Биология – 7,8 класс
Урок № 37
Тема урока:
«Класс Хрящевые рыбы»
Цель урока: выяснить особенности строения и жизнедеятельности хрящевых рыб.
Общие характеристики класса
Класс называется так из-за наличия хрящевого скелета, костной ткани у них нет. Например, челюсти акулы, как и ее скелет, тоже состоят из хряща. Хрящ может быть пропитан солями кальция. Подвижных жаберных крышек нет, вместо них жаберные щели, расположенные на брюшной части тела рыбы или по бокам тела
Отсутствует плавательный пузырь. Кожа бывает голой или покрытой чешуями, которые по строению и составу напоминают зубы, они так и называются – кожные зубы.
Класс включает в себя три отряда: Акулы, Скаты, Химерообразные
Отряд акулы
Форма тела: удлиненная торпедообразная форма тела.
Длина: от 20 см до 20 м.
Кожа: шероховатая, покрыта зубцами и чешуями.
Плавники: парные брюшные и грудные плавники расположены горизонтально, обеспечивают движение рыбы вверх или вниз. Движение вперед и повороты обеспечиваются изгибом хвоста или тела.
Органы чувств: глаза располагаются по бокам головы, зрение черно-белое. Обладают сильным обонянием, чувствуют малейшие колебания воды и так узнают про добычу на большом расстоянии.
Оплодотворение: внутреннее, размножаются живорождением или яйцеживорождением.
Некоторые акулы могут нападать на людей. Большинство акул – морские рыбы, но некоторые заплывают и в пресные водоемы. Один вид живет постоянно в пресноводном озере Никарагуа. Некоторые виды акул едят люди, чаще всего японцы, особенно ценными считаются печень и плавники. Кожа применяется в промышленности.
|
Отряд скаты
Форма тела: уплощенное в спинно-брюшном направлении.
Плавники: расширенные грудные плавники по бокам, хвостовой плавник имеет вид длинного тонкого хлыста.
Размеры: относительно крупные рыбы, некоторые достигают 6–7 м в ширину, масса может быть в районе 2,5 т. Самые маленькие скаты в длину могут быть около 12 см.
Глаза и рот: у донных видов глаза расположены на верхней стороне головы, у пелагических – по бокам. Рот в поперечном положении и жаберные щели находятся на брюшной стороне тела.
Кожа: голая или с кожными зубами, имеются железистые клетки, выделяющие слизь.
Оплодотворение: внутреннее, размножаются живорождением или яйцеживорождением.
Представители вида ведут донный образ жизни, крупные скаты могут обитать в толще воды. Большинство скатов – морские, но есть и пресноводные виды. Некоторые небольшие пресноводные скаты содержатся в аквариумах.
Отряд химерообразные
Химерообразные – это немногочисленная и своеобразная группа глубоководных рыб.
Форма тела: имеется мощный передний отдел и постепенно сужается к хвосту.
Длинна: от 60 см до 2 м.
Плавники: хвостовой плавник тонкий и заканчивается тонким нитевидным придатком.
|
Кожа: голая и лишенная чешуй.
Оплодотворение: внутреннее, размножаются путем откладки яиц.
Всего известно около 30 видов химерообразных рыб. Наиболее изучена европейская химера, обитающая в Баренцевом море на глубинах более 1000 м. В Тихом и Атлантическом океане обитают носатые химеры.
Заключение
На уроке мы изучили класс Хрящевые рыбы, разобрались в отрядах этого класса и рассмотрели характерных представителей этого вида и их среды обитания.
Список литературы
1. Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные. 7 класс. – М.: Дрофа, 2011.
2. Сонин Н.И., Захаров В.Б.. Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 8 класс. – М.: Дрофа, 2009.
3. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Биология. 7 класс. (От амебы до человека)
М.: 2013. – 320 с.
4. Трайтак Д.И., Суматохин С.В. Биология. Животные. 7 класс. – 6-е изд., испр. и доп. –
М.: 2012. – 272 с.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сетиИнтернет
1. Shkolo.ru (Источник).
2. Zooschool.ru (Источник).
3. Inokean.ru (Источник).
Домашнее задание
1. В чем выражается приспособленность рыб к жизни в толще воды и на дне водоема? Какие у рыб особенности строения тела?
Каких рыб относят к отряду акул? Опишите акулу. Как приспособились они к быстрому плаванию и хищничеству?
Почему у хрящевых рыб мала плодовитость? Как они вынашивают потомство?
В чем различие и сходство акул и скатов?
|
Биология 7,8 класс
Урок № 38
Тема урока:
«Класс Костные рыбы. Общая характеристика костных рыб»
Цель: изучить особенности строения и процессов жизнедеятельности костных рыб. Выявить отличия Костных рыб по сравнению с Хрящевыми рыбами.
Ход урока.
Признаки отличия хрящевых рыб от костных
На предыдущем уроке мы с вами говорили о хрящевых рыбах, что отличает их от костных рыб. Свое название класса говорит о присутствии костного скелета, тело покрыто костной чешуей или пластинами, кожных зубов нет, в отличие от хрящевых рыб, жаберная полость прикрыта жаберными крышками, которые подвижны, имеется плавательный пузырь, который у донных и малоподвижных форм может исчезать
Именно у костных рыб впервые в эволюции появляются настоящие легкие. Рыбы, имеющие и жабры и легкие называются двоякодышащими. Большая часть этой некогда огромной группы вымерла в триасовом периоде, однако существует и несколько современных групп двоякодышащих
Всего существует около 20 тысяч видов костных рыб, хотя об этом не очень часто говорят, но костные рыбы – это самый многочисленный класс позвоночных. Особенности экологии, строения и физиологии отдельных видов позволяют разделить все это громадное многообразие на несколько десятков отрядов.
Необходимо познакомиться с 6 самыми значимыми из них: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные, Целакантообразные.
Список литературы
1. Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные. 7 класс. – М.: Дрофа, 2011.
2. Сонин Н.И., Захаров В.Б. Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 8 класс. – М.: Дрофа, 2009.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сетиИнтернет
1. Костные рыбы (Источник).
2. Хрящевые и костные рыбы (Источник).
3. Строение рыб (Источник).
4. Дыхание рыб (Источник).
5. Хрящевые рыбы (Источник).
6. Костные рыбы (Источник).
7. Жизненный цикл рыб (Источник).
8. Фильм «Внутренняя рыба» (Источник).
Домашнее задание
1. Дайте общую характеристику представителям надкласса рыбы. Чем отличаются хрящевые и костные рыбы? Что у них общего?
2. Какие представители осетровых, сельдевых, лососевых, карповых и окуневых рыб встречаются в вашем регионе?
3. Опишите жизненный цикл костных рыб. В чем его отличие от жизненного цикла хрящевых рыб?
4. Почему целакант считается возможным предком наземных позвоночных?
5. Обсудите с друзьями и близкими причины выхода рыб на сушу и развития наземной фауны позвоночных.