Бюрократия в механизме государства




 

Понятие бюрократии и бюрократизма также стары, как и понятие государства, они неотделимы от него, во многом характеризуется своим механизмом (устройство). Понятие «бюрократия» часто встроенные другое значение.

По мнению Вебера бюрократия - рациональная организация государственного управления, государственного аппарата на основе верховенства обязательных регламентированных процедур, исполнение которых не зависит от того, кто он есть, и в отношении которых они выполняют[13]. Все люди равны перед порядком. Объединение становится гарантией от недостатков государственных чиновников и возможности злоупотреблений. Маркс относился с отвращением к бюрократии, оценил его как абсолютное зло.

Главный ресурс бюрократов – это власть и возможность ею злоупотреблять, извлекать выгоду из должности, из службы. В руках бюрократа этот ресурс конвертируется в другие виды капитала, материальных благ.

Основная причина живучести бюрократизма заключается в сохранении разнообразия и бюрократические конфликтующих интересов, способности манипулировать ими в корыстных целях. Таким образом, общественный интерес бюрократы могут превратить в ведомственный или местный - в групповой или частный, то есть «государственные правительственные цели превращаются в канцелярские» и «канцелярские задачи - в государственные[14]». Одной из характерных черт бюрократизма является стремление к тайне, засекречиванию деятельности.

Пожалуй, самый важный закон бюрократического аппарата – сохранение и увеличение власти и ее самовозрастание. Отсюда раздутие государственного аппарата – верный признак его бюрократического загнивания.

Антиподом и самым действенным способом борьбы с бюрократизмом служит демократия. Постоянный демократический контроль за всеми звеньями государственного механизма, отчетность и сменяемость работников государственных органов, гласность и критика поможет избавиться от этого негативного явления.

Бюрократия как социальный феномен способна возникать при любом государственном устройстве, а условиями ее всевластия являются:

1) формирование публичной власти и политическое отчуждение большинства народа от политики, власти и управления, отсутствие каналов контроля народа за властью (у «подданных» должна остаться одна функция – послушание);

2) в условиях монополизма государственной собственности или натурального хозяйства, т. е. при отсутствии класса собственников (частных или коллективных) и свободных рыночных связей – гражданского общества, ее роль может многократно возрастать;

3) роль бюрократии также становится неадекватной при преобладании редистрибутивных (перераспределительных) отношений. Возможны и иные условия и предпосылки бюрократизации.

Воплощением бюрократии является государственный аппарат управления. Основной закон бюрократки – четкое и безошибочное функционирование, направленное на результат, поставленный вышестоящим руководством в рамках идеологии правящего социального слоя[15].

Чтобы достичь этого, необходимо знать, что:

1) организация стремится использовать все средства для обеспечения своей устойчивости;

2) люди работают таким образом, что могут быть взаимозаменяемы, поэтому каждый обязан выполнять только одну задачу;

3) труд представляет собой наиболее подходящую меру успеха человека и является для него основой существования;

4) поведение исполнителей полностью определено рациональной схемой, которая обеспечивает точность и однозначность действий, позволяет избежать предубежденности и личных симпатий во взаимоотношениях.

Важные посты в бюрократической организации строго подчинены друг другу и расположены в иерархическом порядке. Каждый сотрудник несет ответственность своему начальству, и за его собственные решения и за действия подчиненных.

Объем полномочия исполнительной власти над подчиненными ему четко определены. Его действия ограничены соответствующими правилами и нормами. Заказы официально - не личная прихоть, а воплощение общих инструкций, реализует лидером, но не пишет. Языком приказ своим подчиненным, «общаться» с целями и задачами организации[16].

Формальные инструкции несут важную нагрузку. Благодаря им достигается единообразие и согласованность в действиях подчиненных. Они же обеспечивают взаимозаменимость работников (в случае болезни или увольнения) и непрерывность деятельности организации.

Служащие организации – это прежде всего наемные работники. Организация может нанимать и увольнять работников, повышать или понижать их в должности, сообразуясь не с личными интересами кого-либо, а исключительно с целями организации. Статус наемного работника не позволяет организации использовать индивида сверх меры и по произволу.

Должностные лица имеют официально установленный рабочий день, сверх которого без его согласия никто не имеет права занимать. Чиновники в типичной бюрократической организации не выбираются, а назначаются. Они зависят от начальства, а не нижестоящих органов. Назначение несет полную ответственность перед вышестоящим должностным лицом.

При этом надо иметь в виду, что ответственность не то же самое, что власть.

Начальник не может по своему усмотрению, без достаточных на то оснований уволить сотрудника. Последний заключает трудовой договор на длительный срок, наделяется важными правами и подлежит защите от произвольного увольнения. Вознаграждение выдается ему в виде жалованья, а после отставки назначается пенсия.

Сравнение бюрократического господства со всеми ранее существовавшими типами – патриархальным, сословным, харизматическим – убеждает в несомненном преимуществе первого. Бюрократия является самым сложным и рациональным устройством, когда-либо придуманным человеком.

Доминирующая черта бюрократии – четко установленная иерархия позиций, в которой низшие позиции контролируются и подчиняются высшим. В бюрократической пирамиде объем власти уменьшается, а количество подчиненных по мере движения сверху вниз возрастает.

Разделение труда в бюрократической организации означает, что каждый выполняет одну функцию. Специализация относится не только к людям, но и единицам, входящим в состав организации: каждый из них выполняет одну функцию.

Каждому исполнителю начертан четко прописанный круг обязанностей, так что он знает, что от него ждут и что он может ожидать от организации, такие, как своевременная заработная плата за фиксированную сумму, отпуск, медицинское страхование и другие гарантии[17].

Таким образом, по существу, бюрократия и бюрократизм - это одно и то же явление, но рассматриваемое в разных плоскостях, в разных отношениях. Точно так же, как это имеет место с понятиями «государство» и «государственность», которые указывают на одно и то же явление, но слово «государство» обозначает его как некую самостоятельную целостность, а слово «государственность» позволяет рассмотреть государство под углом зрения его неразрывной связи с обществом – «государственность» определяет принадлежность государства обществу, указывает на государство как на определенное свойство (характеристику) общества.

 


 

 

Заключение

 

С учетом всего сказанного можно выделить следующие черты бюрократизма как явления, характеризующего определенный способ организации власти:

Это явление общественное, социальное, присущее только социуму (обществу).

Явление, неразрывно связанное с таким социальным явлением, как власть.

Бюрократизм, в принципе, может касаться любой власти (как государственной, так и негосударственной), организованной по принципу разделения субъекта и объекта власти (именно так организована государственная власть).

Проблема бюрократизма характерна для официально оформленных общественных образований (коллективов, организаций), хотя по существу она является частным проявлением общей закономерности взаимоотношений центра управления и его объекта в условиях их разделенности.

Объективной основой бюрократизма является разделение субъекта власти и ее объекта, их отчуждение друг от друга, которое таит в себе опасность обращения властвующим субъектом данной ему власти в свою пользу, использования ее для удовлетворения интересов властной системы, в чем и состоит суть бюрократизма, его сущность.

Радикальным средством борьбы с бюрократизмом является смена самого принципа организации власти и управления, а именно - переход на самоуправление. Однако такой переход возможен не в любых социальных условиях и не для всех властных систем. В этих случаях должна быть налажена устойчивая обратная связь субъекта власти и объекта.

Бюрократизмом может быть поражен любой уровень государственной власти: должностное лицо, государственный орган, государство в целом.

Бюрократизм представляет собой явление динамическое: во властно-управленческой системе его может быть больше, а может быть и меньше. Это обстоятельство определяет возможность и необходимость борьбы с бюрократизмом.

Различные системы государственных органов подвержены бюрократизму в разной степени: в наибольшей степени к бюрократизации склонен профессиональный аппарат управляющих, государственных служащих, составляющих костяк исполнительной власти, а в меньшей - государственные органы, образуемые демократическим путем.

«Бюрократия» - это способ организации власти, а «бюрократизм» - совокупность качеств, свойств, признаков, характеризующих бюрократически организованную властно-управляющую систему.

Бюрократия и демократия выступают как антиподы: они представляют собой противоположные по своей сущности способы организации власти.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: