The Elder Scrolls V: Skyrim (Bethesda Game Studios)




Реальность как ошибка

 

Виртуальная жизнь

Виртуальная реальность - штамп журналистики, одно из сбывшихся пророчеств научных фантастов, которое пока никого не впечатлило. Или, может статься, мы внушаем сами себе, что нас это не волнует, и внутренне трепещем перед тем, чем "чудеса прогресса" могут обернуться.

Если заниматься буквоедством, то говоря о том, что некто находится в виртуальности, мы можем иметь в виду: а) то, что человек надел волшебный шлем и сражается с эльфами в лесах Пандоры; б) что человек уже третий час доказывает кому-то в интернете его неправоту. Во втором случае мы говорим как бы иронически, но доля шутки с годами все более сокращается. Хобби и работа, любовь и дружба, учение и развлечение все больше осуществляются "виртуальными" социальными связями и, в отдельных случаях, все меньше связаны с тем, чтобы передвигаться куда-то в реальном физическом мире.

 

Смерть символа

Дихотомия прослеживается на разных уровнях. Так, "аватар" в одном случае означает персонификацию "пользователя" в живописной игровой вселенной, как аллегорически показано в одноименном фильме, в другом - лишь символ, позволяющий при беглом просмотре отличить анкету нашего пользователя среди мириад таких же "папок с документами".

Разумеется, с определенной точки зрения, в обоих случаях аватар выполняет одну функцию. Но, формально, на интересующем нас изобразительном уровне, это подражающие реальности и (со временем) превосходящие ее миры, другие измерения, неведомые планеты против сухих строчек в окне чата, плохих фотографий, нарочито корявых комиксов, фотожаб и прочего.

То есть, в одном случае наша реакция, наши действия и, вообще, наше понимание происходящего обусловлены самой "реальностью", хоть и нарисованной - ее зримостью, натуралистичностью, ее равенством самой себе. В другом случае мы воспринимаем реальность лишь через интерпретацию некоторых символов. И в каком-то смысле более бедная визуально реальность и более "виртуальна".

Одной из первых изображаемых "иных" реальностей стал загробный мир. И, принято считать, его первоначально изображали через символы. Глядя на икону, мы понимаем, что перед нами святой, если у него есть нимб. А если это Христос - нимб с крестом. Праведник имеет большие глаза, дьявол - лицо на пузе, но со стороны эти изображения мало отличаются. Похоже на портреты детей в стиле "палка-палка-огуречик", где подписи печатными буквами дают понять, что здесь нарисована "мама", а здесь "милиционер". Дети не знают о перспективе, потому что с их точки зрения папа "большой", хоть бы и находился в дальнем углу комнаты, и точно так же считают древние Египтяне, на чьих фресках фараон изображен Гулливером среди лилипутов. Но затем искусство растет, и изобразительность начинает превалировать над смыслом. В двадцатом веке Ирвин Шоу, глядя на фрески Страшного суда Микеланджело, решил, что художник не верил в Бога - зримая плоть не давала ангелам взлететь.

 

Смерть плоти

Кандид, прогуливаясь после завтрака по длинной галерее, был поражен

красотою висевших там картин. Он спросил, каким художником написаны первые

две.

- Они кисти Рафаэля, - сказал хозяин дома. - Несколько лет назад я

из тщеславия заплатил за них слишком дорого. Говорят, они из лучших в

Италии, но я не нахожу в них ничего хорошего: краски очень потемнели, лица

недостаточно округлы и выпуклы, драпировка ничуть не похожа на настоящую

материю - одним словом, что бы там ни говорили, я не вижу здесь верного

подражания природе. Картина нравится мне только тогда, когда при взгляде на

нее я словно созерцаю самое природу, но таких картин не существует. У меня

много полотен, но я уже более не смотрю на них. – Вольтер

 

Философ здесь озвучивает типичный для людей триста лет назад взгляд на изобразительное искусство как на реплику природы. Картина - подлинная, внешняя реальность отраженная и несколько преувеличенная в камера-обскура сознания художника. (Собственно, камера-обскура и в буквальном смысле зачастую использовались живописцами того времени, отсюда фотографический реализм полотен времен классицизма). В пространстве дома картина - и часть интерьера, и окно вовне.

Реальность - это всегда то, что мы видим. Видеть живые существа научились миллионы лет назад, а думать - лишь несколько тысяч лет. Поэтому мозг автоматически принимает визуальную информацию на веру и только потом производит сознательную коррекцию. Сто лет назад люди попадали в иное пространство, лишь глядя на черно-белые немые картинки с ускоренными движениями.

Не так давно удалось открыть, что отдельная часть мозга отвечает за восприятие действий, и отдельная - за восприятие форм. При повреждениях некоторых участков мозга фиксировалась частичная слепота - человек считал, что не видит происходящего на периферии зрения, но продолжает реагировать на движения в этой области. Художники прошлого века догадались, что гораздо важнее происходящее на изображении, действие и движение, нежели его участники. Фигура любого человека распадается на простые геометрические формы, самый насыщенный сюжет можно представить как танец о хаотических форм.

Из этого представления о реальности как о потоке мутных форм, которые мы наделяем содержанием, родились макабрические сюжеты Босха и загадочные истории Брейгеля. Иные исследователи берутся утверждать, что простые аллегории этих художников были абсолютно понятны современникам, наделяя средневековых обывателей искусствоведческим образованием. Но интуитивно кажется более достоверным понимание того, что смысл протосюрреалистических полотен мастеров лежал над интерпретациями символов, базируясь на биологических реакциях на странное зрелище: тревоге, смехе, интересе.

Гений Гойи сумел позднее найти данному видению словесное объяснение: сон разума, рождающий чудовищ - наша общая подсознательная реальность, над которой не властны законы обыденного мира. И Гойя же был одним из первых художников, в чьей живописи узнаваемые образы стали растворяться в сюрреальной дымке, преображаясь в чистую композицию.

Смерть смыслов

В начале двадцатого века абстрактные формы стали мейнстримом живописи. Искания Кандинского в области чистого действия и чистой формы нашли отражения в философских обоснованиях Тиченера, предположившего, что сама мысль человека рождается простой картинкой, и лишь затем находит отражение в языке. Надо заметить, что со временем это представление о сознании изменилось - "картинки" у нас в голове оказались неотделимы от их эмоциональной коннотации, обусловленной словами. В истории искусства это отразилось в синкретизме виртуальных реальностей иных форм и абстрактных символов. Вангоговские подсолнухи не несли в себе имманентного философского смысла, а черный квадрат не предлагал восхищаться богатством своей палитры. Но стекающие по ветвям часы Дали завораживали и исполнением, и, предположительно, глубоким смыслом.

Пробовали ли вы пересказать приятелю свой сон? Не было ли так, что события, представлявшиеся вам необычайными и яркими во сне. в пересказе представали вымученными, банальными либо нелепыми? Язык сновидения имеет подлинное значение лишь для сновидца. Как говорил герой американского сериала: "Мне неинтересны чужие фотографии и сны, если там нет меня или не занимаются сексом". Сюрреализм погубила вседозволенность. Где старый символизм спасала жесткая привязка смыслов к объектам, вообще система, там новое искусство оказалось сумбурным и неглубоким, поскольку сколь угодно странной форме оказалось возможным придать сколь угодно странный смысл.

Станислав Лем описывал науку будущего - "фантоматику", изучающую виртуальные вселенные, куда переселится человечество, настолько неотличимые по ощущениям от реальности для каждого, что само понятие реальности нивелируется. Проблемой становилось точка соприкосновения реальностей разных людей, чье подсознание говорит на разных языках. Не выйдет ли так, что каждому придется жить в виртуальном коконе своего индивидуального мира, общаясь лишь с фантомами, а не людьми?

Мы видим, однако, что виртуальные реальности существуют, и люди взаимодействуют в них со своими собратьями. Пусть они несовершенны и еще во многом более "символичны" нежели "изобразительны". Оказалось, существуют формы, отзывающиеся во всех зрителях, - или игроках, - одинаковым осмыслением. Базовые механизмы подсознания, - страх, гнев, страсть, смех, - задействованы здесь. До компьютерных игр эти механизмы эксплуатировало "низкое" искусство комиксов, мультфильмов, кинофантастики. Вспомним эротического художника Гигера, ставшего автором одного из наиболее отвратительных и пугающих созданий в истории кино - инопланетного зубастого насекомого Чужого. Тошнота, эротика, отвращение, ужас, восторг - все в нескольких тысячах клеток в низших отделах головного мозга, секундное путешествие во тьму первобытных реакций, чтобы познать смерть и катарсис.

Пока мы лишь гадаем, каким окажется искусство, когда для проекции иллюзий в наше сознание не нужен будет посредник в виде холста или экрана. Но можно представить, что оно будет грубым, простым и жестким. Не всем будет уютно в мире искусственного отбора - но разве предназначение искусства, которое выше сиюминутных смыслов, в том, чтобы было легко?

 

 

Литература: Мир Лукьяненко – Марк Шапиро

И собирание марок, и игра в покер, и большая политика, и маленькие войны с соседями — всё является бегством от жизни. Не существует общих ценностей в мире. Приходится искать маленькие-маленькие цели. И жертвовать им свою жизнь.
 

С. Лукьяненко «Лабиринт отражений»

Давайте представим себе мир. Не будем рассматривать миры инопланетные, фантазийные, апокалиптические, (анти)утопические и альтернативно-исторические. В нашем мире не бродят динозавры, не воцарились машины, инопланетяне не пируют на фоне горящего Нью-Йорка. Представим самый обычный мир. Третья планета от не очень крупной звезды, примерно на 70 процентов покрытая водой, разумное население примерно в 6-7 миллиардов особей, около 200 государств, крупные города, мелкие деревни, огнестрельное оружие, атомная энергетика, корпорации, компьютеры, Интернет. Обычный мир, но в нем по прихоти судьбы или по стечению обстоятельств (решайте сами согласно вашей философии) была изобретена виртуальность.

Мало того, технически виртуальность настолько же проста и дешева, как гамбургер. Вам достаточно просмотреть короткий цветной беззвучный ролик – и все, что происходит на экране вашего компьютера, станет восприниматься как яркая и живая реальность. Добавьте к этому то, что ролик был моментально выложен в Интернет и находится в общем доступе. Еще в далеком 1973 году Ричард Докинз предположил, что информация распространяется со скоростью вируса (и скорость распространения видео с котятами в 2013 году это подтверждает). Так что, мы можем смело заявить, что в нашем воображаемом мире ролик, который мы назовем deep-программой, лежит на каждом компьютере. Мы пропустим эпоху прохождения различных игр под дип-программой, также как мы пропустим просмотр фильмов. Мы уверенным шагом перейдем в эпоху Диптауна, города неограниченной свободы, в котором можно полно, ярко и правдоподобно почувствовать себя властным генералом звездного флота, бравым уничтожителем пришельцев или метким эльфом.

Наш вымышленный город был создан корпорациями для того, чтобы поселить работников в удобных и дешевых офисах. Ведь в виртуальности достаточно прорисовать лишь общие очертания вещей, оставив мозгу доработку деталей, так что за минимальную цену можно поселить людей словно бы во дворцах. Город разросся, а вместе с ним в реальности появились костюмы и шлемы – приятное, но не необходимое дополнение.

Имеются, конечно, и недостатки. Человеческий организм настолько увлекается виртуальностью, что забывает про реальность – вынырнуть из дип-пространства самостоятельно нельзя. Из глубины можно выйти добровольно, посмотрев на определенном виртуальном компьютере дип-программу в обратном порядке, или принудительно, когда кто-либо в реальности сдернет с вас шлем или выключит экран перед вами. Но Диптаун подобен наркотику, добровольно выйти из него порой не получается, и не у каждого в реальности есть кто-то, кто может снять шлем. Конечно, предусмотрительные создатели операционных систем ввели принудительный таймер выхода из Диптауна. Однако, на любой ключ найдется отмычка, а на любое программное ограничение свой хакер. В таких случаях на помощь беднягам приходят дайверы.

Небольшое количество людей имеют врожденную психологическую связь с реальностью, понимая в каждый момент всю нереальность происходящего в Диптауне. Как следствие, они имеют возможность в любой момент вынырнуть из виртуальности в реальный мир. К тому же, по неизвестной прихоти судьбы, дайверы видят любую даже малейшую дыру в программном коде как «дырку» в виртуальном пространстве – например, в виде расшатанного камня в неприступной с виду стене. Само собой, дайверы наряду с хакерами занимаются кражей ценной информации, при этом помогая застрявшим в виртуальности бедолагам через реальный мир выйти из виртуальности.

Конечно, этот мир уже придуман и описан в трилогии Сергея Лукьяненко «Лабиринт отражений» (недаром моя рубрика называется «Литература», а не «Пособия начинающему демиургу»). Сюжет трилогии, построенный в основном вокруг дайвера Леонида, я все-таки пересказывать не буду. Соответственно, не буду я и рассказывать об основной идее романа. Я предлагаю подумать о виртуальном мире, о глубине, как литературном приеме, и попробовать ответить на вопрос: «А зачем все-таки автор создал такую декорацию?».

В совсем другой книжке Лукьяненко в диалоге между человеком и инопланетянином, которому неизвестна фантастика, очень точно описал одну из целей фантастики, которую я считаю основной: «Придуманное будущее позволяет человеку глубже и яснее представить проблемы настоящего». Лукьяненко написал «Лабиринт Отражений» в далеком 1997 году, в год, когда столь любимый нами Рунет только зарождался, а основное количество пользователей (в том числе и автор книги) сидели в Фидо. Имея возможность проследить зарождение Сети, автор, используя гиперболический виртуальный мир, комментируют, и отчасти даже предсказывает ее развитие. В самом деле, неужели люди находящиеся в сети постоянно не напоминают вам тех самых бедолаг, которых спасают дайверы? А больные дип-психозом разве не являются предсказанием Интернет-зависимости? Даже не принимая во внимание детали (насколько чудесно экспрессивна одна только сцена, где Леонид разговаривает с диптаунским новичком), в целом Диптаун показывает и предсказывает развитие Сети. Давайте разберем, что такое Интернет сегодня. По сути, мы имеем множество кружков по интересам, игры, социальные сети и несколько основных «магистралей» Сети (поисковики, мыло, новостные порталы и т.д.). Это словно виртуальный город с площадями, домами, барами – даже с борделями. Мы имеем пользователей, которые не могут представить свой завтрак без твиттера, обед без фейсбука и ужин без инстаграма. Мы имеем сеть и наша сеть – это Диптаун. Насколько это хорошо, решать, конечно, вам. Так что, читайте Лукьяненко (а он того стоит) и ждите следующих статей.

 

Музыка: Регги Регги мир – Илья Атаманский

Итак, мои дорогие читатели, в этом выпуске мне бы хотелось познакомить вас с таким жанром, как «регги». Многие слышали эту музыку с ямайскими корнями, но я буду рассказывать о ней более подробно с целью расширить музыкальный кругозор, сообщить несколько интересных вещей про эту музыку и добавить красно-желто-зеленых тонов в ваш плейлист.

Этот загадочный жанр появился не так давно по меркам музыки. В 60-х годах появилось ответвление «ска» и «рок-стеди», затем темп замедлился, и родился новый узнаваемый жанр – «регги». Личное спасибо я хочу сказать человеку по имени Clement Seymour "Sir Coxsone" Dodd, а по-простому - Клементу Доду, - продюсеру лейбла Studio 1, вложившему большой вклад в развитие регги. Клемент также помог многим начинающим звездам регги: Bob Marley & the Wailers, Lee “Scratch” Perry и Winston “Niney” Holness. Помимо ямайских исполнителей, регги активно зарождался по всему миру, в том числе и в России.

И, конечно же, вспомним о Бобе Марли - поклоннике религии, что априори ассоциируется с регги – растафарианства. Этот великий исполнитель способствовал внезапному прорыву стиля регги на мировой рынок. Сперва - на американское радио, а позже - в Великобританию и Европу. И альбом, что я вам рекомендую (да, да, целый альбом!) - это «Legend» (Bob Marley & the Wailers). В нем есть как много известных песен сродни «Three Little Birds», так и не очень известных – «Stir it Up».

Идем дальше. На подходе у нас -

«5’nizza»!

Не могу не уделить внимание этой группе. Несмотря на огорчающее обстоятельство - распад этого замечательного дуэта из Харькова - их записанное творчество выше всякой похвалы и имеет высококачественные мотивы, достойные мировой сцены. Сергей Бабкин и Андрей Запорожец (SunSay), до сих пор выступают и гастролируют поодиночке. Успех пришел к ребятам после их выступления на Казантипе в 2002 году, после чего они начали выступать в Москве и достигли невероятных высот. В их музыке можно услышать смесь различных жанровых приемов. Ко всему удивлению, оказалось, что хип-хоп, фанк и регги отлично сочетаются вместе. Акустическая гитара вместе с поражающими воображение гортанными звуками и битбоксом принесли достойные плоды ключевой регги-группе России и ближнего зарубежья. Рекомендуемые песни - «Нету дома, нету флага», «Оно», «Big Badda Boom», «Ты Такая…».

«Марлины»

Группа из Владивостока бесподобно поет в стиле регги. Как расслабление при прослушивании, так и задор и тепло вам гарантированы. От «Марлинов» веет нескончаемой энергетикой, которая, в то же время, заставляет тело расслабиться и с головой погрузиться в волны регги-музыки. К сожалению, не так много информации можно найти об этой группе, но известно, что она много гастролирует по Российской Федерации. Их задорная музыка всегда прибавляет во мне бодрости, пробуждает волю к существованию и радость к жизни. Комбинация акустической гитары и различных ударных инструментов радует своей простотой и качеством. Шутливые тексты поются с весьма «прозрачным» смысловым подтекстом. Рекомендуемые записи: «Боб Марли», «Дед Мороз», «Дети Джа», «Я Так Хочу». У «Марлинов» всего 2 альбома, и каждую песню я индивидуально рекомендую к прослушиванию.

 

 

Jimmy Cliff

Очередная легенда регги-мира, но, к сожалению, не так широко известен. Хоть его записи и имели успех, они никогда так и не стали мейнстримом. Его псевдоним “Cliff” олицетворяет его желание добиться вершин успеха и служил ему как маяк во время всего пути его карьеры. В 1964, ввиду его активности и успеха, его выбрали представителем Ямайки на конференции мира, что подчеркнуло его добрый и благородный нрав. После этого Джимми Клифф перебрался в Великобританию, где продолжил заниматься музыкальным творчеством. В этот период он писал музыку в духе протеста. Протестовал он, собственно, против войны во Вьетнаме, чему посвящена песня «Vietnam». Этот трек удостоился похвалы самого Боба Дилана, но так и не принес успех автору. Недавно Клифф поразил мир своим новым альбомом «Rebirth», что дал его карьере очередной толчок. Классический Roots Reggae олицетворяет гармонию, мир, удовольствие и спокойствие. Рекомендуемые записи: «You Can Get It if You Really want», «Vietnam», «The Harder They Come», «Wonderful World, Beautiful People», «Guns of Brixton».

Matisyahu

Имя его еврейское, означающее «дар бога». Многие его песни связаны с Иудаизмом, свободой, отсутствием войны и прочими утопичными желаниями жителей планеты. Когда Матисьяху был школьником, он начал восстание против иудаизма. Затем бросил школу, экспериментировал с наркотиками и путешествовал вслед за любимой группой «Phish». Впоследствии, приняв другое ответвление иудаизма, урожденный Мэтью Миллер начал заниматься музыкой, что получилось у него вполне успешно. Уже выпустившему 4 студийных и 2 live-альбома концертов артисту можно позавидовать. Несмотря на то, что большая часть его жизни связана с Америкой, он сильно связан корнями к своей культуре. В его музыке наблюдаются разнообразные музыкальные приемы, а электронные эффекты дают отличную комбинацию с живыми инструментами. Есть большой акцент на текст песни, но музыкальная часть от этого не страдает.

Groundation

Очень меня порадовал их клип «Humility». Название означает «взгляд на людей сверху вниз, не придавая им значения». Клип с хорошей графикой, представлен в виде истории, выполненной в стиле простой, но занимательной анимации. Их имя - это изменённое название от второго по важности дня в Растафарианстве - Grounation Day. Этот день является праздником в честь посещения Ямайки основателя растафарианства Хайле Селаси - императора Эфиопии. Отмечается этот день 21 апреля. Их музыка создана под влиянием джаза и даба, а основатель группы был первым, кто начал преподавать историю регги в университетах. Мотивы их песен требуют аплодисментов, громких и продолжительных. В песнях воспеваются мир, любовь и равенство. Спокойствие, удовольствие, безмятежность и вдохновение - вот те главные чувства и ощущения, которые Groundation распространяют через музыку. Духовая секция вместе с ритм-инструментами, синтезатором и электрогитарой творят чудеса. Рекомендуемые треки: «Smile», «Jah Jah Know», «Ruling Dub».

Seeed

В славной стране Германия эта группа оказалась популярнее самого Боба Марли. Получился у них своеобразный микс хип-хопа и танцевальных мотивов. Но все-таки стиль регги там ощущается весьма отчетливо. Их песни звучат как на немецком, так и на английском языках, также Seeed порой поют на французском наречии. Отличительная черта - духовой инструмент (горн), а также диджейская установка, так что выступления получается с одной стороны «живые», а с другой стороны – полные электронной музыки. И мне по душе эта гармония. Seeed - неоспоримые лидеры на немецком рынке регги. В остальном же мире музыканты не так широко известны, что, однако, вовсе не умаляет их достоинств. Драйв, невозмутимость и бодрость. Музыка привносит в ваш мир нотки неординарности, азарта и этого самого драйва, что побуждает человека к активным действиям. Рекомендуемые треки: «Dickes B», «Beautiful», «Deine Zeit», «Molotov».

 

Лингвистика: Искусственные языки – Александра Бодрова

Что может быть виртуальней и в то же время осязаемей мира языка? Ни для кого не секрет, что язык - это не просто средство общения, это отражение нашей жизни, зеркало особенностей менталитета в целом и характера каждого человека в отдельности. Мы уже привыкли к мысли, что практически любая вещь может быть искусственно воссоздана человеком, и язык, эта сложнейшая система с множеством нюансов, не стал исключением.

Для начала стоит разобраться с терминологией. Итак, естественный язык - это язык любой народности мира, живой, развивающийся и меняющийся, а искусственный язык - это язык, созданный для замены естественного языка (устного или письменного) или для решения узкоспециализированных задач.

Наверняка в детстве вы пользовались некоторым подобием искусственного языка: говорили слова наоборот, вставляли лишние слоги после определенных букв, и все ради одной заветной цели: чтобы странные существа, именующие себя взрослыми, не смогли вас понять. Более того, если вы так и не смогли освоить иностранный язык, уверенные (или убежденные кем-то), что у вас нет к этому способностей, спешу вас обрадовать: вы полиглот. Наверняка вам приходилось писать и читать химические и алгебраические формулы, а ведь это тоже языки, только искусственные.

Искусственных языков в мире великое множество: бейсик-инглиш ("базовый" английский), эсперанто, идо ("отпрыск" эсперанто), словио (искусственный язык для говорящих на языках славянской группы), волапюк, интерлингва (особенно удобен для носителей романских языков), логлан (искусственный язык, служащий для лингвистических исследований), на'ви (язык, используемый в фильме "Аватар"), сольресоль, ифкуиль, клингонский язык, эльфийские языки

Одним из самых известных и получивших самое широкое распространение искусственных языков является эсперанто. Он был создан для международного общения варшавским врачом Л. М. Земенгофом в 1887 году. Основу эсперанто составляют интернациональные слова, ясные без перевода. Облегчена и грамматика: в эсперанто всего 16 основных правил. Отчасти поставленная задача была решена: эсперанто по сей день широко применяется в разных странах, на нем ежегодно издается более 200 книг и выходит около 300 периодических изданий. Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в России владеет эсперанто 992 человека.

Земенгоф создавал эсперанто с единственной целью: сблизить людей земного шара, дать им платформу для общения, как говорится, "мир во всем мире". Однако как и всякое движение, эсперанто имеет не только последователей, но и противников. Всю полноту их полного презрения "фи" можно выразить одной фразой Паустовского: "У этого бесцветного языка было только одно достоинство: он был легок, это был не язык, а невесомая шелуха, отвеянная со всех языков мира". Тяжело спорить с Константином Георгиевичем, хотя бы потому, что с языковедческой точки зрения он прав. Но, согласитесь, какая соблазнительная мысль: освоить всего один, облегченный язык, чтобы потом общаться с людьми из самых разных стран! Точнее, это было бы так, если бы эсперанто получил большее распространение. Да к тому же существуют разные слухи о его религиозной подоплеке (а может и не слухи), так что не все так радужно.

Однако не всегда подобные искусственные системы создаются ради какой-либо идеи. Бывает, что нормальным человеческим языком ну никак не обойтись, и выход только один - создать новый. Я говорю о дорогих нашему сердцу деятелях искусства, в основном писателях. Воздвигая новые миры, творцы не только живописуют нам, сколько рук было у неведомых существ и что они ели на обед, но и вкладывают в их уста (если таковые имеются) новый, непонятный простому смертному язык. В художественных целях, например, был создан клингонский язык для мира "Star Trek", язык на'ви для "Аватара" и многие другие.

Профессор филологии Оксфордского университета Джон Рональд Руэл Толкин изобрел эльфийский язык, взяв за основу латинский, финский и греческий. Эта работа была начата задолго до написания "Властелина колец", и даже явилась поводом для создания самого произведения. Вот несколько выдержек из писем профессора: "Создание языков - это начало. Пожалуй, 'истории' были написаны для того, чтобы создать мир для языков, а не наоборот". "Никто не верит мне, когда я говорю, что моя длинная книга - это попытка создать мир, в котором язык, соответствующий моей личной эстетике, мог бы оказаться естественным. Тем не менее, это правда".

Толкин создал целую языковую семью, в которую входят около 15 языков с проработанной грамматической и лексической системой: протоэльфийский, общий эльдарин, квенья, голдогрин, телерин, синдарин, илькорин, нандорин, аварин. Кроме того существует много языков людей Средиземья, из которых три подробно разработаны: талиска, адунайский язык и «Совал Фарэ» или «Всеобщий язык», по-английски называемый вестрон (на нем говорили хоббиты и люди в Третью Эпоху). Также не стоит забывать о языке гномов, этнов, орков.

Носителей эльфийского, к сожалению, не существует (а если бы и существовали, пообщаться с ними нет никакой возможности), но есть ярые поклонники Толкина, которые на этом языке свободно разговаривают. Более того, на эльфийском языке выпускается несколько журналов, в Великобритании и США защищено несколько диссертаций по грамматике этих языков. В Великобритании в мужской школе Бирмингема Turves Green Boys впервые в мире учащимся начали официально преподавать синдарин.

Если вдруг вы воспылаете неземной любовью к эльфийскому (что весьма вероятно, ибо язык очень красивый), вынуждена вас огорчить: вероятность, что он вам пригодится еще меньше, чем с эсперанто. Но возможно, что вы, мой дорогой читатель, не очень прагматичны, и преследуете исключительно эстетические цели, в таком случае обещаю вам несколько незабываемых часов в совершенно особенном мире. Эльфийский может отпугнуть сложной грамматикой и странной орфографией, однако слава знатока мира Толкина среди друзей, после вашего небрежного цитирования эльфийской поэзии на языке оригинала, не вызывает сомнений.

 

Искусственные языки - весьма своеобразное явление, лишний раз доказывающее, что человек способен проникнуть в суть, казалось бы, непостижимого процесса. Существует мнение, что изучение искусственных языков способствует осознанию глубинных принципов, положенных в основу любого языка. Не берусь соглашаться или спорить с этим, а предоставлю вам возможность проверить этот тезис самостоятельно. Впрочем, прежде чем учить искусственные языки, не лучше ли освоить десяток естественных?

 

Золотая ветвь: Техногнозис – Юлия Черненко

 

Тема нового выпуска – виртуальные миры и виртуальная реальность. Область данной тематики настолько широка, что я провела много времени, размышляя, о чем именно писать. Данный вопрос разрешила книга Эрика Дэвиса «Техногнозис: мир, магия и мистицизм в информационную эпоху». Советую прочитать, однако осторожность необходимо проявить восприимчивым людям, так как ненароком можно попасть под влияние магической атмосферы книги. Дэвис подходит к вопросу, который, явно или завуалировано, задавался во многих фантастических произведениях. Является ли созданная человеком технология и, как следствие, виртуальная реальность, чем-то отдельным от нашего сознания и объективным? Или же это - новый трикстер, преследующий человеческое создания с древних времен? Эрик Дэвис не отвечает на этот вопрос, он лишь показывает то одну, то другую сторону возможного ответа, позволяя читателю самому решить, чем является виртуальная реальность. Однако ответ подается с большим гротеском, напыщенностью, метафоричностью и толстым слоем мистичности. Если книга резко надоест или пресытит ваше воображение, переключайтесь на Фрезера.

 

Думаю, следует прояснить, кто же такой трикстер. Начнем со скандинавской мифологии, с которой знакомы многие: Локи - классический трикстер. Однако в случае с Локи мы встречаемся с злым трикстером, что не является обязательной чертой характера сего образа. Необходимо, чтобы он нарушал законы и нормы поведения и использовал ум для достижения намеченных целей, вел себя как ловкач и плут. В русском фольклоре можно встретить трикстера в воплощении Ивана-дурака, в японской мифологии – Кицунэ. Не обязательно, что бы трикстер в фольклоре или мифах присутствовал в одной форме, это может быть качеством нескольких персонажей или существ.

 

"Имя его Локи или Лофт. Он сын великана Фарбаути, а мать его зовут Лаувейя или Надь. Братья его - Бюлейст и Хельблинди. Локи пригож и красив собою, но злобен нравом и очень переменчив. Он превзошел всех людей тою мудростью, что зовется коварством, и хитер он на всякие уловки. Асы не раз попадали из-за него в беду, но часто он же выручал их своею изворотливостью… (Младшая эдда.)

 

Однако нам куда интереснее античные мифы, так как именно греческая философия повлияла на развитие европейской мысли и технологий. В них трикстер был воплощен в Гермесе. Кроме обладания качествами трикстера (ум, хитрость, озорливость, привычка нарушать принятые нормы, коммуникабельность), Гермес был покровителем технологии. Он покровительствовал торговцам и торговым путям. Это для нас имеет большое значение хотя бы потому, что в век информации скорость передачи информации, коммуникация и торговля имеют большой вес в обществе. Иначе говоря, Гермес бы чувствовал себя очень уверено и комфортно сегодня, путешествуя по миру бесконечного потока информации и непрекращающейся череды событий.

«Гермес-посланик помогает проследить архетипическую связь между магией, трюком и технологией» Э. Дэвис.

 

Во времена расцвета, Александрия была домом для изобретателей. Кроме того, она отличалась от остальных городов сильным смешением народов, а следовательно, и смешением культур. Так, некоторые боги наслаивались друг на друга, создавая новых героев и новые культы. К примеру, античный Гермес и египетский бог Тот вылились в широко известного в Александрии Гермеса-Трисмегиста. В отличие от своих предшественников, его люди не считали за божественное существо или бога. Гермес-Трисмегист виделся вполне реальной фигурой, некогда существовавшей, которой открылась божественная технологическая тайна построения мира. Он был прославлен за свое инженерное мастерство. Сейчас бы нам это напомнило техномагию - лейтмотив, часто использующийся в видеоиграх и книгах. Это способствовало развитию «техномагии» в Александрии, когда новейшие в то время технологии использовались для поддержания и создания атмосферы на ритуальных церемониях, создавая еще больший эффект божественного.

 

Дэвис на примере платоновского диалога «Федр» пытается нас убедить, что, когда Тот (Трисмегист) пришел к царю Тамузу с даром письменности, последний отказался не потому, что шел на поводу своей близорукости. На самом деле Тамуз руководствовался вполне дальновидными планами, считая, что привнесение письменности в культуру общества в итоге закончится ухудшением памяти. Сейчас мало кто может похвастаться такой же великолепной памятью, коей обладали барды и поэты древних времен, а развитие интернета и двадцатичетырехчасового доступа к информации катастрофически повлияло на память, выдвигая на первый план иные качества человеческого мозга. Конечно, это спорный момент и напоминает желание видеть желаемое, но Дэвис на протяжении книги настойчиво ссылается к мысли Маршалла Маклюэна, что «технологии отбирают у нас ровно столько же, сколько дают».

 

Сравнивая письмо с машиной и технологией, Дэвис вспоминает слова экофилософа Дэвида Эбрама: «Это - форма анимизма, которую мы принимаем как должное, но это, тем не менее, анимизм – такой же таинственный, как общение с говорящим камнем. » Письмо действительно сильно изменило мифовосприятие мира, а с развитием оно стало сильнее влиять и воздействовать на человека. Теперь люди могли записывать магические и божественные тексты. Теперь Богсни ниспускает написанные, высеченные на камне постулаты; человек может всегда носить с собой священные писания и, как верят некоторые ученые, письмо сильно увеличило возможность развития монотеизма. Однако это было лишь одно из первых серьезных потрясений для человечества.

 

Мифологическое восприятие неотделимо сосуществует с мистикой и магией, после развития письменности следующим резким витком в изменении мышления было открытие электричества. Сейчас для нас все довольно естественно, мы не задумываемся (если не имеем технического образования или огромного любопытства), что же это такое на самом деле? Как работают провода, почему мы можем читать этот текст с монитора компьютера или планшета? Но для первооткрывателей возможность «приручить» молнию было подобно приручения божественных сил.

 

Бенджамин Франклин, будущий автор американский конституции, принимал непосредственно участие в создании молниеотвода. Эпиграмма, украшающая бюст Франклина: «Он вырвал сверкание из рук небес и скипетр из рук тиранов». Действительно, до этого молнии являлись знамениями высших сил. Вспомнить хотя бы Зевса-Громовержца, в связи с образом которого молнии символизировали силу и власть над Титанами и природой. Таким образом, произошла демистификация силы, держащей в страхе огромные массы. Это привлекло внимание не только ученых, но и философов, и мистиков. Теперь большая часть теорий старалась включить электричество в описание мироздания и оккультн



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: