Секреты речи и текста
Конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность и языковая компетентность. Основу содержания литературы как учебного предмета составляет чтение и текстуальное изучение художественных произведений.
Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом как основной дидактической единицей.
Каждый учитель мечтает, чтобы все ученики приходили на урок подготовленными: полностью прочитали то или иное произведение или параграф. И не просто прочитали, а поняли смысл прочитанного текста. При итоговой аттестации выпускник также должен понимать смысл прочитанного текста. Будь это задание к тексту или сам текст.
Остановимся на технологии продуктивного чтения. Научить ребенка читать «правильно», «эффективно», «продуктивно» – вот важная задача учителя. Именно поэтому технология продуктивного чтения (ТПЧ), разработанная профессором Н. Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах https://www.zar-school.ru/downloads/Technolog%20produk%20stenia.pdf
Технология универсальна, может применяться на уроках любого цикла. Она направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных.
Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Учитель организует исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится партнером, наставником, наблюдателем.
|
Разработанная технология включает три этапа работы с текстом, трехступенчатый процесс.
Этап предтекстовой деятельности Цель- развитие антиципации (умение предполагать, прогнозировать содержание текста). Задача– выработать мотивацию к прочтению текста. | |
Стратегия «Прогноз по заголовку» | Задание: подумайте, о чем может идти речь в рассказе К. Г. Паустовского «Теплый хлеб», в произведении П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка» и т.д. Попробуйте спрогнозировать содержание по первой строчке произведения… Вспомните, как называется произведение…. Соответствует ли содержание рассказа названию? Приведите примеры подобных расхождений. Ассоциативный куст (круг, ряд). Сегодня мы будем читать и обсуждать тему… Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы? |
Стратегия «Мозговой штурм» («Корзина идей») | Задание: ответьте на вопросы перед чтением текста (сказки «Теплый хлеб») – Что вы знаете о К. Г Паустовском? Как вы думаете, о чем будет рассказ? Кто может быть главным героем? Какое событие в рассказе может быть описано? |
Стратегия «Образ текста» | Задание: пров ерьте свои пред положения. На осно вании слов, взятых из текста, попр обуйте сост авить небо льшой сюже тный рассказ. Назв ание расс каза дается. |
Стра тегия «Бата рея вопр осов» | Задание: сост авьте вопр осы к тексту по загл авию, по иллю страциям. |
Стра тегия «Глос сарий» | Задание: посм отрите на список слов и отме тьте те, кото рые могут быть связ аны с текстом. Зако нчив чтение текста, верн итесь к данным словам и посм отрите их знач ение и упот ребление слов, испо льзуемых в тексте. |
Стра тегия «Соре внуемся с писа телем» | Задание: попр обуйте спро гнозировать соде ржание книги, прос мотрев иллю страции. Один ученик пред лагает свой вариант, оста льные его допо лняют. |
Стра тегия «Верные и неве рные утве рждения» | |
Стра тегия Знаю, Хочу узнать, Узнал | |
2 этап – этап текс товой деят ельности Цель– пони мание текста и созд ание его чита тельской инте рпретации, обоб щение части проч итанного текста, пост ановка вопр осов обоб щающего хара ктера, выск азывание пред положений по даль нейшему разв итию сюжета и роли героев в комп озиции текста и т.д.). Глав ная задача – обес печить полн оценное восп риятие текста. Осно вные стра тегии на этапе текс товой деят ельности – диалог с автором, комм ентированное чтение. | |
Стра тегия «Чтение в кружок» | Текст чита ется по очер еди (каждый «член кружка» читает по абзацу). После этого след ует оста новка: все задают вопр осы к проч итанному отрывку. Если на вопрос отве тить нево зможно (он не соот носится с текстом), то вопрос счит ается непр авильным. * Все прав ильные вопр осы могут запи сываться. |
Стра тегия «Чтение про себя с поме тами (Инсерт)» | Пометы на полях: + – знал; – – новое;? – инте ресно; V – непо нятно. Можно и другие: В – вопрос; О – ответ; З – знаю; Н – новое; И – инте ресно; Х – хочу узнать; С – спро сить; У – уточ нить. |
Стра тегия «Чтение с оста новками» | Чтение текста с оста новками, во время кото рых даются зада ния в виде вопр осов: одни напр авлены на пров ерку пони мания, другие – на прог ноз соде ржания след ующего отрывка. |
Стра тегия «Пост авь проб лему – пред ложи решение» | Вспо мните, с какими проб лемами стал киваются герои прои зведения (проб лема форм улируется и запи сывается в овал). Далее дети могут назв ать неск олько проблем, учащ иеся деля тся на группы и пред лагают всев озможные вари анты реше ния проблем. |
Стра тегия «Сост авление вопр осного плана» | Ученик пров одит смыс ловую груп пировку текста, выде ляет опор ные пункты, расч леняет текст на смыс ловые части и озаг лавливает каждую часть ключ евым вопр осом. |
3 этап – этап пост текстовой (посл етекстовой) деят ельности Цель – корр ектировка чита тельской инте рпретации в соот ветствии с авто рским смыслом. Глав ная задача – обес печить углу бленное восп риятие и пони мание текста, став ить вопрос к тексту в целом, далее след ует беседа, резу льтатом кото рой должно стать пони мание авто рского смысла. Повт орное обра щение к загл авию, к иллю страциям, выпо лнение твор ческих заданий. | |
Стратегия «Толстые и тонкие вопросы» | Тонкие вопросы: Кто? Что? Когда? Может? Будет? Могли? Как зовут? Толстые вопросы: Дайти три определения…. Почему? Как вы считаете, в чем различия? Предположите…. Что будет, если..? Согласны ли Вы…? |
Стра тегия «Дерево вопр осов» | Крона – что? где? когда? Ствол – почему? Как? Не могли бы вы? Корни – как текст соот нести с жизнью? С теку щими собы тиями? Что автор пыта лся пока зать? |
Стра тегия «Кубик Блума» (Бенд жамин Блум – изве стный амер иканский педагог, автор многих педа гогических стра тегий = техник) | На гранях кубика напи саны начала вопр осов: «Почему?», «Объясни», «Назови», «Пред ложи», «Прид умай», «Поде лись». Учит ель или ученик брос ает кубик. Необ ходимо сфор мулировать вопрос к учеб ному мате риалу по той грани, на кото рую выпал кубик. Вопрос «Назови» наце лен на уров ень репр одукции, т.е на прос тое восп роизведение знаний. Вопрос «Почему» – ученик в данном случае должен найти прич инно–след ственные связи, опис ать проц ессы, прои сходящие с опре деленным пред метом или явле нием. Вопрос «Объясни» – ученик испо льзует поня тия и прин ципы в новых ситу ациях. |
Все вышепере численные стра тегии пред усматривают серь езную работу с текстом, его глуб окий анализ и пони мание, орга низацию само стоятельной позн авательной деят ельности учащ ихся по учеб ному мате риалу. Прод уманная и целе направленная работа с текс том позв оляет выче рпать из боль шого объема инфо рмации нужную и поле зную, а также прио бретать соци ально-нрав ственный опыт и заст авляет думать, позн авая окру жающий мир.
|
|
Дост оинства техн ологии:
1. Прим енима на уроках любого цикла и на любой ступ ени обуч ения.
2. Орие нтирована на разв итие личн ости.
3. Разв ивает умение прог нозировать резу льтаты чтения.
4. Спос обствует пони манию текста на уроке.
Реко мендуемая лите ратура:
1. Асмо лов А. Г. «Как прое ктировать унив ерсальные учеб ные дейс твия в нача льной школе», М: Прос вещение, 2010. https://mult iurok.ru/files/kak-proi ektirovat-uud-v-nachal-noi-shkolie-posobii.html
2. Дыбл енко С. А., Собо лева О. В. «Обуч ение диал огу с текстом: взгляд псих олога и взгляд учителя», 2002, №8. https://scho ol2100.com/upload/iblock/994/994f d00796202a54192fc321693f8bfa.pdf
3. Леон тьев А. А. Что такое виды рече вой деят ельности? /А.А.Леон тьев// Нача льнаяшкола: плюс-минус. – 2000. – № 5. –С. 9–12. https://peri odika.websib.ru/taxo nomy/term/261
4. Обра зовательные техн ологии: сб. мат. – М.: Баласс, 2012. – 160 с. https://scho ol2100.com/upload/down load/sbor niki/sb_obr_teh_2008.pdf
5. Чинд илова О. В. Техн ология прод уктивного чтения на разных этапах непр ерывного лите ратурного обра зования: [Моно графия] /О.В. Чинд илова. –М.: Баласс, 2010. – 208 с https://docv iewer.yandex.ru/
Инте рнет-исто чники:
1. «Акту альные мето дики преп одавания, новые техн ологии и тренды в обра зовании, прак тический педа гогический опыт»
https://www.eduneo.ru/
2. «Техн ология прод уктивного чтения» https://www.zar-school.ru/down loads/Tech nolog%20pr oduk%20st enia.pdf
3. «Техн ология прод уктивного чтения как совр еменная обра зовательная техн ология» https://borskoe-shkola.ru/files/364.pdf