Контрольная работа
По теме: Логика речи.
(Паузы в тексте. Знаки препинания.)
Вариант 1
Ответьте на вопросы:
1. Какие виды пауз вы знаете?
2. Паузы, продиктованные смыслом, служащие для более точной передачи мысли называются –
3. Знак препинания – связанный с сильным понижением голоса на ударном слове перед ним, длительной паузой после него, показывает завершение мысли.
4. Интонационное выделение главного слова при помощи повышения, понижения или усиления голоса называется –
5. Часть мысли, заключенная между логическими паузами называется –
6. Знак препинания, который указывает на намерение разъяснить, уточнить, перечислить то, о чем сказано перед ним.
Задание:
Прочитайте. Расставьте паузы (логические), которые вы считаете необходимыми для уточнения мысли.
1. «Дочка слушала с любопытством».
2. «Иван Матвеевич садится и широко улыбается».
3. «Марья Гавриловна закрыла книгу и потупила глаза в знак согласия». (А.Пушкин. «Метель».)
4. «Мама вздохнула и спустилась в подполье за огурцами. В клетчатом платке, хоронясь от грязи, как кошка, прошла домой Лелька-ветеринарша». (С.Антонов. «Весна»).
5.. «Она начинала понимать собственное сердце и признавалась, с невольной досадой, что оно не было равнодушно к достоинствам молодого француза».
(А.С.Пушкин «Дубровский).
6. Конец главы I:
«Через месяц я уехал из деревни, и понемногу все эти ужасы, эти таинственные встречи вышли у меня из головы.
II
Прошло три года. Большую часть времени я провел в Петербурге за границей, и если когда и заезжал к себе в деревню, то не более как на несколько дней, так что мне ни разу не пришлось побывать ни в Глинном, ни в Михайловском». (И.Тургенев. «Три встречи».)
Вариант 2
Ответьте на вопросы:
1. Одно понятие, выраженное несколькими словами, имеет одно главное слово, на которое опирается мысль, и произносится по возможности слитно, почти без пауз. – это…
2. Знак препинания, который показывает, что мысль не закончена –
3. Самая короткая пауза, для добора дыхания или выделения важного слова после нее –
4. Знак препинания, требующий повышения голоса на ударном слове перед ним и соединительной паузы после него.
5. Знак препинания, требующий повышения голоса на ударном слове перед ним и соединительной паузы после него.
6. Какая пауза дает возможность исполнителю (и слушателю) «дожить» предыдущий отрезок мыслей или событий, и лишь потом перейти к следующим, совершенно новым. (После этой паузы текст звучит по иному)?
Задание:
Прочитайте. Расставьте паузы (логические), которые вы считаете необходимыми для уточнения мысли.
1. «Томление и зной усиливались».
2. «Со школьных лет я чувствовал красоту русского языка, его силу и плотность».
3. «Два ряда старых, тесно посаженных елей стояли, как две стены, образуя мрачную красивую аллею».
4. «Но, воздав столь громкую хвалу этим донкихотам театра, автор вовсе не видит в них зрителей идеальных. Хвала им воздается по иной причине - за азарт.
За то, что в поте лица своего добывая «лишний билетик», этот любитель театра являет собой полную противоположность равнодушному зрителю». (Г.Бояджиев «Душа театра»).
5. «Осенью семейство Ростовых вернулось в Москву». (Л.Толстой. «Война и мир».)
6. Конец главы III: «…И с бессмысленно-жуткой радостью голосили кругом соловьи, и с колдовской настойчивостью куковала вдали кукушка, тщетно весь век свой взыскующая какого-то заветного гнезда.
IV
Летом я был на Тихвинской ярмарке и еще раз случайно встретился с Балавиным. Он шел с каким-то барышником». (И.Бунин. «Жизнь Арсеньева».)
Вариант 3
Ответьте на вопросы:
1. Паузы продиктованный знаками пунктуации называются –
2. Знак препинания – связанный с сильным понижением голоса на ударном слове перед ним, длительной паузой после него, показывает завершение мысли.
3. Часть мысли, заключенная между логическими паузами называется –
4. Какая пауза дает возможность исполнителю (и слушателю) «дожить» предыдущий отрезок мыслей или событий, и лишь потом перейти к следующим, совершенно новым. (После этой паузы текст звучит по иному)?
5. Знак препинания, который указывает на намерение разъяснить, уточнить, перечислить то, о чем сказано перед ним.
6. Интонационное выделение главного слова при помощи повышения, понижения или усиления голоса называется –
Задание:
Прочитайте. Расставьте паузы (логические), которые вы считаете необходимыми для уточнения мысли.
7. «Хаджи Мурат прожил неделю в укреплении в доме Ивана Матвеича».
Она сразу узнает его, прячется за угол дома и, всхлипывая, следит за ним. Она уже ничему не верит и, когда лыжник исчезает в лесу, идет, вытирая слезы, посмотреть, остались ли после него следы». (Ю.Казаков «Оленьи рога»).
И вот мы опять едем по Москве. Очень странный, сумасшедший какой-то вечер.
Начинается дождь, мы прячемся в гулкий подъезд и, задыхаясь от быстрого бега, смотрим на улицу». (Ю.Казаков «Голубое и зеленое»).
4. «Ученый смотрит на часы и берется за книгу». (А.Чехов. «Иван Матвеич»)
Конец главы ХХХ: «Когда Пьер уехал и сошлись вместе все члены семьи, его стали судить, как это всегда бывает после отъезда нового человека, и, как это нередко бывает, все говорили про неого одно хорошее.
ХХХI
Возвратившись в этот раз изи отпуска, Ростов в первый раз почувствовал и узнал, до какой степени сильна его с связь с Денисовым и со всем полком».
(Л.Толстой. «Война и мир».)
Критерии оценок
5 (отлично) – правильные ответы на все вопросы,
4 (хорошо) – допускается 2 ошибки,
3 (удовлетворительно) – допускается до 5 ошибок,
2 (неудовлетворительно) – работа не отвечает программным требованиям.
Рассмотрено
на заседании ПЦК
Режиссерско-театральных дисциплин
Протокол ____________________
От «___»_____________________
Председатель ПЦК
Новолоцкая Г.Б.______________