Задание 2. Внутреннее строение




Изучите текст учебника «Пищеварительная сис­тема» (с. 70-71), запишите результаты в таблицу.


♦ Что вас удивило в строении пищеварительной

системы планарии

• Чем питается планария? (Ме,лкими рачками,
червями)
У планарии есть органы осязания,
которые расположены по всей поверхности ее
тела, обеспечивают чувствование планарией до­
бычи.

♦ Где находится у планарии рот? (На брюшной стороне тела)

♦ Как питается планария? (Прижимается к пой­манной добыче, а затем с помощью выдвижной глотки заглатывает ее)

' Какие органы образуют пищеварительную сис­тему белой планарии? (Рот, глотка, средняя кишка; анальное отверстие отсутствует, и непереваренные остатки выбрасываются на­ружу через рот)

* У плоских червей впервые в животном мире по­
является система органов выделения, предна­
значенная для выведения из организма вредных
продуктов жизнедеятельности. Изучите мате­
риал учебной статьи о выделительной системе
планарии. Запишите особенности выделитель­
ной системы (разветвленные выделительные
канальца, которые начинаются в паренхиме от­
дельными клетками звездчатой формы).

• Рассмотрите рис. 53 «Схема выделительной и не­
рвной система планарии». Чем отличается строе­
ние нервной системы белой планарии от нервной
системы гидры? (Нервные клетки не разброса­
ны по всему телу, как у гидры. Два продольных
нервных ствола, соединенных перемычками,
утолщения в переднем конце
нервные узлы)

Половая система. Планарии — гермафродиты. Что означает это слово? (Обоеполые) У одной и той же планарии женская (яичники) и мужская (се­менники) половая система, оплодотворение внут­реннее. Планария откладывает группы яиц, окру­женных плотной оболочкой. Развившиеся в яйцах маленькие планарии разрывают оболочку кокона и выходят наружу. У планарии возможно бесполое размножение поперечным делением.

(Слайд 9)

 

Система органон Органы
Пищеварительная Рот — глотка — средняя кишка
Выделительная Разветвленные трубочки
Нервная Два продольных нервных ствола, соединенных перемычками, утол­щения в переднем конце — нерв­ные узлы
Половая Женская (яичники) и мужская (семенники) половая система. Внутреннее оплодотворение. Бесполое размножение

 


БИОЛОГИЯ. ВСЁ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ!


№ 3 (75) март 2017 г.


СОВРЕМЕННЫЙ УРОК


♦ Почему белая планария имеет плоскую форму?
(Нет дыхательной системы, уплощенность
тела способствует лучшему газообмену)
Так­
же у плоских червей нет кровеносной системы.
(Слайд 10)

Объясните фразу: «Наряду с гидрами планарии являются рекордсменами по регенерации». (Пла­нарии восстанавливают утраченные части тела. Даже одна двухсотая часть тела сохраняет спо­собность к восстановлению полной организации со всеми присущими плоскому червю органами) [1]

В тех же водоемах, где живет белая планария, можно встретить и других плоских ресничных чер­вей — черную многоглазку и рогатую многоглазку. Они тоже мелкие и невзрачные. А вот их морские родственники окрашены ярче и крупнее (могут до­стигать в длину 60 см). Тело морских плоских чер­вей может быть самого разного цвета — зеленого, желтого, розового, коричневого, черного, красно­го, фиолетового. Всего в мире насчитывается около 3 тыс. видов ресничных червей. [1]

♦ Белая планария — это небольшое, относитель­
но просто устроенное животное. Какое значение
она будет иметь в природе? (Звено в цепях пи­
тания: являясь хищником, белая планария по­
едает мелких беспозвоночных животных)
Планарии с кормом, грунтом или водой могут

попасть в аквариум. В аквариумах для разведения рыб планарии совершенно нетерпимы, так как они уничтожают икру и личинок, а иногда и мальков, могут нападать на креветок и мелких рыб, прони­кая последним в жабры. Как предупредить зараже­ние аквариума планариями? (Необходимо все время поддерживать чистоту, не допускать загрязнений в аквариуме, своевременно и должным образом уда­лять остатки корма, промывать и очищать филь­тры, при переносе растений, элементов интерьера проводить специальную обработку) [2]

4. ЭТАП ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ

Учитель. Используя таблицу «Белая плана­рия», расскажите об особенностях внешнего стро­ения белой планарии.

Назовите и покажите органы белой планарии. Какие функции они выполняют?

(Слайд 11)

Вернемся к вопросу: Как вы думаете, в чем вы­ражается более высокая степень организации плос­ких червей по сравнению с кишечнополостными?

(Слайд 12)

Вывод урока (ответы учащихся)

Плоские черви:

1) трёхслойные животные;

2) двустороннесимметричные животные;

3) имеют хорошо выраженные ткани и органы.


5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (ПО ВЫБОРУ) (Слайд 13)

♦ § 15, вопросы после параграфа.

* Сравнить пресноводную гидру и белую плана-рию (таблица, схема и т. п.).

* Составить тест для одноклассника (пять вопро­сов, с выбором одного ответа из четырех).

6. РЕФЛЕКСИЯ (Слайд 14)

Продолжите фразу.

• Теперь я знаю о...

• Сегодня меня удивило...

• Теперь я могу...

ЛИТЕРАТУРА

1. Простейшие. Губки. Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви / В. Н. Алексеев, В. Г. Бабен-ко, В. И. Сивоглазов. — М.: Дрофа, 2005. — 74, [6] с: ил. — (Темы школьного курса).

2. Аквариумистика.ру. Книги по аквариумистике. — Режим доступа: http:/ /aquariumistika.ru/?page __ id=188 — Описание основано на версии, датир.: июнь, 30, 2016.

3. Видеофрагмент ЦОР «Белая планария». — Ре­жим доступа: https://school-collection.edu.ru/catalog/ rubr/79fl7baa-95ce-4223-85bl-1673e0f21e25/79018/? interface=catalog&subject=29c — Описание основано на версии, датир.: июнь, 30, 2016.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рабочий лист учащегося

«Тип Плоские черви. Белая планария»

Задание 1. Внешнее строение

Вставьте в текст пропущенные биологические понятия.

Среда обитания белой планарии__________. Белая

планария ведет_______ образ жизни, в связи с этим

у нее развилась____ симметрия тела. Фор­
ма тела__________. У нее есть головной отдел с ор­
ганами __________ и задний конец тела.

Перечень биологических понятий: непостоянная, активный, лучевая, органы осязания — щупальца и глаза, пассивный, водная, двусторонняя, слуха и вкуса, наземно-воздушная, постоянная.

Задание 2. Внутреннее строение

 

  Система органов Органы 1
  Пищеварительная  
  Выделительная  
  Нервная  
  Половая  

J


№ 3 (75) март 2017 г. ЕЯ БИОЛОГИЯ. ВСЁ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ!


В РАМКАХ ФГОС



И. М. Коновалова,учитель биологии и химии МКОУ Талоеская СОШ, р. п. Таловая, Воронежская обл.

ЛИШАЙНИКИ. 7 КЛАСС


Содержание творческого взаимодействия педагога и обучающегося

 

Действия учителя Действия учеников
1. Организационный этап
Здравствуйте! Я рада всех вас видеть на занятии, которое помо- Приветствуют учителя.
жет приблизиться к познанию жизни не только на нашей пре- Настраиваются на работу.
красной планете Земля, но и во Вселенной. Объединяются в четыре группы.
Мы сегодня будем работать на основе командной деятельности.  
У вас на столах лежат карточки (на карточкахназвания  
представителей четырех царств живой природы). Возьмите  
их в руки. Теперь внимание — задание! Вы сейчас по моему  
сигналу должны будете встать и, двигаясь по классу и общаясь  
между собой, создать некие группы. Принцип построения вы  
выбираете сами, я вам об этом ничего не говорю. Но единствен-  
ное, вы ограничены во времени.  
Итак, тихонечко встаньте, пройдите сюда, ко мне, в центр класса.  
Через 30 секунд я хочу увидеть здесь группы. (Песочные часы)  
Отлично! Получилось очень интересно!  
Ребята, поднимите карточки повыше, чтобы было видно. Обра- Все эти организмы относятся к царству... (Жи-
щение к каждой группе: вотные, Растения, Бактерии, Грибы).
Скажите, почему вы объединились в одну группу?  
Посмотрите, произошло небольшое чудо! Вы теперь команда № 1, Рассаживаются по сформированным группам
ваш стол № 1, и т. д. Пожалуйста, садитесь по местам  
2. Этап мотивации учебной деятельности
Жизнь — поистине самое сложное явление в окружающем Внимательно слушают учителя.
мире. Сложное, но не хаотичное.  
А вот те необычные живые организмы, с которыми нам пред-  
стоит познакомиться сегодня на уроке, ученые называли «хао-  
сом природы» (слайд 2).  
Тайну происхождения этих уникальных организмов ученым  
удалось разгадать только во второй половине XIX века. Вели-  
кий российский биолог К. А. Тимирязев назвал эти организмы /
«растения-сфинксы».  
Ученые-биологи называют эти удивительные организмы «пио-  
нерами природы».  
И самое интересное, возможно, именно они станут первыми  
обитателями красной планеты Марс и помогут ответить на воп-  
рос: «Возможно ли зарождение жизни в условиях открытого  
космоса?» Их так и называют — «дети космоса».  
Ребята! Кто-то из вас догадался, о каких живых организмах Высказывают предположения, перечисляя
идет речь? представителей разных царств живой природы.
Ваши ответы приняты. А теперь посмотрите на фотографии  
этих организмов. (Слайд 3) Так какой верный ответ? Лишайники.
О каких живых организмах пойдет речь сегодня на уроке? 0 лишайниках.
Какая тема сегодняшнего урока? Тема урока «Лишайники».
Следовательно, какова цель нашего урока? Цель урока: формирование знаний о лишайни-
..,. ______ ках, изучение лишайников
3. Этап введения зна НИИ
1) Создание проблемной ситуации и фо\ эмулирование проблемы
К какому царству живой природы можно отнести лишайники? Высказывают предположения; не могут дать
Вы смогли ответить на вопрос? В чем затруднение? (Побужде- однозначного ответа.
ние к осознанию проблемы)  
Каких знаний не хватает? (Осознание недостатка знаний) Мы не знаем, к какому царству отнести лишай-
  ники

БИОЛОГИЯ. ВСЁ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ!


№ 3 (75) март 2017 г.


в РАМКАХ ФГОС

 

Действия учителя Действия учеников
Какая же у нас возникла проблема? Формулируют проблему в виде вопроса:
  К какой группе организмов отнести лишайни-
  ки? (Запись на доске)
2) Планирование деятельности
Что нужно знать об организме, чтобы отнести его к какому-ни- Необходимо знать строение и особенности жиз-
будь царству? недеятельности.
А с чего мы начинаем изучать организмы? Что сразу хочется Дать определение лишайникам.
спросить?  
Значит, какие пункты плана? (Запись на доске) 1. Определение понятия «лишайники».
  2. Строение лишайников.
  3. Особенности питания лишайников.
  4. Размножение лишайников.
  5. Значение в природе и жизни человека
3) Поиск решения (открытие нового знания) и выражение решения
Сегодня на уроке вам предстоит выступить в роли ученых-лихе-  
нологов. Пользуясь биологическим блокнотом на с. 138 в учеб- Лихенология — это наука о лишайниках.
нике, дайте определение понятия «лихенология».  
А теперь поработаем в команде. Каждая группа — учебная Работают в группах по заданиям, готовят вы-
лаборатория. У вас на столах лежат инструктивные карты с за- ступающих от каждой группы.
данием (приложение 1) к рабочие листы (приложение 2). Вни-  
мательно ознакомьтесь с информацией и приступайте к работе.  
У вас есть 15 минут. Блок 1
  Группа 1 демонстрирует модель внутреннего
Ребята, закончили работу. Я хочу, чтобы каждый из вас услы- строения лишайника, формулирует определение
шал ответы одноклассников. Слушаем отчет учебной лаборато- понятия «лишайники», рассказывает о внутрен-
рии № 1 и т. д. (Отчет работы по группам: блок заданий 1) нем строении лишайника, делает вывод: ника-
Во время выступления учащихся учитель показывает слай- кой другой организм не имеет такого строения,
ды 4-7 презентации. как лишайник, поэтому лишайники нельзя от-
  нести ни к одному царству живой природы. Это
  симбиотический организм гриба и водоросли.
  Группа 2 демонстрирует таблицу «Внутреннее
  строения лишайника», рассказывает о стро-
  ении и функции каждого слоя, делает вывод
  (см. группа 1).
  Группа 3 рассказывает о многообразии лишайни-
  ков по внешнему строению, демонстрируя запол-
  ненную ими таблицу, делает вывод (см. группа 1).
  Группа 4 делает отчет о питании лишайников.
  показывает составленную схему, делает вывод:
  лишайники по способу питания — автогетеро-
  трофы. Такой способ питания не характерен
  для организмов других царств живой природы.
Какая проблема была сформулирована в начале нашего урока? К какой группе организмов можно отнести ли-
  шайники?
Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на вопрос мы мо- Лишайники по строению и способу питания не
жемдать? (Указать на проблему, записанную на доске) похожи ни на один другой организм, поэтому
  их нельзя отнести ни к одному царству живой
  природы. Лишайники — особая самостоятель-
  ная группа симбиотических организмов.
  Нам удалось решить проблему.
Нам удалось достичь решения этой проблемы? Отчет работы по группам
Продолжаем отчет ваших лабораторий по блоку 2 заданий. Блок 2: размножение, распространение, средооб-
  разующая роль лишайников; лишайники как
  биоиндикаторы.
Работа ученых напряжённая, требует усидчивости, наблюда- Дети выполняют физкультминутку (https://
тельности, терпения, внимания, точности. Поэтому давайте videouroki.net/look/superfizmin/index.html)
немного отдохнем  

№ 3 (75) март 2017 г.


БИОЛОГИЯ. ВСЁ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ!


В РАМКАХ ФГОС

 

Действия учителя Действии учеников (
4. Этап применения нового знания
1. Ребята! Давайте вернемся к началу нашего занятия (слайд 2). Пользуясь Интернетом, находят лексическое
Используя свои новые знания, ответьте на вопросы: значение понятий «хаос», «сфинкс», «пионеры».
  Используя приобретённые на уроке знания, обсуж-
  дают вопросы в группах, отвечают на вопросы.
1) Почему ученые называли лишайники «хаосом природы»? 1) Лишайники называют «хаосом природы».
  так как они совмещают в себе сразу два цар-
  ства — царство Растения и царство Грибы.
2) Почему Тимирязев назвал лишайники «растениями-сфинк- 2) Лишайники называют «растениями-сфинкса-
сами»? ми», так как они, подобно человекольву (сфин-
  ксу), представляют собой грибоводоросль.
3) Почему биологи называют лишайники «пионерами природы»? 3) Лишайники называют «пионерами приро-
  ды», так как они первыми поселяются в тех
  местах, где еще ничего не растет.
4) Почему лишайники называют «детьми космоса»? При ответе 4) Лишайники называют «дети космоса», так
на вопросы используйте конструкцию: «Лишайники называ- как они способны существовать в таких
ют..., так как...» условиях, в которых другие организмы не
  могут выжить.
Фронтальная беседа. Обсуждение вопросов.  
Во время выступления учащихся учитель показывает слай-  
ды 8—11 презентации.  
На Международной космической станции был проведен ряд  
экспериментов по изучению живых организмов в условиях от-  
крытого космоса. Образцы лишайников в течение полутора лет  
подвергались условиям суровой космической среды. Затем их  
вернули на Землю. Лишайники не просто выжили, но и про-  
должили свой рост. Столь поразительная жизнеспособность  
лишайников позволяет предположить, что они вполне могли бы  
выжить и на поверхности Марса и могут использоваться для ко-  
лонизации других планет. {Слайд 12)  
II. Предлагает выполнить тестовые задания: электронное при- Выполняют задания.
ложение к учебнику; раздел «Экзаменатор»; тест «Тренажер», Проверяют правильность выполнения
с. 139 (слайд 13)  
5. Этап первичного контра ля знаний
Задает тестовые задания из электронного приложения к учебни- Выполняют задания
ку: раздел «Экзаменатор», тест «Контроль», с. 139 (слайд 14)  
6. Аналитический б лок
1) Рефлексия  
Подвести итог нашего занятия мне хотелось бы вот этим опреде-  
лением (слайд 15):  
«Лишайник — это... гриба и водоросли, в результате чего они  
становятся практически одним целым, самым стойким и вынос-  
' л иным созданием природы».  
Какой биологический термин необходимо вставить вместо Симбиоз.
вопросительного знака?  
А попробуйте термин симбиоз заменить другими словами, ха- Дружба, взаимопомощь.
рактеризующими качества человека.  
Верно. По этому поводу существует стихотворение:  
Гриб и водоросль дружно жили,  
Вместе ели, вместе пили.  
Чтоб лишайник дальше рос,  
Очень важен симбиоз.  
Эти качества вам были нужны для работы в группах? Для чего? Вместе быстрее выполнять задание, если чего-
А можно вашу работу в группах сегодня на уроке назвать сим- то не понятно или не получается — помогут ре-
биозом? бята из группы, работали дружно, поэтому все
  успели сделать и хорошо

БИОЛОГИЯ. ВСЁ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ! № 3 (75) март 2017 г.


В РАМКАХ ФГОС

 

   

•Xi

УЧЕБНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ № 1 Инструктивная карта

Блок 1. Понятие о лишайниках

1) Изучите источник информации: Электронное приложение к учебнику «Биология. Разнообра­зие живых организмов. 7 класс» (УМК «СФЕ­РЫ»); § 52, с. 138, 2-й абзац.

2) Выполните задания:

A. Выполните виртуальную лабораторную рабо­
ту «Внутреннее строение лишайника» (§ 52,
с. 138, 2-й абзац, знак «спиртовка»).

Б. Создайте модель внутреннего строения лишай­ника, используя необходимый для этого мате­риал (картон формата А4, зеленый пластилин, белые шерстяные нитки, клей, фломастеры).

B. Укажите основные составные части лишайника
на модели.

Г. Представьте классу свою модель с комментари­ями по плану:

• дайте определение лишайников;

• расскажите кратко об их строении, исполь­зуя модель.

3) Сделайте вывод:

♦ Имеет ли такое строение какой-нибудь дру­гой организм?

♦ Можно ли отнести лишайники к одному из царств живой природы?

Блок 2. Размножение лишайников

1) Изучите микротекст «Размножение лишай­ников» (электронное приложение к учебнику «Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс» (УМК «СФЕРЫ»); § 52, с. 138).

2) Дайте ответ на вопрос: Как размножаются ли­шайники?


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

УЧЕБНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ № 2 Инструктивная карта

Блок 1. Внутреннее строение лишайников

1) Изучите предложенный источник информа­ции: микротекст «Внутреннее строение ли­шайников» (https://biouroki.ru/material/plants/ Ushainiki.html).

2) Выполните задание:

А. Заполните таблицу (смотрите рабочий лист), изучив текст «Внутреннее строение лишайни­ков».

Б. Представьте классу отчет по плану:

• из скольких слоев состоит слоевище лишай­ника;

• название каждого слоя клеток;

• строение каждого слоя клеток;

• функции каждого слоя клеток.

3) Сделайте вывод:

• Имеет ли такое строение какой-нибудь дру­гой организм?

• Можно ли отнести лишайники к одному из царств живой природы?

Блок 2. Распространение лишайников и их роль в экосистемах

1. Изучите микротекст «Распространение лишай­ников и их роль в экосистемах» (электронное приложение к учебнику «Биология. Разнообра­зие живых организмов. 7 класс» (УМК «СФЕ­РЫ»); § 52, с. 139).

2. Дайте ответ на вопрос: Почему лишайники ши­роко распространены по всему земному шару?


 


№ 3 (75) март 2017 г.


БИОЛОГИЯ. ВСЁ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ!


В РАМКАХ ФГОС


rXi

УЧЕБНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ № 3 Инструктивная карта

Блок 1. Разнообразие лишайников

1) Изучите источник информации: электронное приложение к учебнику «Биология. Разнообра­зие живых организмов. 7 класс» (УМК «СФЕ­РЫ»); § 52, с. 139, 1-3-Й абзацы.

2) Выполните задания:

А. Заполните таблицу «Классификация лишайни­ков по внешнему строению» (рабочий лист). Б. Представьте классу свою таблицу по плану:

• На какие группы делят лишайники по вне­шнему строению слоевища?

• Перечислите наиболее характерные места обитания каждой группы.

• Приведите по 2-3 примера представителей каждой группы.

3) Сделайте вывод:

• Можно ли по внешнему строению отнести
лишайники к одному из царств живой при­
роды?

Блок 2. Распространение лишайников и их роль в экосистемах

1. Изучите микротекст «Распространение лишай­ников и их роль в экосистемах» (электронное приложение к учебнику «Биология. Разнообра­зие живых организмов. 7 класс» (УМК «СФЕ­РЫ»); § 52, с. 139).

2. Дайте ответ на вопрос: В чем заключается сре-дообразующая роль лишайников?


УЧЕБНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ № 4 Инструктивная карта

Блок 1. Питание лишайников

1) Изучите источник информации: электронное приложение к учебнику «Биология. Разнообра­зие живых организмов. 7 класс» (УМК «СФЕ­РЫ»); § 52, с. 138, 3-й абзац.

2) Выполните задания:

А. Заполните схему «Питание лишайников» (рабо­чий лист).

Б. Представьте классу свою схему с комментария­ми по плану:

• какие организмы входят в состав лишайников;

• какую роль в питании выполняет каждый ор­ганизм;

• функцию какого органа растения выполняют водоросль и гриб;

• сделайте вывод о способе питания лишайни­ков;

3) Сделайте вывод:

• Имеет ли такой способ питания какой-нибудь другой организм?

• Можно ли отнести лишайники к одному из царств живой природы?

Блок 2. Распространение лишайников и их роль в экосистемах

1. Изучите микротекст «Распространение лишай­ников и их роль в экосистемах» (электронное приложение к учебнику «Биология. Разнообра­зие живых организмов. 7 класс» (УМК «СФЕ­РЫ»); § 52, с. 139).

2. Дайте ответ на вопрос: Почему лишайники ис­пользуют как биоиндикаторы?


 


 
 


 

rXi

РАБОЧИЙ ЛИСТ ГРУППЫ№ 2

Внутреннее строение лишайников


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Таблица «Строение слоевища лишайника»

 

№ на рис. Название Особенности строе     Функции
       
       
       
       
     

БИОЛОГИЯ. ЗСЁ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ! № 3 (75) март 2017 г.


В РАМКАХ ФГОС



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: