Основные положения теории лизинга




Тема 18 Организация коммерческой деятельности лизинговых компаний.

Основные положения теории лизинга

 

В мировой практике термин лизинг используется для обозначения различного рода сделок, основанных на аренде товаров длительного пользования.

В зависимости от срока, на который заключается договор аренды, различают три вида арендных операций:

• краткосрочная аренда (рентинг) - на срок от одного дня до одного года;

• среднесрочная аренда (хайринг) - от одного года до трех лет;

• долгосрочная аренда (собственно лизинг) - от трех до 20 лет.

Поэтому под лизингом обычно понимают долгосрочную аренду машин и оборудования или договор аренды машин и оборудования, купленных арендодателем для арендатора с целью их производственного использования, при сохранении права собственности на них за арендодателем на весь срок договора.

Кроме того, лизинг можно рассматривать как специфическую форму финансирования вложений в основные фонды при посредничестве специализированной (лизинговой) компании, которая приобретает для третьего лица имущество и отдает ему в аренду на долгосрочный период. Таким образом, лизинговая компания фактически кредитует арендатора. Поэтому лизинг иногда называют «кредит - аренда».

С экономической точки зрения лизинг имеет сходство с кредитом, предоставленным на покупку оборудования. При кредите в основные фонды заемщик вносит в установленные сроки платежи на погашение долга; при этом банк для обеспечения возврата кредита сохраняет за собой право собственности на кредитуемый объект до полного погашения ссуды.

При лизинге арендатор становится владельцем взятого в аренду имущества только по истечении срока договора и выплаты им полной стоимости арендованного имущества. Однако такое сходство характерно лишь для финансового лизинга. Для другого вида лизинга – оперативного – наблюдается большее сходство с классической арендой оборудования. Кроме того, существует ряд других разновидностей лизинга.

Виды лизинга

1. Финансовый

Финансовый (капитальный) лизинг – долгосрочное соглашение, предусматривающее полную амортизацию арендуемого оборудования за счет платы, вносимой арендатором. Поскольку подобные соглашения не допускают возможности досрочного прекращения аренды, правильное определение величины периодической платы обеспечивает владельцу полное возмещение понесенных затрат на приобретение и содержание оборудования, а также требуемую норму доходности.

К объектам финансового лизинга относятся недвижимость (земля, здания и сооружения), а также долгосрочные средства производства.

Финансовый лизинг служит базой для образования двух других форм долгосрочной аренды - возвратной и долевой (с участием третьей стороны).

2. Оперативный

Представляет собой соглашение о текущей аренде, при котором расходы лизингодателя, связанные с приобретением и содержанием сдаваемых в аренду предметов, не покрываются арендными платежами в течение одного лизингового контракта, что вызывает необходимость сдавать его в аренду несколько раз. Заключается он, как правило, на 2-5 лет. При оперативном лизинге риск порчи или утери объекта лежит в основном на лизингодателе. Ставка лизинговых платежей, следовательно, выше, чем при финансовом лизинге, из-за отсутствия гарантии окупаемости затрат.

К основным объектам оперативного лизинга относятся быстро устаревающие виды оборудования и технически сложные, требующие постоянного сервисного обслуживания основные средства.

В целом, условия оперативного лизинга более выгодны для арендатора. В частности, возможность досрочного прекращения аренды позволяет своевременно избавиться от морально устаревшего оборудования и заменить более высокотехнологичным и конкурентоспособным. Кроме того, при возникновении неблагоприятных обстоятельств арендатор может быстро прекратить данный вид деятельности, досрочно возвратив соответствующее оборудование владельцу, и существенно сократить затраты, связанные с ликвидацией или реорганизацией производства.

3. Возвратный

Возвратный лизинг представляет собой систему из двух соглашений, при которой владелец продает оборудование в собственность другой стороне с одновременным оформлением соглашения о долгосрочной аренде своей бывшей собственности на условиях лизинга. В качестве покупателя может выступать любой финансовый институт (банк, страховая компания, инвестиционный фонд, фирма, специально ориентированная на лизинговые операции)

В результате проведения такой операции меняется лишь собственник оборудования, а его пользователь остается прежним, получив в свое распоряжение дополнительные средства финансирования. Инвестор же, по сути, кредитует бывшего владельца, получая в качестве обеспечения права собственности на его имущество. Подобные операции часто проводятся в условиях делового спада в целях стабилизации финансового положения предприятий.

4. Раздельный лизинг (лизинг с участием множества сторон).

Этот вид лизинга распространен как форма финансирования сложных, крупномасштабных объектов, (авиатехника, морские и речные суда, железнодорожный и подвижной состав, буровые платформы и т.п.). Специфической особенностью данного вида лизинга является то, что лизингодатели обеспечивают лишь часть суммы, которая необходима для покупки объекта лизинга. Эти средства привлекаются и аккумулируются путем выпуска акций и распространения их среди лизингодателей, принимающих участие в финансировании сделки. Оставшаяся часть контрактной стоимости объекта лизинга финансируется кредиторами (банками, другими инвесторами).

5. Сублизинг

Вид отношений, возникающий в связи с переуступкой прав пользования предметом лизинга третьему лицу (как правило, тоже лизинговой компании), что оформляется договором сублизинга. Основной арендодатель получает преимущественное право на получение арендных платежей. При сублизинге лицо, осуществляющее сублизинг, принимает предмет лизинга у лизингодателя по договору лизинга и передает его во временное пользование лизингополучателю по договору сублизинга.

6. Револьверный лизинг

Другими словами, лизинг с последовательной заменой оборудования. Используется, когда лизингополучателю по технологии последовательно требуется различное оборудование.

Основные элементы лизинговой операции

Основу лизинговой сделки составляют:

• объект лизинга;

• субъект лизинга;

• лизинговые платежи;

• услуги, предоставляемые по лизингу.

Объект лизинга. Объектом лизинговой сделки может быть любой вид материальных ценностей, если он не уничтожается в одном производственном цикле.

Субъект лизинга. Субъектами лизинговой сделки являются стороны, имеющие непосредственное отношение к объекту сделки. При этом их можно подразделить на прямых и косвенных участников.

К прямым участникам лизинговой сделки относятся:

- лизинговые фирмы и компании (лизингодатели или арендодатели);

- производственные (промышленные и сельскохозяйственные), торговые и транспортные предприятия и население (лизингополучатели или арендаторы);

- поставщики объектов сделки - производственные (промышленные) и торговые компании.

Косвенными участниками лизинговой сделки являются коммерческие и инвестиционные банки, кредитующие лизингодателя и выступающие гарантом сделок, страховые компании, брокерские и другие посреднические фирмы.

Лизингодатель - лицо, осуществляющее лизинговую деятельность (обычно лизинговая компания), т. е. передачу в лизинг специально приобретенного для этого имущества.

Лизингополучатель -лицо, получающее имущество в пользование по договору лизинга.

Поставщик (продавец) объекта лизинга - изготовитель машин и оборудования, продающий имущество, являющееся объектом лизинга.

Срок лизинга.

Под периодом лизинга понимается срок действия лизингового договора.

При установлении срока учитываются следующие моменты:

- срок службы оборудования;

- период амортизации оборудования;

- цикл появления более производительного или дешевого аналога сделки;

- динамику инфляционных процессов.

Стоимость лизинга.

Определение суммы платежей является сложным моментом. При краткосрочной и среднесрочной аренде сумма арендных выплат устанавливается конъюнктурой рынка арендуемых товаров. При лизинге в основу расчета платежей закладываются методически обоснованные расчеты, что связанно со стоимостью объекта и продолжительным сроком контракта. В состав любого лизингового платежа входят следующие элементы:

• амортизация;

• плата за ресурсы, привлекаемые лизингодателем для осуществления сделки;

• лизинговая маржа, включающая доход лизингодателя за оказываемые им услуги (1-3 % - в развитых странах, до 12 % - в России);

• рисковая премия, ее величина зависит от уровня различных рисков, которые несет лизингодатель.

Плата за ресурсы, лизинговая маржа и рисковая премия составляют лизинговый процент.

Услуги, предоставляемые по лизингу.

Лизинг характеризуется большим разнообразием услуг, которые могут быть предоставлены лизингополучателю. Они делятся на две группы:

- технические услуги;

- консультационные услуги.

Формы лизинговых операций

При выделении форм лизинга исходят, прежде всего, из признаков их классификации.

Выделают формы лизинга:

I. По типу имущества:

- лизинг движимого имущества (оборудование, техника, автомобили, суда, самолеты и т. п.), в том числе нового и бывшего в употреблении;

- лизинг недвижимости (арендодатель строит или покупает здания, сооружения по поручению арендатора);

- лизинг имущества бывшего в употреблении.

II. По степени окупаемости имущества:

- лизинг с полной окупаемостью;

- лизинг с неполной окупаемостью, при котором в течение срока действия одного лизингового договора происходит частичная амортизация имущества и окупается только часть ее.

III. В зависимости от степени амортизации:

- с полной;

- с неполной.

IV. По объему оказываемых услуг (объему обслуживания):

- чистый (все расходы по обслуживанию имущества принимает на себя лизингополучатель);

- полный (лизингодатель принимает на себя все расходы по обслуживанию имущества, его используют, как правило, сами изготовители оборудования, по стоимости полный лизинг, вероятно, самый дорогой);

- частичный, (с частичным набором услуг), когда на лизингодателя возлагаются лишь отдельные функции по обслуживанию имущества.

V. От сектора рынка:

- внутренний (все участки сделки находятся в одной стране);

- международный (внешний), к нему относятся сделки, в которых хотя бы две стороны принадлежат разным странам.

Внешний лизинг, в свою очередь, подразделяется на импортный, когда зарубежной стороной является лизингодатель, и экспортный, когда зарубежной стороной является лизингополучатель.

VI. По характеру лизинговых платежей:

- лизинг с денежным платежом (все платежи в денежной форме);

- лизинг с компенсационным платежом (поставка товаров, произведенных на арендуемом оборудовании);

- со смешанным платежом.

VII. По отношению к налоговым и амортизационным льготам различают:

- действительный (с использованием льгот по налогообложению имущества, прибыли, НДС, различных сборов, ускоренной амортизации);

- фиктивный (без использования);

- смешанный.

VIII. По составу участников сделки:

- прямой, при котором собственник имущества (поставщик) самостоятельно сдает объект в лизинг (двухсторонняя сделка). По сути, эту сделку нельзя назвать классической лизинговой сделкой, так как в ней не участвует лизинговая компания.

- косвенный, когда передача имущества в лизинг происходит через посредника. Такого рода сделка схожа с классической лизинговой операцией, так как в ней участвуют поставщик, лизингодатель и лизингополучатель, причем каждый из них выступает самостоятельно.

 

Лизинг в России

Темпы прироста сделок на рынке лизинга за 2011 год, как и предполагалось, снизились, в то же время составив внушительные 79,3% (против 130,2% годом ранее). Объем нового бизнеса за год достиг суммы в 1,3 трлн. руб.

Объем нового бизнеса (new production, new business volume, new leasing volume) – это сумма стоимости (приобретения) всех предметов лизинга по заключенным за период времени договорам, без учета НДС.

Совокупный лизинговый портфель на 01.01.2012 составил 1,86 трлн. рублей (таблица 1). Сумма стоимости оборудования по новым сделкам без учета НДС (методика Leaseurope)) достигла 741 млрд рублей (18 млрд евро).

Текущий портфель компании (outstandings), объем лизинговых платежей к получению – объем задолженности лизингополучателей перед лизингодателем по текущим сделкам без учета уже полученных платежей.

 

Таблица 1 - Индикаторы развития рынка лизинга

Показатели 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г. 2011г.
Объем нового бизнеса, млрд руб. 399,6 997,5        
Темпы прироста, % 83,8 149,6 -27,8 -56,2 130,2 79,3
Объем полученных лизинговых платежей, млрд руб.     402,8      
Темпы прироста, %   116,2   -20,6 9,4 54,3
Объем профинансированных средств, млрд руб. 201,1          
Темпы прироста, %     -17,7 -65   63,8
Совокупный портфель лизинго­вых компаний, млрд руб.            
Темпы прироста, % - 126,8 15,6 -31   57,6
Номинальный ВВП России, млрд руб. (по данным Росстата) 26903,5 33111,4   38797,2 44491,4 54369,1
Доля лизинга в ВВП, % 1,49 3,01 1,73 0,81 1,63 2,39

 

Тройка лидеров рынка по объему новых сделок в 2011 году - "ВЭБ-Лизинг", "ВТБ-Лизинг" и "Сбербанк Лизинг". В сумме на данные компании пришлось 43% объема новых сделок (в 2010-м – 41,1%). Крупнейшей лизинговой компанией России по объему портфеля и сумме полученных платежей стала компания ВТБ Лизинг.

Первое место на рынке по объему новых сделок (221,6 млрд рублей) заняло ОАО «ВЭБ-Лизинг».

Значимой сделкой для компании «Сбербанк Лизинг» в конце 2011 года стало подписание договора лизинга с авиакомпанией «ЮТэйр» на поставку двух Boeing 737-800 и пяти Boeing 737-524. Самолеты переданы в эксплуатацию в конце 2011 года. Общая стоимость проекта составила более 100 млн. долл., срок договора лизинга - 5 лет. Кроме того, ЗАО "Сбербанк Лизинг" победило в конкурсе инжиниринговой компании "Атомэнергопроект" на поставку транспортных средств, спецтехники и оборудования, предназначенных для работы на строительной площадке энергоблока № 3 Ростовской АЭС. Интересной сделкой компании также стала поставка для рязанской фирмы «Криоген» уникальной воздухоразделительной установки для выработки жидкого кислорода и азота. Сумма сделки составила почти 2,4 млн. долл., оборудование поставлялось из Китая, США и Кореи. Установка была запущена в эксплуатацию в феврале 2012г.

ООО «Газтехлизинг» сохранило за собой 4 место в рэнкинге по итогам года, при этом объем новых сделок лизингодателя вырос в 2,8 раза. Крупнейшими сделками для компании во втором полугодии стали поставка железнодорожной техники (в т.ч. полувагонов, крытых вагонов, платформ, цистерн) компании-перевозчику «Спецэнерготранс», а также передача в лизинг ОАО «Газпром» Резервного Центрального Вычислительного Комплекса с сопутствующей инженерной инфраструктурой для его бесперебойной работы. Суммарная стоимость лизинговых контрактов по этим сделкам составила около 31 млрд. руб.

ОАО ГТЛК в 4 квартале 2011г. продолжила быстрый рост (за год компания поднялась на 6 позиций в рэнкинге). Компания активно развивала лизинг воздушных судов для региональных и местных перевозок - в четвертом квартале года была заключена сделка на поставку 4 единиц МИ8-Т для ООО "Авиакомпания "Томск Авиа". Общая стоимость контракта составила 90 млн. рублей. Занимая высокие позиции в лизинге пассажирского транспорта, в 4 квартале 2011г. ГТЛК поставила очередную крупную партию автобусов - 10 машин марки ЛИАЗ и ПАЗ - в ООО "ШПУНТ Северо-Запад" в рамках договора лизинга на 180 млн. рублей.

Концентрация на рынке в 2011 году вновь усилилась: доля сделок крупнейшего лизингодателя в объеме нового бизнеса составила 17% (в 2010г. – 14,7%, в 2009 – 10,2%, в 2008 – 6,48%), на 10 крупнейших компаний пришлось 66,5% новых сделок (в 2010 году – 62,4%, в 2009 – 50%).

Сумма сделок государственных лизинговых компаний (в том числе «дочек» госбанков) в 2011 году по-прежнему превышает половину объема нового бизнеса – 52%.

В 2011 году на фоне роста объемов сделок и высокого спроса на лизинг лизингодатели активно расширяли филиальные сети – число филиалов выросло примерно на 30%. Но, даже несмотря на это, доля Москвы в структуре новых сделок не только не снизилась, но даже немного выросла – на 3,7 п.п. до 42,1% (графики 3, 4).

Доли прочих федеральных округов в географическом распределении сделок изменились незначительно, за исключением Санкт-Петербурга и Уральского ФО. Доля Санкт-Петербурга сократилась на 5,8 п. п., а доля Уральского федерального округа, наоборот, выросла на 9,3 п. п. (данное перераспределение долей сложилось еще в первом полугодии 2011 года и сохранилось до конца года).

Сегмент-лидер по объему заключенных сделок не изменился – им стала железнодорожная техника – 48,6% (график 6), ее доля увеличилась почти на 10 п.п. (в 2010 – 39,1%). Лидерство в сегменте железнодорожной техники, как и в 2010 году, принадлежит компании «ВТБ Лизинг» (168,3 млрд рублей новых сделок).

Темпы прироста рынка, очищенные от влияния железнодорожного сегмента, составили 51,5% (вместо 79,3%).

Вторым по объему сегментом стал грузовой автотранспорт, обогнав авиационную технику, которая занимала второе место в 2010 году. Сегмент лизинга легковых автомобилей остался на четвертом месте по объему.

Несмотря на существенный рост рынка в целом, в 2011 году сократились в объеме 18 сегментов рынка по видам оборудования из 38 выделяемых «Экспертом РА» в рамках исследований, 20 сегментов рынка продемонстрировали положительные темпы прироста

 

Таблица 2 - Структура рынка по предметам лизинга

Предметы лизинга Доля в новом бизнесе в 2011 г., % Доля в новом бизнесе в 2010 г., % Прирост (+) или сокращение (-) объема сегмента, % Доля сегмента в лизинговом портфеле на 01.01.12, %
Железнодорожная техника 48,60% 39,10% 122,9% 47,38%
Грузовой автотранспорт 9,54% 8,40% 103,6% 6,24%
Авиационный транспорт (воздушные суда, вертолеты) 7,47% 10,50% 27,6% 12,04%
Легковые автомобили 6,22% 7,10% 57,0% 3,98%
Строительная техника, вкл. строительную спецтехнику на колесах 4,99% 4,50% 99,0% 4,03%
Здания и сооружения 2,68% 3,20% 50,1% 2,72%
Машиностроительное, металлообрабатывающее оборудование 2,67% 1,60% 199,4% 2,10%
Дорожно-строительная техника 2,61% 3,40% 37,5% 1,96%
Оборудование для добычи полезных ископаемых (кроме нефти и газа) 1,81% 1,00% 224,9% 1,56%
Суда (морские и речные) 1,74% 2,40% 30,3% 2,55%
Оборудование для нефтедобычи и переработки 1,44% 2,60% -0,6% 2,09%
Автобусы и микроавтобусы 1,34% 1,70% 41,7% 1,19%
Энергетическое оборудование 0,74% 2,00% -33,4% 2,68%
Погрузчики и складское оборудование 0,63% 0,87% 29,7% 0,48%
Оборудование для газодобычи и переработки 0,56% 1,30% -23,3% 0,66%
Сельскохозяйственная техника 0,54% 0,54% 80,4% 0,48%
Оборудование для пищевой промышленности 0,51% 0,88% 3,8% 0,52%
Оборудование для производства химических изделий, пластмасс 0,42% 1,20% -37,7% 0,51%
Полиграфическое оборудование 0,35% 0,79% -20,1% 0,62%
Оборудование для ЖКХ 0,33% 1,40% -58,3% 0,67%
Металлургическое оборудование 0,22% 0,24% 64,7% 0,31%
Лесозаготовительное оборудование и лесовозы 0,20% 0,39% -7,9% 0,14%
Деревообрабатывающее оборудование 0,17% 0,58% -46,1% 0,32%
Упаковочное оборудование и оборудование для производства тары 0,16% 0,61% -52,1% 0,17%
Компьютеры и оргтехника 0,16% 0,44% -36,4% 0,17%
Геологоразведочная техника 0,16% 0,32% -12,6% 0,13%
Телекоммуникационное оборудование 0,11% 0,38% -49,3% 0,86%
Авторемонтное и автосервисное оборудование 0,10% 0,12% 52,0% 0,08%
Оборудование для авиационной отрасли 0,10% 0,13% 37,9% 0,09%
Торговое оборудование 0,10% 0,27% -34,6% 0,12%
Медицинская техника и фармацевтическое оборудование 0,08% 0,12% 25,6% 0,07%
Оборудование для развлекательных мероприятий 0,03% 0,12% -59,3% 0,03%
Текстильное и швейное оборудование 0,02% 0,05% -15,3% 0,02%
Мебель и офисное оборудование 0,02% 0,07% -43,9% 0,03%
Оборудование для ресторанов 0,01% 0,01% 85,5% 0,01%
Оборудование для производства бумаги и картона 0,01% 0,05% -66,6% 0,06%
Оборудование для спорта и фитнес-центров 0,004% 0,03% -73,2% 0,004%
Банковское оборудование 0,002% - - 0,003%
Прочее оборудование 3,15% 1,6% - 2,92%

 

Несмотря на положительную динамику и высокие темпы роста, объем рынка лизинга России по-прежнему сопоставим разве что с Бразилией, тогда как на первом месте находится Европа, а на втором – США. С другой стороны, если сопоставить темпы роста, которые наблюдаются в мире и в России, то налицо значительное превышение темпов роста лизинговых услуг в нашей стране по сравнению с более развитыми странами, и в частности, с Европой.

В Европе основной частью активов, передаваемых в лизинг, является автотранспорт – 50%. Прочие категории составляют 34%. Недвижимость – 16%. К примеру, в Италии наблюдается явное доминирование лизинга станков и промышленного оборудования – 48%. В Германии, Великобритании, странах Бенилюкс значительная часть лизинга приходится на пассажирские автомобили. В странах Средиземноморья велика доля кораблей, самолетов, железнодорожных составов. В странах Северной Европы много сдается в лизинг IT оборудования.

Сегодня порядка 70% автомобилей в Европе приобретается в лизинг, тогда как в России эта цифра колеблется на уровне 2-4%. Такое фактическое игнорирование российским бизнесом услуги лизинга вообще и лизинга автотранспорта в частности ярко демонстрирует недостаточное использование его, как инструмента финансирования, и как следствие – сравнительно низкая его доля в инвестициях. Показательно, что если в Европе доля лизинга в инвестициях в основные средства на сегодняшний день варьируется в размерах 15%-17%, то в России этот показатель все еще не превышает и 9%. Рост рынка лизинга возможен за счет лизинга недвижимости и транспорта, быстрорастущих и высокомаржинальных сегментов российского рынка.

Понятно, что в Европе такое мощное проникновение лизинга обусловлено высокой интеграцией лизинговых продуктов в продуктовую линейку банков и финансовых групп, развитыми каналами продаж и действующими неценовыми преимуществами лизинга перед кредитом. Несмотря на то, что порядка 60% автомобилей в России сегодня приобретается на заемные средства, а услуги лизинга доступны и в нашей стране, российский бизнес по-прежнему предпочитает банковские кредиты. Между тем лизинговые компании готовы предложить своим клиентам условия, принципиально отличающиеся от банковских.

В массе своей малый и средний бизнес до сих пор не очень понимает всех преимуществ лизинга. В самых общих чертах основное преимущество лизинга перед кредитом заключается в том, что лизинговая сделка уже имеет обеспечение в виде самого предмета лизинга, что повышает возможность малому предприятию оперативно и незамедлительно привлечь финансирование. Лизинговая компания подходит к сделке с предприятием менее формально, чем банк, который хочет видеть баланс, а в нем – прибыль предприятия.

Лизинг – это щадящая альтернатива кредиту, предоставляющая возможность быстро приступить к оперативной деятельности с достаточно ограниченным стартовым капиталом. Это сотрудничество на основе договора лизинга фиксирующего как экономические, так и правовые отношения сторон, заключающих договор. Сегодняшнее положение дел характеризуется, с одной стороны, увеличением числа и активности потенциальных лизингополучателей, и с другой – ростом интереса лизинговых компаний и, что очень важно, - автопроизводителей к этому сегменту рынка.

Очевидно, что совершенствование законодательной базы, рост финансовой культуры рынка, развитие инфраструктурной составляющей, грамотная политика автопроизводителей и лизинговых компаний рано или поздно выведут лизинг на значимый уровень и в нашей стране.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: