Правовое регулирование гражданства детей в Советской России




В советской России вопрос о гражданстве детей впервые был поставлен в Кодексе об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР, утвержденном постановлением ВЦИК 22 октября 1918 г. (СУ РСФСР. - 1918. - № 76-77. - Ст. 818). Статья 147 Кодекса устанавливала, что при разногражданстве родителей, из которых один был гражданином РСФСР, гражданство детей определялось предварительным соглашением родителей, заявленным в загсе. В случае отсутствия такого соглашения дети признавались российскими гражданами, причем им было предоставлено по достижении совершеннолетия право избрать гражданство другого родителя (мальчики с 18 лет, девочки с 16 лет).

Таким образом, разрешая вопрос о гражданстве несовершеннолетних детей при разногражданстве родителей, Кодекс закрепил равенство прав отца и матери, положив в основу правовой регламентации гражданства детей принцип соглашения родителей.

Порядок определения гражданства детей в случае изменения гражданства их родителей регулировался декретом СНК РСФСР от 22 августа 1921 г. "О принятии иностранцев в российское гражданство" (СУ РСФСР. - 1921. - № 62. - Ст. 437.). В соответствии с ним (ст. 7) при переходе в российское гражданство обоих супругов дети моложе 18 лет следовали гражданству родителей. При разногражданстве супругов дети младше 14 лет оставались в прежнем гражданстве, если между родителями не состоялось по этому предмету иного соглашения. Дети, достигшие 14-летнего возраста, имели право заявить о желании следовать гражданству одного из родителей.

Закрепленное декретом правило о том, что гражданство детей изменяется соответственно гражданству родителей, свидетельствует о принятии законодателем "принципа крови". Вместе с тем в декрете устанавливалось положение, согласно которому волеизъявление детей (желание или нежелание приобрести советское гражданство) имело существенное значение для признания у них этого гражданства лишь по достижении 14 лет. Воля детей моложе 14 лет не оказывала влияния на решение вопроса об изменении их гражданства.

Более подробную правовую регламентацию вопрос о гражданстве детей получил в Положении о союзном гражданстве 1924 г.

Как уже отмечалось, Положение содержало следующие правила (ст. 4):

а) гражданами союзных республик и тем самым Союза ССР признавались лица, оба родителя которых являлись гражданами Союза ССР, где бы эти лица ни родились;

б) гражданами союзных республик и тем самым Союза ССР признавались лица, один из родителей которых к моменту рождения их состоял гражданином СССР, при условии, что хотя бы один из родителей в тот момент проживал на территории Союза ССР;

в) в том случае, если один из родителей в момент рождения этого лица состоял гражданином Союза ССР, причем оба родителя в этот момент проживали вне территории Союза ССР, гражданство лица определялось соглашением родителей. По достижении совершеннолетия такое лицо могло приобрести гражданство Союза ССР в упрощенном порядке.

Согласно Положению изменение гражданства одного из родителей, обладавших советским гражданством и проживавших на территории СССР, не оказывало влияния на гражданство их детей. При изменении гражданства одного из родителей, проживавших вне территории СССР, гражданство их детей обусловливалось соглашением родителей. Таким образом, Положение особое значение придавало территориальному началу.

В случае изменения гражданства обоих родителей, т.е. когда они либо приобретали советское гражданство, либо теряли его, дети до 14лет следовали гражданству своих родителей. За детьми, достигшими 14-летнего возраста, сохранялось их прежнее гражданство. Однако Положение предусматривало, что в случае, если отдельные лица перестали быть гражданами Союза ССР в силу выбытия их родителей из советского гражданства, этим лицам предоставлялась возможность приобрести гражданство Союза ССР путем подачи заявления в губернский, областной или соответствующий губернскому исполком. Такая возможность свидетельствовала о закреплении в Положении принципа предпочтительности советского гражданства перед иностранным.

Анализ норм Положения 1924 г. позволяет сделать вывод и о том, что при регламентации гражданства детей в случае изменения гражданства родителей возраст детей принимался во внимание только на территории СССР. За границей, независимо от того, достигли дети 14 лет или нет, гражданство детей определялось соглашением родителей, которым предоставлялась возможность распоряжаться судьбой детей как моложе, так и старше 14 лет.

Установленные Положением 1924 г. условия признания гражданства детей отличались излишней сложностью. Поэтому в соответствии с Положениями о гражданстве СССР 1930 и 1931 гг. для признания советского гражданства детей уже было достаточным, чтобы в момент рождения лица гражданством Союза ССР обладали оба или хотя бы один из родителей. Место рождения не имело значения.

В упомянутых актах несколько иначе регламентировался и вопрос о гражданстве детей при изменении гражданства их родителей. Так, если оба родителя приобретали советское гражданство или выходили из него, то дети моложе 14 лет следовали новому гражданству родителей. Для перехода вместе с родителями в гражданство Союза ССР детей в возрасте от 14 лет до совершеннолетия (т.е. до 18 лет) требовалось согласие последних.

Если советское гражданство приобретал лишь один из родителей, то же гражданство приобретали по особому заявлению этого родителя его несовершеннолетние дети, находящиеся при нем. Для принятия в советское гражданство детей, достигших 14-летнего возраста, требовалось их согласие. При этом дети до 14 лет, оставшиеся при родителе-иностранце после смерти другого родителя - советского гражданина - или после утраты им полностью связи с детьми, следовали гражданству родителя-иностранца на основании его особого о том заявления. Если один из родителей умер или полностью утратил связь с детьми, а другой вышел из советского гражданства, дети до 14 лет приобретали гражданство последнего родителя на основании его заявления.

Таким образом, в советском законодательстве окончательно утверждалось положение, согласно которому волеизъявление детей имело существенное значение для признания у них этого гражданства лишь по достижении 14 лет.

Закон о гражданстве СССР 1938 г. более полно, хотя и менее дифференцированно, регулировал гражданство детей при изменении гражданства родителей (ст. 6). В качестве основополагающего начала закон использовал такое положение, когда оба родителя изменили свое гражданство, т.е. либо оба стали гражданами СССР, либо оба вышли из гражданства СССР. При этом определение гражданства детей осуществлялось следующим образом:

а) дети до 14 лет следовали гражданству своих родителей. Советское гражданство признавалось у них только в том случае, если оба родителя приобрели гражданство СССР;

б) при изменении гражданства обоими родителями гражданство детей в возрасте от 14 до 18 лет, т.е. до достижении ими совершеннолетия, могло последовать только с их согласия.

Это исключало, например, случаи приобретения лицом в этом возрасте советского гражданства без его согласия. Такое лицо не могло также потерять советское гражданство в случае выхода из него родителей, если оно не желало этого. Таким образом, указанная норма уже не содержала элемента автоматического признания у лица советского гражданства;

в) в прочих случаях изменение гражданства детей, не достигших 18 лет, могло последовать только в общем порядке.

Все это говорит о том, что ст. 6 Закона о гражданстве не содержала достаточно четкой регламентации гражданства детей при изменении гражданства одного из родителей, т.е. когда лишь один из родителей приобретал гражданство СССР или выходил из него. Законодатель ограничивался лишь указанием на то, что "в прочих случаях" изменение гражданства детей, не достигших 18 лет, могло последовать "в общем порядке".

Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье (абз. 2 ст. 30), а также соответствующие статьи кодексов о браке и семье союзных республик предусматривали, что "при различном гражданстве родителей, из которых один к моменту рождения ребенка состоял гражданином СССР, ребенок признавался гражданином СССР при условии, если хотя бы один из родителей в это время проживал на территории СССР". Отсюда следовало, что: 1) если ребенок родился на территории СССР, т.е. его мать находилась в момент рождения ребенка в СССР, то ребенок считался советским гражданином. Кроме того, достаточно было, чтобы один из родителей (мать или отец ребенка) был к моменту его рождения гражданином СССР. Гражданство другого родителя или безгражданство не влияло на гражданство ребенка; 2) если ребенок родился за границей, но отец ребенка проживал в момент рождения ребенка на территории СССР, ребенок признавался советским гражданином, независимо от того, кто из родителей являлся в это время советским гражданином. И в том, и в другом случае гражданство ребенка возникало в силу рождения.

Иное положение складывалось в случае, если оба родителя (при разном гражданстве) проживали в момент рождения ребенка не на советской территории. Если в момент рождения ребенка "оба родителя проживали вне пределов СССР, гражданство ребенка определяется по их соглашению" (ст. 30 Основ). Таким образом, в этом случае ребенок не приобретал советского гражданства в силу рождения. Законодательство предоставило родителям ребенка право избирать для него советское гражданство. Тем самым законодатель исходил из полного равноправия родителей, равенства прав отца и матери в решении такого важного вопроса, как выбор гражданства ребенка.

Этот принцип, впервые установленный еще в ст. 147 Кодекса об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР 1918 г. был поставлен под сомнение С.В. Черниченко, который полагал, что гражданство ребенка, родившегося за границей, в ряде случаев, независимо от согласия родителей или при отсутствии такого соглашения, будет определяться законом государства, гражданство которого имеет второй родитель, либо законом государства, на территории которого ребенок родился Черниченко С.В. (Наш гражданин // Известия. - 1968. - 14 июня). Однако, думается, прав В.С. Шевцов, который, соглашаясь с мнением С.В. Черниченко в той части, что в отдельных, хотя и весьма редких случаях, подобный порядок действительно не исключает возможность приобретения ребенком двойного гражданства либо вообще утрату всякого гражданства, вместе с тем подчеркивал, что в принципе решение подобных вопросов, носящих исключительный характер, очевидно, возможно в результате заключения специальных международных соглашений, хотя, во-первых, соглашение родителей при указанных обстоятельствах- это наиболее гуманная мера, целиком оправдавшая себя в практике применения международных соглашений СССР с иностранными государствами по вопросам гражданства, во-вторых, значительно менее дифференцированный порядок, предложенный С.В. Черниченко, согласно которому ребенок будет признаваться гражданином СССР, где бы он ни родился, если оба или даже один его родитель являются советскими гражданами, способен создать лишь дополнительные сложности, несмотря на оговорку, что иное решение может быть предусмотрено международными договорами, в которых участвует СССР Шевцов В.С. (Гражданство в советском союзном государстве. - М., 1979. - С. 120.).

Конечно, применение упомянутого принципа во внутреннем законодательстве не исключало возможности возникновения состояния двойного гражданства или даже безгражданства детей. Именно поэтому СССР в своей договорной практике стремился закрепить в международных соглашениях принцип определения гражданства детей при разном гражданстве родителей по соглашению между ними Городецкая И.Н. (Международная защита прав и интересов детей. - М., 1979.).

Советское законодательство не устанавливало, какому органу (консулу или местным органам власти) следовало заявлять об избрании ребенку советского гражданства. Свидетельством же того, что родители, один из которых - советский гражданин, а другой - иностранец, избрали для своего ребенка, родившегося за границей, советское гражданство, могла являться его регистрация в консульстве СССР. Такая регистрация производилась с согласия обоих родителей. Если родители регистрировали рождение ребенка не в консульстве СССР, а у властей страны своего пребывания, и при этом они сделали перед этими властями соответствующее письменное или устное заявление о выборе гражданства, то доказательством такого выбора могло считаться официальное подтверждение указанных властей того, что такое заявление было сделано.

Регистрация рождения ребенка, родившегося за границей, производилась в консульском учреждении по месту рождения ребенка или же по месту жительства одного из родителей. Регистрация рождения детей, у которых один из родителей являлся советским гражданином, а другой - иностранцем, производилась консульским учреждением СССР только в тех случаях, когда родители решили избрать для своего ребенка советское гражданство. При этом в актовой записи указывалось, что оба родители избрали для ребенка гражданство СССР.

Кодексы о браке и семье союзных республик, а также Консульский Устав СССР не предусматривали, в течение какого времени родители должны прийти к соглашению об избрании ребенку советского гражданства. Советским законодательством устанавливалось лишь общее правило о том, что заявление о рождении ребенка должно было быть сделано не позднее одного месяца со дня его рождения. В случае болезни родителей или невозможности для них по другим причинам в установленный срок сделать заявление о рождении, заявление могло быть сделано лицами, уполномоченными на это родителями, или лицами, на попечении которых находится ребенок. Однако из общего правила о том, что регистрация рождения детей должна производиться в течение месяца, начиная со дня его рождения, устанавливалось исключение: допускалась регистрация рождения ребенка и в случае пропуска установленного срока.

Принцип "права крови" нашел отражение в советском законодательстве при решении вопроса об изменении гражданства детей в случае изменения гражданства их родителей. Статья 6 Закона о гражданстве СССР 1938 г. закрепляла положение о том, что в случае изменения гражданства родителями, вследствие которого оба становились гражданами СССР или оба выходили из гражданства СССР, изменялось соответственно гражданство их детей, не достигших 14-летнего возраста. Изменение гражданства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет могло последовать только с их согласия. В прочих случаях изменение гражданства детей, не достигших 18 лет, могло последовать в общем порядке.

Таким образом, указанное правило четко регламентировало вопрос о гражданстве детей в случае, когда гражданство менялось у обоих родителей, но фактически оставляло открытым решение вопроса при изменении гражданства одним из родителей (изменение гражданства детей могло последовать "в общем порядке").

Аналогичным образом в советском законодательстве решался вопрос об изменении гражданства детей при оптации.

Закон о гражданстве СССР 1938 г. не содержал прямого указания относительно гражданства детей в случае усыновления их иностранцами, а также при усыновлении советскими гражданами детей, имевших гражданство иностранного государства. Однако в ст. 6 предусматривалось, что кроме случаев изменения гражданства обоими родителями ребенка гражданство детей, не достигших 18 лет, могло последовать только в общем порядке. Из этого можно сделать вывод, что усыновление детей не влияло на их гражданство. Дети - советские граждане при усыновлении их иностранцами сохраняли советское гражданство, а при усыновлении советскими гражданами детей, являвшихся иностранцами, последние не приобретали автоматически в силу усыновления советское гражданство.

То, что усыновление иностранцами детей - граждан СССР не влияло на их гражданство, не вызывало каких-либо споров в советской юридической литературе. Вместе с тем высказывалось мнение о том, что в связи с усыновлением советскими гражданами детей, являющихся гражданами иностранного государства, эти дети в силу факта усыновления должны были приобретать советское гражданство (Международное право. - М., 1964. - С. 285.). При этом делалась ссылка на то, что семейное законодательство предоставляет усыновленным все права родных детей. Думается однако, что такое предположение противоречило ст. 6 Закона о гражданстве СССР 1938 г., в которой предусматривалось, что во всех прочих случаях, кроме изменения гражданства самих родителей, изменение гражданства детей могло последовать лишь в общем порядке. Представляется также, что утверждение о том, что дети-иностранцы, усыновляемые советскими гражданами, в силу факта усыновления приобретали советское гражданство, противоречило также ст. 6 Закона о гражданстве СССР 1938 г., где говорилось, что даже при изменении гражданства родителей изменение гражданства детей от 14 до 18 лет могло последовать только с их согласия.

Значительный шаг вперед в вопросе регулирования гражданства детей был сделан с принятием Закона о гражданстве СССР 1978 г. Следует отметить тот факт, что закон непосредственно решал этот вопрос в 13 статьях из 29. В нем впервые содержался разд. IV, посвященный гражданству детей при изменении гражданства родителей. Также впервые в советском законодательстве о гражданстве в нем был поднят вопрос о гражданстве детей при усыновлении.

Закон среди оснований приобретения гражданства детьми указывал на факт рождения ребенка от советских граждан (п. 1 ст. 10, ст. 11) или усыновления советскими гражданами (п. 4 ст. 10, ст. 23), на факт рождения на территории СССР (п. 1 ст. 12). Таким образом, он исходил из сочетания принципов "права крови" - по рождению от советских граждан и "права почвы" - по рождению на территории СССР.

Кроме того, в спорных ситуациях закон использовал еще один принцип - предпочтение сохранению советского гражданства ребенка либо приобретению им гражданства СССР. Так, согласно ст. 14 любой ребенок, находящийся на территории СССР, родители которого неизвестны, является советским гражданином, а в ст. 24 говорилось о сохранении гражданства СССР детьми при их усыновлении иностранцами. В ряде положений закона получил отражение и принцип, установленный Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье 1968 г., согласно которому ребенок является советским гражданином, если хотя бы один из его родителей является гражданином СССР и проживает во время рождения ребенка на территории СССР (ч. 2 ст. 30).

Как и прежнее советское законодательство о гражданстве, Закон о гражданстве СССР 1978 г. устанавливал, что воля детей, не достигших 14 лет, не оказывает влияния на решение вопроса об изменении их гражданства. Что касается несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, при изменении гражданства требовалось их согласие на это. "Изменение гражданства детей в возрасте от 14 до 18 лет, - говорилось в ст. 25, - в случае изменения гражданства их родителей, а также в случае усыновления может последовать только с согласия детей, выраженного в письменной форме".

Основное правило, связанное с изменением гражданства детей, содержалось в ст. 20: "При изменении гражданства родителей, вследствие которого оба становятся гражданами СССР или оба выходят из гражданства СССР, изменяется соответственно гражданство их детей, не достигших 14 лет". Таким образом, в этой статье формулировалось правило, содержащееся во всех предыдущих советских актах о гражданстве и основанное на "принципе крови".

По-иному решался вопрос о гражданстве детей в семьях, где родители имели разное гражданство. Часть 1 ст. 21 устанавливала: "Если гражданином СССР становится один из родителей, а другой остается иностранным гражданином, ребенок может приобрести гражданство СССР по ходатайству об этом родителя, приобретающего гражданство СССР". Таким образом, в указанном в законе случае изменение правового статуса ребенка происходило не автоматически. Требовалось письменное выражение желания родителя, ставшего советским гражданином, чтобы его ребенок также был признан гражданином СССР.

В случаях изменения гражданства родителей и при усыновлении к заявлению об изменении гражданства ребенка должно было быть приложено письменное согласие на это самого ребенка, достигшего 14 лет, а в случае, когда предполагалась утрата ребенком гражданства СССР, - также согласие другого родителя - гражданина СССР. Это соответствовало принципу приоритета гражданства СССР.

В ч. 2 ст. 21 Закона о гражданстве указывалось: "Если гражданином СССР становится один из родителей, а другой остается лицом без гражданства, ребенок, проживающий на территории СССР, становится гражданином СССР". Данное положение было направлено прежде всего на преодоление безгражданства детей. В этом случае вопрос о мнении другого родителя не возникал, поскольку родитель в силу своего статуса лица без гражданства не мог предложить ребенку другого варианта решения проблемы, ребенок автоматически приобретал советское гражданство.

Иная ситуация складывалась в соответствии с ч. 3 ст. 21, которая устанавливала: "Если гражданином СССР становится один из родителей, а другой остается лицом без гражданства, ребенок, проживающий вне пределов СССР, может приобрести гражданство СССР по ходатайству об этом родителя, приобретающего гражданство СССР". Как и в ч. 1, здесь речь шла об одном из случаев приобретения гражданства СССР на основе непосредственно выраженной воли заявителя - ходатайства родителя, получившего гражданство СССР. В этом случае не было необходимости в согласии другого родителя, остающегося лицом без гражданства, однако требовалось согласие ребенка, если он достиг 14-летнего возраста.

Особую значимость вопрос о воле родителей в случае приобретения ребенком гражданства СССР получил в связи с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 июня 1979 г. "О порядке введения в действие Закона СССР "О гражданстве СССР" (Ведомости СССР. - 1979. - № 25. - Ст. 436.), согласно ст. 2 которого правилу приобретения несовершеннолетним ребенком гражданства СССР придавалась обратная сила. При этом указ ставил этот результат в полную зависимость от желания родителей или других законных представителей ребенка. В этой статье предусматривалось, что приобретение гражданства СССР детьми в возрасте от 14 до 18 лет может последовать только с их согласия, выраженного в письменной форме.

Вопрос о согласии родителей либо одного из них на изменение гражданства ребенка отпадал в случаях лишения родительских прав или признания их безвестно отсутствующими или объявления умершими.

Существенной новеллой Закона о гражданстве 1978 г. было закрепление правила о том, что усыновление ребенка гражданами СССР является основанием приобретения им советского гражданства (п. 4 ст. 10, ст. 23).

Согласно ч. 1 ст. 23 "ребенок, являющийся иностранным гражданином или лицом без гражданства, усыновляемый гражданами СССР, становится гражданами СССР".

Советское законодательство не требовало какой - либо специальной процедуры признания усыновленного советским гражданином. Приобретение советского гражданства ребенком автоматически следовало за актом его усыновления. При этом согласно ч. 3 ст. 24 Основ законодательства о браке и семье требовалось согласие ребенка на усыновление, если он достиг десятилетнего возраста.

В случае, если по каким-либо причинам усыновление признавалось недействительным и подлежащим отмене, то вопрос о гражданстве ребенка решался следующим образом.

Если усыновление отменялось судом по ходатайству родителей- иностранных граждан и до достижения ребенком 14 лет, ребенок автоматически приобретал гражданство родителей. По достижении ребенком 14-летнего возраста и при его желании сохранить советское гражданство, он мог через своих законных представителей обратиться в Президиум Верховного Совета СССР с просьбой сохранить за ним советское гражданство. По достижении совершеннолетия он приобретал сам право непосредственного обращения в Президиум Верховного Совета СССР.

Согласно п. 2 ст. 23 Закона о гражданстве "ребенок, являющийся иностранным гражданином, усыновляемый супругами, один из которых является гражданином СССР, а другой - лицом без гражданства, становится гражданином СССР". И в этом случае приобретение усыновляемым ребенком гражданства СССР происходило без специального ходатайства вслед за актом усыновления, а ребенком, достигшим 14 лет, - с его согласия.

"Ребенок, являющийся лицом без гражданства, усыновляемый супругами, один из которых является гражданином СССР, становится гражданином СССР", - гласила ч. 3 ст. 23. В соответствии с этим положением для приобретения гражданства СССР от усыновленного не требовалось никаких ходатайств или других дополнительных действий. Он становился советским гражданином в силу акта усыновления гражданами СССР. Однако и в этом случае обязательно учитывалась воля усыновляемого, достигшего 14 лет.

В ч. 4 ст. 23 устанавливалось, что "ребенок, являющийся иностранным гражданином, усыновляемый супругами, один из которых является гражданином СССР, а другой - иностранным гражданином, становится гражданином СССР по соглашению усыновителей". Соглашение усыновителей как акт их воли в этом случае должно было получить легализацию в соответствующих государственных органах. Это требование конкретизировалось в указе о порядке введения закона в действие, в котором (ст. 4) указывалось: "Соглашение усыновителей о приобретении в соответствии с ч. 4 ст. 23 ребенком гражданства СССР должно быть представлено в органы внутренних дел, а соглашение усыновителей, проживающих за границей, - в дипломатическое или консульское представительство СССР. Соглашение представляется в письменной форме в течение одного года со дня усыновления". Только посредством такого оформления ребенок приобретал гражданство СССР.

Статья 24 Закона о гражданстве касалась тех случаев, когда ребенок, имеющий советское гражданство, усыновлялся супругами-иностранцами или лицами без гражданства. В этих случаях предпочтение отдавалось советскому гражданству ребенка.

Так, в ч. 1 ст. 24 устанавливалось: "Ребенок, являющийся гражданином СССР, усыновленный иностранным гражданином либо усыновленный супругами, один из которых является гражданином СССР, а другой- иностранным гражданином, сохраняет гражданство СССР". Таким образом, закон не допускал автоматической утраты гражданства СССР даже в том случае, когда ребенку предстояло жить в семье иностранцев.

Если семья усыновленного ребенка ставила вопрос об изменении его гражданства, закон допускал такое изменение лишь в общем порядке. "По ходатайству усыновителей такому ребенку Президиумом Верховного Совета СССР может быть разрешен выход из гражданства СССР" (ч. 1 ст. 24).

Согласно ч. 2 ст. 24 "ребенок, являющийся гражданином СССР, усыновленный лицами без гражданства либо усыновленный супругами, один из которых является гражданином СССР, а другой- лицом без гражданства, сохраняет гражданство СССР". Таким образом, закон в этих случаях не допускал утраты ребенком статуса гражданина СССР и превращения его в лицо без гражданства.

Закон о гражданстве СССР 1990 г. сохранил все положения о гражданстве детей при изменении гражданства родителей и при усыновлении, содержащиеся в предшествовавшем ему законе. Вместе с тем в нем содержались и некоторые дополнительные положения. Так, в ч. 2 ст. 24 указывалось, что если известен один из родителей ребенка, то при изменении гражданства этого родителя соответственно изменяется и гражданство ребенка, не достигшего 14 лет.

Статья 25 гласила: "Если оба родителя или единственный родитель ребенка, проживающего на территории СССР, выходят из гражданства СССР и при этом не участвуют в воспитании ребенка, над которым установлена опека или попечительство граждан СССР, ребенок по ходатайству родителей, опекуна или попечителя сохраняет гражданство СССР". В ст. 27 указывалось, что ребенку по ходатайству родителя, который выходит из гражданства СССР, может быть разрешен выход из гражданства СССР.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: