I. Методологический раздел
Актуальность
В условиях рыночной экономики затраты на обучение в вузах должны оправдываться качественной подготовкой специалистов. Россия, став на путь становления рыночной экономики, также заинтересовано в этом. На кафедрах чаще обсуждаются вопросы эффективности учебного процесса. Разрабатываются новые, отличающиеся от традиционных методы обучения, реструктурируется учебный материал с учетом современных требований, выпускаются оригинальные учебники и т.д. Но все усилия могут не привести к должному результату, если будет упущена одна из важных составляющих эффективности учебного процесса - посещаемость занятий студентами.
Регулярная посещаемость дисциплинирует студентов, дает им более глубокое знание изучаемых предметов. Таким образом, актуальность темы моего исследования обусловлено необходимостью:
1. качественной подготовки специалистов,
2. повышения эффективности учебного процесса,
. оправдания затрат на обучение в вузе.
Проблемная ситуация
Проблемная ситуация данного исследования заключается в том, что в силу неких причин студенты игнорируют, не посещают некоторые предметы. В результате не получая необходимый объем знаний.
Цель исследования
Выявить факторы, влияющие на посещаемость студентов предметов, включенных в учебный процесс.
Задачи исследования
1. определить влияние личностных качеств преподавателя на посещаемость студентов,
2. определить влияние профессиональных качеств преподавателя на посещаемость студентов,
. определить влияние строгости проверки посещаемости на саму посещаемость,
. определить зависимость посещаемости от того профильный это предмет или общеобразовательный,
|
. определить влияние качества расписания,
. определить влияние внешних факторов на посещаемость студентов (транспорт, работа и т.п.)
. разработать рекомендации для улучшения посещаемости.
. Объект исследования
Студенты очного дневного отделения Российского Государственного Торгово-Экономического Университета, г.Москвы.
. Предмет исследования
Факторы, влияющие на посещаемость студентов дневного отделения.
Гипотезы исследования
1. Личностные качества преподавателя не влияют на посещаемость студентов;
2. Профессиональные качества преподавателя влияют на посещаемость студентов;
. Строгость проверки посещаемости улучшает посещаемость студентов;
. Профильные предметы посещаются лучше, чем общеобразовательные;
. Качество расписания влияют на посещаемость студентов;
. Внешние факторы, такие как транспорт, работа, могут влиять на посещаемость.
Логический анализ основных понятий
Посещаемость занятий - количество посещений, частота присутствия на занятиях.
Студент - учащийся высшего учебного заведения.(Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова).
Образование - процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально-значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. (Большой энциклопедический словарь)
|
Пара - одно занятие по определенному учебному предмету.
Проблема - сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. (Толковый словарь Ожегова)
Научная разработанность темы
Журнал «Социс» № 4 \ 1999 год. В.А.Лапшов <https://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/130871.html>, Е.В.Власова <https://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/238232.html>, Н.П.Пономарева <https://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/238233.html>. Посещаемость занятий в вузах (факторы влияния) \ С. 132-134
II. Методико-процедурный раздел
1. Стратегический план исследования
А) Составление программы: 1-15 октября.
Б) Разработка анкеты: 16-20 октября.
В) Тиражирование анкет: 25-30 октября.
Г) Сбор первичной информации: 31 октября- 7 ноября.
Д) Обработка информации: 10-20 ноября.
Е) Анализ полученной информации: 21 ноября-18 декабря.
Метод сбора информации
Опрос в форме анкетирования.
Место проведения исследования, название инструментария
социологическое исследование студент
Г.Москва, Российский государственный торгово-экономический университет, ноябрь, 2010 г., анкета.
Характеристика инструментария
Анкета включает в себя: вопросы по форме закрытые:
a. Альтернативные: 1 - 5, 7 - 14, 17, 19, 20
b. Вопросы - меню: 15. Полуоткрытые: 6, 18
Выборка
Тип выборки: серийная (гнездовая)
Формула расчета серийной выборки:
ni = (Ni * n)/ N
ni - количество респондентов подлежащих отбору из каждой серии;- число серий;- число единиц в серии;- генеральная совокупность;- планируемая выборная совокупность.
Расчеты.
N= 90
n (75% от N)= 68
i= 3, возрастной критерий
) 15-17 лет - 35 чел.
2) 18 - 21 лет - 40 чел.
) 22 - 24 лет - 15 чел.
15 - 17 лет: 35*68:90=27
- 21 лет: 40*68:90=30
- 24 лет: 15*68:90=11
Метод обработки информации
Ручной.