Почитание креста Христова




Свидетели Иеговы говорят, что эта заповедь запрещает создавать какие-либо предметы поклонения и боготворить их. С этим следует согласиться, ибо всякая заповедь дается в предостережение и сохранение от греха, очерчивает границы дозволенного и недозволенного. Но давайте спросим, а какое значение для честного брака имеет заповедь - "Не прелюбодействуй" (Исх. 20, 14). Запрещая безнравственное и беззаконное, она сокровенно действует и пребывает в душах благочестиво живущих в браке, одной из основных задач которого и является рождение детей. И для таких нет нужды ежеминутно возвещать о ней, ибо для чистого все чисто. Для нечистого и чистое становится "объектом" греха.
Итак, всякая заповедь дается в преддверии греха. Десятисловие книги Исход (20, 3-17) в этом смысле весьма символично. Еврейский народ тогда шел в землю обетованную, где жили народы, поклонявшиеся тому, что было на небе, - солнцу, звездам - и тому, что было на земле, - "священным" животным, камням, рощам. Дабы охранить свой народ от идолопоклонения, было дано запрещение делать всякие неосвященные Богом изображения. У истинных поклонников Божиих Ветхого Завета было немало предметов обрядового поклонения. Книга Исход говорит, что в святая святых находилось изваяние двух херувимов (Исх. 25, 18-22), посредством которых совершались такие великие чудеса, как разделение вод Иордана (Исх. 25, 18-22), разрушение стен Иерихона (Ис. Нав. 6, 19). Посредством ковчега Завета произошло ниспровержение идолов и наказание язычников (1 Цар. 5, 3). За прикосновение Озы к ковчегу, что допускалось совершать только левитам, служащим у скинии, Господь смертью поражает его (2 Цар. 6, 7) и благословляет Своими щедротами дом Аведдара Гефянина (2 Цар. 6, 11).
В Новом Завете Господь часто подает свою милость посредством возложения Своих рук (Лк. 13, 13), через брение (Ин. 9, 6), через Свои одежды (Мф. 14, 36; Лк. 8, 43-48), а также Своих Апостолов (Деян. 5, 12; 19,11; 28,8). Из Деяний святых Апостолов нам известно, что даже тень апостола Петра доставляла людям исцеление от недугов (Деян. 5, 18).
В Ветхом Завете жертвенник скинии, а позднее Иерусалимского храма являлся великой святыней. Самим Богом о нем сказано: "И будет святыня великая" (Исх. 30, 29).
Святой крест Христов является новозаветным жертвенником, на нем пролил Свою пречистую кровь Сын Божий.
Уже в Ветхом Завете мы находим прообразовательно-символические указания на святой крест. Вопреки замечанию Иосифа патриарх Иаков благословил его сыновей крестообразно сложенными руками (Быт. 48, 13-20). После того как пророк Моисей возвел свои руки горизонтально, израильтяне взяли верх над амаликитянами (Исх. 17, 12). Убедительным пророчеством о кресте Христовом является водружение змея, который был помещен на перекладину, укрепленную на шесте, что внешним образом являло собою правильный четырехконечный крест (Числ. 21, 8-9). В Писании сказано, что те из израильтян, кто с верою обращались к этому образу, получали исцеление от змеиных укусов.
Обращая еще раз внимание на необходимость различения чистого от нечистого, напомним, что потребность иудеев взирания с надеждой на образ змеи на перекладине исходило от Самого Господа. И если в Ветхом Завете евреи, взирая на пригвожденного змия, получали исцеление от укусов змей видимых (реальных пресмыкающихся), то в Новом Завете всякий верующий, взирая на новозаветный жертвенник, на котором Спаситель принес Себя в жертву за грехи людей, получает исцеление от змеев злобы поднебесной - падших ангелов, воюющих с нами в миру через одоление нашей немощной плоти.
Ветхозаветное чудо со змеем Сам Христос Спаситель уподобляет Своему телесному вознесению на древо крестное: "Как Моисей вознес змею в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3, 14-15).
Через Святой Крест совершено оправдание (1 Петр. 2, 24), спасение и примирение (Кол. 1, 19-20) человека с Богом. Посредством Святого Креста Спаситель избавил нас от власти диавольской (Кол. 2, 15), "убив вражду на нем" (Еф. 2, 16).
Крест Христов - великая святыня еще и потому, что он обагрен пречистой кровию Богочеловека. Если ветхозаветный жертвенник, на котором приносились в жертву животные, отнюдь не уничтожавшие грехи (Евр. 10, 1), и все к нему принадлежащее было святыней великою (Исх. 30, 28-29), так что все и вся прикасавшиеся к нему освящалось (Исх. 30, 29), то насколько выше должно нам почитать новозаветный жертвенник, коим является Крест Христов!
Господь, смирив Себя и приняв образ раба, добровольно умер самою позорною смертью, которою казнились самые отъявленные преступники. Крест Христов для каждого христианина есть любовь, явленная Творцом к своему творению. Так и апостол Павел ничем не хотел хвалиться, "разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа" (Гал. 6, 14).
Христиане первых веков были гонимы именно за крест Христов (Гал. 6, 14). И только "враги креста Христова" (Фил. 3, 18) не почитали его святынею. Апостол Павел о кресте писал: "Слово о кресте для погибающих - юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия" (1 Кор. 1, 18). Крест Христов является славою Спасителя нашего: "Отче! Пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя" (Ин. 17, 1), - молился Господь. "Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?" (Лк. 24, 26), - спросил Воскресший Своих учеников.
Апостол Павел в послании к Колоссянам пишет: "... истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту" (Кол. 2, 14).
Перед Своими страданиями Господь говорил: "Ныне князь мира сего изгнан будет вон. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие, говорил Он, давая разуметь, какою Смертию Он умрет" (Ин. 12, 31-33). "Ибо благоугодно было Отцу... чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное" (Кол. 1, 19-21).
Напомним, что у евреев были и другие священные предметы: каменные скрижали завета, ковчег с манной, жезл Аарона, меч Голиафа, которым Давид избавил народ от филистимлян...
Все, что в сем мире связано с деяниями Бога, может и должно быть или предметом поклонения, или блаженной памяти. Эти предметы потому хранились свято в храме Божием, что Господь некогда явил через них Свою силу.
В Новозаветной Церкви величайшей святыней считается святое древо креста, и не потому только, что крест хранит память о распятии на нем Господа нашего Иисуса Христа. Святая Церковь принимает святое древо креста и делает его вещественное изображение потому, что он есть зримое выражение всей христианской веры.
Почитая крест Христов, Православная Церковь в первую очередь преклоняется перед домостроительством нашего спасения. Господь призывает всех нас взять крест свой и жить во образе креста Своего (Мф. 10, 38).
Таким образом, мы почитаем не косную, тленную материю, вещество, как то хотят представить протестанты, а, поклоняясь кресту видимому, мы посредством него чтим и невидимый крест Христов. Ибо Христос испытывал на нем не только сокрыто-духовные, но и телесно-физические муки. В силу этого мы почитаем единый крест Христов, преклоняясь перед Его видимым обликом, прославляя невидимый.
Апостол Павел совершенно определенно говорит, что все, бывшее с израильтянами в пустыне, для нас было образами (1 Кор. 10, 6). Псалмопевец Давид обращается к Богу: "Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины" (Пс. 59, 6). Об этом же пророчествует Исаия: "И подымет знамя язычникам, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли" (Ис. 11, 12).
Апостол Павел советует все, совершаемое нами, творить во славу Божию (1 Кор. 10, 31). Вид креста на храмах, память о кресте, прилегающем к собственной груди, осенение себя крестным знамением напоминает нам о Господе и возводит душу на небо, ибо, созерцая вещественное, мы духовно восходим гор(.
Образ материального креста есть как бы венец Библии. Все в ней до Христа ведет к Нему, и после смертных страданий мир так же обращается ко Христу распятому. В Библии есть прямое повеление Господа использовать вещественные знаки для напоминания людям о законе Божием. "Объяви сынам Израилевым, - говорит Он Моисею,- и скажи им, чтобы они делали себе кисти, на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити голубой шерсти. И будут они в кистях у вас для того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали все заповеди Господни и исполняли их" (Чис. 15, 38-40). И еще в другом месте Писания сказано: "Да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем (и в душе твоей). И внушай их детям твоим и говори об них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая. И повяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих" (Вт. 6, 6-9).
Если, согласно повелению Господа, голубая нить в кистях одежды, повязка над глазами и на руке должны были служить напоминанием израильтянам о заповедях Божиих, то образ распятия является для нас напоминанием искупления нашего.
В земных образах, посредством которых проявлял Себя Бог, мы почитаем Творца, однако в определенных случаях эти предметы могут стать и идолами. Так, медный змей долго хранился у евреев как святыня, но когда те стали поклоняться и кадить ему, приняв за идол Нехуштаны, то произволением Божиим он был удален от народа иудейского. Ветхий Завет свидетельствует, что многие достигали святости строгим исполнением закона, однако же там повествуется и о святых местах и священных предметах, прикасаясь к которым народ освящался. И все же человек Ветхого Завета оставался во власти греха, ибо не знал искупления.
Нет необходимости приводить здесь многочисленные ветхозаветные цитаты о жертвенном служении Христа, однажды принесшего телесно в жертву Самого Себя (Евр. 7, 26-27). О сем апостол Павел пишет: "Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии" (Евр. 13, 10). Если это был не крест, то что Апостол называет жертвенником, от которого не смели питаться не принявшие Христа?
Доказательством того, что Христа распяли именно на кресте, являются свидетельства христиан первых веков. Так, в послании апостола Варнавы мы читаем: "Моисей, ставши выше всех, простер свои руки, и тогда Израиль одерживал победу, и когда опускал вниз, Израильтяне были побиваемы. Для чего это? Для того, чтобы они познали" [237].
Об этом же свидетельствует и Иустин Философ. В разговоре с Трифоном иудеем он пишет: "Когда народ еврейский воевал с Амаликом, сын Навина, называемый Иисусом, управлял сражением, то сам Моисей молился Богу, распростерши свои руки на обе стороны. Он же и Аарон поддерживали их весь день, чтобы они не опускались от его утомления, ибо если он что-нибудь опускал из этого знамения, представлявшегося крестом, то, как написано в книгах Моисея, народ был побеждаем, если же оставался в этом положении, то Амалик был побеждаем в той же степени, и сильный имел силу от креста. Не потому народ одерживал победу, что Моисей так молился, но потому, что в это время как имя Иисуса (т.е. в лице Иисуса Навина. - И.Е.) было во главе битвы, сам он делал знамение креста" [238].
О почитании именно креста, а не столба свидетельствует также сделанное язычниками в насмешку над христианами изображение, найденное в прошлом веке среди развалин Рима. Изображение представляет собою распятого Христа и стоящего подле Него христианина. Надпись гласит: "Алексомен поклоняется своему Богу". Изображение относят к концу II - началу III вв. от Рождества Христова. В это время почитание креста у христиан было повсеместным, а в трудах апологетов того времени: Минуция, Тертулиана, Оригена - мы находим немало слов в защиту креста Христова. Крест чтился уже в I в. от Рождества Христова. Раскопки в разрушенной и засыпанной пеплом Помпее (79 г. по Р.Х.) обнаружили настенные изображения креста Христова [239], встречаются они и в Римских катакомбах (II в.).
Известны ли свидетелям Иеговы эти в общем-то весьма распространенные археологические сведения? "Классические" протестанты в этом отношении более осторожны. Тем не менее небрежение к видимому кресту Христову в совокупности со многими другими вероучительными факторами оборачивается неверным почитанием сокровенного креста Христова, а в итоге и всего домостроительства нашего спасения, как в историческом, так и в догматическом плане. Но и у них нет-нет да и обнаруживает себя тяга к символу нашего спасения. Более десяти лет назад в доме молитвы баптистов, что в Малом Вузовском переулке в Москве, на кафедре стоял крест с изображенным на нем распятием. Увы, сейчас его нет.
Сектантство схоже с колеблющимся маятником, который, вечно качаясь, обречен отклоняться от золотой середины Истины в ту или иную сторону. Два полюса этих отклонений, как мы уже отмечали, представляют собой старообрядчество и протестантство. При всей несхожести они едины в одном - в своей одержимости обвинять и поносить всех находящихся вне их стана в отступлении от истинной Церкви. И те и другие ради соблазна самоутверждения заносчиво уподабливают себя наследникам Апостольской Церкви. Одни уверяют, что в древней Церкви были неведомы ни крест Христов, ни крестное знамение. Старообрядцы учат, что Спаситель заповедал Апостолам креститься двуперстным крестным знамением и почитать восьмиконечный крест.
По существу это два крыла единого современного фарисейства, чьи "предки" сначала поносили Спасителя за то, что Он творит добрые дела в субботу, а затем "воздали" Спасителю крестными муками.

Об иконопочитании

И вновь повторим уже цитированный выше 4-й стих 20-й главы книги Исход: "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли". Означает ли этот стих абсолютный запрет на изображение святыни? Нет, ибо третья книга Царств повествует о том, что на стенах Иерусалимского храма были изображены херувимы и пальмовые деревья (3 Цар. 6, 29). Херувимы обитают на небе, а пальмовые деревья растут на земле, хотя библейская заповедь настрого запрещает делать изображения того, что на небе и на земле. Что это - противоречие? Нет, мы знаем, что богодухновенная Книга Книг не может быть внутренне противоречивою.
"Идол в мире ничто" (1 Кор. 8, 4), - читаем в Священном Писании. В природе (ни земной, ни небесной) не существует ни Зевсов, ни Астарт, ни Артемид... Есть только идолы, которые ни на что реально не указывают и которые суть ничто. Изображения Ангела, Херувима, Серафима указывают на духовную реальность горнего мира. Если идол есть ничто, то Священное изображение есть образ, указывающий на первообраз. В этом заключается принципиальное отличие идола от образа и смешивать их - значит не понимать смысла и предназначения Библии, представляя ее внутренне противоречивой книгой.
Почему в ветхозаветном храме преобладали изображения ангельских сил? Очевидно, потому, что тогда иным образом Господь не открывал Себя в Ветхом Завете.
Обратимся к встрече Авраама с Господом, Который явился в образе трех странников. Авраам, обращаясь к трем Спутникам, говорит: "Владыка! Если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего" (Быт. 18, 3).
Господь принял облик ангельский, посему евреи, зная только этот зримый образ, почитали Ангелов. Расписывая стены своих храмов, они памятовали, что сей образ принимал Сам Господь и носители Его воли - Ангелы.
Мы, христиане, знаем Бога не только в ангельском обличье. Он явил Себя человечеству в воплощении, когда, сойдя на землю, принял "зрак раба", при этом в Нем пребывала "полнота Божества телесно" (Кол. 2, 9). Чем же погрешают православные, почитая этот образ в своих храмах? Разумеется, сектанты немедленно процитируют вам из Нового Завета: "Бога никто никогда не видел" (1 Ин. 4, 12). Да, в сущность Божества никому не дано проникнуть, и Писание говорит нам здесь о сокровенном глубинном бытии Божием - Которого действительно никак невозможно изобразить. Православные и не стремятся к этому, изображают то, что дано видеть святым и Ангелам, ибо сказано: "Великая благочестия тайна. Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам" (Тим. 3, 16). Таким, каким могли Его лицезреть Ангелы и люди после Его воплощения, православные и изображают.
Напоминают сектанты также слова Второзакония: "Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину" (Втор. 4, 15-16). Этим нам указано только о том, что тогда на горе Синай Бог не явил Своего видимого облика (Исх. 20, 16). Зато весь народ видел гору и пламя, и в сем случае Богу не требовалось иного доказательства Своего присутствия.
Иудеи слишком легко соблазнялись, посему Господь запретил им делать изображения, которые всегда приобретали у них идольские начала. "Перед ложными изображениями они закалывали детей своих для идолов своих и в тот же день приходили в святилище Мое, чтобы осквернить его" (Иез. 23, 39).
Вскоре уже по выходе из Египта иудеи отлили себе золотого тельца и "поклонялись ему, и приносили жертвы и сказали: вот Бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской" (Исх. 32, 4). Иудеи многажды уподоблялись язычникам, "научились делам их, служили истуканам их, которые были для них сетью. И приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам; проливая кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским" (Пс. 105, 35-38). "Они прелюбодействовали, и кровь на руках их, и с идолами своими прелюбодействовали" (Иез. 23, 37). Вот откуда происходит ветхозаветное запрещение Господа делать изображения мужчины и женщины, изготавливать из дерева, золота и других материалов предметы поклонения. Из чего, однако, не следует, что Господь запрещает вообще иметь изображения. Напротив, Он является Своему народу именно среди рукотворной святыни, преклонение пред которой ограждает народ от совращения в язычество.
Вот какие повеления в связи с этим дает Господь Моисею: "Сделай из золота двух херувимов; чеканной работы сделай их на обоих концах крышки... И положи крышку на ковчег сверху; в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе. Там Я буду открываться тебе и говорить с тобой под крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения" (Исх. 25, 18-22).
Перед ковчегом совершались поклонения и благодатные приношения. Так, Иисус Навин "разодрал одежды свои, пал лицом своим на землю пред ковчегом Господним и лежал до самого вечера, он и старейшины Израилевы и посыпали прахом головы свои" (Ис. Нав. 7, 6).
Перед ковчегом завета совершались всесожжения и приносились жертвы (3 Цар. 3, 15). Сам Господь объясняет, как следует совершать сие: "сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего поровну. И сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый, и истолки его мелко и полагай его перед ковчегом откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет святыня для вас. Курения, сделанного по сему составу, не делайте себе: святынею да будет оно у тебя для Господа. Кто сделает подобное, чтобы курить им, истребится из народа своего" (Исх. 30, 34-38). Писание свидетельствует, что перед священными изображениями молились, воскуривали фимиам, воспевали, зажигали светильники.
Итак, очевидно, что ветхозаветное Писание запрещает делать изваяния ложные, но признает допустимость изображений истинных. В этом случае сектанты, предпочитая "забыть" о Ветхом Завете, апеллируют к Новозаветным текстам, в которых якобы нет прямых указаний о поклонении перед образами. Но они в Новом Завете есть, и при внимательном рассмотрении только подтверждают необходимость богопочитания через вещественные образы. Апостол Павел пишет: "Еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния. Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приходящего, и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления" (Евр. 9, 8-10).
Ветхозаветные обряды и жертвоприношения имели место до времени Новозаветной Благодати, после наступления которой даны были обряды и жертвы, относящиеся к Духу. Новозаветные обряды и жертвы (Таинства) очищают человеческую душу от греха, чего не могли сделать ветхозаветные. Вот в чем смысл упомянутого евангельского стиха.
В том же послании Апостол пишет: Христос "отменяет первое, чтобы постановить второе" (Евр. 10, 9). Но здесь ни слова не говорится о запрете изображений и видимой святыни. Полностью прочитав 10-ю главу Послания, мы убедимся, что Апостол ведет речь о запрещении именно ветхозаветных жертв, которые не могли "сделать совершенными приходящих с ними" (Евр. 10, 1). "Ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи" (Евр. 10, 4). Ветхозаветные, не спасающие человека кровавые жертвы были заменены спасительной жертвой, принесенной на Кресте.
Исправление не есть уничтожение - но замена несовершенной части другой - более совершенной. Человек, исправляя свой дом, не разрушает его, а заменяет ветхие его части новыми [240].
Так, в Новом Завете безблагодатное ветхозаветное обрезание, указывавшее древним иудеям на необходимость "обрезания" сердечных пороков, заменено таинством Крещения. Точно так же безблагодатное священство - благодатным. Празднование субботнего дня - воскресным. Жертвы кровавые - жертвою Христа с последующим совершением бескровных жертв [241].
Чем же были заменены изображения в ветхозаветном храме? Мы знаем - ничем. Следовательно, они остались [242]. Правильнее сказать, остались не сами изображения с их смыслами, а явились изображения, раскрывающие нам суть вещей Новозаветной Церкви. Вместо образов херувимов мы обрели изображения воплотившегося Бога и Его святых, через кои прославляется вновь Сам Творец. Ветхозаветный жертвенник, где иудеи хранили скрижали завета: жезл Аарона, манну небесную, меч Голиафа, - Новым Заветом заменен жертвенником (он же престол), на котором помещен Святой Крест, Евангелие, хранятся мощи святых угодников, Святые Дары.
В Новом Завете мы поражаем врага не явным образом, как Давид Голиафа - мечом, а сокровенною силою благодати Божией и питаемся для этого не манною небесною, для телесного насыщения, а пречистым Телом и Кровию Бога, посредством коих соединяемся с нашим Творцом. В Ветхозаветные времена скрижали завета несли суть закона ветхого, который не исправлял человека, а ныне мы, новозаветные, учимся закону Божию из книги Жизни - святого Евангелия.
Обряды и Таинства Православной Церкви служат не только пользе внешнего созерцания, но и сопровождают духовное усилие спасающегося. Созерцание обрядовой стороны служения протестантов подсказывает, что за внешним действием у них нет благодатного "внутреннего омовения".
Иеговисты, а с ними их собратья-протестанты полагают, что, будучи родом Божиим, они не должны заботиться о том, что "Божество подобно золоту или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого" (Деян. 17, 19). Однако православные так не думают, ибо так думали язычники. Человек призван прославлять Бога различными своими талантами. Протестанты, исполняя на своих собраниях божественные гимны, повторяют ветхозаветных иудеев (Пс. 12, 6; 56, 8-10; 149, 1-3). Играют на музыкальных инструментах, о чем есть упоминание в Ветхом Завете, но которое совершенно отсутствует в Новом; очевидно, что в богослужебной практике они руководствуются Ветхим Заветом. Правда, в том же Ветхом Завете иудеи прославляли Бога дарами художества, но протестанты почему-то отказались от этого. Напомним, что в Иерусалимском храме священные изображения были не только на стенах и дверях храма (3 Цар. 6, 23-35), но по повелению Божию были сделаны искусной рукою на знаменитой завесе, отделяющей "святилище" от "Святого Святых" (Исх. 26, 31-33; 2 Пар. 3, 10-14).
Столь же безосновательны ссылки протестантов на послания апостола Павла, сказавшего: Христос "закон заповедей" упразднил "учением" (Еф. 2, 15). Разве эти слова отменяют обряд служения Богу? "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить" (Мф. 5, 17). Излагая речь Господа, блаженный Иероним сказал так: "Господь приходил на землю для того, чтобы предписание закона заменить догматами (евангельской веры). Или суждение на сей счет святого Иоанна Златоуста: "Христос закон заповедей упразднил учением. Что это значит? Учением он называет здесь... веру" [243].
И в самом деле; древний закон как бы гадательный, в неясных, еще теневых очертаниях обозначил ветхому человеку события будущих евангельских времен. С Пришествием Господа тень неизбежно сменилась светом, а тусклое и гадательное в законе - божественным светом христианского священнодействия. И закон, таким образом, исполнился сообразно намерениям Самого Бога. Разумеется, произошедшее отнюдь не свидетельствует о бесполезности для нас, новозаветных людей, всего Ветхого Завета, а раскрывает нам его глубокую и прикровенную поучительность. О чем непреложно засвидетельствовал Апостол: "Все, что написано прежде, написано нам в наставление" (Рим. 15, 4), в другом Послании закон он называет "детоводителем ко Христу" (Гал. 3, 14).
Ветхозаветные святыни явились прообразовательным указанием на новозаветные. Однако в целом ветхий закон неприемлем для человека новозаветного. Обращаясь к иудеям, Спаситель говорил: "Всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое" (Мф. 13, 52).
В новозаветный век были явлены подлинные святыни и ценности, поэтому о ветхозаветной обрядности "не нужно теперь говорить подробно" (Евр. 9, 5), - пишет апостол Павел. Они и без того были хорошо известны иудеям. Святыни Завета не истребляются совершенно, в них лишь не следует углубляться, ибо "древнее прошло, теперь все новое" (1 Кор. 5, 17). Ветхий закон был тенью настоящего образа.
Господь Сам посещает храм Иерусалимский, в котором были святые изображения. Апостолы продолжали посещать Иерусалимский храм ради поклонения (Деян. 24, 11), несмотря на то, что в нем приносились кровавые жертвы, отмененные Голгофской Жертвой. Очевидно, что так уже живущие по Новому Завету являли свое почтение храму как дому Божию. Не участвуя в мертвых ветхозаветных обрядах, Апостолы приходили сюда молиться духом. Такая их молитва в храме лишь высвечивала смирение и благочестие Апостолов. Апостол Павел советует нам: "Подражайте мне, как я Христу" (1 Кор. 4, 16).
Свидетели Иеговы, а равно и прочие, борясь с иконопочитанием, напоминают, что Антихрист по приходе своем будет требовать поклонения своему образу - "образу зверя" (Откр. 13, 15). "И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению" (Откр. 19, 20). Отсюда сектанты делают вывод протестантского толка, что всякое изображение станет атрибутом Антихриста.
Но в каких же тогда храмах поместит свой образ Антихрист, если протестанты напрочь отвергают иконы? Очевидно в тех, где в антихристовы времена будет еще совершаться истинное обрядовое действие, но из-за догматических отступлений наряду с истинными образами будут ложные - Антихриста, в котором верующие не сумеют разглядеть личину зверя.
У протестантствующих сектантов нет храмов, поэтому грядущие "в веках" эсхатологические события их не коснутся. Поставить икону можно будет только там, где она уже есть. Так и изображение ("образ") (Откр. 19,20) Антихриста (на славянском - икона) (Откр. 19, 20) - изображение ложное и явлено оно в мир будет только на три с половиной года. Но что общего у света со тьмой? Да и возможно ли в мысли допустить появление сей, неведомой ныне личины в православном храме?
Известно, что у ветхозаветных вместе с истинной скинией была и скиния ложная. "Вы носили скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, которые вы сделали для себя" (Амос. 5, 25-26).
Очевидно, и при конце мира будут на земле храмы Божии (2 Фес. 2, 4) и в них изображения святые, но будет сделан диаволом для искушения христиан и его образ, чтобы "обольщать живущих на земле" (Откр. 13, 14) тем, что этот звериный образ будет как бы живой: он будет говорить и действовать [244] (Откр. 13. 15).
Антихрист сядет в храме Божием и будет превозносить себя превыше всего, называемого "Богом или святынею" (2 Фес. 2, 4). Но что разумеют протестанты под святынею? Есть ли она у них? Священное Писание так называет святые изображения. Место, где они стояли, называлось "Святая святых" (Евр. 9, 3; Исх. 26, 33, 34).
Протестантствующие иеговисты снисходительно называют православных, поклоняющихся святым изображениям, "младенцами во Христе". Но православные при необходимости молятся, например, на работе, в дороге и т.п., не имея перед собой изображения. Желая видеть в нас внешних иконопоклонников, они не ведают и не хотят видеть духовной жизни, которая, как свидетельствуют жития святых, бесконечно превосходит их примитивную психологизированную душевную жизнь, которую они горделиво почитают за духовную. Отметим, что жития святых дают нам образцы жизни угодников Божиих, не имевших никаких священных предметов на протяжении всего своего крестного земного подвига, пример тому - житие Марии Египетской.
Более того, святой Афанасий Великий, живший в IV в. по Р.Х., писал: "Мы, верующие, поклоняемся иконам не как Богам... но только оказываем наше расположение и любовь тому лицу, которое на иконе изображается. Посему мы часто, когда лик на ней изгладится, сожигаем ее как бесполезное дерево" [245].
Там, где Священное Писание запрещает изображение, там оно противостоит идольскому нечестию. Подобное наблюдалось некогда и в Истинной Церкви. Так, в VII-VIII вв. краску от икон добавляли в вино для Еваристической жертвы и служили Божественные Литургии на святых иконах. Эти и прочие "перегибы" в духовной жизни Церкви отчасти и привели в итоге к иконоборчеству. Однако и несоразмерная разумению "благочестивость" иконоборцев в конце концов принудила Церковь к созыву седьмого Вселенского Собора.
Святой Григорий Великий (IV в.) писал по этому поводу: "Я давно уже известился, что ты, любезный брат, сокрушил и совсем вынес из Церкви иконы, увидев, что некоторые боготворят их. Услышав это, я похвалил ревность твою... но сокрушать тебе иконы не следовало. Ибо живопись для того введена в Церквах, чтобы неграмотные, смотря на стенные изображения, научились тому, о чем не могут прочитать в книгах. Посему ты обязан был и иконы оставить в целости и народ удержать от боготворения их... Ужели тебе не известно, что иное дело боготворить изображения, иное дело учиться из них, что должно боготворить" [246]. Как видим, и для великих подвижников благочестия иконы - в известных обстоятельствах как бы представляли собой Библию, писанную красками.
Итак, Православная Церковь прославляет ико-ны на основании ясных указаний слова Божиего. Апостол Павел о сем пишет: "Прославляйте Бога и в телесах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии" (1 Кор. 6, 20). "Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения" (1 Тим. 2, 8).
Отметим, на богослужении протестанты тоже складывают руки на груди, воздевают их гор(, а это не что иное, как участие членов бренного тела в молитве духа. Православные осеняют себя крестным знамением, молят Господа о житии в тройственном единстве своего естества. Чтобы ум (символ ума - чело), чувство (сердце), воля (плечи - руки - символ действия) всегда соглашались работать в единстве только Богу. Чтобы избежать лукавой раздвоенности природы - когда чувством хочется, а ум, сознавая греховность устремления, не желает обрезать свою волю, склоняясь к греху.
О том, что иконы почитались христианами первых веков, доказывают археологические раскопки. Таков образ Богоматери с Предвечным Младенцем на руках и звездою наверху, найденный в усыпальнице Прискиллы и датируемый учеными I в. от Р.Х. [247 ]К концу II в. или началу III в. относят изображения апостолов Петра и Павла, найденные в катакомбах Домитилы [248].
К тому же времени относится свидетельство Мефодия Потарского о том, что древние христиане имели изображения Ангелов. А преподобный Нил, принявший мучиническую смерть при императоре Декии в 252 г., на вопрос некоего Олипиодора, как ему украсить храм, отвечал, что стены его следует украшать изображениями из Ветхого и Нового Заветов [249].
Сектанты, объявляя православных идолопоклонниками, не ведают, что творят, ибо те никогда не почитали икону за Бога. "Яко Бог в тебе дивно прославился", - воспевает Святая Церковь в канонах и акафистах многим святым. При этом, конечно же, мы воспеваем хвалу и подвижникам Божиим, следуя непреложному увещеванию Писания: "Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие; и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их" (Евр. 13, 7). Православная Церковь каждый день в своих богослужениях прославляет того или иного святого, раскрывая его жизненный подвиг.
Именно иеговисты, шумно осуждая христиан как идолопоклонников, неустанно творят себе кумиров. Журнал "Сторожевая башня" на своих страницах то и дело прославляет своих братьев по вере, помещая жизнеописание своего очередного полновременного возвещателя или, как говорят иеговисты, пионера. Отвергая истинных христианских святых, сектанты легкомысленно пробавляются соблазнительным кумиротворчеством.
В их молитвенных домах не редкость картины с изображением хлебной нивы или иных напоминаний из Евангельской истории. А ведь это тот же самый образ, возводящий верующего к первообразу, который они поносят у православных.

5. О "грехе" переливания крови

Для иеговистов вопрос о поклонении Богу в Духе и Истине не ограничивается одним только "иконоборчеством". Они идут дальше, например, объявляя смертным грехом переливание крови в медицинских целях [250].
В 1935 г. лидеры Бруклинского центра выступили с публичным осуждением вакцинации (профилактических прививок), почему-то объявив ее прямой инъекцией веществ животного происхождения в систему кровообращения человека ("Золотой век", апрель 1935 г.). Некоторые из иеговистов впоследствии умерли, став жертвами инфекционных заболеваний из-за отказа от прививок. Особенно много пострадавших оказалось среди детей. Ввиду этого в начале пятидесятых годов Общество иеговистов вынуждено было отказаться от крайностей своего учения. Впрочем, вскоре стали проповедовать о якобы существующем в Священном Писании запрете переливания крови.
Разумеется, нашлась надлежащая цитата в Писании. Так, из книги Бытия приводят следующий стих: "Все движущееся, что живет, будет вам в пищу: как зелень травную даю вам все. Только плоти с душою ее, с кровью не ешьте" (9, 3-4). Как же исполняли иудеи это Божие повеление? Сам пророк Моисей определил, каких из животных дозволено есть, а каких нет (Лев. 17, 13-15). При чем же тут запрет на переливание крови? Дело в том, что как бы тщательно ни выпускали кровь из животного, только около половины ее можно удалить из тела. Отказываясь от чужой крови, получаемой посредством переливания, свидетели Иеговы, тем не менее, принимают ее с пищей.
Из Нового Завета приводят следующие слова Апостола: "Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будете здоровы" (Деян. 15, 28-29).
Во-первых, отметим, что во времена апостола Павла переливание крови еще не практиковалось. Во-вторых, под идоложертвенным и кровью Апостол подразумевал участие в идольских жертвах, т.е. ядение приготовленного мяса животных, принесенных в жертву, и питие их крови. Запрещение удавленины у святых Отцов означает запрещение убийства [251].
Переливание крови иеговисты уподобляют пище [252], приводя этому невразумительные аналогии. &quo



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: