С.-Петербург, 16/29 октября 1907 г.
Оба императорские правительства России и Германии, сознавая наличие полной общности интересов в их политике в области Балтийского моря,
и желая укрепить соответствующим соглашением многовековые узы традиционной дружбы и добрососедских отношений, соединяющих их государства, — заявляют в настоящем протоколе, что их общая политика в этих местах имеет целью сохранение ныне существующего территориального status quo.
В соответствии с этим основным принципом их политики, оба императорские правительства намерены неуклонно сохранять в неприкосновенности права е. в. императора всероссийского и е. в. императора Германии, короля Пруссии на их континентальные и островные владения, расположенные в указанных областях.
Два других прибрежных государства Балтики, а именно Швеция и Дания, могут быть допущены к заключению специальных соглашений с обеими империями о признании их территориальной неприкосновенности и об упрочении таким путем общего сохранения status quo в бассейне Балтийского моря.
Условлено, что императорское правительство Германии не будет считать, что эвентуальная отмена в интересах России конвенции от 30 марта 1856 г., заключенной в Париже между Россией, Францией и Великобританией относительно Аландских островов¹*, противоречит вышеизложенным принципам.
Оба императорские правительства согласны оставить настоящий протокол секретным до того момента, когда, но предварительному соглашению, они найдут удобным опубликовать его или сообщить его другим правительствам.
В удостоверение чего, нижеподписавшиеся, должным образом уполномоченные для этого дела, подписали настоящий протокол и приложили к нему свои печати.
|
Учинено в С.-Петербурге в двух экземплярах 16/29 октября 1907 г.
ПОДПИСАЛИ:
Губастов
Фон Шён
Примечание:
¹* См. документ № 4 настоящего сборника.
Сборник № 4 секретных документов из архива бывшего министерства иностранных дел (М). Издание Народного комиссариата по иностранным делам, декабрь 1917 года, стр. 156‑157. Ср. французский оригинальный текст в Die Grosse Politik der Europäischen Kabinette. 1871‑1914. Bd. 2, Berlin, S. 484‑485.
В) Боснийский кризис (1908;1909)
Как известно, по условиям Берлинского трактата (1878) балканские провинции Босния и Герцеговина, населенные этническими сербами, боснийцами и хорватами, переходили под австрийский протекторат сроком на тридцать лет.
В 1909 г. истекал срок действия данной статьи Берлинского трактата, поэтому австрийское правительство, предвидя это обстоятельство, стало готовиться к окончательной аннексии этих балканских территорий.
В этой ситуации новый министр иностранных дел А.П. Извольский счел возможным договориться с венским кабинетом о компенсациях для России, которая готова была поддержать территориальные претензии австрийской короны. В сентябре 1908 г. состоялась встреча А.П. Извольского с австрийским министром иностранных дел графом А. Эренталем, в ходе которой было достигнуто джентльменское соглашение о том, что Россия признает австрийские права на эти территории, а венский кабинет окажет помощь России в открытии черноморских проливов.
После возвращения А.П. Извольского в Петербург все договоренности с австрийской стороной были аннулированы, и русское правительство потребовало созыва международной конференции европейских держав, принимавших участие в работе Берлинского конгресса (1878), для решения этого вопроса.
|
Для подготовки конференции и выяснения позиций ведущих мировых держав по боснийской проблеме А.П. Извольский отправился в турне по европейским столицам. В Риме и Берлине глава российской миссии сумел заручиться поддержкой русского правительства, однако в союзных Париже и Лондоне он неожиданно получил отказ.
В конце сентября 1908 г. австрийский император Франц Иосиф I издал рескрипт об аннексии Боснии и Герцеговины, и в этой ситуации Россия, Сербия и Турция выразили решительный протест против незаконных действий венского кабинета.
Остальные мировые державы уклонились от принятия каких-либо мер, более того, британский кабинет Г. Асквита, подкупив правительство младотурок, заставил Стамбул отказаться от своих «законных» прав на Боснию и Герцеговину.
В сложившейся ситуации в марте 1909 г. Австро-Венгрия и Германия в ультимативной форме потребовали от России, Сербии и Черногории признать аннексию Боснии и Герцеговины и отозвать свое требование созыва международной конференции по данному вопросу.
В противном случае венский и берлинский кабинеты недвусмысленно угрожали начать боевые действия против Сербии и Черногории.
После получения берлинского ультиматума в Петербурге состоялось правительственное совещание, на котором министр иностранных дел А.П. Извольский призвал своих коллег дать решительный отпор наглым притязаниям Берлина и Вены.
|
Совершенно неожиданно он встретил решительный отпор со стороны премьер-министра П.А. Столыпина, министра финансов В.Н. Коковцова и военного министра А.Ф. Редигера, которые полагали, что Россия не готова к войне, а любые военные действия обернутся новой революцией в стране.
Поэтому в середине марта 1909 г. Николай II проинформировал своего кузена Вилли о согласии России, Сербии и Черногории на австро-германский ультиматум, и таким образом Боснийский кризис разрешился мирным путем, который многие современники расценили как «дипломатическую Цусиму».
По мнению многих историков (И. Бестужев, П. Ефремов, К. Виноградов, Е. Кострикова), Боснийский кризис имел исключительно важное международное значение, поскольку он:
• существенно обострил отношения между Россией, Германией и Австро-Венгрией;
• зримо показал, что общеевропейская война становится неизбежной реальностью и начинать ее следует на Балканах, которые традиционно считались «пороховым погребом Европы»;
• спровоцировал новый виток гонки вооружений.
Боснийский кризис имел для России и позитивное значение, поскольку способствовал ее сближению с Италией.
В октябре 1909 г. в ходе официального визита Николая II в Рим он подписал с королем Виктором-Эммануилом III Раккониджский договор, который предусматривал взаимодействие двух стран в сохранении статус-кво на Балканах и противодействие агрессивной политике венского кабинета в этом регионе.
Историческое значение этого договора состояло в том, что он отчетливо обозначил изменение внешнеполитического курса римского кабинета и постепенный отход Италии от участия в Тройственном союзе и переход ее на сторону Антанты.
В самой Османской империи Боснийский кризис спровоцировал острейший политический кризис («младотурецкую революцию»), в результате которого с престола был свергнут султан Абдул-Хамид II (1876;1909) и к власти пришло прогерманское правительство младотурок, во главе которых стояли армейские офицеры Энвер-паша, Талаат-паша и Джемаль-паша, многие из которых были идеологами пантюркизма и членами масонской ложи «Хюр ве Кабул Эдильмиш».
Вскоре по предложению нового министра иностранных дел Сергея Дмитриевича Сазонова российское правительство предприняло ряд мер для нормализации русско-германских и русско-австрийских отношений.
В октябре 1910 г. Россия и Австро-Венгрия выступили с совместной декларацией о поддержании статус-кво на Балканах, а в ноябре 1910 г. в Потсдаме состоялась встреча Николая II с Вильгельмом II, по итогам которой в августе 1911 г. было подписано Потсдамское соглашение о разграничении сфер влияния двух стран на территории Османской империи и Персии.
Попытка тогдашнего германского канцлера Т. Бетман-Гольвега включить в текст договора пункт о русско-германском военном союзе была решительно отклонена С.Д. Сазоновым, слывшим заядлым англоманом и антантофилом.