Государственно-частное партнерство в сфере транспортной инфраструктуры в России




Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«ижорский КОЛЛЕДЖ»

Реферат

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫКАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Выполнил: студент ___ курса,

Группы___,

Фамилия И. О.

Санкт-Петербург – 2019


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………………………………1 - 2

§1. Государственно-частное партнерство в сфере транспортной инфраструктуры………………..3 - 4

§2. Совершенствование механизмов государственно-частного партнерства в сфере транспортной инфраструктуры…………………………………………………………………………………………5 - 7

Заключение…………………………………………………………………………………………………8

Список использованных источников…………………………………………………………………….9


ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время транспорт является крупнейшей базовой отраслью народного хозяйства и важнейшей составной частью производственной инфраструктуры. Кроме того, транспорт обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества и является важным инструментом достижения социальных, экономических и внешнеполитических целей.

Транспортные коммуникации объединяют все районы страны, тем самым обеспечивая её территориальную целостность и единство экономического пространства. Транспортные коммуникации, выступая материальной основой обеспечения внешнеэкономических связей, способствуют интеграции России в глобальную экономическую систему.

Ежедневно с помощью различных видов транспорта на десятки тысяч километров перемещается большое количество людей и товарно-материальных ценностей, поэтому вопросы развитости транспортной инфраструктуры являются наиболее важными для транспортной отрасли. Кроме того, уровень развитости транспортной инфраструктуры напрямую влияет на транспортную безопасность, которая, в свою очередь, отражает состояние национальной безопасности транспортного комплекса в целом.

Однако, реализация всего комплекса задач по развитию транспортной инфраструктуры не может и не должна всецело лежать на плечах государства. Поэтому одной из основных целей Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 - 2021 годы)», утвержденной постановлением Правительства РФ от 05.12.2001 № 848, является улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений на транспорте. Эффективным средством достижения этой цели признается государственно-частное партнерство, применение которого позволит повысить инвестиционную привлекательность транспортной отрасли, обеспечить необходимый приток капитала для достижения прогнозируемых на среднесрочную перспективу количественных и качественных показателей ее работы. Использование механизмов государственно-частного партнерства для развития конкурентной среды закреплено также в числе главных стратегических приоритетов Транспортной стратегии Российской Федерации, которая была утверждена распоряжением Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р.

Сегодня повышенный интерес к государственно-частному партнерству в сфере транспортной инфраструктуры обусловлен тем, что стратегии и программы, ориентирующиеся только на использование бюджетных средств, не позволяют органам власти осуществлять масштабные, стратегические проекты, лежащие в основе высокой конкурентоспособности страны. Министр транспорта РФ, Соколов Максим Юрьевич, неоднократного на ежегодной конференции «Государственно-частное партнерство в сфере транспорта: модели и опыт» обращает внимание на то, что на сегодняшний день перед лицом российской экономики стоит задача мобилизации внутренних ресурсов для привлечения частных инвестиций с целью развития транспортной инфраструктуры на принципах государственно-частного партнерства. Значительное внимание уделяется подготовке специалистов, способных на практике обеспечивать взаимодействие государственного и частного сектора в области реализации проектов в сфере транспортной инфраструктуры. Важность данного исследования подтверждает тот факт, что необходимо дальнейшее совершенствование законодательной базы ввиду возрастающих потребностей транспортной отрасли.

 

Государственно-частное партнерство в сфере транспортной инфраструктуры в России

 

Государственно-частное партнерство - это инструмент долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества государства и частного сектора, направленный на строительство или реконструкцию объектов транспортной инфраструктуры при условии сбалансированного распределения компетенций, ответственности и риска на различных этапах реализации инвестиционных проектов.

Транспортная отрасль занимает 3-е место по количеству проектов ГЧП (3%) после социальной отрасли (11%) и коммунально-энергетической отрасли (84%).

В качестве основных форм государственно-частного партнерства в транспортной инфраструктуре можно назвать концессии и контракты жизненного цикла.

Подготовку и заключение концессионных соглашений регулирует Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.08.2018), а также принятые нормативные правовые акты федерального, регионального и муниципального уровней. Предметом концессионного соглашения является передача в эксплуатацию на определенных условиях природных ресурсов, предприятий, объектов инфраструктуры. По концессионному соглашению концессионер (частное лицо) инвестирует в строительство или реконструкцию объекта инфраструктуры, право собственности на который будет принадлежать концеденту (государству), с целью эксплуатации объекта в течение некоторого долгосрочного периода и получения дохода от его использования.

В большей степени практика применения концессионного механизма проработана в отношении автомобильных дорог. В первую очередь, это объясняется тем, что полномочия концедента вправе осуществлять Государственная компания «Российские автомобильные дороги», деятельность которой способствует квалифицированному выстраиванию партнерских отношений, в том числе с иностранными инвесторами. Среди успешных дорожных проектов в отношении федерального имущества первая российская концессия по строительству и эксплуатации на платной основе «Нового выхода на МКАД с автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва-Минск». Концессионные соглашения заключены в отношении участков с 15 по 58 км и с 543 по 684 км трассы М-11 «Москва – Санкт-Петербург» и т.д.

При реализации проектов развития транспортной инфраструктуры и, в частности, строительства и реконструкции автомобильных дорог для привлечения внебюджетного финансирования и стимулирования внедрения инновационных технологий широкое распространение получили также контракты жизненного цикла.

Схема контракта жизненного цикла подразумевает осуществление инвестором полного цикла работ по проектированию, строительству (реконструкции) автомобильной дороги, ее эксплуатации (включая ремонт и содержание) в течение срока действия контракта, а также обеспечение полного либо частичного финансирования проектирования и строительства (реконструкции) автомобильной дороги за счет собственных и заемных средств. Обязательства исполнителя предусматривают обеспечение соответствия построенной автомобильной дороги заданным транспортно-эксплуатационным показателям в течение всего срока действия контракта (жизненного цикла объекта).

Особенностью является то, что в рамках одного контракта происходит объединение нескольких стадий (проектирование, строительство, последующего содержание). Финансирование строительства и эксплуатации осуществляется за счет средств инвестора (полностью или частично), получающего затем доход в виде платежей из соответствующего бюджета.

Строительство и эксплуатация объектов транспортной инфраструктуры на основе контрактов жизненного цикла позволяет повысить заинтересованность подрядчика в эффективности проектных решений, качестве строительства и применении более современных технологий и материалов, поскольку именно ему придется нести издержки по их дальнейшей эксплуатации или же выплачивать неустойку за некачественное выполнение работ.

Поскольку проекты в дорожном хозяйстве отличаются высокой капиталоемкостью и длительным периодом окупаемости, наиболее интенсивно они реализуются в городах, имеющих наибольший уровень загрузки дорожной сети и относительно высокий уровень доходов населения, готового обеспечить загрузку платных участков автодорог.

В настоящее время проекты государственно-частного партнерства реализуются во многих субъектах РФ. Ведущую позицию в рейтинге регионов РФ по уровню развития государственно-частного партнерства в России занимают: г. Москва, Московская область, Самарская область, Новосибирская область и г. Санкт-Петербург. Это обусловлено не только развитым законодательством в сфере государственно-частного партнерства, но и большим опытом практической реализации таких проектов. Краснодарский край занимает 41 место в рейтинге регионов по развитию государственно-частного партнерства за 2016-2017 г.г.

В настоящее время накопленный при реализации концессионных проектов в отношении инфраструктуры автомобильных дорог опыт используются в смежных отраслях транспортной отрасли. Например, строительство железнодорожных магистралей, морских и речных портов, аэропортов и аэродромов. Так, в июне 2016 года была заключена первая федеральная концессия в отношении строительства нескольких объектов в сухогрузном районе морского порта Тамань объемом частных инвестиций 500 млн. руб. Данный проект был инициирован частным инвестором, а на стороне концедента выступает Федеральное агентство железнодорожного транспорта – Росжелдор.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: