29.03.2013
Решение конфликтов осуществляется по средствам либо структурных либо межличностных методов.
Структурные методы направлены на предотвращение конфликта, поэтому носят превентивный характер.к ним относят разъяснение требования к работе использования координационных и интернациональных механизмов, формирующие общеорганизационные,комплексные цели, использование прозрачной адекватной структуры системы вознаграждения.
Конфликт=конфликтная ситуация + инцидент
Межличностные направлены на устранение существующего конфликта, в некоторых случаях устранение….
К ним относят:
Уклонение,сглаживание, принуждение, компромисс, решение проблемы.
Конфликт независимо от того,функциональный он или дисфункциональный повышает у сторон уровень стресса.
Стресс- личная реакция человека на применение факторов внешней и внутренней среды, повлекших за собой изменение его личного состояния.
Стресс может быть вызван как негативными так и позитивными факторами применительно к организационной деятельности типовыми причинами стресса является
1.Рабочая перегрузка или недогрузка
2.конфликт ролей
3.Неопределенность ролей
4.Неинтересная работа
Для того,чтобы избежать чрезмерного стресса работники должны:
1.Разработать систему приоритетов в собственной работе.
2.Ощущать реальный предел собственных возможностей и не брать на себя работу превышающего.
3.установить рабочие деловые отношения с начальством прямыми.
4.Не скрывать от руководства ситуацию неопределенности ролей
5.Обязательно находить время для отдыха
Для бесстрессового руководства рабочим коллективом можно использовать след.компоненты:
1.Обеспечивать постоянное развитие работников
|
2.использовать стиль управления в соответствии с конкретной ситуацией
3.разработать и применять систему адекватного вознаграждения
4.иметь четкое описание конкретных зон ответственности и полномочий ответственности
5.Оценивать потребности,способности,склонности и в соответствии выбирать тип и объем работы.
Мотивация
Это совокупность внутр.и внешних движущих сил побуждающих человека к деятельности,задающих границы и формы этой деятельности и предающих ей направленность на достижение определенных целей.
Представляет объяснение причин действий человека воздействовать на кот.можно посредствам морального материального стимулирования.
Исследование мотивации различных групп работников позволили сформулировать 5 характеристик поведения человека в работе на кот.оказывается влияние в первыю очередь
1.Усилие
2.старание
3.настойчмвость
4.добросовестность
5.направленность
Теория мотивации можно разжелить на 2 группы
1.содержательная теория,к ним относят:иерархия потребности Маслоу,теория Ерджи Альдерхера,теория потребности маклеоида,двухфакторна теория Гетерберга.
2.Процессуальные теории:теория ожидания Врума,теория справедливости адамса,теория постановки целей Локка,комплексная модель Портера-Лоукера.
Общее различие содерж-х и процес-х теорий заключается в 2 или 4 полюсном подходе.
Содержательные теории рассматривают 2 полюсный подход,т.е состояние потребности человека может нах-ся в неудовлетворенном либо в удовлетворенном состоянии.
Процессуальный подход пр-т рассмотрение применения степени удовлетворенности потребностей через 4 узловых точки.
|
· Неудовлетворенность
· Отсутствие Неудовлетворенности
· Отсутствие удовлетворенности
· удовлетворенность
Для оценки уровня мотивации можно использовать след.набор критериев
1.Любые действия должны быть осмысленными
2.Большинство работников испытывают удовлетворение от работы,если ощущают сопричастность к результатам деятельности.
3.человек стремится показать на что он способен в своей работе
4.человек стремится выразить себя в труде
5.каждый имеет собственную точку зрения на улучшение работы и желает ее реализовать
6.каждый хочет ощущать важность своего труда
7.каждый стремится к успеху
8.Успех без признания ведет к разочарованию
9.каждому требуется информация по кот.оценивают и определяют деятельность
10.сотрудники не терпят,если решение относящиеся к ним принимаются без их ведома
11.каждому требуется информация о качестве его труда
12.для всех контроль со стороны неприятен
13.человек стремится к новым знаниям
14.каждый хочет быть себе мифом,в цепочке затраты-результаты.
15.опережение нагрузки по отношению к аплате труда ведет к «убийству инициативы».
4.03.13
Организационно- технические и технологические факторы управления
Любая современная организация может быть представлена в виде операционной системы, которая состоит из 3взаимосвязанных элементов(подсистем):
· Планово- контрольной
· Перерабатывающей
· Системы обеспечения.(стр.37)
Планово-контрольная объединяет в себе штабные подразделения организации и на основе данных поступающих из внешней и внутренней среды обеспечивает формирование всей системы планов организации. По средствам формальных коммуникационных каналов система планов доводится до исполнителей, а обратная связь осуществляется по тем же каналам в виде официальных отчетов о работе. На основании полученных отчетов сравнивается фактическая и плановая информация и по мере необходимости осуществляется корректировка оперативных планов.
|
Перерабатывающая объединяет подразделение основного производства,обеспечивающая непосредственное производство конечного товара. Данная подсистема функционирует по заранее утвержденным планам и тесно взаимодействует с подсистемой обеспечения.
Система обеспечения объединяет производство вспом.,задачей которых является обеспечение перерабатывающей подсистемы необходимыми ресурсами.
Если в качестве конечного товара выступает только материальный продукт, то система называется не операционной, а производственной.
Классификация операционных систем определяется типом производства(стр.32).
При проектировании операционных систем основной упор делается на процесс производства и на проектирование с конечного изделия(товара).
В качестве критериев процесса производственного процесса обычно используют следующее.
Критерии процесса производственного процесса
1. Производственная мощность
2. Экономическая эффективность
3. Гибкость производственного процесса
4. Производительность
5. Надежность
6. Ремонтопригодность
7. Уровень стандартизации
8. Безопасность
Критерии при проектировании товара:
1. Стоимость
2. Экономичность эксплуатации
3. Качество
4. Наличие элементов роскоши
5. Размеры,прочность или мощность
6. Срок эксплуатации
7. Уровень сложности обслуживания
8. Универсальность
9. Безопасность
Эффективность операционной системы определяется по 3 направлениям:
· Маркетинговому
· Производственно-техническому
· Экономическому.
В основе маркетинговой системы лежит жизненный цикл товара.
Жизненный цикл - промежуток времени с момента зарождения идеи о товаре до момента снятия его с рынка.
Этапы:
1этап. Зарождения товара.
2этап. Выведение товара на рынок.
3этап. Роста товара
4этап. Стабилизации
5этап. Спада
Производственно-техническая оценка осуществляется по показателю производственной мощности- максимальное количество продукции кот может быть выпущена на факт имеющемся оборудовании при условии ее полной загрузки за определенный промежуток времени
Квн-коэффициент выполнения норм
Кшв-коэффициент штучного времени
Квд действительный фонд полезного времени.
Для системы организационного планирования необходимо учесть возможность изменения производственной мощности в течение планового периода.
Основными причинами изменения произв.мощности в течение планового периода является:
1. Установка новых едениц оборудования взамен устаревших или аварийных
2. Ввод в действие новых мощностей
3. Износ оборудования
4. Модернизация оборудования
5. Изменение производительности оборудования в связи с интенсификацией режима его работы или в связи с изменением качества сырья,изменение действия различных катализаторов и тд.
6. изменение в структуре исходных материалов
7. организация внеплановых ремонтов и текущего обслуживания
8. изменение специализации производства и т.п.В этом случае в расчетах используют среднегодовую производственную мощность.
Экономическое направление оценивается по таким показателям как:
· экономичность системы,
· прибыльность,
· к-т финансовой автономности системы,
· рентабельность и т.д
Структурно построение опер.систем опирается на понятие организационной системы и ее внутренней структуры. Проектирование организационных систем предполагает решение след.вопросов
· Разделение труда и специализация
· Департаментализация и кооперация
· Координация
· Масштаб управляемости и контроля
· Организационная иерархия и ее звенность
· Распределение прав и ответственности
· Централизация и децентрализация
· Дифференциация и интеграция
Классифицировать организационные системы можно по 3 направлениям:
1. по взаимоотношению с внешней средой выделяют
-механистические
-органические
2. По взаимодействию подразделений:
-традиционные
-дивизиональные
-матричные
3. По взаимодействию с человеком:
-корпоративный
-индиуалистический
11.04.13
Механистическая система является аналогом бюрократии Макса Вебера, характеризуется использованием формальных правил и процедур централизованным принятием решений узко-определенной ответственностью и жесткой иерархией власти.
Основные элементы:
1)консервативная негибкое внутреннее построение
2)набор устойчивых стандартизованных задач
3)явное и скрытое сопротивление переменам
4)власть проистекает из уровня иерархии и позиции в организации
5)преобладание иерархической системы контроля
6)коммуникационное построение в основном по вертикали по нисходящей
Условия применения
1.В организации цели и задачи общеизвестные
2.Вся организационная работа четко и однозначно делится на отдельные операции
3.Общая цель организации достаточно проста и может быть достигнута по средствам централизованного планирования
4.Выполнение работы индивидам может быть легко и достоверно измерено
5.Денежное вознаграждение является ведущим активным мотиватором
6.Власть руководителя признается как законна
Органический подход характеризуется слабым или умеренным использованием правил и процедур, широким привлечением работников к их принятию решений, децентрализацией, гибкостью структуры и малым числом уровней управления.
Основные элементы:
1)Адаптивное внутреннее построение
2)Динамичные не жестко закрепленные задачи
3)Постоянная готовность и нацеленность на переменные
4)Базой власти является знания и опыт
5)В системе контроля привалируют самоконтроль и контроль коллег
6)Система коммуникации многонаправленна
Условия применения:
1.Организационные цели определены и формулированы не четко
2.Задачи не имеют четко очерченных границ
3.Уровень решаемых задач сложный, очень сложный или экспертный
4.Измерение работы индивида либо сильно затруднено либо невозможно
5.В системе мотивации преобладают мотиваторы высшего уровня
6.Авторитет власти завоевывается и требует постоянного подкрепления
Традиционная организация представляет собой комбинацию линейной и функциональной департаментализации.
Линейная департаментализация предполагает относительную автономность в работе, характеризуется простыми и одномерными связями,а также возможностью самоуправления(стр.33схема.)
Функциональная департаментализация возникает при развитии специал.работ связанных с получение и распределением ресурсов, т.е все специализированные работы группируются именно вокруг ресурсов.
В условиях заводского производства линейное подразделения обычно выполняют основную производственную работу, а специализированные подразделения созданные на функциональной основе выполняют вспомогательную и обеспечивающую функцию.
Область применения дивизиональных схем это много продуктовое пр-во,территориально разобщенное пр-во и многонациональные компании. Эффективность дивизионального построения проявляется в мало динамичном внешнем окружении.в условиях невысокой зависимости от технических нововведений,а также в условиях крупно масштабного производства.
Матричная организация (стр.35).предполагает включение элементов специализированной схемы таких как целевая группа, временная рабочая группа, управление по проекту … в общую организационную схему. Матричная схема работает только в условиях органического подхода, т.к в ее основе лежат неформальные, косвенные, горизонтальные коммуникации. Основными проблемами матричного построения явл-ся:
1.Трудности в принятии решения из-за системы двойного подчинения
2.Борьба за власть между линейными и функциональными руководителями
3.Наличие тенденций к анархии в матричной части структуры
4.Развитие группового мышления
Корпоративные и индивидуалистические(стр.35-36) самостоятельно
С переходом общества в современное состояние возникла необходимость в создании новых информационных структур. Уровень информационности общества определяется 3 факторами:
· Любой человек или группа в любое время и в любом месте имеют доступ через автоматизированные и компьютеризированные системы связи к любой необходимой информации.
· Любой человек или группа умеют использовать современные информационные технологии для решения проблем
· Любой человек или группа а также общество в целом имеют необходимые средства,инфраструктуру и социальную базу для производства и воспроизводства необходимой информации.
4типа структур:
1)Эдхократическая
2)Многомерная
3)Партисипативная
4)Предпринимательская