессионального обучения

· высокая степень автономии, так как предпринимательство является самодостаточной системой

· существование профессиональной этики

Профессиональная культура в профессиональном смысле содержит все образцы поведения и ценностей, присущих любой культуре и обладает следующими функциями:

1. технологическая - алгоритмизирует процесс

2. коммуникативно-интегративная - обеспечивает устойчивость и стабильность бизнеса

3. консервативная – воспроизводит традиционные образцы предпринимательского труда

4. трансляционная– передает информацию в целом

5. инновационная – продуцирует новые образцы

6. нормативно-регулятивная – задает систему санкций и вознаграждений

7. аксиологическая – выработка непротиворечивых ценностей.

 

Другой подход рассматривает культуру предпринимательства как часть организационной культуры.

Дадим определение организационной культуре:

Организационная культура – заявленные организацией ценности, определяющие поведение людей.

Основными показателями организационной культуры являются:

1. нормы, принципы, идеалы организации

2. специфика культуры делового общения

3. особенности рекламной деятельности

4. церемонии, традиции, ритуалы

5. виды наград и поощрений

6. характер отношений между фирмой, клиентами, партнерами

7. имидж фирмы

8. характер ответственности за последствия действия организации

9. уровень обеспечения социальных гарантий работникам

10. благотворительная деятельность фирмы.

 

Предпринимательская организация строится на фундаментальных принципах, которые организуют правила поведения людей:

· Компетентность первична, а власть вторична

· Приоритет личности над стандартом и иерархией

· Свобода саморегуляции личности

· Высокий суверенитет индивида

· Принцип профессиональной независимости

· Принцип безусловной личной ответственности

· Принцип прямой результативности и адекватной компенсации затрат

· Принцип конкурентности

 

Исходя из основополагающих принципов культуры предпринимательства, свобода выбора, реализующаяся в форме стремления каждого получить денежный доход, служит основой для конкуренции – экономического состязания.

Исследования предпринимательской культуры показывают, что существует три основных вида конкурентного поведения предпринимателя:

1. креативный – поведение предпринимателя направлено на создание новых компонентов в рыночных отношениях, которые обеспечили бы превосходство над соперником

2. приспособленческий – копирование достижений своих соперников

3. обеспечивающий – (гарантирующий) – сохранение и стабилизация достигнутых результатов за счет повышения качества, видоизменения ассортимента, оказание дополнительных услуг.

 

Предпринимательская культура требует от человека, занимающегося предпринимательством, определенных личностных качеств. Что выражается в личностном аспекте предпринимательской культуры.

За рубежом, где предпринимательство имеет законченный институциональный характер, личностному аспекту культуры придается большое значение. Так считается, что специалист должен пройти подготовку в трех областях и приобрести знания, умения и навыки:

1. технологические – освоение конкретной профессии – ведущие знания, умения и навыки

2. коммуникативные навыки – умение устанавливать контакт, оказывать целенаправленное влияние

3. концептуальные способности («за деревьями видеть лес»), которые включают в себя: искусство прогнозировать события, планировать деятельность группы людей, перемещение капиталов и ресурсов, определение политики развития бизнеса.

 

Классификация культур.

В развитых странах Европы и Америки предпринимательство ассимилирует национальные культуры, устанавливает единый язык общения и привносит в них определенные формы рациональности. Включаясь в единый мировой рынок, предпринимательские структуры обогащаются достижениями друг друга, определяют преимущества других культур.

Р.Д.Льюис разделяет все культуры на 3 типа:

1. моноактивные к. – в них принято планировать свою жизнь, жить по расписанию, организовывать деятельность в определенной последовательности, заниматься одним делом в определенный момент времени.

2. полиактивные – подвижные, коммуникабельные народы, делают много дел сразу, планы составляют в зависимости от привлекательности и значимости дел, мероприятий.

3. реактивные к. – в них придается большое значение вежливости и уважению, люди в данной культуре предпочитают молча и спокойно слушать собеседника. Осторожно реагировать на предложения.

Моноактивные культуры.

Яркими представителями данной предпринимательской культуры являются немцы, основное население Германии.

Основные качества личности:

· Дисциплинированность

· Аккуратность

· Практичность

· Предупредительность

· Пунктуальность

· Трудолюбие

· Умение планировать деятельность

· Апеллирование фактами и цифрами

 

Педантизм и приверженность системе, которая глушит инициативу и порождает любовь к шаблонам – недостаток данной культуры.

 

4. Полиактивные культуры.

 

Яркими представителями данной предпринимательской культуры являются арабы, проживающие в стране ОАЭ (Объединенные арабские Эмираты).

Основные качества личности:

1. Веселые

2. наблюдательные

3. изобретательные

4. соизмеряют слова и поступки с реакцией на них окружающих

5. отстаивают вопросы чести и личного достоинства

6. реактивны, импульсивны, порывисты.

 

Недостаток инициативности и предприимчивости, а также беспечность и беззаботность по отношению к будущему создают трудности в деятельности.

5.Реактивные культуры.

Яркими представителями данной предпринимательской культуры являются китайцы.

Основные качества личности:

1. трудолюбие

2. терпеливость

3. выносливость

4. упорство

5. настойчивость

6. хладнокровие

7. выдержка

8. спокойствие

9. самоотверженность

10. высокая зависимость индивида от группы порождает специфическую сплоченность

11. особый характер сочувствия и сопереживания

12. малоприхотливость

13. умение наслаждаться жизнью

14. гостеприимство.

15. глубокое уважение собеседника.

 

Очень трудно найти недостатки в особенностях национального характера, которые бы мешали китайцам быть успешными в делах. Общение с ними может вызвать недоумение, так как невербальные и вербальные способы предъявления себя чрезвычайно специфичны (тихий голос, выгнутая спина, неподвижность тела).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: