КАФЕДРА: «СОВРЕМЕННЫЕ СЕСТРИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ»
Дисциплина: ПМ01«Проведение профилактических мероприятий»
Раздел программы: МДК 01.01 «Здоровый человек и его окружение»
Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»
Курс: I
Лекция 5
Тема: «Роль сестринского персонала при проведении
Диспансеризации детского населения.
Группы здоровья. Патронажи»
»
(ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»)
Составитель: Преподаватель Васильева Т.А.
Лекция 5: «Роль сестринского персонала при проведении диспансеризации детского населения. Группы здоровья. Патронажи»
План:
1. Определение диспансеризации.
2.Цель диспансеризации.
3. Диспансерное наблюдение детей до года, после года.
4. Определение групп здоровья.
5. Принципы методических рекомендаций при диспансерном наблюдении.
Диспансеризация является основой здравоохранения.
Диспансеризация – это стройная система (метод) организационных и лечебных мероприятий активного динамического наблюдения за состоянием здоровья детей.
Диспансеризация проводится здоровых и больных, неорганизованных и организованных (посещающих дошкольные организации и школы) детей по приказу МЗ России от 21. 12 2012г. №1346н «О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них»
Цель диспансеризации здоровых детей – сохранение здоровья, его укрепление, улучшение физического, нервно-психического развития, обеспечение психосоциальной адаптации и гармоничного развития.
При проведении диспансеризации детского населения выделяют два этапа:
|
- осуществление комплексных медицинских осмотров;
- организация лечебных и оздоровительных мероприятий детям с выявленной патологией.
В настоящее время диспансеризацию детей осуществляют путем проведения детям медицинских осмотров: профилактических, предварительных и периодических.
Профилактические медицинские осмотры детей проводят в установленные возрастные периоды в целях раннего (своевременного) выявления заболеваний и факторов риска их развития, а также в целях формирования групп здоровья и выработки рекомендации.
Предварительные медицинские осмотры детей проводятся при поступлении в образовательные учреждения (дошкольные учреждения, школы, средние и высшие) с целью определения соответствия здоровья учащегося к требованиям обучения.
Периодические медицинские осмотры детей проводят в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья учащихся своевременного выявления начальных форм заболевания, воздействия неблагоприятных факторов на здоровье
Контроль за развитием ребенка должен начинаться уже с антенатального (внутриутробного) периода.
Первый дородовый патронаж осуществляют в 10 – 12 недель беременности. Целью первого патронажа является изучения условий быта, труда будущей матери, состояния здоровья, генетического анамнеза, наличие вредных привычек у матери и отца. Дают рекомендации по соблюдению режима дня, труда, отдыха, питания, закаливания. Обучают женщину методам подготовки молочных желез к лактации.
Второй дородовый патронаж здоровой беременной проводят после 32-й беременности недели, когда женщина находится в декретном отпуске. Цель второго дородового патронажа – забота о будущем ребенке. При патронаже проверяют выполнение предыдущих рекомендаций, дают советы по приобретению необходимых вещей для новорожденного – кроватки, одежды, предметов ухода и т.д. Данные о патронажах записывают во вкладыши, которые вклеиваются в историю развития ребенка (форма №112/у).
|
Диспансерное наблюдение в условиях детской поликлиники начинается сразу после выписки ребенка из роддома.
Первый врачебно-сестринский патронаж проводят в первые двое суток после выписки из роддома, а затем в течение первой недели патронажная медицинская сестра посещает здорового новорожденного через 1- 2 дня, а затем на протяжении первого месяца - еженедельно.
Медицинская сестра изучает документацию из родильного дома, проводит опрос о состоянии здоровья матери, режиме дня, организации питания. Медицинская сестра из беседы с родителями уточняет их знания и умения организации ухода за новорожденным ребенком, проводит осмотр ребенка, делает оценку состояния лактации у женщины, проводит инструктаж по технике грудного кормления и ухода за ребенком. Врач определяет группу здоровья, группу риска, назначает комплекс оздоровительных мероприятий, составляют план ведения новорожденного.
Педиатр выделяет следующие группы риска и составляет индивидуальный план ведения этой группы детей:
- новорожденные с риском развития патологии ЦНС;
- новорожденные с риском внутриутробного инфицирования (профилактика гнойно- септических заболеваний новорожденного);
|
- новорожденные с риском развития трофических нарушений (гипотрофия, паратрофия, задержка роста, признаки незрелости, нарушения режима и питания матерью, вредные привычки, болезни матери);
- новорожденные с риском развития врожденных пороков и наследственно обусловленных заболеваний: вредные привычки; возраст матери; профессиональные вредности; соматическая патология; инфекции во время беременности.
- новорожденные группы «социального» риска: неудовлетворительные материально-бытовые условия; неполная или многодетная семья; семья с плохим психологическим климатом, семья с вредными привычками (алкоголизм, наркомания).
Медицинская сестра также работает с новорожденными из группы риска с учетом индивидуального плана ведения.
На первом месяце жизни (обычно уже в родильном доме) проводят неонатальный скрининг (просеевание) - обследование на фенилкетонурию, гипотиреоз, адреногенитальный синдром, галактоземию, муковисцидоз.
Новорожденный и ребенок первого года жизни должен быть осмотрен следующими специалистами: педиатром – не менее 12 - 14 раз (ежемесячно), офтальмологом – 2 раза, ортопедом, хирургом – 3 раза, стоматологом – 2 раза, невропатологом – 2 раза, детским психиатром – 1 раз. На первом году жизни выполняются лабораторные, функциональные и иные исследования: неонатальный скрининг,УЗИ органов брюшной полости, сердца, тазобедренных суставов, нейросонография, аудиологический скрининг, ОАК и ОАМ -трехкратно, исследование уровня глюкозы крови, ЭКГ.
На 2-ом году жизни медицинская сестра осуществляет патронаж 1 раз в 3 мес., а на третьем году -1 раз в 6 мес. На 2-ом году жизни ребенок должен быть осмотрен педиатром – 4 раза и 1 раз стоматологом. В три года должен быть осмотр врачами- специалистами и ему выполняются лабораторные исследования.
После 3-х лет ребенок осматривается педиатром и хирургом 1 раз в год и ему выполняются лабораторные исследования. В возрасте 6 и 7 лет детям проводят осмотры врачи-специалисты и лабораторные и инструментальные исследования. В дальнейшем осмотры врачами-специалистами, лабораторные и инструментальные исследования проводят детям в особо важные для них периоды развития (переход на предметное обучение – 10 лет, пубертатный период – 14, 15, 16, 17 лет).
Диспансерное наблюдение за «неорганизованными» детьми проводит участковый педиатр на профилактических приемах в поликлинике в том же объеме исследования, осмотры врачами-специалистами, что и для организованных несовершеннолетних
Медицинская сестра при проведении диспансеризации здоровых неорганизованных детей:
- обеспечивает систематичность наблюдения врачами-специалистами и педиатром за здоровыми детьми;
- осуществляет патронажи к здоровым неорганизованным детям, приглашает детей в поликлинику на прием к педиатру так и специалистам – окулисту, хирургу, неврологу и др.;
- проводит осмотр ребенка на дому, выясняет бытовые и социальные условия семьи, оформляет направления на лабораторные и инструментальные исследования;
- проводит ежемесячное планирование профилактических прививок детей, не посещающих дошкольные учреждения, приглашает их на прививку в поликлинику;
- оказывает помощь врачу при проведении медицинских осмотров в поликлинике (проводит антропометрию, выписывает рецепты, направления, следит за очередностью приема и др.);
- проводит беседы с родителями на участке и в поликлинике по вопросам развития и воспитания здорового ребенка и профилактики заболеваний;
- оформляет медицинскую документацию, с которой работает участковая сестра;
- ежемесячно участковая медицинская сестра анализирует и отчитывается о проделанной профилактической работе (патронажах, прививках и т.д.);
- повышает профессиональную квалификацию;
- для успешной адаптации неорганизованных детей в дошкольном учреждении и школе проводится подготовка (рекомендуют диету, режим дня и др.).
При проведении диспансеризации здоровых детей всех возрастных групп:
- изучают условия жизни и возможные жалобы;
- выявляют факторы риска, отрицательно влияющие на здоровье;
- проводят лабораторные обследования (кровь, моча и др.);
- оценивают физическое и психомоторное развитие;
- проводят объективное сестринское обследование (антропометрия, термометрия, ЧСС, ЧДД, АД, оценка кожных покровов, покожно-жировой клетчатки и др.)
Данные о прохождения профилактического осмотра вносят в историю развития ребенка (форма №112/у) На основании результатов медицинского осмотра врач, ответственный за проведение осмотра определяет: 1) группу состояния здоровья ребенка; 2) медицинскую группу для занятий физической культурой;
3) оформляется «Медицинская карта ребенка»
В зависимости от состояния здоровья детей относят к группам здоровья:
1-я группа состояния здоровья – здоровые несовершеннолетние, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных нарушений;
2-я группа состояния здоровья – несовершеннолетние:
- у которых, отсутствуют хронические заболевания, но имеют некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения;
- реконвалесценты, перенесшие инфекционные заболевания тяжелой или средней степени тяжести;
- с общей задержкой физического развития в отсутствие заболеваний эндокринной системы (низкий рост, отставания по уровню биологического развития), с дефицитом массы тела или с избыточной массой тела;
- часто и / или длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями;
- с физическими недостаткам, последствиями травм или операций при сохранности функций органов и систем;
3-я группа состояния здоровья – несовершеннолетние:
- страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма;
- с физическими недостатками, при условии компенсации функции органов и систем организма степень, которой не ограничивает возможность обучения или труда;
4- я группа состояния здоровья – несовершеннолетние:
- страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма либо с неполной компенсацией функций;
-с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, нарушением функции органов и систем организма, требующими назначения поддерживающего лечения;
- с физическими недостатками, повлекшими ограничения возможности обучения или труда.
5 - я группа состояния здоровья – несовершеннолетние:
- страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями с редкими клиническими ремиссиями, непрерывно рецидивирующим течением, выраженной декомпенсацией органов и систем организма, наличием осложнений требующих, назначения постоянного лечения;
- с физическими недостатками, с выраженным нарушением функции органов и систем организма и значительным ограничением возможности обучения или труда.
- дети- инвалиды.
На основании всех исследований и осмотров врачей- специалистов и педиатра, разрабатываются рекомендации по:
- дальнейшему наблюдению;
- особенностям питания;
- физическому воспитанию;
- закаливанию;
- воспитательным воздействиям;
- проведению профилактических прививок;
- лабораторным и инструментальным методам исследования;
- лечебно-профилактическим и оздоровительно-реабилитационным мероприятиям;