Оценка значимости показателей качества.
Для получения обобщенной оценки качества изделий при проведении комплексной экспертизы качества используется оценка значений показателей качества в баллах /23/.
Групповые показатели качества не ранжируются, принимаются равнозначимыми, так как все они в равной степени важны для потребителя. Поэтому студент каждому групповому показателю присваивает 100 баллов. Однако значимость какого-либо группового показателя может быть увеличена или уменьшена. Так групповой показатель качества упаковки следует оценить 70 -80 баллами. Для изделий детского ассортимента следует увеличить значимость группового показателя, обеспечивающего безопасность продукции до 130 - 180 баллов. Для торжественной одежды следует увеличить групповой показатель эстетических свойств до 150 баллов. Увеличение или уменьшение оценки значимости группового показателя по сравнению со 100 баллами следует обосновать.
После оценки значимости групповых показателей качества студент распределяет число баллов каждого группового показателя между соответствующими единичными показателями качества. Баллы распределяются их ранжированием с учетом значимости единичных показателей качества изделия. Студент ранжирует единичные показатели качества каждой группы отдельно с помощью экспертного метода и определяет балльную оценку значимости единичного показателя качества по формуле:
Б j ед.доп. = Б i групп j, где (1)
Б j ед. - количество баллов, соответствующее допустимому значению единичного показателя качества;
Бi групп - количество баллов, соответствующее групповому показателю качества; j - коэффициент весомости единичного показателя качества.
|
Результаты расчета допустимых значений единичных показателей качества следует представить в форме табл.9.
Таблица 9.
Наименование группового показателя качества | Оценка значимости, баллы | Наименование единичного показателя качества | Коэффициент весомости единичного показателя качества | Оценка допустимого значения единичного показателя качества, баллы |
Разработка критериев оценки групповых показателей качества
а) разработка критериев оценки количественных показателей качества.
В дипломной работе студент разрабатывает критерии оценки для каждого группового показателя качества. Если в групповой показатель качества входят количественные единичные показатели качества, то для каждого из них следует установить допустимые и оптимальные значения. В качестве допустимых значений студент выбирает предельные, максимально или минимально допустимые, с точки зрения качества, значения.
В качестве оптимальных значений следует выбрать предельно возможные или целесообразные, с точки зрения их достижения и практической необходимости.
Для отдельных единичных показателей качества допустимые и оптимальные значения могут быть одинаковыми.
При комплексной экспертизе качества продукции без проведения ее сравнительной оценки с другой такой же продукцией, студент использует понятия нормального и высшего уровня качества /23/. Нормальному уровню качества соответствуют значения оцениваемых единичных показателей качества, лежащих в интервале от допустимых до граничных значений, высшему уровню - от граничных до оптимальных. В качестве граничных значений принимаются средние между допустимыми и оптимальными значениями:
|
Ргр = (Ропт + Рдоп) / 2 (2)
Величину баллов, соответствующую оптимальному значению единичного показателя качества определяют по формулам:
если оптимальное значение более допустимого:
Бj ед.опт. = Бj ед.доп. (Рj опт / Рдоп), (3)
если оптимальное значение менее допустимого:
Бj ед.опт. = Бj ед.доп. [2 – (Ропт / Рдоп)], (4)
где Бj ед.опт. - количество баллов, соответствующее оптимальному значению единичного показателя качества;
Бj ед. доп. - количество баллов, соответствующее допустимому значению единичного показателя качества;
Ропт - оптимальное значение единичного показателя качества;
Рдоп - допустимое значение единичного показателя качества.
Результаты определения оптимальных и допустимых значений единичных показателей качества для каждого группового показателя качества студент приводит в табличной форме 10.
Расчет критериев оценки _______________________________________
(указать наименование группового показателя качества)
Таблица 10.
№ п/п | Наименование единичного показателя качества | Рдоп | Ргр | Ропт | Бдоп | Бгр | Бопт |
1. | |||||||
2. | |||||||
3. | |||||||
… | |||||||
Итого: | - | - | - | * | * | * |
Критериями оценки для группового показателя качества, в который входят количественные единичные показатели качества, будут суммы баллов, соответствующие нижней границе интервала нормального качества - , верхней границе интервала высшего качества , и сумма баллов, соответствующая границе между интервалами нормального и высшего качества .
|
Интервалы значений нормального и высшего уровней качества студенту следует представить на схеме:
Нормальный уровень качества | Высший уровень качества | ||
= … | = … | = … | |
Рис. 1. Критерии оценки качества ___________________________________ (указать наименование группового показателя качества)
б) разработка критериев оценки эстетических показателей качества
Поскольку эстетические показатели качества относятся к неизмеримым, то для их оценки не выбираются базовые показатели качества, а составляются базовые ряды образцов. Базовый ряд образцов составляется из изделий-аналогов, упорядоченных по уровню их эстетических свойств и разделенных на группы.
При выполнении дипломной работы студент составляет базовый ряд образцов на основе не менее 20 изделий - аналогов, выбранных в результате изучения направлений развития ассортимента, ранжированных в порядке повышения уровня эстетических свойств. Для построения базового ряда образцов следует использовать следующую экспертную шкалу:
Оценка, баллы | Качественная оценка |
Отлично Хорошо Удовлетворительно Плохо |
Изделия-аналоги студент разбивает на группы в соответствии с экспертной шкалой и представляет эскизы этих изделий, объединенных в группы по соответствующей оценке.
Полученный базовый ряд образцов применяется студентом для фактической оценки в баллах эстетических свойств исследуемого изделия с помощью экспертного метода. При проведении опроса эксперты сопоставляют оцениваемые значения эстетических свойств с базовым рядом, разработанным студентом и определяют их балльные оценки Рфакт. Допустимые и оптимальные значения эстетических свойств изделия будут составлять соответственно 3 и 5 баллов.
в) оценка фактических значений показателей качества
В соответствии с методикой экспертизы /23/ на этапе оценки эксперт обращает внимание не только на оценку того или иного показателя качества в баллах, но и на его фактическое значение.
Если фактическое значение хотя бы одного единичного показателя качества ниже допустимого, то изделие считается некачественным, т.е. его качество не может быть отнесено ни к нормальному ни к высшему уровню качества.
Поэтому сначала студент оценивает фактические значения единичных показателей качества и определяет к какому уровню качества относится каждый единичный показатель качества по своему фактическому значению в форме табл. 11.
Оценка единичных показателей качества по фактическим значениям
___________________________________________________________
(указать наименование группового показателя качества)
Таблица 11.
№ п/п | Наименование единичного показателя качества | Рдоп | Ргр | Ропт | Рфакт | Уровень качества (высший или нормальный) |
1. | ||||||
2. | ||||||
3. | ||||||
... |
По результатам таблицы 11 студент делает заключение, что ни один из, единичных показателей качества не имеет фактическое значение ниже допустимого или, напротив, что один или несколько единичных показателей качества имеет фактическое значение ниже допустимого и продукция считается некачественной.
Заканчивая оценку единичных показателей качества, студент рассчитывает их оценки в баллах, суммируя которые вычисляет оценку группового показателя качества.
Величину баллов, соответствующую фактическому значению единичного показателя качества определяют по формулам:
если оптимальное значение более допустимого:
Бj ед.факт. = Бj ед.доп. (Рфакт./Рдоп.) (5)
если оптимальное значение менее допустимого:
Бj ед.факт. = Бj ед.доп. [2 - (Рфакт./Рдоп.)] (6)
где Бj ед.факт. - количество баллов, соответствующее фактическому значению единичного показателя качества;
Бj ед. доп. - количество баллов, соответствующее допустимому значению единичного показателя качества;
Рфакт. - фактическое значение единичного показателя качества;
Рдоп. - допустимое значение единичного показателя качества.
Результаты расчета следует представить в форме табл. 12
Оценка единичных показателей качества в баллах
___________________________________________
(указать наименование группового показателя качества)
Таблица 12.
№ п/п | Наименование единичного показателя качества | Бдоп | Бгр | Бопт | Бфакт | Уровень качества (высший или нормальный) |
1. | ||||||
2. | ||||||
3. | ||||||
… | ||||||
Итого: | * | * | * | * |
Результаты оценки i-гo группового показателя качества студенту следует представить на схеме интервалов значений нормального и высшего уровней качества:
Нормальный уровень качества | Высший уровень | ||
=… | =… | =… | =… |
Рис. 2. Оценка уровня качества _____________________________________
(указать наименование группового показателя качества)
Следует заметить, что воспользоваться формулами (5), (6) для оценки фактических значений показателей качества можно только в том случае, если зависимость между фактическим значением показателя качества и значением его оценки - линейная, что возможно для ограниченного числа показателей качества швейных изделий. В противном случае следует построить экспертную кривую по известной методике /21/, определить математическую зависимость между значением показателя качества и значением его оценки, на основе которой и определить оценку в баллах фактического значения показателя качества.