Определение числа ступеней
Поскольку в ТЗ задан критерий расчета, проведем расчет по критерию минимизации габаритов. А затем произведем разбивку общего передаточного отношения.
Критерий минимизации погрешностей
Из технологических соображений, выберем число ступеней равное
n=5
Где iэто передаточное отношение i-ой ступени.
Ступень | Передаточное отношение | Назначенные числа зубьев | |
Шестерня | Колесо | ||
2.94 | |||
2.94 | |||
2.94 | |||
5.88 |
Поскольку выбор числа зубьев осуществляется из рекомендуемого стандартного ряда, результирующее передаточное отношение может несколько отличаться от расчетного. Погрешность (Δi) фактического передаточного отношения от расчетного не должна превышать 10%, где
Фактическое передаточное отношение iфактич находим по формуле:
Вычисляем погрешность передаточного отношения: %
Следовательно, выбор числа зубьев колес и шестерен был произведен верно.
Силовой расчет ЭМП
Проверочный расчет выбранного двигателя по заданной нагрузке
Так как на данном этапе проектирования известна кинематическая схема ЭМП, то из соотношения приведения моментов [1]:
(4), где
Mi, Mi – момент нагрузки на i-ом и j-ом валах;
iij – передаточное отношение i-го и j-го вала;
ηij – КПД передачи, ηij =0.98;
ηподш – КПД подшипников, в которых установлен ведущий вал,
ηподш =0.98.
Поскольку в момент пуска двигателя нужно учесть инерционность двигателя и нагрузки, необходимо, чтобы двигатель обеспечивал нужное угловое ускорение нагрузки. На выходном валу с учётом динамической составляющей действует следующий момент:
|
(Н*мм)
Mдв=0,0118>М1=0,002;
Проверка выполняется. Следовательно, двигатель оставляем.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОДУЛЯ ЗАЦЕПЛЕНИЯ
Модуль зацепления определяется из расчета зубьев на прочность (изгибную и контактную).
В проектируемом ЭМП предполагается открытый тип передач.
В ходе проектного расчета, производится выбор материала зубьев колесных пар ЭМП, после чего по известной геометрии зубьев, заданным нагрузкам и допустимым изгибным напряжениям [σF] определяются модули зацепления каждой ступени, которые округляются до ближайшего из стандартного ряда.
Для определения действующего изгибного напряжения воспользуемся формулой:
(21), где
m–модуль зацепления, мм;
Кm – коэффициент
Кm =1,4 для прямозубых колес
M – крутящий момент, действующий на колесо
YF – коэффициент формы зуба
Kb – коэффициент неравномерности нагрузки по ширине колеса
Kb = 1 при постоянной нагрузке, скоростях v < 15 м/с, твердости зубьев HB < 350
z – число зубьев рассчитываемого колеса
ψbm – коэффициент, равный отношению ширины зубчатого венца к модулю
Выбираем ψbm = 9.
[ σF ] – допускаемое напряжение изгиба
Определяем коэффициенты формы зуба по таблицам:
Для шестерни: z = 17, YF = 4,8
Для колеса: z = 100, YF = 3,75
Исходя из рекомендаций для прирабатывающихся передач (с твердостью рабочих поверхностей колес HB ≤ 350), назначаем для зубчатых колес разные материалы, причем твердость шестерни должна быть на 20…30 единиц больше твердости колеса. Выбираем пару материалов: сталь 40Х (для шестерен) – сталь 45 (для колес).
Параметры выбранных материалов:
Параметр | Обозначение | сталь 45 (колесо) | сталь 40Х (шестерня) |
Коэффициент линейного расширения | α, 1˚ | 11ּ 10-6 | 11ּ 10-6 |
Плотность | r, кг/м3 | ||
Предел прочности | sв, МПа | ||
Предел текучести | sт, МПа | ||
Предел выностивости при изгибе | s FR, МПа | ||
Предел контактной выносливости поверхности зубьев | sHR, МПа | 17HRC + 200 = 1016 | |
Модуль упругости | E, МПа | 2,1ּ 105 | 2,1ּ 105 |
Твердость | HB | ||
Твердость поверхностная | HRC | ||
Термообрабтка | поверхностная закалка | Поверхностная закалка |
|
Расчет на изгибную прочность проведем для наиболее нагруженной ступени редуктора, т.е. в нашем случае для ступени Z9-Z10.
Определение допускаемого напряжения на изгиб:
Допускаемое напряжение при проектном расчете зубьев на изгиб найдем по следующей формуле:
[σF]= (22), где
σFR – предел выносливости на изгибе;
δ F – коэффициент запаса прочности, выбираем δF=2,2, принимая режим работы кратковременный;
КFC – коэффициент, учитывающий цикл нагружения колеса, для нереверсивных передач значение КFC=1;
КFL – коэффициент долговечности, определяемый по формуле: КFL= (23), где
NН – число циклов нагружения, определяемое по формуле:
NH=60·n·c·L (24), где
n -частота вращения зубчатого вала (для валов редуктора от входного до выходного соответственно);
Для колеса: n = 10,03 (об/мин), для шестерни: n = 59 (об/мин)
с -число колес, находящихся одновременно в зацеплении с расчитываемым, согласно ТЗ,
c=1;
L -срок службы передачи, согласно паспортным данным срока службы двигателя,
L=150 час
KFLколесо=1.88
МПа
KFLшестерня=1.4
МПа
|
Определение модуля зацепления m для колесной пары необходимо производить по тому колесу, для которого соотношение Yf/[σf] больше. А т.к. для шестерни отношение Yf/[σf] больше, то расчет ведем по шестерне.
Из конструктивных соображений назначим на все передачи m=0,6.
Определим контактные допускаемые контактные напряжения для шестерен и колес:
Определение допускаемых контактных напряжений:
Определение допускаемых контактных напряжений для шестерен и колес производится по формуле:
(25), где
ZR – коэффициент, учитывающий шероховатость сопряженных поверхностей,
ZR = 1;
ZV – коэффициент, учитывающий окружную скорость колеса, ZV = 1;
SH – коэффициент безопасности, SH =1,2;
– предел контактной выносливости поверхности зубьев, МПа;
KHL – коэффициент долговечности, учитывающий возможность повышения допускаемых напряжений для кратковременно работающих передач:
(26)
NHО – базовое число циклов перемены напряжений, зависит от твердости поверхностного слоя;
NH возьмем из предыдущих расчетов.
m – показатель степени,
m = 6 при HB < 350;
Для шестерен:
NHO = 2,5ּ 108 (циклов)
n = 59 об/мин
МПа
Для колес:
NHO = 1,5ּ 108 (циклов)
n = 10.03 об/мин
МПа