Принятие управленческих решений в структурном подразделении организации




Задание 1

Ознакомившись с ситуациями, ответьте на следующие вопросы и результаты занесите в таблицу.

1. Старший продавец Антонова И.И. магазина «Спорт-мастер» подала заявление с просьбой об увольнении. Заведующий магазином принял решение об удовлетворении ее просьбы.

2. В связи с предстоящей реорганизацией производства и сокращением штатов руководитель поручил назначенному им бригадиру подобрать работников бригады.

3. В связи с недостатком подачи электроэнергии министерство атомной энергетики приняло решение о строительстве Смоленской АЭС.

4. К руководителю предприятия обратился молодой специалист с жалобой, что его обошли с премией. Распределение премии по КТУ происходило на собрании трудового коллектива отдела, когда молодой специалист был в командировке. Руководитель согласился с мнением коллектива отдела.

5. В магазине «Продукты 24 часа» в связи с увеличением объема товарооборота возросли затраты ручного труда и численность работников, связанных с погрузочно-разгрузочными операциями.

6. Директор магазина поручил техническому отделу приобрети автопогрузчик.

7. Директор организации стал замечать, что резко ухудшилась дисциплина: участились опоздания, прогулы, увеличилась текучесть кадров. Директор организации принял решение о создании системы материальных штрафных санкций.

 

Таблица

 

№ п/п Характе­ристики и вид прини­маемого решения Лица, уча­ствующие в процессе принятия решения Уровни принятия решения Информа­ция необ­ходимая для принятия решений Возмож­ные аль­тернатив­ные реше­ния
  Увольнение старшего продавца; Решение основанное на суждении Старший продавец, заведующий магазином. Решения на уровне индивида Заявление Выяснить причину, уволить, или нет  
  Подбор работников бригады; Организационное решение Руководитель, бригадир Решения на уровне организации: Решение носит групповой характер. Управление групповым процессом Необходимое количество работников, критерии по которым происходит подбор работников. Подбор наиболее Квалифицирован– ных работников
  Строительство Смоленской АЭС; Рациональное решение ми­нистерство атомной энергетики Решения на уровне организации: Создание соответствующей среды Будет ли достаточное количество подачи электроэнергии после строительства АЭС Экономия электроэнергии
  Решение основанное на суждении Специалист, руководитель предприятия Решение на уровне индивида Был ли выполнен план работы специалистом Выплата премии специалисту
  Организационное незапрограммированное решение Руководитель Решения на уровне организации: Решение носит групповой характер. Управление групповым процессом Действительно ли затраты магазина стали возрастать в связи с увеличением работников Сокращение части работников
  Организационное запрограммированное решение Директор, технический отдел Решение на уровне индивида: Взятие риска на себя Критерии, по которым будет выполнена покупка автопогрузчика, его стоимость Поручение покупки автопогрузчика другим сотрудникам
  Создание системы материальных штрафных санкций. Решение основанное на суждении Директор Решение на уровне индивида: Создание и выбор альтернатив Будет ли улучшение дисциплины работников Создание Системы штрафных санкций

 

Задание 2

Определите управляемые, слабоуправляемые и неуправляемые факторы внешней среды на основе содержания интервью А.Г. Тулеева, губернатора Кемеровской области «Кому нужна русская сталь?».

Укажите возможные пути решения проблемы выхода из кризиса металлургической отрасли. Каковы последствия несвоевременного решения проблемы?

Ситуация

«Кому нужна русская сталь?»

Мировой металлургический рынок испытывает сейчас не лучшие времена. Основная причина – ухудшение конъюнктуры на мировом рынке цветных и особенно черных металлов. Так, при ежегодном выпуске сталелитейной промышленности в объеме 850 миллионов тонн, 250 миллионов тонн – это переизбыток продукции. Цены на сталь за последние 20 лет упали до рекордно низкой отметки.

В октябре нынешнего года в России с визитом побывал министр торговли США. Так вот он буквально потребовал от российского правительства сокращения выпуска металлургической продукции минимум на 10%.

В самих США сталелитейные компании планируют сократить годовую выплавку стали на целых 20%. Не лучше сейчас положение и в цветной металлургии. Цена одной тонны алюминия на сырьевых биржах упала с $ 1 700 в начале нынешнего года до $ 1 200-1 300 в октябре. Мы очень сильно привязаны к мировому рынку. Наш внутренний рынок еще очень слабый и не может «переварить» те объемы продукции, которые выпускаются нашими комбинатами.

Кроме того, стабильным потребителем российской стали был Китай, но в последнее время он начал быстро наращивать объемы выплавки собственной стали и отказываться от импорта.

Впервые за последние годы в черной металлургии Кузбасса получен отрицательный финансовый результат. Убытки за 10 месяцев составили около 300 миллионов рублей.

На положении отрасли негативно сказывается перманентный рост цен и тарифов на услуги естественных монополий. За 10 месяцев нынешнего года, по сравнению с соответствующим периодом прошлого, тарифы на электроэнергию подскочили на 67%, железнодорожные тарифы взлетели от 29% до 100% в зависимости от категории перевозимой продукции. Сегодня энергетики и железнодорожники ежегодно «откачивают» из наших металлургических комбинатов до 45% всех вырученных ими средств от производства продукции. А если учесть еще и оплату перевозок экспортной продукции, то цифра окажется еще более внушительной: 52,5% – более половины выручки производителя. Основной потребитель металла – это промышленно развитая европейская часть страны, экспорт направляется в основном через западную границу России.

- управляемые (регулируемые) - факторы, характеризующие качество работы коллектива (уровень организации производства и труда, качество управленческой работы, степень использования ресурсов и др.);

- условно управляемые (труднорегулируемые) - факторы и условия, обладающие большой инерцией, т. е. зависящие в основном от предыстории функционирования управляемого объекта и с трудом поддающиеся воздействию со стороны ЛПР (объем и структура основных производственных средств, характеристики технического уровня производства, структура промышленно-производственного персонала);

- неуправляемые (нерегулируемые) - факторы и условия, которые не могут быть изменены субъектом управления (климатические и геологические условия, условия реализации продукции и др.).

Согласно интервью А.Г. Тюлеева,

К управляемым относятся такие факторы, как:

Переизбыток продукции на 250 млн тонн;

Убытки в Кузбассе – 300 млн руб.;

Повышение тарифов на электроэнергию, ж/д тарифы, 45 % от выручки;

Перевозка экспортной продукции- 52,5 % от выручки.

К слабоуправляемым:

Отказ Китая от российской металлургической продукции;

Зависимость к мировому рынку;

Основная часть экспорта производится через Запад.

К неуправляемым:

Давление США о сокращении выпуска металлургической продукции.

Возможные пути решения проблемы выхода из кризиса металлургической отрасли состоят в том, что можно увеличить качество продукции, т.к. качество продукции в современных экономических условиях стало важнейшим фактором конкурентоспособности предприятия. Можно сказать и так, что качество продукции - это зеркало работы предприятия, и в этом зеркале объективно отражается уровень применяемой техники, технологии и управления. Качество продукции как экономическая категория тесно связано и в значительной степени формирует такие экономические показатели работы предприятия, как себестоимость, цена, прибыль, рентабельность и др. Таким образом, высокий уровень качества продукции для государства означает ускорение НТП, повышение эффективности общественного производства и экспорта, могущество и процветание.

Также немалую роль играет снижение затрат на производство. В условиях свободной конкуренции цена продукции, произведенной предприятиями (фирмами), выравнивается автоматически. На нее воздействуют законы рыночного ценообразования. В то же время каждый предприниматель стремится к получению максимально возможной прибыли. И здесь помимо факторов увеличения объема производства продукции, продвижения ее на незаполненные рынки возникает проблема снижения затрат на производство и реализацию этой продукции, снижения издержек производства. В традиционном представлении к важнейшим путям снижения затрат относится экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве, - трудовых и материальных. Так, значительную долю в структуре издержек производства занимает оплата труда (в промышленности России - 13-14%, развитых стран - 20-25%), поэтому актуальна задача снижения трудоемкости выпускаемой продукции, роста производительности труда, сокращения численности административно-обслуживающего персонала.

Экономия электроэнергии поможет снизить затраты предприятия. Для решения обозначенной проблемы главный инструмент – вести прозрачный, качественный учёт электричества. Благодаря учёту потребляемой энергии предприятия можно оптимизировать производство, исключить нецелевое использование электроснабжения, прогнозировать затраты и анализировать энергоемкость отдельных объектов, что приведёт к значительной экономии электроэнергии и, как следствие, денежных средств. Снизить расход электричества позволит также оптимизация всех режимов работы оборудования на заводе и замена всех ламп накаливания на энергосберегающие.

Рациональное энергосбережение на предприятии возможно и доступно. Достаточно воспользоваться принципом рационального энергосбережения, стремиться помочь промышленной компании выйти на новый уровень энергопотребления, экономить на расходах за электричество посредством современного энергосберегающего и учитывающего оборудования.

Имеет место также расширение рынка металлургической продукции на мировом рынке, а так же в странах Азии.

Важнейшим направлением государственной промышленной политики в отношении металлургии на современном этапе является создание таких общих условий для работы предприятий отрасли, которые бы соответствовали условиям развития металлурги в странах - крупнейших участниках мирового рынка металлов. В контексте этой задачи обеспечение конкурентоспособности металлургической промышленности России на мировом рынке предполагает реализацию ряда государственных мер в области налоговой, таможенной и тарифной политики, а также внешней торговли.

Кризис в бизнесе представляет собой опасную угрозу выживания компании. Это период неустойчивого положения и приближения серьезных преобразований. Результат этих изменений может быть либо позитивный, либо весьма неутешительный. В борьбе с кризисом важно не только выявить проблему, но и эффективно ее предотвратить. С этой целью необходимо постоянно наблюдать за внутренней средой предприятия, при этом своевременно обнаруживать возникающие проблемы и адекватно на них реагировать.

Последствия несвоевременного решения проблемы:

Сокращается стоимость бизнеса;

Снижаются цены на товары

В период кризиса обычно снижаются цены на товары, производимые предприятиями и организациями. Это касается и экспортных цен, и цен на внутреннем рынке. В результате многие компании из прибыльных превращаются в убыточные и должны предпринять серьезные меры, чтобы сократить издержки, поднять производительность труда, изменить ассортимент, чтобы избежать крупных убытков.

При этом снижение цен сопровождается обычно сокращением спроса, что затрудняет действия компании по снижению себестоимости из-за увеличения постоянных расходов. Особенно сильно спрос падает на относительно дорогие, элитные товары и больше перемещается в сторону более дешевых товаров.

Обостряется конкуренция

Часто усиливается давление со стороны конкурентов. Конкуренция обостряется, поскольку она ведется в условиях кризиса не за получение немного большей или меньшей прибыли, а час-то за выживание предприятий и организаций. Ведется борьба за жизнь или смерть фирмы. Поэтому эта борьба ведется часто бескомпромиссно, очень жестко, и хозяйствовать в этих условиях, вдвойне и втройне сложнее. Часто эта борьба сопровождается распространением слухов о плохом качестве изделий конкурента, их скрытых пороках, бедственном положении конкурента, которому не выжить в сложившихся условиях, и т. д.

Невозврат долгов

Находящемуся в трудных кризисных условиях предприятию контрагенты стараются не возвращать долги (так как предприятие все равно не выживет), выставляются необоснованные требования по предварительным платежам за поставку продукции или дополнительных гарантий.

Трудности в получении кредитов

В кризисных условиях резко возрастают трудности в получении кредитов, а нужда в них возрастает. Приходится мириться с повышенными ставками за кредит, с необходимостью выставлять дополнительные залоги, соглашаться на более быстрый возврат кредита, на сокращение его срока и т. д. Поэтому такие кредиты довольно трудно отдавать в кризисных условиях.

Нет поддержки иностранных партнеров и инвесторов

Поскольку финансово-экономический кризис принял глобальный характер, зарубежные партнеры тоже оказались в трудном кризисном положении и на них в условиях кризиса уже нельзя так надежно опираться, как было раньше. Вместо имевшегося притока валюты в страну, что создавало благоприятную обстановку для привлечения дополнительных средств предприятий и организаций, теперь имеет место большой отток капитала из страны. Ведь приходится отдавать ранее взятые зарубежные займы, не имея возможности их перекредитовать, как это часто делалось раньше.


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

1. Ледовская М.Е., Скрипченко Т.Л., Немченко О.А. Менеджмент: Учебное пособие. – Белгород: Издательство БУКЭП, 2011. – 268 с.

Дополнительная

1. Волкогонова О.Д. Стратегический менеджмент: учеб. для сред.проф.образования - М.: Инфра-М, 2007. - 255 с.

2. Грибов В.Д. Менеджмент: Учебное пособие для сред. проф. образования. – М.: КноРус, 2011. – 275 с.

3. Кнышова Е.Н. Менеджмент: учеб. пособие для сред. проф. образования - М.: Форум, 2010. - 303 с.

4. Ледовская М.Е., Немченко О. А. Менеджмент: Задания и методические рекомендации для самостоятельной работы. – Белгород: Кооперативное образование, 2009. – 39 с.

5. Ледовская М.Е., Немченко О. А. Менеджмент: Учебные задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов. – Белгород: Кооперативное образование, 2008. – 163 с.

6. Семенов А.К., Маслова Е.Л.Психология и этика менеджмента и бизнеса: учеб. пособие для сред. проф. Образования. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Дашков и К, 2008. - 275




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: