Портовое регулирование в Свободных таможенных зонах РФ




Мги им. Е.Р. Дашковой

Реферат

По дисциплине: Свободные экономические зоны

Тема: Портовое регулирование в Свободных таможенных зонах РФ

Студент: Мерзляков К.С.

Преподаватель: Пиманов А.К.

Специальность: Таможенное дело

 

Москва 2013


Содержание

 

Введение

. Свободные таможенные зоны в Таможенном союзе

. Портовое регулирование в Свободных таможенных зонах РФ

Заключение

Список используемых источников


Введение

Современный период развития рыночной экономики в России характеризуется этапом модернизации, в числе факторов которой называются переход на инновационный путь развития, повышение научно-технического потенциала и инвестиционной привлекательности. Последнее, в частности, возможно в случае ведения государственной политики, направленной, на создание благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности, защиту внутреннего рынка, повышение конкурентоспособности отечественной продукции. В стимулировании развития отраслей народного хозяйства невозможно обойтись без использования общепринятых и доказавших свою эффективность инструментов: льготного кредитования и налогообложения, предоставления государственных гарантий под внешнее финансирование производства, предоставления определенного «пакета» льгот и привилегий инвесторам, государственного содействия в продвижении российской продукции на внешние рынки.

Создание особых экономических зон в различных формах является одним из путей обеспечения экономического роста страны.

Они играют значительную роль в мировой экономике и являются одним из самых эффективных способов интеграции в мировую экономику, привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику, а так же освоения новейших технологий и инноваций.

В России системное развитие особых экономических зон началось в 2005 году, с момента принятия Федерального Закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

Результатом такого развития становится интерес зарубежных инвесторов к особым экономическим зонам Российской Федерации, их интенсивное развитие.

1.
Свободные таможенные зоны в Таможенном союзе

 

Отношения в сфере особых экономических зон в Российской Федерации регулируются Соглашением <https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_102087/> по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года (далее - Соглашение о СЭЗ), иными актами таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее - Таможенный союз), законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах и иным законодательством Российской Федерации. Отношения в сфере особых экономических зон могут также регулироваться указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах. Подпункт 15 пункта 1 ст. 202 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС) устанавливает в качестве одного из видов таможенных процедур процедуру свободной таможенной зоны.

В соответствии с п.1 ст. 9 Соглашения таможенная процедура свободной таможенной зоны может применяться на территории свободной экономической зоны или части ее территории. Свободная (специальная, особая) экономическая зона (далее - СЭЗ) - это часть территории государства - члена Таможенного союза в пределах, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, на которой действует особый (специальный правовой) режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

Особые экономические зоны могут создаваться на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленных во владение и (или) в пользование гражданам или юридическим лицам, а также на земельных участках, находящихся в собственности граждан или юридических лиц. Указанные земельные участки должны принадлежать к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения либо земель населенных пунктов. Туристско-рекреационные особые экономические зоны также могут создаваться на земельных участках, принадлежащих к категории земель особо охраняемых территорий и объектов или земель лесного фонда, земель сельскохозяйственного назначения. Допускается включать в границы особых экономических зон земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленные во владение и (или) в пользование гражданам или юридическим лицам, а также земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, находящиеся в собственности граждан или юридических лиц.

Согласно ст. 4. Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" на территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:

) промышленно-производственные особые экономические зоны;

) технико-внедренческие особые экономические зоны;

) туристско-рекреационные особые экономические зоны;

) портовые особые экономические зоны.

Промышленно-производственные особые экономические зоны создаются не более чем на трех участках территории, площадь которых составляет не более чем сорок квадратных километров. Технико-внедренческие особые экономические зоны создаются не более чем на трех участках территории, общая площадь которых составляет не более чем четыре квадратных километра. Туристско-рекреационные особые экономические зоны и портовые особые экономические зоны создаются на одном или нескольких участках территории. Портовые особые экономические зоны создаются на участках территории, прилегающих к морским портам, речным портам, открытым для международного сообщения и захода иностранных судов, к аэропортам, открытым для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и могут включать в себя части территорий и (или) акваторий морских портов, речных портов, территорий аэропортов.

Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции.

Для обеспечения указанных целей создания особых экономических зон особые экономические зоны одного типа или нескольких типов могут быть объединены решением Правительства Российской Федерации в кластер.

Основной особенностью таможенной процедуры свободной таможенной зоны является то, что товары, ввезенные на территорию СЭЗ и помещенные под процедуру свободной таможенной зоны, рассматриваются для целей применения таможенных пошлин, налогов и мер нетарифного регулирования как находящиеся вне таможенной территории Таможенного союза.

Товары, помещенные под данную процедуру, сохраняют свой статус - иностранные товары остаются иностранными, а товары Таможенного союза - товарами Таможенного союза.

Лицами, осуществляющими деятельность на территории свободной экономической зоны, являются резиденты - юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории государства - члена Таможенного союза в порядке, установленном законодательством этого государства, и включенные в реестр резидентов свободных (специальных, особых) экономических зон.

Кроме того, помещению под описываемую таможенную процедуру подлежат товары, предназначенные лицам, не являющимися резидентами СЭЗ, для размещения на территории портовой или логистической СЭЗ, если такие лица заключили с резидентом портовой или логистической СЭЗ договор об оказании услуг по складированию (хранению) товаров и связанных с таким хранением грузовых операций.

Срок действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны ограничен сроком функционирования самой СЭЗ либо сроком, в течении которого лицо, поместившее товары по указанную таможенную процедуру, имеет статус резидента СЭЗ, либо принятием специального решения о прекращении применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории СЭЗ.

Свободные экономические зоны на территории Таможенного союза, безусловно, являются фактором, который способен содействовать созданию благоприятного инвестиционного климата. В то же время законодательная неурегулированность отдельных моментов может повлечь снижение инвестиционной привлекательности свободных экономических зон для потенциальных инвесторов.

 

Портовое регулирование в Свободных таможенных зонах РФ

 

Портовые особые экономические зоны создаются на территориях морских портов и речных портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных судов, территориях аэропортов, открытых для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, а также на территориях, предназначенных в установленном порядке для строительства, реконструкции и эксплуатации морского порта, речного порта, аэропорта. Портовые особые экономические зоны не могут включать в себя имущественные комплексы, предназначенные для посадки пассажиров на суда, их высадки с судов и для иного обслуживания пассажиров.

Портовые особые экономические зоны создаются на участках территории, которые имеют общую границу и площадь которых составляет не более чем пятьдесят квадратных километров. Регулирование вопросов об увеличении указанной площади осуществляется постановлением Правительства Российской Федерации. Особая экономическая зона, за исключением портовой особой экономической зоны, создается на двадцать лет. Портовые особые экономические зоны создаются на сорок девять лет. Срок существования особой экономической зоны продлению не подлежит.

Резидентом портовой особой экономической зоны признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона (на территории одного из муниципальных образований, если портовая особая экономическая зона расположена на территориях нескольких муниципальных образований), и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".

Резидент портовой особой экономической зоны вправе осуществлять в особой экономической зоне только портовую деятельность, а также в предусмотренных соглашением об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне случаях деятельность по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта. Под портовой деятельностью понимаются следующие осуществляемые на территориях морских портов, речных портов, аэропортов виды деятельности:

складирование и хранение товаров, а также оказание транспортно-экспедиторских услуг;

снабжение и снаряжение судов или воздушных судов, в том числе судовыми припасами, бортовыми запасами, оснащение судов или воздушных судов;

ремонт, техническое обслуживание, модернизация морских и речных судов, воздушных судов, авиационной техники, в том числе авиационных двигателей и других комплектующих изделий;

переработка водных биологических ресурсов;

операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (упаковка, сортировка, переупаковка, деление партии, маркировка и тому подобные операции);

простые сборочные и иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара, в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации;

биржевая торговля товарами;

оптовая торговля товарами.

Товары, размещаемые и (или) используемые в портовой особой экономической зоне, считаются помещенными под таможенный режим свободной таможенной зоны с момента их ввоза в портовую особую экономическую зону, что не освобождает лиц от соблюдения запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Лица обязаны декларировать товары, ввозимые в портовую особую экономическую зону. Таможенное оформление таких товаров осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.

Товары, ввозимые в портовую особую экономическую зону в целях строительства, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта, а также товары, ввозимые в портовую особую экономическую зону с остальной части таможенной территории Российской Федерации и не помещенные за пределами портовой особой экономической зоны под таможенный режим, применимый к вывозимым товарам, подлежат декларированию в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны. Таможенная декларация на товары, ввозимые в портовую особую экономическую зону с остальной части таможенной территории Российской Федерации, подается не позднее пятнадцати дней со дня их ввоза в портовую особую экономическую зону. В остальных случаях товары при ввозе в портовую особую экономическую зону подлежат таможенному оформлению без применения таможенной процедуры декларирования с учетом следующих положений:

) при ввозе в портовую особую экономическую зону иностранных товаров с территорий иностранных государств в отношении таких товаров совершаются только те таможенные операции, которые в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации совершаются при прибытии товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

) при ввозе в портовую особую экономическую зону иностранных товаров и российских товаров с остальной части таможенной территории Российской Федерации в таможенный орган представляются таможенные документы, которые подтверждают, что за пределами портовой особой экономической зоны эти товары были помещены под таможенный режим, применимый к вывозимым товарам, или под специальную таможенную процедуру.

В отношении ввозимых в портовую особую экономическую зону с остальной части таможенной территории Российской Федерации товаров, помещенных под таможенный режим, применимый к вывозимым товарам, за пределами портовой особой экономической зоны, действие предыдущего таможенного режима приостанавливается на период нахождения товаров в портовой особой экономической зоне в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны и возобновляется при убытии указанных товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации, за исключением случая, предусматривающего изменение предыдущего таможенного режима в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации. Предыдущий таможенный режим, применимый к вывозимым товарам, может быть изменен на другой таможенный режим при вывозе товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации или при их ввозе на остальную часть таможенной территории Российской Федерации.

При ввозе товаров в портовую особую экономическую зону освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость и акцизов, возмещение или возврат ранее уплаченных сумм налога на добавленную стоимость и акциза производится в отношении российских товаров, помещенных за пределами портовой особой экономической зоны под таможенный режим, применимый к вывозимым товарам, если такие освобождение, возмещение или возврат предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах при фактическом вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также в отношении российских товаров, которые помещены под таможенный режим свободной таможенной зоны и декларирование которых производилось путем подачи таможенной декларации.

При вывозе товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, за пределы особой экономической зоны (за исключением перемещения товаров в другую особую экономическую зону в целях их использования и (или) размещения в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны) или при передаче этих товаров нерезиденту особой экономической зоны в промышленно-производственной или технико-внедренческой особой экономической зоне действие таможенного режима свободной таможенной зоны должно быть прекращено в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.

При убытии из портовой особой экономической зоны товаров, помещенных под таможенный режим, применимый к вывозимым за пределы таможенной территории Российской Федерации товарам, резидент портовой особой экономической зоны представляет в таможенный орган транспортные (перевозочные) документы, подтверждающие, что местом разгрузки (портом, аэропортом разгрузки) является место, находящееся за пределами таможенной территории Российской Федерации (коносамент, морская накладная, грузовая накладная или иной подтверждающий факт приема товаров к международной перевозке документ). Если транспортное средство, которое убывает с таможенной территории Российской Федерации и на котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации, будет совершать хотя бы одну промежуточную остановку в морском порту, речном порту, аэропорту, расположенных на таможенной территории Российской Федерации, резидент портовой особой экономической зоны не позднее трех дней со дня убытия товаров из последнего морского порта, речного порта, аэропорта обязан представить в таможенный орган, выдавший разрешение на убытие товаров из портовой особой экономической зоны, документы, подтверждающие их фактическое убытие за пределы таможенной территории Российской Федерации.

В случае утраты товаров (за исключением случая, если товары уничтожены либо безвозвратно утеряны вследствие аварии, действия непреодолимой силы или естественной убыли при нормальных условиях хранения) или их вывоза из портовой особой экономической зоны без разрешения таможенного органа резидент портовой особой экономической зоны уплачивает таможенные пошлины, налоги, подлежащие уплате при вывозе товаров из портовой особой экономической зоны на остальную часть таможенной территории Российской Федерации в соответствии с правилами, предусмотренными таможенным законодательством Российской Федерации.

При ввозе в портовую особую экономическую зону российских товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза и налоговых вычетов в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика в течение 180 дней со дня ввоза указанных товаров в портовую особую экономическую зону представляются следующие документы:

) контракт (копия контракта), заключенный с резидентом особой экономической зоны;

) копия свидетельства о регистрации лица в качестве резидента особой экономической зоны, выданная федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, или его территориальным органом;

) таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны или при ввозе в портовую особую экономическую зону российских товаров, помещенных за пределами портовой особой экономической зоны под таможенный режим экспорта, таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта, и таможенного органа, который уполномочен на совершение таможенных процедур и таможенных операций при таможенном оформлении товаров в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны и в регионе деятельности которого расположена портовая особая экономическая зона;

) документы, подтверждающие передачу товаров резиденту портовой особой экономической зоны;

) документы, определенные подпунктом 1 пункта 7 настоящей статьи, в случае ввоза в портовую особую экономическую зону товаров, помещенных за пределами портовой особой экономической зоны под таможенный режим экспорта.

зона экономический портовый таможенный


Заключение

 

Основной отличительной чертой процесса создания СЭЗ в России является его политизированность в ущерб экономической сути, вопросы создания зон решаются стихийно, при отсутствии четких критериев и достаточной нормативно-правовой базы.

В отношении вопроса о свободных зонах российское руководство до сих пор действовало весьма непоследовательно. Оно то, поддаваясь давлению регионов, щедро раздавало льготы, то отбирало их, обосновывая это общегосударственными интересами. В результате большинство СЭЗ, организованных в начале 2000г, фактически лишились сегодня основной части ранее предоставленных федеральных преференций.

Решения о создании новых СЭЗ продолжают приниматься так же, как и ранее, т.е. чисто декларативно, без концептуального обеспечения и механизма реализации. В итоге остается нереализованной главная экономическая идея СЭЗ - стимулирование предпринимательской активности через выборочную либерализацию инвестиционного климата.

В России создаются портовые особые экономические зоны. Соответствующее постановление подписал премьер-министр Владимир Путин. Согласно документу, они будут функционировать в Советской гавани на Дальнем Востоке и Ульяновской области в Среднем Поволжье. В первом случае ОЭЗ создается на базе морского порта, во втором - аэропорта.

Вместе с тем, исходя из мирового опыта, курс на организацию СЭЗ мог бы способствовать решению ряда приоритетных для страны проблем в области стабилизации и подъема экономики, возрождения регионов, укрепления федерализма, развития внешнеэкономической деятельности и международных контактов. Однако отсутствие в РФ надежной правовой базы по созданию и функционированию СЭЗ, а у правительства - четкой концепции о роли СЗЗ в российской экономике переходного периода не позволяет вопросу о свободных зонах находиться в контексте важнейших направлений текущей политики.

Проблемы СЭЗ в РФ:

неурегулированность нормативно-правовой базы;

отсутствие четко сформулированных целей;

противоречия между интересами отдельных регионов и перспективами развития Федерации в целом;

недостаток (и на федеральном, и на региональном уровне) средств на обустройство создаваемой зоны;

отсталость инфраструктуры.

Эти проблемы являются основными факторами, тормозящими эффективную работу существующих и создание новых СЭЗ.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: