Каждый период, в конечном счете, укладывается в рамки школьной программы. В соответствующих разделах будет уделено внимание следующим темам:
1. Древнерусское государство: особенности существования славянских племен в Восточной Европе, образование государственности на основе объединения Севера (Новгород) и Юга (Киев) при цементирующей роли варягов, ставших во главе государства; значение принятия христианства и международных связей Древней Руси; расцвет культуры во времена Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха, развитие летописания, архитектуры, права; борьба со Степью (кочевниками); причины упадка единого государства, раздробленность, особая роль Залесских земель (Владимиро-Суздальские земли; Владимир как политического и культурного центра Северо-Восточной Руси; феномен Великого Новгорода – республики; борьба с монголами, гибель древнерусских княжеств и причины этого.
2. Московская Русь:становление Москвы как нового центра Руси; «собирательство» московских князей, особенности развития Москвы, смещение в Москву политического и религиозного центра; отношения с Ордой, борьба за лидерство с Тверью; начало борьбы за независимость, Куликовская битва; отношения с Литвой; гражданская войны, укрепление государственности при Иване Третьем: расширение княжества, освобождение от монгольского ига, покорение Новгорода, развитие государственных институтов, строительство московского Кремля, приобретение символов самодержавия.
3. Московское царство: провозглашение Иваном Грозным Московского царства; начало завоевания татарских ханств, реформы по усилению государственности, создание поместной системы; феномен опричнины, Ливонская война и военное поражение России, присоединение Сибири; личность Ивана Грозного. Смута, серия переворотов, царства самозванцев; распад государственности, польско-литовская интервенция, земское движение, походы ополчений; возрождение государственности, основание новой династии Романовых, возрождение государства; от Земских соборов к самодержавию; феномен Раскола и его последствия; развитие приказов и Боярской думы; смута и династические распри начала 1680-х гг.; молодой Петр
|
4. Российская империя: реформы Петра Великого и их значение в укреплении государства, превращение его в империю, активная внешняя политика; образование нового типа культуры; эпоха политической нестабильности - «дворцовые перевороты»; идеи Просвещения на русской почве; феномен Ломоносова; социальные и административные реформы Екатерины Второй, развитие культуры барокко и классицизма; подъем русской культуры и экономики; имперские завоевания времен Екатерины (Северное Причерноморье и Польша); «экзекутивное» государство Павла Первого; «либеральная весна» Александра; 1812 год и русское общество; возникновение движения декабристов; эпоха застоя Николая, Крымская катастрофа и ее последствия; Великие реформы Александра, становление капитализма в России; революционеры тех времен; «теплое самодержавие» Александра и Николая, усиление власти государства, сворачивание реформ; поражение в русско-японской войне, революция 1905 г. и возникновение парламентской монархии; реформы С. Ю. Витте и П. А. Столыпина; участие России в Первой мировой войне и революция
|
5. Советская Россия: приход к власти большевиков, их идеология; гражданская война, «военный коммунизм» и НЭП; борьба в руководстве, победа Сталина, упрочение его режима; экономический подъем 1930-х гг., индустриализация и коллективизация; образование СССР, восстановление имперских принципов политики; образование «советского народа»; возникновение и развитие террора при Сталине, его культ, ГУЛаг; СССР на международной арене; Великая Отечественная война и ее последствия; Блокада и важнейшие сражения войны; «холодная война»; смерть Сталина, ХХ съезд партии и Хрущев; «эпоха застоя» Брежнева, «перестройка» Горбачева, развал СССР, образование независимых государств.
6. Новейшая история России: Б. Н. Ельцин и его реформы, воссоздание капитализма; В. В. Путин у власти, развитие новой государственности.
В целом, вопросы на соревновании будут нескольких типов и будут ориентироваться (помимо общего хронологического деления истории России на шесть главных периодов) на такие «сквозные темы», пронизывающие русскую истории с древности до современности:
1. История династий и правителей России с древности до наших дней (браки великих князей и княжон, царей и цариц, императоров и императриц с представителями зарубежных династий, влияние этого фактора на внешнюю и внутреннюю политику; например, дочери Ярослава Мудрого стали женами норвежского, венгерского и французского королей; Иван III женился на Софье Палеолог);
2. История социальных групп и сословий в России (интеграция знати кочевых народов в слои русской элиты, например, Борис Годунов; общность интересов средних и низших слоёв различных народов, например, совместные выступления крестьян под руководством Емельяна Пугачева; создание советского государства из национальных республик);
|
3. История войн и вооруженных сил России (столкновения русских войск с соседями, совместные походы, кампании и операции, участие в Отечественных войнах (1812, 1941–1945) представителей многочисленных народов Российской Империи и СССР);
4. История культурных институций (литература, театр, музыка и пр.; вклад в в общую сокровищницу культуры представителей различных народов; например, писатель – Чингиз Айтматов; режиссер – Г. Н. Данелия);
5. Различные конфессии и верования в России, РПЦ (контакты православного духовенства с католиками, мусульманами; общность нравственных идей в различных религиях);
6. История быта и повседневности, жизнь различных народов и верхов (национальные культуры и традиции, уникальность различных технологий строительства домов, прядения тканей, изготовления посуды, приготовления пищи; деревянные дома вепсов и русских, юрты кочевых народов, еда: простокваша, кумыс, квас, айран, плов и щи);
7. Исторические понятия, термины, выражения, их заимствование у различных народов и бытование в истории;
8. История наиболее ярких личностей (их происхождение, жизненный путь, место в истории, например, мореплаватель Витус Иоансен Беринг, поэт и сподвижник Емельяна Пугачева – Салават Юлаев, генерал П.И. Багратион и мн. др.);
9. Взаимоотношения народов России между собой и с соседями на протяжении всей истории (взаимопроникновение культур, взаимоуважение, совместный отпор внешнему агрессору);
10. Русские географические открытия (освоение Севера – ныне Кольский полуостров, Вологодская, Архангельская области, поход Ермака в Сибирь, экспедиции в Сибирь в XVIII – XIX вв.; исследования Арктики Отто Юльевичем Шмидтом и др.).
Участники соревнований должны довольно свободно ориентироваться во всех этих периодах истории России. Между тем, совершенно ясно, что на практике такое знание может быть только у гениальных людей, а это встречается крайне редко. К тому же, школьное знание не универсально и требуются дополнительные самостоятельные занятия. Поэтому рекомендуется отобрать для участия в командах тех ребят, которые (по разным причинам) более всего любят какие-то отдельные периоды российской истории или хорошо знают какой-либо аспект истории (морское дело, сражения, культуру, персональную историю) с тем, чтобы затем, с помощью книг и Интернета, максимально больше оставить в их памяти знаний в «курируемой» ими области российской истории. Вопросы, которые будут им задаваться, как раз ориентированы на знание не только общих проблем и периодов российской истории, но и конкретных фактов, подробностей, которые может знать даже один участник команды или, по крайней мере, он сможет приблизительно обозначить о чем идет речь, высказать квалифицированное предположение. Например, задается вопрос с показом видеоряда: «Храмы каких конфессий были построены в Петербурге в XVIII – начале XX вв.? Каким образом они расположены на Невском проспекте?» Правильным будет ответ: «В XVIII – начале XX вв. в Санкт-Петербурге были построены православные, старообрядческие, единоверческие, католические и храмы армянской апостольской церкви, протестантской церкви (лютеранские, реформатские, англиканские), а также мечети, синагоги, и дацаны. Если идти к Неве по Невскому проспекту, то слева будут православные церкви, а по правую руку – других конфессий» Если будут названы конкретные объекты, это будет значительным плюсом при ответе.
Естественно, что способы и средства подготовки таких «специалистов» могут быть разными и индивидуальными. Но опыт показывает, что огромную роль в соревнованиях играет память, навык (как при знании языка, когда слова как сами собой выскакивают из памяти). Поэтому, кажется правильным, при подготовке команд, по мере чтения рекомендованных текстов, составлять некие картотеки, индексы (списки), фактов, событий, имен, терминов, выписанных из учебников, а также из привлеченной к работе участников состязания различного рода научно-популярной и справочной литературы или информации из Интернета. К примеру, понятия и термины можно выписывать как иностранные слова с переводом: «Боярская дума» – высший орган власти в России», «гарь» – самосожжение старообрядцев при царе Алексее Михайловиче и т. д. Это позволит накопить позитивный балласт знаний, которые участники затем могут трансформироваться в правильный ответ.
Кроме «специалиста», то есть узкого знатока, увлеченного своей сферой знаний, «фанатика», в команде должен был «педант» – как правило. это девочка, отличница, с хорошей математической подготовкой, которая знает все, но особенно глубоко не любит ничего. Она нужна для того, чтобы иметь в команде «здравый» ум, равновесие, хладнокровие. Обычно таких людей нужно выбирать капитанами команды.
Конечно, важно подобрать в команду особый тип участника, который можно условно назвать «спекулянтом», «комбинатором». Имеется ввиду человек, знания которого могут уступать в знаниях другим, но который имеет какую-то способность аккумулировать знания других, изворотливо соединять отдельные части для создания некоего целого – то есть ответа. Несомненная черта таких людей – остроумие, моторность, непоседливость, честолюбие.
Объем знаний, требуемый от участников, конечно, опирается на школьный учебник, однако будут вопросы, выходящие за его пределы. Предполагается составление нескольких групп вопросов по степени их сложности от достаточно примитивных, до отдельных вопросов, требующий довольно высокого уровня подготовки. Сообразительность, умение творчески мыслить – важнейшая черта победителей. Но нужно всегда помнить колоссальную роль позитивного знания, ибо известно, как часто «порядок бьет класс». Общий настрой должен быть на выучивание фактов, имен и дат. Тренировки должны включать «пулеметные» опросы участников с последующим отсевом тех, которых подростки называют «тормозками» - тех, кто медленно соображает, вял, неэффективен в работе команды.