Интеллектуальная и культурная жизнь.




Как было отмечено, далеко идущее преобразование интеллектуальных и куль­турных аспектов российской жизни успешно началось задолго до рождения Пет­ра. Ко второй половине XVII столетия реформаторские силы были слишком мощ­ны, чтобы им противостоять; и путь, которым они могли бы усилить Россию, стал слишком очевидным для любого правителя, чтобы желать выступить против них. Петр делал немного, по крайней мере, до своих более поздних лет, чтобы усилить на самых глубоких уровнях новое движение. То, что он делал, — так это одобрял некоторые аспекты этого движения за счет других и сделал попытку, в течение большей части своего правления, развить некоторые его стороны для своих соб­ственных целей.

Вкусы и склонности Петра, ситуация, в которой он находился сам, отражались и на западноевропейских книгах, переведенных на русский язык в начале XVII сто­летия. Было сделано беспрецедентное число переводов, Петр придавал им огром­ное значение, организовывал и поощрял их осуществление. Подобно требованию к обычным русским книгам избегать ненужных «цветистых выражений», высказан­ному в инструкции Петра, так и о русском языке, используемом в переводах иност­ранных книг, говорится, что он должен избегать «высоких славянских слов» и ис­пользовать «не высокие слова», а простую русскую речь. Упрощенный «гражданс­кий алфавит» (в отличие от церковнославянского), введенный в 1700 г., — еще одно отражение этого отношения: Петр ясно приказал, что книги, которые говорят об исторических, коммерческих или военных предметах, должны печататься на нем. Приказ выполнялся не всегда, но такое отношение имело реальное значение. Это помогало заложить основы грамотности, которая, хотя и ограниченная, была все же более широкой, чем в прошлом. Особо важно то, что это была грамотность, не со­средоточенная на религиозных целях и чтениисвященных текстов.

Также проведена была реформа календаря,счет годам должны были вести от «Рождества Христова», вместо применявшегося тогда в России счета от так назы­ваемого «сотворения мира». Новый год было велено начинать с 1 января, тогда как до того праздновали его 1 сентября. Новый календарь введен был с 1700 года, и Новый год праздновали 1 января.

Любое существенное и длительное изменение в русской интеллектуальной жиз­ни должно было зависеть от уровня образования. Петр приложил усилия, чтобы достигнуть в этом победы, но успех был очень ограничен. Только в одном виде, в техническом обучении, направленном в значительной степени на потребности воо­руженных сил, было достигнуто много. Школа математики и навигации (чьи уче­ники использовались не просто как навигаторы, но и как архитекторы, инженеры и гидрографы) была основана в Москве в 1701 г. Военно-морская академия, основан­ная в Санкт-Петербурге в 1715 г., как в основном и предполагалось, в значительной степени завершила работу Московской школы, обеспечивая практическое обуче­ние на кораблях: это также имело значительный успех, хотя жесткая дисциплина побуждала многих учеников к прогулам и бегству. Кроме прямых требований ар­мии и флота, военные усилия вообще стимулировали и другие виды образования с менее ориентированным на военные цели характером: ряд лингвистических школ, которые в 1715 г. подготовили приблизительно 250 молодых русских переводчиков с некоторым знанием иностранных языков; Медицинская школа вМоскве, откры­тая в 1701 г.; Школа горной промышленной промышленности, основанная в 1716 г.

Это были значительные достижения. Однако деятельность этих учреждений не решала полностью проблемы. Большинство новых школ были малы, и многие из них (Морская академия, например) обслуживали почти исключительно сыновей военного и чиновничьего сословий. Для выходцев из более низких социальных и интеллектуальных слоев было очень трудно добиться продолжения образования. В 1714 г. было определено указом, что по два дипломированных специалиста Москов­ской навигационной школы должны будут посылаться в каждую провинцию, что­бы преподавать «цифирь» (арифметику) и основы геометрии сыновьям помещи­ков и должностных лиц. Это было краеугольным камнем честолюбивого плана вы­нудить правящий класс обеспечить сыновей по крайней мере элементарным обра­зованием. Это подкрепилось одним из самых печально известных и типичных для Петра указов — без свидетельства об удовлетворительном окончании курса обуче­ния ни один молодой человек благородного или дворянского происхождения не имел права жениться. Однако факт, что «цифирные» школы были открыты также для представителей других классов, вел к сильной оппозиции со стороны землевла­дельцев, которые делали много, чтобы уменьшить их эффективность.

В Петровской России было невозможно создать действительно обширную систему образования, даже на относительно низком уровне. Наличие денег и образо­ванных преподавателей — вот наиболее важные условия для такого новшества, от­сутствие которых резко сужало пределы достижений; и вспыльчивость Петра, и недостаток постоянного внимания к предмету затрудняли любое длительное про­движение вперед.

Эта реформа, со всеми своими недостатками, имела тем не менее преимущест­во — было выпущено значительное количество учебников различного вида. Глав­ное — что это были национальные российские учебники, а не переводы или адапта­ции иностранных трудов.

Потребность укрепить Россию, заимствуя иностранные методы и технологии, была теперь усилена увеличившимся желанием полностью понять то, что было уже заимствовано. Во время длительной поездки 1697—1698 гг. Петр восхищался мас­терами Западной Европы; но время поездки по Францию и Нидерланды в 1717 г. он изучал и анализировал то, что видел, с большим интересом.

Петр также начал впервые проявлять серьезное отношение к искусствам. И 1716 г. он азартно покупал картины через агента в Амстердаме. В том же году он просил великого герцога Козимо III Тосканского позволить молодым русским изучать жи­вопись в Академии во Флоренции. Двумя годами позже другой агент покупал для него картины и статуи в Риме и пытался завербовать скульпторов и живописцев для работы в России, где строительство Санкт-Петербурга обеспечивало возмож­ности для таких мастеров. Интерес Петра к прошлому также возрос в его более по­здние годы. Новые интеллектуальные и культурные силы для работы в России на­шли как символический, так и географический центр в Санкт-Петербурге.

Рост новой столицы, под постоянным правительственным руководством и кон­тролем, был быстрым. Петр не смог полностью игнорировать традицию при созда­нии своего нового города. Так, в 1710 г. там был основан монастырь Александра Невскою (интересно то, что святой, в честь которого он был построен, был при жизни князем-воином, а не монахом). Но образ жизнии Санкт-Петербурге отличался от такового в любом другом российском городе. Иностранцы былиболее заметны, чем где-нибудь еще в стране, и иностранные влияния были более сильными ираспрос­траненными. Обосновавшихся здесь активных сторонников и сотрудников Петра было намного больше, чем в Москве; и присутствие в новой столице большого ко­личества влиятельных людей, благосклонных к идеям и стремлениям царя и вос­приимчивых к иностранным влияниям, придавало Санкт-Петербургу уникальную атмосферу. Этот город как бы подчеркивал тот факт, что он был создан преднамерен­но, а не спонтанно. В строительстве и придании эстетического вида новой столице иностранцы играли ведущую роль.

Город навязывал высшим сословиям российского общества западноевропейс­кие манеры и ценности. Быт господствующего класса изменился еще в первые годы царствования Петра. По возвращении из первого заграничного путешествия в авгу­сте 1698 г. на первом же пиру Петр обрезал ножницами длинные бороды нескольким поздравлявшим его боярам. Духовенство считало брадобритие смертельным грехом, указывая, что на иконах святые пишутся с бородой, и только иностранцы, которых считали еретиками, бреют бороду Несмотря на это, было приказано бриться. Полтора года спустя было приказано сменить длинную и неудобную старинную одежду на короткие костюмы. Бояре, дворяне и торговые люди должны были но­сить западноевропейский костюм. Жены и дочери их должны были вместо русских сарафанов и телогреек носить юбки и платья по «заграничным модам». Новая сто­лица предприняла первые серьезные попытки улучшить положение русских женщин, вывести их из уединения, в котором, по крайней мере среди землевладельцев и состоятельных классов, они пребывали так долго. Это, однако, было расценено как «большой отход от российских обычаев» и в течение последующих двадцати лет Петр продвинулся не намного дальше в этом направлении. Тогда в указе от де­кабря 1718 г. он приказал учреждать «ассамблеи» в своей новой столице. Эти собра­ния чиновников, офицеров и даже торговцев проводились, как правило, три раза в неделю в течение зимних месяцев и предлагали разнообразие развлечений — танцы, шахматы, шашки и курение. Указом царя устанавливалось, что они должны посе­щаться женщинами, сопровождающими приглашенных мужчин; это обязательное присутствие женщин было полным разрывом с московской традицией, одним из самых острых, когда-либо сделанных Петром. Но одно дело было одеть женщин в иностранное платье и «выставить» их напоказ, грубо подражая западноевропейс­ким манерам, но совсем другое — придать им уверенность в себе, чтобы позволить воспользоваться преимуществом новой ситуации.

Усилия Петра развить и улучшить интеллектуальный и культурный потенциал России, таким образом, только ограничили успех, который еще больше расширил разрыв между образованным высокопоставленным меньшинством и массой насе­ления, совсем не затронутого этими новыми веяниями. Снобизм увеличил этот раз­рыв еще больше.

К более поздним годам правления Петра в высших слоях общества появилась тенденция, ставшая более заметной в последующих десятилетиях, использовать множество иностранных слов и фраз в речи как признак просвещенности и совре­менности. Русский в такой ситуации казался языком крестьян и ремесленников. Это отразило разделение, которое пошло намного глубже. Все больше офицеров или должностных лиц, получивших образование в одной из новых школ и имевших некоторый контакт с новыми и иностранными идеями, имели доступ к интеллекту­альному миру, закрытому для крестьян и ремесленников, чьи горизонты остались такими, какими они были в течение столетий. Долгое время после царствования Петра большинство членов русского правящего класса, воспитанных в основном кормилицами-крестьянками, находившихся в течение лет своего становления в близ­ком контакте с крестьянской жизнью, продолжали знать и понимать культуру на­родных масс. Необходимо заметить, что уровень жизни в Санкт-Петербурге, был уже очень далек от того, в котором все еще жило большинство русских. Рядом с новой элитой, в основном с техническим или профессиональным образованием, все еще жили массы, чье воображение лелеялось в неприкосновенности, представление о мире формировалось церковными церемониями и богослужениями, дополнен­ными богатым набором традиционных народных сказок. Даже среди образованных было еще слишком рано надеяться на большой творческий потенциал, использую­щий воображение.

Всю свою жизнь Петр посвятил созданию новой интеллектуальной атмосферы, хотя бы в высших кругах российского общества. Он действительно надеялся на это не менее чем на создание нового типа русского человека, инициативного, обществен­но-духовного, открытого для новых идей, свободного от унаследованных предрас­судков. Но мечты медленно становились реальностью. Люди такого типа, страстные сторонники царя, опекуны его наследия и создатели легенды о его достижени­ях, появлялись повсеместно, но при всей их важности они были крошечным мень­шинством, сознательно ведущим борьбу за изменения и модернизацию.

Жизнь общества в XVIII столетии повсюду в Европе была отмечена борьбой между образованным меньшинством наверху и мертвым грузом невежества и консерватизма внизу. Ни в одном государстве пропасть между этими двумя сторонами не была настолько широкой, как в России, но Петр справедливо не может быть об­винен в том, что расширил ее. Развитие России, а может быть, даже выживание ее, требовало быстрого создания образованной элиты с некоторым знанием современ­ных методов и идей, к которому он и стремился.

 

Заключение.

Петр посвятил три десятилетия тому, чтобы сделать Россию более мощной и более просвещенной. Его преобразования в первой четверти XVIII в. помогли Рос­сии подняться на новый уровень развития. Страна стала экономически независи­мой. Ей удалось получить выход к Балтийскому морю. Международное положение России заметно укрепилось, что позволило ей стать равноправной державой среди всех западных стран. Господствующий класс укрепился; Петру I удалось создать централизованную бюрократическую систему управления Россией. Власть монар­ха стала абсолютной. Промышленность, торговля и сельское хозяйство России за­метно поднялись на новый уровень развития.

 

Список литературы

Вернадский Г.В. Русская история: Учебник. М., 1997

Белик Э.В. Всемирная история: Учебник. М, 2000

Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России, конец XVII — XIX вв.

Водолазская Т.И., Завязкин О.В, Ильяшенко А.А История России

Молчанов Н. Н. Дипломатия Петра Великого. М., 1990.

Павленко Н. И. Петр Великий. М., 1990.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: