Россия и Греция»
Какие ассоциации вызывает у Вас упоминание о Греции? Акрополь, Олимпиада и туризм? Или экономический кризис, долги и кредиты? А ведь культура Греции не менее интересна, чем ее политическая, экономическая и туристическая стороны. Давние культурные связи наших стран делают эту тему ещё более привлекательной и многообразной. Взять хотя бы музыку: сколько тайн, открытий и интересных фактов содержит музыкальная история взаимоотношений наших стран!
Приглашаем Вас принять участие в викторине, посвящённой музыкальным культурам России и Греции.
Условия викторины:
- к участию в викторине допускаются жители г. Воронежа и области;
- победителем считается участник, давший правильные и наиболее подробные ответы на все вопросы викторины;
- правильные ответы публикуются на сайте библиотеки после подведения итогов викторины;
- победители викторины награждаются грамотами и призами, награждение состоится 25 апреля 2014 г. в рамках акции «Библионочь в Никитинке»;
- ответы принимаются до 20 апреля 2014 г. включительно по адресу: ул. Орджоникидзе, 36, 2 этаж (отдел музыкально-нотной литературы) или по электронной почте: muznotnb@yandex.ru.
I. Древняя Греция.
1 2 4 5
По горизонтали:
1. Герой греческой мифологии, фракийский музыкант и певец, отец Тамириса, дед Орфея.
2. Древнегреческий философ, чьё учение считается основополагающим для европейской теории музыки; ему приписывают установление математических соотношений между частотами колебаний отдельных звуков.
3. Административная единица второго уровня в Греции.
4. Древнегреческий философ и теоретик музыки; он считал, что непосредственное восприятие – первая и важнейшая предпосылка дальнейшего рационального исследования музыки.
5. Четырёхступенный звукоряд в диапазоне кварты; он лежал в основе всех древнегреческих звукорядов.
6. Древнегреческий музыкальный инструмент, изготовленный Гермесом из панциря черепахи и подаренный Аполлону.
7. Система фиксации музыки с помощью письменных знаков.
По вертикали:
1. Греческий философ, занимавшийся в том числе проблемами музыкальной этики и эстетики.
2. Город, ставший центром империи, которая постепенно распространяя своё влияние на Грецию, превратила её в свою провинцию Ахайя.
3. Графическое обозначение звука музыкального произведения.
4. Древнегреческий ударный инструмент, предшественник литавр.
5. Интервал в четверть тона, один из наименьших музыкальных интервалов; впервые этот термин использовал древнегреческий философ Филолай.
6. Материал, использовавшийся в Древней Греции для изготовления струн для музыкальных инструментов.
Ключевой вопрос: Как Вы думаете, почему для этого кроссворда была выбрана именно такая форма?
II. Древняя Русь.
Ключевое слово:
По горизонтали:
1. В Древней Руси так называли странствующих музыкантов и актёров.
2. Героико-патриотическая песнь, в основу сюжета которой – подвиги богатырей.
3. Ударный музыкальный инструмент, использовавшийся как во время военных походов, так и во время пиршеств.
4. Дошедший до нас из Древней Руси язычковый музыкальный инструмент (см. фото).
По вертикали:
1. Древнерусский смычковый инструмент, прообраз современной скрипки.
2. Персонаж «Слова о полку Игореве», певец и сказитель.
3. Древнерусский праздник на границе зимы и весны, сопровождающийся весёлой музыкой.
4. Славянский духовой язычковый музыкальный инструмент; по сюжету м/ф «Князь Владимир» игрой на этом инструменте мальчик Алекша тронул сердце византийской царевны Анны.
5. К какому литературно-музыкальному жанру Вы отнесёте:
Хорошо траву косить,
Которая зелёная,
Хорошо ту любить,
Которая весёлая.
Ключевое слово: древнерусский музыкальный инструмент; на нём играл герой сказаний Боян.
III. Духовная музыка Греции и России.
1. Какое событие изменило направление развития музыкальной культуры Древней Руси? Каковы его музыкальные предпосылки?
2. Что такое «византийский столп» в музыке и кто считается его автором?
3. Соотнесите жанр гимнографии и его описание:
1) Псалом а) вид церковной поэмы – гимна сложной конструкции; появился в Византии в VIII в., пришёл на смену кондаку.
2) Тропарь б) песнопение, написанное стихотворным размером или приуроченное к стихам; традиционно византийский жанр, нашедший отражение в творчестве русских композиторов.
3) Стихира в) древнейший жанр ветхозаветной и христианской гимнографии, связанный с именем библейского царя Давида.
4) Кондак г) жанр византийского песнопения, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется святой.
5) Канон д) жанр, сложившийся в Византии в V – VI вв., сейчас это небольшое песнопение (1-2 строфы) в параллель тропарю, раскрывающее сущность праздника.
4. Какой из этих жанров (см. вопрос № 3) является фундаментом христианского богослужения? Подсказка: именно эта форма молитвословной поэзии занимает бОльшую часть Всенощного бдения.
5. Какой тип церковного пения, пришедший на территорию России из Византии, называют каноническим православным и почему? В чём его главные особенности?