Теоретические основы анализа маркетинговой среды предприятия и исследование рынка




ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

на тему:

Совершенствование маркетинговой стратегии сети предприятий розничной торговли ОАО «Магнит»

 

 

Москва 2010 г.


Содержание

Введение - 3

Глава 1. Теоретико - методологические основы анализа рынка и разработки эффективной маркетинговой стратегии - 7

1.1. Теоретические основы анализа маркетинговой среды предприятия и исследования рынка - 7

1.2. Методология разработки маркетинговой стратегии предприятия розничной торговли - 20

Глава 2. Разработка и совершенствование маркетинговой стратегии предприятия розничной торговли - 34

2.1. Исследование предпочтений населения на рынке продовольственных товаров. - 34

2.2. Разработка стратегии позиционирования предприятия розничной торговли - 53

2.3. Формирование ассортиментной стратегии предприятия розничной торговли - 65

2.4. Совершенствование маркетинговой стратегии предприятия розничной торговли -71

Заключение - 84

Список использованных источников и литературы - 91

Приложения - 94


ВВЕДЕНИЕ

В условиях экономического кризиса хорошо разработанная маркетинговая стратегия может обеспечить устойчивое конкурентное преимущество предприятию розничной торговли, необходимое ему для успешного ведения предпринимательской посреднической деятельности и достижения определенных финансовых результатов даже в этих сложных условиях.

Маркетинговая стратегия позволяет ориентировать предпринимательскую деятельность торгового предприятия на удовлетворение потребностей рынка через фокусировку его усилий на целевых сегментах рынка и обеспечивает повышение эффективности принимаемых мер в различных областях деятельности.

Актуальность темы исследования заключается в необходимости:

· творческого осмысления роли и места маркетинга в деятельности крупного розничного объединения ОАО «Магнит»[1];

· постоянного поиска все новых способов и средств воздействия предприятия на его потенциальных клиентов;

· совершенствования маркетинговой стратегии крупного розничного объединения ОАО «Магнит» в условиях локального городского рынка.

Цель дипломной работы – совершенствование маркетинговой стратегии розничного объединения в условиях локального (городского) рынка с ограниченным объемом спроса в условиях экономического кризиса.

Цель исследования предполагает постановку и решение следующих задач:

· рассмотреть методологические основы анализа рынка и разработки эффективной маркетинговой стратегии предприятия розничной торговли;

· оценить состояние внешней конкурентной среды торгового предприятия ОАО «Магнит»;

· выявить предпочтения населения на рынке продовольственных товаров в одном из районов города;

· разработать стратегию позиционирования торгового предприятия ОАО «Магнит»;

· предложить рекомендации по формированию ассортиментной стратегии предприятия розничной торговли ОАО «Магнит»;

· сформулировать основные направления развития и совершенствования маркетинговой стратегии ОАО «Магнит».

Объект исследования - крупное розничное торговое объединение, функционирующее в одном из промышленных городов России, наиболее тяжело пострадавшего от кризиса вследствие снижения заказов на производимую промышленную продукцию. В состав объединения в настоящий момент входит 25 магазинов, оно контролирует 38 % розничного рынка областного центра.

Предмет исследования – совершенствование маркетинговой и торговой деятельности одного из магазинов розничного торгового объединенияОАО «Магнит».

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем собран, обобщен и систематизирован первичный материал для одного из магазинов торгового объединения ОАО «Магнит», на основе анализа которого, были сформулированы рекомендации по формированию и совершенствованию эффективной маркетинговой стратегии в условиях экономического кризиса.

В работе впервые определены подходы к формированию и совершенствованию маркетинговой стра­тегии розничного объединения, ориентированной на различные сегменты замкнутого городского рынка.

Теоретической и методологической базой исследования являются труды ведущих отечественных и зарубежных ученых по маркетингу, экономи­ке, теории управления[2], аналитические статьи и материалы в периодической печати, первичные материалы исследования, собранные автором и сотрудниками маркетингового отдела ОАО «Магнит».

Практическая значимость результатов рабо­ты заключается в том, что в ней автором предпринята попытка анализа деятельности крупного объединения розничных мага­зинов с различной специализацией в условиях ло­кального городского рынка, в реальной возможности использования методических разработок проведенного исследования в деятельности одного из магазинов ОАО «Магнит».

Структура дипломной работы обусловлена целью и задачами исследования, отра­жает его логику и состоит из введения, двух глав, в каждом из которых от двух до четырех параграфов, заключения, списка использованной литературы, Приложений.

Во введении рассматриваются актуальность, объект, предмет, цель и задачи исследования, научная новизна и практическая значимость результатов исследования.

В первой главе рассматриваются методологические основы проведения маркетинговых исследований и анализа рынка, представлена методология разработки маркетинговой стратегии предприятия розничной торговли.

Во второй главе представлены основные выводы и результаты проведенного исследования, сформулированы рекомендации по разработке стратегии позиционирования торгового предприятия ОАО «Магнит» на локальном городском рынке.

Автором разработаны и предложены для каждого сегмента рынка различные маркетинговые стратегии. По нашему мнению, реализовать предложенные стратегии можно будет с помощью следующих форм организации торговли: дискаунтеры, универсальные магазины, специализированные мага­зины, супермаркеты, магазин-салон.

В заключении дается обобщение основных положений работы, делаются соответствующие теоретические выводы и практические рекомендации руководству ОАО «Магнит».

В Приложении представлены основные результаты проведенного исследования в виде таблиц, графиков, схем, иллюстрирующих и обобщающих собранные первичные данные.

Исследование проведено в интересах одного из магазинов торгового объединения ОАО «Магнит» областного центра.


Глава 1. Теоретико - методологические основы анализа рынка и разработки эффективной маркетинговой стратегии

По мнению специалистов, маркетинговая стратегия предприятия является системой маркетинговых целей предприятия и путей их достижения, разработанной на долгосрочную перспек­тиву.

Как и подавляющее большинство долгосрочных решений, маркетинговая стратегия, а точнее, ее воплощение, чаще всего является затратной с точки зре­ния временных, управленческих и финансовых ресурсов.

Все это побуждает к поиску максимально достоверной информа­ции, проверке гипотез, характеризующих рыночную ситуацию, что достижимо путем проведения маркетинговых исследований, результаты которых и ложатся в основу маркетинговой стратегии предприятия.

Теоретические основы анализа маркетинговой среды предприятия и исследование рынка

По сути, маркетинговое исследование - это функция, которая через информацию связы­вает маркетологов с рынками, потребителями, конкурентами, со всеми элемен­тами внешней среды.

С точки зрения объекта изучения, маркетинговые исследования представляют собой комплексное исследование, что объясняется практической невозможностью отделения друг от друга таких направлений исследования, как исследование рынка, конкурентов и потребителей.

Как правило, маркетинговое исследование вклю­чает в себя проведение следующих основных этапов:

1. Определение целей и замысла исследования;

2. Разработка плана исследования;

3. Реализация плана исследования;

4. Интерпретация полученных результатов.

В условиях экономического кризиса в ходе проведения маркетинговых исследований раз­личных рынков специалист в области маркетинга в России часто сталкивается с одной существенной проблемой: практическим отсутствием вторичной инфор­мации, с должной степенью детализации и достоверности описывающей те или иные рынки.

В этих условиях, по нашему мнению, изменения касались не только уменьшения периодичности сбора информации, но и методик агрегирования и анализа данных.

Такие изменения, вследствие несопоставимости данных, затрудняют, а порой делают невозможным, даже поверхностный анализ тенденций развития тех или иных рынков.

Известно, что Федеральная служба государственной статистики, изначально призванная обслуживать потребно­сти государства, оперирует информацией на макро уровне: Российская Федерация в целом, отдельные регионы или области; данные по очень укруп­ненным товарным группам.

Именно, поэтому эти данные не могут в должной степени удовлетворить потребности в информации какую - либо компанию среднего размера, чьи интересы узко фокусируются на каком либо товарном и географическом рынке, что в особенности справедливо при исследовании потребительских рынков.

По нашему мнению, приемлемый выход — проведение полевых исследований интересующих товарных и географических рынков. Однако в ходе планиро­вания, организации и проведения такого рода исследований специалист - маркетолог сталкивается с рядом проблем, вытекающих из скудности вто­ричной статистической базы, которую в условиях кризиса еще и скрывают.

По нашему мнению, основная проблема в том, что имеются сложности с построением репрезентативной выбор­ки населения. Это объясняется существенным запаздыванием демографической информации, недостаточным уровнем ее детализации (нет данных о половозра­стных структурах, уровне доходов населения в отдельных районах города и т. д.).

Именно поэтому при анализе локальных, в границах одного города или, в некоторых случаях, области, географических рынков товаров народного потребления возникает необходимость проведения широкомасштабных полевых исследований, весьма затратных с точки зрения материальных и временных ре­сурсов.

Вместе с тем, для получения начального представления о рынке, форми­ровании некоторых гипотез о взаимодействии основных рыночных показателей на этапе, предшествующем полномасштабным маркетинговым исследованиям целесообразно проводить анализ доступной вторичной информации, заклю­чающийся в анализе внешнего окружения предприятия и общем описании ее места на рынке.

Целью общего анализа внешней среды ОАО «Магнит» было не только оценка состояния рынка, на котором действует фирма, но и вы­работка первоначальных гипотез относительно динамики его развития, опреде­ление возможных стратегических решений для ОАО «Магнит».

Такое расширение информационной базы было продиктовано необходимостью минимизации затрат временных, человеческих и материальных ресурсов в ходе планирования и проведения «полевой» части работ.

Таким образом, в задачи данного этапа работ входило:

1. Описать г. К-ск[3] как географическую основу розничного рынка ОАО «Магнит»;

2. Описать социально-демографическую ситуацию в г. К-ске;

3. Выработать гипотезы относительно тенденций развития рынка;

4. Описать ОАО «Магнит» как субъекта рассматриваемого рынка;

5. Дать общее описание конкурентной ситуации на розничном рынке товаров народного потребления г. К-ска;

6. Охарактеризовать существующую маркетинговую стратегию предприятия и выработать гипотезы относительно стратегических направлений развития ОАО «Магнит» в условиях экономического кризиса.

В ходе решения поставленных задач были получены следующие выводы.

1) Город К-ск расположен в центральной части России. Природные особенности города оказывают существенное влияние на формирование потре­бительской корзины, вкусов покупателей и вызывают сезонные колебания спроса на отдельные виды товаров.

К-ск находится на пересечении двух железнодорожных веток и окружен значи­тельным числом относительно небольших населенных пунктов (с населением 500-5000 человек), преимущественно сельскохозяйственной и горнодобываю­щей ориентации. Крупный ближайший город (200 тыс. человек) расположен в 280 км от К-ска. Таким образом, спрос на товары длительного пользования в городе формируется не только за счет локальных потребителей, но и за счет по­требностей жителей близлежащих населенных пунктов, не обеспеченных соб­ственным предложением.

2) На 1 января 2009 года численность населения К-ска составляла 486 тыс. человек. Средний размер семьи в К-ске по данным на 1.1. 2009 года рав­нялся 3,1 человека[4]. Демографическая ситуация в городе характеризуется постепенным со­кращением общей численности населения (примерно на 3,7 % за 9 лет), с одно­временным увеличением доли женского населения с 52,8 % до 53,2 % и прояв­лением общей тенденции старения населения города[5].

3) Социальная обстановка в г. К-ске характеризуется низким уровнем дохода. Имеет место сильное социальное расслоение населения, что приводит к общему сокращению платежеспособного спроса, вызванного экономическим кризисом.

Причем спрос предъявляется на очень ограниченный ассортимент товаров, по невысоким це­нам, а также существенно сокращается спрос на непродовольственные товары народного потребления, особенно длительного пользования.

Районы г. К-ска имеют ярко выраженные социально-демографические отличия. В старом городе преобладают жилые дома «сталинской застройки», ко­торые, главным образом, заселены пожилыми людьми, пенсионерами и город­ской предпринимательской и административной элитой. Новые районы К-ска отличает высокая концентрация относительно мо­лодого населения, слабо развитая инфраструктура, отсутствие рабочих мест.

При общем снижении розничного товарооборота в мае 2009 г. более чем на 10 °/о, товарооборот продовольственных товаров в сопоставимых ценах уве­личился на 14,5 %, алкогольной продукции — на 2,9 %, а непродовольственных товаров народного потребления сократился на 25,2 %, при этом уровень жизни населения, выраженный величиной реально располагаемых доходов сократился почти на 20 %[6].

Вместе с тем, в ближайшие 5-10 лет ожида­ется рост спроса на товары для пожилых людей, примерно на 5-7 %. Причем около 58 % предъявляемого спроса, будет приходиться на женщин. Ожидается сокраще­ние спроса на товары для детей подросткового возраста (10-19 лет) почти на 30 %.

Мы считаем, что увеличения объема розничного товарооборота можно ожидать лишь при росте уровня жизни населения и общей стабилизации экономической ситуации в стране.

При этом, в первую очередь, будут восстанавливаться объемы и структура спроса на продовольствие и промышленные товары повседневного пользования и лишь по мере накопления соответствующих финансовых ресур­сов, - на товары длительного пользования.

4) Крупнейшим розничным торговцем г. К-ска являлся ОАО «Магнит». Торговая фирма ОАО «Магнит» - это акционерное общество открытого типа, основным видом деятельности которого является розничная торговля товарами народного потребления и продуктами питания и оказание сопутствую­щих услуг.

Ассортимент товаров, продаваемых в магазинах ОАО «Магнит», включа­ет в себя около 20 тыс. позиций. В числе сопутствующих услуг — гарантия на сложные бытовые приборы, бесплатная доставка крупногабаритных товаров, консультации, подгонка одежды и т. д. На начало 2008 г. ОАО «Магнит» являлось владельцем 12 универсальных и продуктовых магазинов. Все магазины имели свои складские площади.

Од­нако усиление конкуренции и ухудшение экономической ситуации в стране и городе привели к тому, что к середине 2008 г. ОАО «Магнит» владела лишь шестью магазинами. Но уже в 2009 году в состав ОАО «Магнит» входило 13 магазинов, 7 из которых были получены в ходе поглощения одного из своих конкурентов[7]. До последнего времени ОАО «Магнит» ориентировалось в своей дея­тельности на массовый рынок покупателей в возрасте 25-50 лет со среднедушевым доходом 17000 руб. в месяц.

Несмотря на то, что около 40 % населения г. К-ска - это дети и пенсио­неры, размер доли товаров предприятия, предназначенных для этих групп потребите­лей, незначителен.

Это объясняется тем, что с одной стороны, имеются огра­ничения на установление торговых наценок на товары детского ассортимента, а с другой - покупательная способность пожилого населения весьма незначи­тельна.

5) Конкурентная среда ОАО «Магнит» за период с 2008 г. по конец 2009 г. претерпела ряд существенных изменений.

Основными факторами, оказав­шими существенное влияние на изменение ситуации, стали структурные изме­нения в системе ОАО «Магнит», вызванные усилением конкуренции в условиях экономического кризиса. К ним мы также относим рост, после значительного сокращения, числа магазинов, входящих в систему, а также введение карточной системы оплаты труда, при которой хождение карточек ограничено. Это связано с тем, что карточки принимаются не во всех магазинах и не принимаются на рынках и ярмарках.

На пластиковые карты, эмитированные крупнейшим предприятием города, банком перечислялась заработная плата его работников и большого числа других предприятий. При этом возможности снятия наличных денег с карточных счетов были лимитированы, а хождение пластиковых карт было ограничено списком уполномоченных торговых предприятий.

Основным и наиболее опасным конкурентом ОАО «Магнит» на продо­вольственном рынке города является система ярмарочной торговли, в которую входит четыре продуктовых и промышленных ярмарки, расположенных в раз­личных частях города.

При существующей налоговой системе и системе контроля деятельности частных предпринимателей, занимающихся мелким бизнесом (например, торгующих на рынках и ярмарках), крупные и средние предприятия торговли оказываются в неравноправных и менее выгод­ных условиях ведения бизнеса.

На рынке непродовольственных товаров народного потребления ОАО «Магнит» может быть подвержено серьезному массовому давлению как со стороны физических лиц, реализующих продукцию на рынках и ярмарках, так и со сто­роны небольших розничных торговых точек.

Учитывая сложившееся к середи­не 2009 г. соотношение долей рынка, ни одно из крупных или средних предприятий города, не может составить серьезной конкуренции ОАО «Магнит» в целом, даже в условиях экономического кризиса.

До второй половины 2008 г. (до начала кризиса) существовал еще один крупный конкурент - ОАО «Розторг», владевшее сетью из 15 магазинов. Однако в октябре 2008 г. ОАО «Магнит» приступило к поглощению ОАО «Розторг». К началу 2009 г. доля рынка объединения сократилась с 23-25 % (показа­тель 2007 г.) до 12-15 %[8].

Анализ показал, что основными причинами были падение покупатель­ской способности населения и его переориентация на стихийные рынки. После начала поглощения конкурента доля рынка товаров народного потребления ОАО «Магнит» существенно увели­чилась.

При сложившихся в городе экономических и политических условиях достаточно проблематично было ожидать появления нового крупного (сравнимого по объемам продаж с ОАО «Магнит» в целом) субъекта рынка розничной торговли.

Основными ограничительными барьерами в данном случае будут служить отсутствие необходимых помещений, отноше­ние городской администрации, а также потребность значительных финансовых и прочих ресурсов, необходимых для создания крупного торгового предприятия.

В то же время, для открытия маленького магазина или иной малой торговой точки (ларек, палатка, место на рынке или ярмарке и т.п.) входные барьеры выхода на рынок минимальны. Учитывая высокий уро­вень ценовой конкурентоспособности малых торговых точек, появление новых субъектов рынка вполне возможно.

В условиях значительного количества малых торговых точек по городу в целом данная категория субъектов рынка мо­жет составить серьезную конкуренцию ОАО «Магнит», особенно в условиях экономического кризиса, следствием которого является снижение платежеспособности населения, ростом безработицы.

6) В конкурентной борьбе фирма «не замечает» мелких розничных тор­говцев, т. к. они не могут конкурировать с ОАО «Магнит» по качеству и ассор­тименту.

Товарная политика продовольственных и вещевых рынков отличается от политики исследуемого предприятия: рынки ориентируются на продажу дешевых товаров низ­кого качества. Поэтому ОАО «Магнит» не закупает товары, имеющиеся у этих конкурентов.

ОАО «Магнит», изначально являясь одним из крупнейших розничных торговцев города, который стремится быть лидером в этой области. В формировании товарной политики ОАО «Магнит» наблюдается все ускоряющийся переход к анализу потребностей рынка. В ценообразовании заметно тяготение к среднерыночным ценам, однако на товары, представленные только в магазинах ОАО «Магнит», устанавливается максимально высокая цена, которую может принять рынок. Реклама в деятельности ОАО «Магнит» — это скорее реакция на провал товара, и рекламные действия предпринимаются лишь для оживления вялых продаж.

К сожалению, использование маркетинговых тактических приемов (таких как распро­дажи, красочное представление товара, округление цен и т. д.) не является обычной практикой для ОАО «Магнит», что является следствием экономического кризиса.

Сейчас руководство ОАО «Магнит» подошло к пониманию необходимости пересмотра своей стратегии развития. Такая необ­ходимость обусловлена как изменениями во внешней среде, так и изменениями внутренней структуры объединения.

По результатам проведенного анализа был сделан основной вывод: в рамках довольно ограниченного локального рынка г. К-ска невозможно стро­ить сеть магазинов такого масштаба, на который рассчитывало руководство ОАО «Магнит».

Такой вывод был сделан на основании нескольких факторов:

1. Емкость любого из сегментов была недостаточна для того, чтобы ОАО «Магнит» имело возможность поддерживать необходимые масштабы бизнеса.

2. Территориальное расположение магазинов ОАО «Магнит» было чрезвычайно неудачно. Это объяснялось «наложением» на сетку магазинов, приобретенных ОАО «Магнит» в процессе поглощения конкурента.

Поэтому уже на этом этапе разработки маркетинговой стратегии за ос­нову была взята идея создания нескольких сетей магазинов, ориентируемых на различные сегменты и продвигаемых под разными торговыми марками, но управляемых в рамках единого торгового холдинга.

Анализ потребительского рынка.

В ходе планирования выборки для количественного исследования выяс­нилось, что у ОАО «Магнит» существуют так называемые «постоянные покупа­тели». Они делятся на «добровольных», то есть, получивших карточку постоянного покупателя самостоятельно, и «вынужденных», то есть получивших карточку постоянного покупателя на работе и приобретающих товары в мага­зинах торгового объединения по различным взаимозачетным схемам.

В ходе анализа анкетных данных были получены следующие результаты. Общее соотношение мужчин и женщин в структуре покупателей ОАО «Магнит» составляет: мужчины —37%, женщины — 63 %.

Такое соотношение обусловлено двумя факторами:

1. Женщины являются традиционно активными покупателями в розничной торговле, что связано с их ролевой функцией «снабженца» семьи.

2. Особенностями демографической структуры населения г. К-ска, характе­ризующейся заметным снижением доли мужчин в активном и пенсион­ном возрасте.

Основную группу покупателей магазинов ОАО «Магнит» в начале 2010 года представляют рабочие (42,9 %). Затем следуют служащие (19,0 %), специалисты с высшим образованием (10,9 %), домохозяйки (8,0 %), учащаяся молодежь (7.4 %) и пен­сионеры (7,4 %). Бизнесмены относятся к самой малочисленной группе покупа­телей (2.7 %)[9].

Из приведенных данных следует, что две трети покупателей магазинов ОАО «Магнит» (33,9 % и 31,3 %) имеет семьи, состоящие, соответственно, из 3 или 4 чел. Существенно меньшую долю составляют семьи, состоящие из 2 чел. (15,1 %) и 5 чел. (12,4 %). Незначительную долю составляют семьи, состоящие из 1 чел. - 4,3 % и 6 чел. - 3,0 %[10].

По числу детей семьи подразделяются на три сопоставимые доли: 35,5 % семей имеют 1 ребенка до 16 лет, 30,5 % семей не имеют детей этого возраста и 30,0 % семей имеют двое детей.

Средний класс г. К-ска имеет достаточно невысокие доходы, но именно он составляет основу потребительского рынка города и определяет, в конечном итоге, эффективность проектов в сфере торговли.

продуктовых магазинов. В данной ситуации, когда основная часть опрошенных (80%) предпочитает покупать продукты на рынке, а главной причиной, по которой респондентов не устраивают ближайшие магазины, являются высокие цены, абсолютное большинство респондентов (81%) считают, что открытие новых продуктовых магазинов в районе города является необходимым.

 

 

Сектограмма 2.1.5. Открытие новых продовольственных магазинов

Причем открытие новых магазинов считает необходимым большинство респондентов во всех выделенных доходных группах.

Виды магазинов, которые необходимо открыть в районе (по общей выборке ). На вопрос о том, каких же именно магазинов не хватает в районе «Город», получено следующее распределение мнений респондентов:

* Сумма %-тов превышает 100%, т.к. один респондент мог указать несколько вариантов (за 100% взято число респондентов, считающих, что новые магазины нужны)

Диаграмма 2.1.6. Магазины, которые, по мнению опрошенных, необходимо открыть в районе (январь-февраль 2010 г.)

Большинство опрошенных считает необходимым создание в районе дешевых супермаркетов типа «Копейки», «Пятерочки». В результате опроса жителей района выяснилось, что с «Копейкой» некоторые из них хорошо знакомы, т.к. иногда ездят туда за продуктами, но данный супермаркет расположен за пределами района, что является весьма неудобным.

Также при проведении опроса на улицах района прозвучало мнение, что «Копейка» является более предпочтительной по ценам и качеству, чем «Пятерочка» (возможно, потому что данный супермаркет является более знакомым). Далее по значимости следуют такие магазины, как овощные и булочные. В результате проведения обследования торговых точек района города выяснилось, что специализированные магазины практически отсутствуют.

Многие опрошенные говорили о том, что ранее в их районе были булочные, где можно было купить хлеб и кондитерские изделия по доступным ценам, и очень многие недовольны ситуацией с закрытием таких булочных. Что касается овощей, то, по мнению опрошенных, на продовольственном рынке они примерно такие же дорогие, как и в магазинах.

17% респондентов указало на необходимость открытия в районе супермаркетов типа «Перекрестка», «Седьмого континента», «Магнита», т.к. уже созданный «Седьмой континент» расположен на окраине района, что весьма неудобно для жителей, не имеющих личного транспорта. Далее по значимости следуют такие варианты ответов, как круглосуточные, молочные магазины, любые дешевые магазины.

Некоторые респонденты выражали особое недовольство тем, что в последнее время закрылось много магазинов, на месте которых организовали продажу товаров, не предназначенных для малообеспеченного населения района (мебель, ковры и т.п.).

Кроме того, на данный вопрос были получены следующие ответы: отдельные высказывания респондентов, характеризующих ситуацию в районе: «создать магазины со скидкой для ветеранов», «открыть мясные магазины», «нужны рыбные магазины», «плохо, что убрали палатки», «необходимы небольшие магазинчики», «нужны гастрономы», «в районе вообще мало магазинов», «открытие новых магазинов создаст конкуренцию, следовательно, цены будут ниже», «нужны магазины, которые будут близко от дома».

Также, несмотря на то, что исследование было направлено на выяснение ситуации с продовольственными магазинами, 7 человек отметили, что в районе не хватает хозяйственных магазинов, галантерей, а 6 респондентов обеспокоены тем, что в районе мало аптек.

Виды магазинов, которые необходимо открыть в районе (по подвыборкам в зависимости от уровня дохода респондентов). Предложения по открытию новых магазинов в районе отличается по некоторым из видов магазинов в зависимости от уровня доходов респондентов.

Так, о необходимости открытия супермаркетов типа «Перекрестка», «Седьмого континента», в основном, говорили респонденты, не относящие себя к малообеспеченным. (33% респондентов, не относящих себя к малообеспеченным, против 9% респондентов, получающих субсидию).

Аналогична картина и с круглосуточными магазинами: они необходимы 26% опрошенным, не относящим себя к малообеспеченным, и 3% опрошенным, получающим субсидию.

Ситуация со специализированными магазинами – овощными, булочными, молочными, а также просто любыми дешевыми магазинами имеет противоположную тенденцию – такие магазины более необходимы жителям района, получающим субсидию.

В результате телефонного опроса была получена следующая картина ситуации с продовольственными магазинами, сложившейся в районе, что позволяет сделать следующие выводы:

1) большинство опрошенных (80%) предпочитают покупать продукты повседневного потребления на рынке, хотя условиями здесь довольны далеко не все; основной причиной предпочтения рынка в целом по выборке являются низкие цены;

2) рынки посещает примерно одинаковое количество респондентов как среди малообеспеченных, так и не относящих себя к малообеспеченным. При этом для получающих субсидию на оплату коммунальных услуг основной причиной выбора рынка являются низкие цены. Для респондентов, не получающих субсидию, при выборе рынка также важны такие причины, как возможность купить все продукты в одном месте, а также ассортиментное разнообразие;

3) ближайшие магазины посещают 69% респондентов, при этом предпочитают покупать в них продукты чуть меньше четверти опрошенных (24%); основной причиной предпочтения ближайшие магазины чаще посещают респонденты, не относящие себя к малообеспеченным;

4) основной причиной, по которой ближайшие магазины устраивают опрошенных, является близкое и удобное расположение.

5) основной причиной, по которой ближайшие магазины не устраивают респондентов, являются высокие цены. Это отметили 88% респондентов среди тех, кто не посещает ближайшие магазины вообще, и эта же причина стояла на первом месте практически для каждого конкретного магазина.

6) абсолютное большинство опрошенных (81%) считает, что в сложившейся ситуации в районе необходимо открытие новых магазинов.

7) наиболее необходимым, по мнению опрошенных, является открытие дешевых супермаркетов типа «Копейки», «Пятерочки», а также таких специализированных магазинов, как овощные и булочные.

8) данных торговых точек является их близкое и удобное расположение для респондентов;

9) в супермаркетах предпочитают покупать продукты 22% опрошенных, при этом основными причинами выбора являются ассортиментное разнообразие товаров, возможность купить все необходимое в одном месте, на третьем месте находится такой фактор, как хорошее качество продуктов.

2.2. Разработка стратегии позиционирования предприятия розничной торговли ОАО «Магнит»

Для разработки эффективной стратегии позиционирования торгового предприятия необходимо провести оценку конкурентной среды торгового предприятия ОАО «Магнит». Общеизвестно то, что успешная деятельность торговых предприятий требует оценки их конкурентоспособности. При этом широко используются социологические методы, в частности опросы покупателей. Опросы проводятся в магазинах, на уличных рынках города.

Целью опроса является выявление наиболее посещаемых магазинов и критериев привлекательности магазинов. Опрос проводится, как правило, путем анкетирования. Принцип выборки - случайный. Покупателям была предложена анкета, созданная специально для этого исследования.

Данный социологический опрос проводился нами в заводском районе города в январе-феврале 2010 года, в котором приняло участие 895 человек.

В процессе опроса было выявлено:

· наиболее предпочтительные для потребителей места приобретения различных продовольственных товаров;

· основные критерии выбора потребителями места покупки;

· общая оценка работы торговых предприятий в заводском районе;

Результаты анализа представлены в Приложении[11].

Покупателями были названы, в основном, рынки города. Но ни один из магазинов, по результатам исследования, не является предпочтительным для покупки вышеперечисленных товаров, что должно послужить тревожным сигналом для местных органов, регулирующих развитие торговли.

Так, безалкогольные напитки (57,8% покупателей), яйцо куриное (68,8%) покупателей предпочитают покупать на рынках города. Замороженные продукты (21,1% опрошенных), консервы (49,7%), хотя в районе есть специализированный магазин "Елена" и "София", покупатели приобретают в фирменных магазинах. Покупки в магазинах "Елена" и "София" предпочитают делать 10,4 и 3,1% опрошенных.

На вопрос «Почему покупатели предпочитают указанные магазины (при покупке продовольственных товаров?) были получены следующие ответы[12]. Основными критериями для выбора магазинов, среди опрошенных нами респондентов, были названы следующие:

- приемлемые цены (для продовольственных товаров 79 и 71,4% опрошенных);

- широкий ассортимент товаров (60,2 и 69,6 % соответственно);

- высокое качество товаров (53,4 и 33,9 %).

Далее при выборе продовольственных магазинов покупатели выделили хорошее обслуживание, а для повседневных магазинов хорошее размещение.

Обработка, обобщение и анализ полученной информации позволили сделать следующие выводы:

1. Наиболее посещаемые магазины заводского района являются магазины "Копейка", ООО «Магазин 29» и ООО «Дивскан». Наиболее предпочтительными местами для приобретения хлеба и хлебобулочных изделий для потребителей являются специализированные магазины типа "Хлеб" (21,6% и 16,9% респондентов соответственно).

В мини-магазинах предпочитают покупать хлеб 10,5% респондентов, а магазинах типа "Продукты" - 9,05% респондентов.

2. Молочные товары покупатели в основном приобретают на рынках района (42% респондентов), а так же в других продовольственных магазинах, среди которых были названы магазины предприятия ОАО "Звезда", ЗАО "Северный", магазин ООО «Магазин 29».

3. Предпочтения относительно мест покупки замороженных продуктов пали на ТД "Мещера" (14,3%), и магазины, расположенные на улице Софьи Перовской (10,5%). Не определились с предпочитаемым местом 19,1% респондентов, так как они приобретают эти товары в самых различных магазинах.

4. При выборе торговых точек для покупки безалкогольных напитков 57,8% потребителей останавливают свой выбор на торговых точках, расположенных на рынках района. В ОАО "Магнит", эти товары приобретают 21,6% населения.

5. Яйцо 68,8% потребителей предпочитают покупать на рынках города и 9,7% потребителей - в магазинах расположенных на улице Софьи Перовской.

6. При покупке консервированной продукции потребители останавливают свой выбор на ОАО "Северный" и т.п., расположенных в заводском районе. На рынках района эти товары приобретают 2,5% опрошенных 10,4% опрошенных - в магазинах типа ООО «Магазин 29», расположенных также в черте района. В ходе социологического опроса выявились критерии предпочтения потребителей к местам покупок.

Основными критериями выбора магазинов являются:

· приемлемые цены (для продовольственных магазинов - 79% опрошенных)

·



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: