Список должен содержать сведения об источниках, использованных при написании расчетно-пояснительной записки. Список литературных источников должен быть составлен по установленным правилам. Для книг указываются фамилии и инициалы авторов, полное название работы, место издания, издательство, год издания и объем в страницах, для статей из журналов указывается фамилия и инициалы автора, заглавие статьи, наименование издания, год выпуска, номер журнала и номера страниц.
Приложения.
В приложения следует включать материалы, связанные с выполнением дипломной работы, дополнительного или справочного характера.
В приложения могут быть включены таблицы вспомогательных данных, промежуточные математические доказательства, формулы и расчеты, протоколы испытаний, описания приборов, применяемых при проведении испытаний и измерений, описания алгоритмов и программное обеспечение для решения задач дипломного проектирования с помощью ЭВМ и др.
Приложения следует оформлять как продолжение расчетно-пояснительной записки на последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь заголовок. В правом верхнем углу прописными буквами над заголовком должно быть написано слово «ПРИЛОЖЕНИЕ».
Если приложений больше одного, их следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерации.
Содержание расчетно-пояснительной записки и методические указания по проведению комплексной экспертизы качества изделий, услуг и работ.
Комплексная экспертиза качества проводится для всестороннего изучения и оценки качества изделий, услуг и работ, поэтому проведение такой экспертизы ориентирует студентов на системный, комплексный подход к анализу объекта оценки.
В зависимости от целей и задач, поставленных перед студентом, комплексные экспертизы качества могут быть потребительскими и технологическими. Вид экспертизы имеет решающее значение при формировании номенклатуры оцениваемых свойств изделия.
Выполнение дипломных работ предполагает наличие объекта экспертизы - услуг и работ по изготовлению, ремонту швейных изделий, художественных изделий, мебели, бытовых машин и приборов, радиоэлектронной техники, технологических машин и оборудования, химчистки, по оценке качества материалов, кожи, меха, их реставрации и облагораживания и др. Методические указания по проведению комплексной экспертизы качества изделий, услуг и работ рассмотрены для работ по изготовлению швейных изделий, как наиболее типичном варианте экспертизы услуг и работ.
Расчетно-пояснительная записка должна содержать следующие разделы:
Реферат
Содержание
Введение
1. Социально-экономический раздел
2. Раздел «Комплексная экспертиза качества»
3. Раздел «Безопасность жизнедеятельности»
4. Организационно-экономический раздел
Общие выводы и практические рекомендации
Список использованных литературных источников
Приложения.
Содержание реферата, введения, социально-экономического раздела, аналитического обзора, методики проведения экспертизы, организационно-экономического раздела, общих выводов и практических рекомендаций, а также требования к оформлению списка использованных литературных источников и приложений аналогичны рассмотренным выше в 6.1.
Раздел «Комплексная экспертиза качества»
Как известно, процедура экспертизы включает две основные стадии -сравнительный анализ и оценку /21/. Изложение материала этого раздела дипломной работы отражает содержание этих стадий:
2.1. Аналитический обзор
2.2. Методика проведения комплексной экспертизы качества
2.3. Сравнительный анализ свойств материалов
2.4. Качественный анализ
2.4.1.Описание внешнего вида изделия
2.4.2. Идентификация объекта экспертизы
2.4.3. Направления развития и принципы формирования ассортимента
2.4.4. Анализ ассортимента основных и вспомогательных материалов для изготовления объекта экспертизы
2.4.5. Изучение спроса
2.4.6. Выбор номенклатуры показателей качества
2.5. Количественный анализ
2.6. Оценка показателей качества
2.6.1.Оценка значимости показателей качества
2.6.2. Разработка критериев оценки групповых показателей качества
2.6.3. Оценка фактических значений показателей качества
2.7. 3аключительный этап экспертизы
Качественный анализ
Качественный анализ - логическая процедура мысленного расчленения, разложения целостного объекта - качества изделия - на его составляющие элементы, свойства, исследование каждого из них и построение иерархической структуры (перечня) свойств анализируемого изделия. На этом этапе экспертизы используются эвристические методы, главным образом, органолептические и социологические.
Описание внешнего вида изделия
На отдельном листе студент представляет эскиз изделия (вид спереди, вид сзади в уменьшенном масштабе) и приводит описание общих характеристик изделия: стиль, силуэт, форма, покрой, а также подробное описание модельных и конструкторских особенностей всех узлов и деталей изделия - горловины, воротника, рукавов, застежки, карманов, лацканов, низа и т.д.
Заканчивается описание характеристикой способов создания объемной формы изделия.
Идентификация объекта экспертизы
Идентификация - важная, часть экспертизы. Она проводится студентом с целью установления соответствия представленного на экспертизу изделия требованиям, предъявляемым к данному виду продукции. В этом разделе студент выполняет ассортиментную и первичную качественную идентификацию, устанавливающую дефекты внешнего вида изделия.
При написании данного раздела студент представляет результаты внешнего осмотра изделия в соответствии с ГОСТ 4103-83 «Изделия швейные. Методы контроля качества», проводит ассортиментную идентификацию и указывает:
- класс швейного изделия по общему назначению;
- класс швейного изделия по условиям эксплуатации;
- группу швейного изделия;
- видовое наименование, а также пол потребителя, его возраст, сезонность и время использования, конкретизирует назначение изделия.
Студент проводит измерения узлов и деталей представленного на экспертизу изделия в соответствии с ГОСТ 4103-83, определяет методы основных измерений, выявляет на изделии места измерений, указывая наименование места измерения, порядковый номер и приводя описание методики измерения в форме табл. 4.
Места основных измерений следует указать на рисунке, выполнив эскиз заданного изделия (вид спереди и сзади). Стрелками указывают место измерения и над стрелкой - номер измерения в соответствии с табл.4.
Таблица 4.
Номер измерения на чертеже | Наименование места измерения и величина, см | Метод измерения изделия |
На основе анализа данных таблицы 4 студент идентифицирует размеры изделия.
В результате внешнего осмотра изделия органолептическими методами студент описывает цвет, рисунок, характер поверхности, фактуру материала, выявляет дефекты внешнего вида материалов, как покровного, так и подкладочного:
- дефекты пряжи;
- дефекты ткачества;
- дефекты отделки.
Для изучаемого изделия студент выбирает методы контроля качества, указывает средства проверки качества, формулирует признак, характеризующий качество изделия. Результаты выбора методов проверки качества следует представить в форме табл. 5.
Таблица 5.
Объект контроля | Метод проверки | Средство проверки | Характеристика качества изделия |
1. Внешний вид | |||
1.1. Соответствие внешнего вида изделия и его конфекционирования образцу-эталону | |||
1.2. Влажно-тепловая обработка | |||
2. Посадка изделия | |||
3. Наличие пороков внешнего вида материалов | |||
4. Исполнение отдельных узлов и деталей | |||
4.1. Симметричность формы и расположения парных деталей | |||
4.2. Расположение деталей | |||
4.3. Края деталей | |||
4.4. Обработка отделочного канта, канта обтачных деталей рамок карманов | |||
4.5. Направление рисунка в деталях изделия, совпадение рисунка при соединении деталей в местах, предусмотренных технической документацией, симметричность рисунка в парных деталях. | |||
4.6. Стежки, строчки, швы | |||
4.7. Внутреннее крепление деталей | |||
4.8. Клеевое соединение деталей | |||
4.9. Обработка застежек, закрепок, крепление фурнитуры. | |||
4.10. Выстегивание деталей | |||
4.11. Наличие внутренних прокладок | |||
4.12. Допуски | |||
4.13. Срезы |
Примечание: в табл.5 указаны объекты контроля для всех видов швейных изделий. Студент выбирает только те из них, которые характерны для изделия, представленного на экспертизу.
Выбрав методы контроля качества, студенты описывают последовательность проверки качества изделия, указывая условия осмотра, направление осмотра, последовательность проверки качества изготовления отдельных деталей и узлов.
Используя перечень дефектов швейных изделий, учитываемых при проведении экспертизы, а также требования ГОСТ 24103-80 «Изделия швейные. Термины и определения дефектов» студент дает характеристику дефектов изделия, указывает причины их возникновения и метод определения в форме таблицы 6:
Таблица 6.
Наименование дефекта | Рисунок дефекта | Описание внешнего вида дефекта | Размеры дефекта, см | Происхождение, метод определения |
1. Дефекты конструкции и технологии пошива | ||||
1.1. Дефекты воротника, бортов, лацканов | ||||
1.2. Дефекты полочки, спинки | ||||
1.3. Дефекты рукавов | ||||
1.4. Дефекты карманов | ||||
1.5. Дефекты петель | ||||
1.6. Дефекты брюк, юбок | ||||
1.7. Дефекты соединения подкладки с верхом | ||||
1.8. Дефекты прокладочных деталей | ||||
1.9. Дефекты стежков, строчек, швов | ||||
1.10. Дефекты подготовки и отделки | ||||
2. Дефекты материала | ||||
2.1. Дефекты пряжи | ||||
2.2. Дефекты ткачества | ||||
2.3. Дефекты отделки | ||||
3. Дефекты скрытого характера | ||||
4. Дефекты механического повреждения и загрязнения |
Примечание: в табл.6 указываются только те дефекты, которые выявлены студентом для изделия, представленного на экспертизу.
Используя методику определения снижения качества швейных изделий в процентах /22/, студент определяет уровень снижения качества изделия по выявленным дефектам при качественной идентификации (табл. 7).
Таблица 7.
№ п/п | Наименование дефекта | Снижение качества, % |
… | ||
Итого: |
Направления развития и принципы формирования ассортимента
_____________________________________________________
(указать вид изделия)
В этой части дипломной работы студент рассматривает основные направления совершенствования ассортимента изделий аналогичного назначения на основе изучения современных направлений моды по отечественным и зарубежным литературным источникам, указывает тенденции изменения модельных и конструкторских особенностей, способов создания объемной формы изучаемого вида одежды. Следует заметить, что для изложения материала данного параграфа дипломной работы следует использовать язык научного повествования и отказаться от рекламных и разговорных оборотов речи, терминологии журналов мод. Анализ тенденций развития ассортимента изучаемого вида одежды следует представить в форме, удобной для ее дальнейшего использования при разработке базовых рядов образцов одежды и оценке эстетических свойств.
Анализ ассортимента основных и вспомогательных материалов
для изготовления_____________________
(указать вид изделия)
Студент изучает ассортимент основных и вспомогательных материалов для изготовления изделия, представленного на экспертизу, и приводит краткое описание ассортимента покровного, подкладочного, прокладочного, скрепляющих материалов и фурнитуры. Им подчеркиваются наиболее предпочтительные варианты выбора пакетов материалов с точки зрения принципов конфекционирования и направлений совершенствования ассортимента материалов, указываются их преимущества и недостатки. Так же как и для предыдущего раздела остается актуальным требование к стилю изложения материала: данные из различных литературных источников должны быть изучены студентом, сопоставлены и переработаны в соответствии с требованиями к изложению материала в дипломных работах.
Изучение спроса на _______________
(указать вид изделия)
Для изучения и прогнозирования спроса студент использует социологические и маркетинговые методы исследований.
Анкету опроса следует составлять таким образом, чтобы в нее входили вопросы по выбору респондентом ассортимента одежды аналогичного назначения, ее модельных и конструкторских особенностей, покровных материалов, их сырьевого состава, цвета, фактуры, отделки. Анализ покупательских предпочтений к подкладочным, прокладочным и скрепляющим материалам нецелесообразен ввиду низкой компетентности потребителей, громоздкости получаемой анкеты. Методика анкетирования, форма матрицы обработки результатов опроса должны быть согласованы с руководителем дипломной работы. Однако следует заметить, что достоверность результатов прогнозирования спроса пропорциональна численности опрошенных респондентов. Для дипломной работы рекомендуемое количество респондентов должно быть не менее 30. Результаты прогнозирования спроса следует представить графически в форме круговой или столбчатой диаграммы (гистограммы).
Выбор номенклатуры показателей качества___________________
(указать вид изделия)
Для исследуемого изделия студент определяет объект экспертизы - совокупность потребительских свойств, проявляющихся при взаимодействии изделия с человеком-потребителем в процессе его эксплуатации (потребления) при потребительской экспертизе или совокупность технико-экономических свойств изделия при технологической экспертизе.
Структуру свойств изделия студент определяет на основе результатов качественного анализа с учетом типовой структуры свойств бытовых изделий. В зависимости от вида изделия, представленного на экспертизу, перечень основных групп свойств может быть расширен путем выделения в самостоятельную группу таких свойств как безопасность, надежность и др.
Развернутую номенклатуру показателей качества студент строит на основе развернутой номенклатуры показателей качества изделий и материалов для их изготовления, изучения номенклатуры показателей, указанных в стандартах, перечня показателей качества, обеспечивающих безопасность, проверяемых при сертификации продукции текстильной и легкой промышленности.
Определяя номенклатуру показателей свойств изделия, следует учесть и показатели качества ведущих предприятий и фирм по изготовлению изделий рассматриваемой ассортиментной группы, а также общеизвестные показатели, в том числе групповой показатель качества упаковки и соответствующие ему единичные показатели - безопасности, экологичности, надежности, совместимости, взаимозаменяемости, экономической эффективности.
На основе анализа развернутой номенклатуры свойств, нормативно-технической документации студент осуществляет выбор номенклатуры показателей качества изделия. Из развернутого перечня исключают показатели, не характерные для качества анализируемого изделия, а также включают при необходимости новые показатели (особенно единичные).
Конкретная номенклатура показателей качества изделия должна быть составлена студентом в виде схемы, разделенной на уровни, т.е. должна иметь иерархическую структуру (табл.8).
Конкретная номенклатура показателей, используемых для комплексной экспертизы качества ___________________________________ (наименование изделия)
Таблица 8.
Групповой показатель качества | Единичный показатель качества | Единицы измерения показателя качества | Характеризуемое свойство изделия |
1. | 1.1. | ||
1.2. | |||
1.3. | |||
… | |||
2. ... | 2.1 | ||
2.2 | |||
… |
Количество отобранных показателей качества должно быть минимальным и достаточным для вынесения обоснованного суждения о качестве изделия.
Конкретную номенклатуру показателей качества изделия следует обосновать, т.е. представить доказательства правомерности исключения того или иного показателя из развернутой номенклатуры, включения новых показателей, необходимости объединения тех или иных показателей в новую группу и т.п. Обоснование должно учитывать требования различных групп потребителей изделия, условия, способы и особенности его эксплуатации.
Количественный анализ
Количественный анализ включает операции по измерению свойств, вошедших в номенклатуру показателей качества, и нахождению их фактических значений, обусловливает переход от рассмотрения свойств к оперированию со значениями показателей качества изделия.
Для измерения показателей качества студент использует технические методы измерений: измерительный, расчетный, регистрационный и др., стандартные методики определения. При использовании тестированных методик следует ограничиться ссылками на соответствующий ГОСТ без приведения в тексте подробного описания методики. Если же испытания проведены по негостированной методике, то необходимо полностью описать методику испытаний с указанием первоисточника, ее рекомендовавшего.
Результаты исследований должны быть представлены в форме таблиц.
Представление полученных зависимостей в виде графиков или формул не должно заменять их представлений в форме таблиц. Таблице должна предшествовать текстовая часть, содержащая описание методики исследования, условий проведения измерений показателей свойств, аппаратуры и обработку полученных данных.
В процессе проведения исследования студент должен соблюдать все требования, обеспечивающие объективность и достоверность результатов в части, касающейся методики отбора и подготовки образцов, методов и условий испытания, количества и воспроизводимости опытов, способа обработки полученных данных.
Степень детализации описания отдельных вопросов количественного анализа определяется студентом и руководителем в зависимости от цели и задач дипломной работы.