Матрица совмещенного АВС, XYZ-анализа




Так выглядит матрица для кросс анализа по АВС и XYZ. Обычно, аналитик, в любом случае, упрощает ее еще больше и определяет общий формат работы для нескольких категорий.

АХ Высокая потребительская стоимость, значительный вклад в результат, продажи стабильны, высокая степень надежности прогноза AY Высокая потребительская стоимость, значительный вклад в результат, продажи колеблются, средняя степень надежности AZ Высокая потребительская стоимость, значительный вклад в результат, продажи нестабильны, низкая степень надежности прогноза
ВХ Средний вклад в результат, продажи стабильны. высокая степень надежности прогноза BY Средний вклад в результат, продажи колеблются, средняя степень надежности BZ Средний вклад в результат, продажи нестабильны, низкая степень надежности прогноза
СХ Низкая потребительская стоимость, малый вклад в результат, продажи стабильны, высокая степень надежности прогноза CY Низкая потребительская стоимость, малый вклад в результат, продажи колеблются, средняя степень надежности CZ Низкая потребительская стоимость, малый вклад в результат, продажи нестабильны, низкая степень надежности прогноза

 

Использование совмещенного АВС- и XYZ-анализа позволит нам оптимизировать закупочную политику и регулировать складской запас. Также с помощью новых данных можно распределить усилия персонала по наблюдению над разными группами товаров.

Выделение девяти групп товаров при совмещенном АВС и XYZ-анализе

1) Товары групп А и В обеспечивают основной товарооборот компании, поэтому необходимо обеспечивать постоянное их наличие. Как правило, по товарам группы А создается избыточный страховой запас, а по товарам группы В - достаточный. Использование XYZ-анализа позволяет точнее настроить систему управления товарными ресурсами и за счет этого снизить суммарный товарный запас.

2) Товары группы АХ и ВХ отличает высокий товарооборот и стабильность. Необходимо обеспечить постоянное наличие товара, но для этого не нужно создавать избыточный страховой запас. Расход товаров этой группы стабилен и хорошо прогнозируется.

3) Товары группы AY и BY при высоком товарообороте имеют недостаточную стабильность расхода, и, как следствие, для того чтобы обеспечить постоянное наличие, нужно увеличить страховой запас.

4) Товары группы AZ и BZ при высоком товарообороте отличаются низкой прогнозируемостью расхода. Попытка обеспечить гарантированное наличие по всем товарам данной группы только за счет избыточного страхового товарного запаса приведет к тому, что средний товарный запас компании значительно увеличится.
Поэтому по товарам данной группы следует пересмотреть систему заказов:

- перевести часть товаров на систему заказов с постоянной суммой (объемом) заказа;
- обеспечить по части товаров более частые поставки;
- выбрать поставщиков, расположенных близко к складу, тем самым снизив сумму страхового товарного запаса;
- повысить периодичность контроля;
- поручить работу с данной группой товаров самому опытному менеджеру компании и т. п.
5) Товары группы С составляют до 80% ассортимента компании. Применение XYZ-анализа позволяет сильно сократить время, которое менеджер тратит на управление и контроль над товарами данной группы

6) По товарам группы СХ можно использовать систему заказов с постоянной периодичностью и снизить страховой товарный запас.

7) По товарам группы CY можно перейти на систему с постоянной суммой (объемом) заказа, но при этом формировать страховой запас, исходя из имеющихся у компании финансовых возможностей.

8) В группу товаров CZ попадают все новые товары, товары спонтанного спроса, поставляемые под заказ и т. п. Часть этих товаров можно безболезненно выводить из ассортимента, а другую часть нужно регулярно контролировать, так как именно из товаров этой группы возникают неликвидные или труднореализуемые товарные запасы, от которых компания несет потери. Выводить из ассортимента необходимо остатки товаров, взятых под заказ или уже не выпускающихся, то есть товаров, обычно относящихся к категории стоков.

 

 

Для АВС-анализа матрица может строится по нескольким критериям. Например, на картинке ниже А:

Где А1,В1,С1 – группы, обеспечивающие величину товарооборота;

А2,В2,В3 – группы, обеспечивающие прибыль


Варианты совмещения

 

  А1 В1 С1
А2 А1А2 В1А2 С1А2
В2 А1В2 В1В2 С1В2
С2 А1С2 В1С2 С1С2

 

 

Качественные оценки групп матрицы:

 


Возможен вариант, что не все клетки матрицы АВС-XYZ будут заполнены. Потому что достаточно часто продажи товаров не стабильны, а значит категорию X выделить невозможно. Или аналитик торговой сети ставит такие коэффициенты анализа, что в некоторые категории товары не попадают.

Параллельный подход стоит использовать когда необходимо выработать четкие рекомендации для работы с товарами каждой категории. Например, от аналитиков магазина список общих рекомендаций по сети для управляющих магазинами, для отдела закупок.

Этот подход используется если товаров в ассортименте не так уж много.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: