МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ГБОУВО РК «КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ Ф.ЯКУБОВА»

Реферат

По дисциплине: «Проектирование образовательных программ (в области муз.образования)»

 

На тему:

«Достоинства уровневой подготовки специалистов в области музыкального образования»

 

Выполнила

Халилова Нилюфер

Группа М-ЗМО-19

 

Доцент кафедры:

Чергеев А.А.

 

Ключевые слова: высшее образование, уровневая, многоступенчатая системы высшего образования, музыкальное образование.

Актуальность исследования позволила сформулировать проблему исследования, которая заключается в поиске теоретико-методологических оснований для выявления и обоснования сущности, структуры и содержания процесса уровневой профессиональной подготовки специалистов-музыкантов в условиях современного социума. Обозначенная проблема, важность ее научно-теоретического обоснования и практического решения определили выбор темы исследования: «Достоинства уровневой подготовки специалистов в области музыкального образования».

Цель исследования: анализ достоинств профессиональной уровневой подготовки специалистов в области музыкального образования.

Объект исследования: процесс профессиональной уровневой подготовки специалистов в области музыкального образования.

Предмет исследования: достоинства уровневой подготовки специалистов в области музыкального образования.

 

В статье рассматриваются достоинства уровневой подготовки специалистов в области музыкального образования в системе высшего образования в России; анализируются сущность.

В конце ХIX века в России рассматривается идея о необходимости качественно нового педагогического образования, где результатом должна быть способность и готовность преподавателя решать не только узкопрофессиональные задачи, но и быть универсалом в своей профессиональной сфере. Уровневая система высшего образования в России, прошедшая определенные этапы своего становления, направленная на повышение качества образования через обновление содержания, форм, методов организации учебного процесса, способствует эффективному развитию индивидуальности студента. Вместе с тем исследователи отмечают, что высшее образование в России прошло характерные для него этапы становления и развития.

В этих условиях начала создаваться уровневая система высшего образования, где содержание и организация обучения были направлены на формирование и использование знаний и умений исследовательской деятельности как показателя качественного нового образования.

Признание уровневой системы высшего педагогического образования в области музыкального образования обусловлено ее особенностями: профессиональной подготовки студента с учетом его индивидуальности, позволяя создавать условия для индивидуального стиля учебной деятельности, что выражается осознанным выбором собственной образовательной траектории [2].

Три вида образовательных систем имеют много общего, однако уровневая система обладает значительными возможностями для развития творческих способностей студента, умений и навыков самообразовательной деятельности. Исследователи отмечают достоинства концепции уровнего музыкального образования: максимальное использование индивидуальных особенностей личности; совокупность преемственных образовательно-профессиональных программ базового уровня и специализированной подготовки.

Уровневая система с ее возможностью дифференцированного обучения создает условия для элитарной подготовки специалиста в музыкальной сфере, для самостоятельной работы студентов и выработки у них исследовательских навыков.

Происходящие изменения в высшей школе коснулись музыкального образования. В современных условиях, где технический прогресс и информационные технологии вытеснили те сферы деятельности, которые были обращены к внутреннему миру человека, к его духовной сущности, музыкальное образование становится единственным инструментом духовного становления и формировании личности (Е.И. Якушева, Е.Л. Мартынец). Система уровневого профессионального музыкального образования в России общепризнана в мире: доказательство этому — высокие результаты подготовки музыкантов-исполнителей в различных российских учебных музыкальных заведениях: «Высокий уровень подготовки музыкантов в российских учебных заведениях — результат культивирования и развития исторически сложившихся традиций, включающих содержание образования и принцип преемственности различных этапов музыкального образования: уровневая система музыкальных учебных заведений; преемственность методик профессионального обучения и музыкального воспитания; сочетание в музыкальном образовании профессионализма и фундаментальности» [1, с. 8].

Система российского музыкального образования (школа—училище—вуз) всегда предполагала длительную работу по становлению музыкантов-исполнителей высокого уровня, которые, интерпретируя смысл музыкального произведения, продлевают ему жизнь, сохраняя его в системе художественных ценностей общества [5]. Трехступенная система российского музыкального образования обладает также тесной преемственной связью, где каждое звено является необходимой частью единого процесса профессионального музыкального обучения.

Утверждается А.Н.Крыловой, что относиться к проверенной временем системе отечественного музыкального образования необходимо как к памятнику культуры и только при необходимости осторожно реставрировать его, заимствовать самое лучшее: рефлексию, обмен внутри единого интеллектуального пространства, гибкость индивидуального подхода к наполнению обучения. Целью музыкального уровневого образования является формирование целостной творческой личности, обладающей высокой общехудожественной культурой, в единстве с артистической, научно-теоретической и гуманитарной составляющими; особая значимость личностного фактора в образовательном процессе привела к созданию устойчивых исполнительских школ России: фортепианной, скрипичной, баянной и т. д.

В сфере музыкального образования подготовка музыкантов-исполнителей не может быть прерывистой, так как необходимо поддерживать исполнительский аппарат в постоянной динамике не допуская перерывов.

Модернизация образования предлагает трехфазную систему подготовки: базовое образование, последипломное и непрерывное профессиональное развитие. В музыкальном образовании — это выражается довузовским, додипломным (базовое), последипломным образованием (аспирантура по творческо-исполнительским специальностям) и непрерывным профессиональным развитием.

Составляя органическую часть художественной культуры общества, классическое музыкальное образование отражает все трансформации социума, определяющие политику обучения и воспитания, но в тоже время остается достаточно консервативным и сохраняет традиционные формы подготовки специалистов. С момента организации первых русских консерваторий в середине XIX столетия обучение музыкантов-профессионалов функционирует как многоуровневая система, включающая три звена образования (школу, училище, вуз) и объединяющая общенаучную, музыкально-теоретическую и исполнительскую подготовку. В разные исторические периоды структурные звенья системы либо интегрировались в рамках одного учебного заведения, либо существовали самостоятельно; содержание образования обновлялось в соответствии с развитием музыкознания, общественных наук и изменением идеологических ориентиров.

Современный этап развития классического музыкального образования характеризуется структурной разобщенностью уровней подготовки (музыкальные школы, колледжи и вузы существуют как автономные образовательные учреждения), различием их юридического статуса и нормативно-правовой базы (музыкальные школы относятся к сфере дополнительного образования, музыкальные колледжи и вузы — к системе среднего и высшего профессионального образования), содержательной разрозненностью обучения (учебные планы и программы допрофессионального и профессионального уровней образования не взаимосвязаны).

Процесс профессиональной подготовки музыкантов весьма длительный и трудоемкий — как правило, он продолжается от 16 до 20 лет. При этом разобщенность уровней образовательной системы создает проблемы координации содержания образования, обеспечения преемственности средств и методов обучения, достижения непрерывности и поступательности профессионально-личностного становления учащихся, что, в свою очередь, негативно отражается на качестве подготовки выпускников.

В педагогике музыкального образования в последние десятилетия активно решаются проблемы совершенствования подготовки специалистов. Созданы профессиограммы учителя музыки, «модель идеального специалиста», выделены компоненты профессионального мастерства, определены профессиональные требования к выпускникам музыкально-педагогических вузов (Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, Л.Г.Арчажникова и др.). Широко освещены различные аспекты исполнительской, педагогической, просветительской деятельности педагога-музыканта, особенности инструментальной, вокально-хоровой, хормейстерской, музыкально-теоретической подготовки студентов (В.И.Муцмахер, Н.А.Терентьева, В.А.Школяр, В.Л.Яконюк и др.).

В русле новых тенденций развития системы образования появились работы, посвященные рассмотрению структуры и содержания профессиональной компетентности учителя музыки (Е.В.Гребенюк, И.Р.Левина и др.). Исследуются вопросы, связанные с совершенствованием аксиологической (Б.М.Целковников, А.И.Щербакова), исполнительской (Е.Н.Федорович), профессионально-педагогической (И.А.Медведева, И.Н.Немыкина и др.) и культурологической подготовки учителя музыки (Т.Г.Мариупольская, А.И.Николаева, Л.А.Рапацкая); профессионально-личностным становлением педагога-музыканта (А.С.Петелин). Обозначенные исследования мы используем в качестве научно-теоретической базы для создания собственной концепции профессиональной подготовки специалистов в системе классического музыкального образования.

Социальный запрос выдвигает в качестве важнейших компонентов профессионального мастерства специалиста зрелость духовной культуры личности, высокий уровень мотивации музыкальной деятельности, профессиональную мобильность, сформированную систему убеждений и ценностных ориентаций, коммуникативную культуру. Это определяет приоритет личностно-творческого начала в обучении музыканта над операционально-технологическим. Тем не менее учебный процесс в большей части музыкально-образовательных учреждений, как высшего, так и среднего звена, традиционно построен на культивировании конкретных исполнительских навыков и освоении абстрактных теоретических знаний, что чрезвычайно углубляет дистанцию двух стадий деятельностного функционирования личности: учебной и самостоятельной творческой, делая столкновение с многообразием реальности психологически сложным.

 

Библиографический список

1. Казурова А.С. Проблемы государственного образовательного стандарта высшего профессионального музыкального образования: опыт и перспективы. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 93 с.

2. Митяева А.М. Содержание многоуровнего высшего образования в условиях реализации компетентностной модели // Педагогика. 2008. № 8. С. 57—64.

3. Петров Ю.Н. Непрерывность профессионального образования: теория, проблемы, прогнозы. М.: ВЛАДОС, 2006. 333 с.

4. Петелин А.С. Профессионально-личностное становление учителя музыки в многоуровневой системе образования: дис.... д-ра пед. наук: 13.00.01, 13.00.08. Воронеж, 2006. 493 с.

5. Руднева Т.И., Чванова А.Н. Сценическое амплуа музыканта-исполнителя. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2007. 183 с.

6. Ходырева В.В. Организационно-педагогические условия непрерывности образования в многоуровневом музыкальном учебном заведении: дис.... канд. пед. наук: 13.00.01. Самара, 2004. 268 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: