Эмоциональная ориентация ландшафтного дизайна




 

Необходимость качественного преобразования среды современного города, обусловленная остротой экологических проблем и хаотичностью функционального использования открытых пространств, в значительной мере связана и с нерешенностью многих вопросов эмоционального восприятия человеком его ближайшего окружения. Длительное преобладание жесткого функционализма в благоустройстве и озеленении городской среды привело к смещению акцентов в ее ландшафтной организации в сторону рациональных начал в ущерб эмоциональным. Однако с появлением средового подхода становилось все более очевидным, что никакие функциональные достижения не смогут искупить даже малой доли эстетического абсурда, внедренного в отечественную практику оформления городских открытых пространств за последние десятилетия, главным образом, при осуществлении жилой застройки.

По мере осознания невозможности совершенствования качеств городской среды без учета общеэкологического контекста, в котором преобразованной природе отводится не меньшая роль, чем природе сохраненной, необходимость поиска современных средств достижения зрительной выразительности открытых пространств с помощью ландшафтного дизайна приобретает особую актуальность. Несовместимое с понятием психологического комфорта состояние неблагоустроенной среды воспринимается человеком столь же негативно, сколько ее аморфность и безликость. Безусловно, решая определенные утилитарные задачи оздоровления среды, ландшафтный дизайн обладает нацеленностью на формирование у людей ощущения визуального комфорта, гармоничности и узнаваемости средового пространства. Эмоциональная ориентация произведений дизайна, также как и архитектуры, связана с процессом восприятия человеком своего окружения [46, 49].

В числе качеств среды, оцениваемых человеком постоянно, возможность ориентации и отождествления с конкретным местом имеет особое значение. Это выражается в потребности в полной информации о том, где человек находится, т.е. в создании определенного пространственного образа. Поэтому к числу основных задач ландшафтного дизайна можно отнести формирование средствами природы однозначно распознаваемого окружения, обладающего, наряду с эстетической привлекательностью, нестандартностью размещения и взаимодействия природных компонентов.

Среди известных подходов к достижению узнаваемости пространства целесообразно упомянуть разработки Р.Крие по созданию "теории городского пространства", основанной на геометрических характеристиках улиц, площадей, дворов [77]. Руководствуясь метрическими параметрами, можно подойти к рассмотрению возможностей геометризации форм природы для достижения характерного облика каждого фрагмента городской среды, создающего устойчивый зрительный образ конкретного места города.

Решение проблемы распознаваемости места обретает в этом случае новый оттенок благодаря включению в композицию открытого пространства элементов природы в нетрадиционном качестве. Возможность отождествления себя с конкретным местом, обозначенная К. Норберг-Шульцем как главное условие для возвращения связи человека с окружением [81], приобретает осмысленный характер за счет преодоления одинаковости фрагментов городской среды, создания пространственной структуры места с помощью ландшафтного дизайна.

Каждое из мест, структурированных с помощью преобразованных природных компонентов (характерных линий рельефа, композиций растительности, водных устройств), обретает эстетическую значимость для человека, снабжая его необходимыми знаками ориентации в городском пространстве и составляя определенную материальную основу для закрепления в памяти зрительных впечатлений. Роль категории местав раскрытии самоощущения людей и описании определенного типа их поведения в конкретной части городской среды представляется наиболее важной при выборе средств качественного преобразования ближайшего окружения человека в городе. Наиболее эффективно закрепление ощущения места с помощью характерных компонентов природы происходит в том случае, когда их размещение и взаимосвязи отвечают определенному сюжету, т.е. "предлагают" одну из схем средового поведения. Поэтому наряду с эстетическим воздействием в каждом объекте ландшафтного дизайна обязательно присутствует аспект регулирования поведения человека, мотивации его передвижения, наблюдения или действия.

Помня о том, что городская среда воспринимается человеком как серия зрительных образов и вызывает у него ряд последовательных впечатлений, в ландшафтной организации отдельных пространств содержится возможность создать определенный сценарий, в котором воздействие природных компонентов будет строиться по принципу разнообразия с логичным чередованием средовых "событий" и эмоциональных пауз.

Современная практика архитектурно-ландшафтного благоустройства открытых пространств города, исходя преимущественно из функциональных соображений, нередко оставляет нерешенными вопросы режиссуры процесса восприятия среды с точки зрения эмоциональной реакции человека. Обращенность средств ландшафтного дизайна к жителям города заключается в том, что в художественном оформлении каждого фрагмента среды может быть заложен характерный природный акцент, выделяющий данный фрагмент из серии других именно за счет воздействия на психоэмоциональное состояние пешехода.

Отвечая одновременно задачам экологичной реконструкции и эстетического обновления городских открытых пространств, увеличение в них доли природных компонентов по существу означает наложение на существующую ткань города дополнительного культурного слоя с преобладанием эстетически преобразованной природы. Смысл создания такого слоя заключается в изменении эстетических, функциональных и экологических качеств городской среды, отвечающих динамичным общественным потребностям. Особенность появления в процессе исторического развития города новых слоев, обозначенная А.Грумбахом применительно к архитектуре как "искусство потерь" и "искусство наслоений" [71], приобретает по мере увеличения возможностей ландшафтного дизайна в изменении их эстетики особую актуальность.

Реализуя способность среды впитывать последующие наслоения, дополнительные природные компоненты в городских открытых пространствах превращаются в одно из важных средств их структурного и художественно-образного преобразования. Выявление более четких вертикальных и горизонтальных членений, равно как придание ясной геометрии формам природы, может способствовать формированию наиболее выразительного образа места. Изменяя размеры и контуры растительности, геометрию и перепад отметок рельефа, с помощью ландшафтного дизайна можно влиять на пространственную структуру места и, соответственно, на характер восприятия человеком своего окружения.

Уровень эстетического обновления пространства при этом не должен противоречить идее устойчивости среды, оставляя в качестве наиболее стабильных элементов существующие природные компоненты городского ландшафта. В связи с этим как один из нереализованных шансов на качественное обновление городской среды можно рассматривать проведение реконструкции отдельных улиц с организацией пешеходных пространств в виде замены асфальтового покрытия поверхности земли на бетонную плитку без заметного увеличения числа деревьев или площади газонов (например, на Малой Конюшенной улице в Санкт-Петербурге).

В тенденции к пространственному консерватизму, характерной для процесса исторического развития среды [44], наиболее заметно проявляется обжитость каждого из ее фрагментов, на основании которой использование ландшафтного дизайна целесообразно ориентировать на поиск "неразрушающих" средств воздействия на городское окружение человека. Сохранение существующих природных компонентов среды (растительности, перепадов рельефа) безусловно способствует закреплению памяти места, но не всегда отвечает идее создания его цельного образа. В связи с этим при проведении экологичной реконструкции городской среды, предполагающей преобразование природных форм, представляется необходимой ликвидация "эстетического загрязнения" в виде хаотически размещенной растительности или случайно оформленного рельефа.

Целью таких преобразований является достижение новых качеств городских открытых пространств, способных вызвать положительные эмоциональные реакции человека. По существу речь идет о поиске более выразительного языка природного формообразования с помощью ландшафтного дизайна. Понятие языка становится ключевым в обновлении эстетики городской среды на основе включения природных компонентов в измененной, формализованной трактовке.

В связи с этим полезно вспомнить об отмеченных в исследованиях Г.З.Каганова аналогиях между городской средой и своего рода текстом, "считываемым" человеком в определенной последовательности и построенным по "грамматическим" правилам [44]. Непосредственно влияя на "читаемость" городских пространств, преобразованные элементы природы выступают в качестве системы средств обозначения места и связаны с такими понятиями, как морфология (предметный состав), семантика (система значений), семиотика (знаковое наполнение) и синтаксис (структурная связь отдельных знаков).

В то же время было бы значительным упрощением рассматривать ландшафтный дизайн в качестве средства синтаксического конструирования городских открытых пространств из отдельных "букв", "слов" или "фраз" в виде элементов природы и фрагментов городского ландшафта. По существу осмысление роли ландшафтного дизайна в изменении языка природного формообразования неотделимо от аналогичного процесса в области архитектуры.

Эволюция подхода к трактовке языка архитектуры и дизайна прослеживается в исследованиях А.В.Иконникова, З.Н.Яргиной, В.Ф.Маркузона, В.Т.Шимко, А.Э.Коротковского, Е.И.Российской, Ю.А.Рочняка. Среди наиболее существенных изменений можно отметить постепенный переход от традиционной синтаксической трактовки архитектурной композиции к семантической, основанной на наиболее ясных представлениях о формообразовании и смысловыражении в современной архитектуре.

Применительно к ландшафтному дизайну морфология охватывает все многообразие составных элементов композиций открытых пространств города, включая отдельные деревья, кустарники, фрагменты газона, цветники, водные поверхности и декоративное мощение. "Послойное" рассмотрение этих компонентов позволяет выявить их состав и оценить пластические особенности.

Одним из вариантов трактовки морфологии языка пространств, который представляется применимым для решения задач ландшафтного дизайна, является предложенное Ю.А. Рочняком разделение предметно-пространственной среды города на три информационно-содержательных уровня (языка): языки мелкой архитектурной пластики, знаковый, вербальный – на первом уровне, язык композиции поверхности на втором уровне и язык пространств и границ – на третьем [57]. Состав и расположение дополнительных природных компонентов среды, способствующих повышению ее экологической устойчивости, должны соответствовать масштабу их восприятия человеком на одном из информационно-содержательных уровней, т.е. либо влиять на закрепление определенных знаков в пространстве, либо создавать индивидуальность композиции поверхности или изменять границы открытого пространства.

Поиск выразительности природных компонентов городской среды невозможен без преодоления стереотипного мышления в их формообразовании с использованием архаичного языка псевдодизайна и традиционных приемов озеленения.

Обращение к семиотике пространства, трактующей его как систему знаков с определенным смысловым содержанием и характерными структурными связями, позволяет подойти к языку природного формообразования с позиции художественной выразительности на основе использования читаемой геометрии простых фигур. Материализация подобных знаков с помощью ландшафтного дизайна может способствовать созданию в городских пространствах системы устойчивых ориентиров, обеспечивающих распознаваемость каждого фрагмента среды. Многозначность природных форм и многовариантность их дизайнерской интерпретации составляют один из важных резервов исключения монотонности и безликости открытых пространств города. Преобразованные контуры растительности или перепадов рельефа, превращаясь в часть знаковой системы, влияют на восприятие человеком своего окружения и способствует повышению информационного потенциала среды.

Достигается это путем формирования с помощью ландшафтного дизайна характерных элементов, соответствующих геометрическим понятиям "точка", "линия", "объем", "поверхность" и др. В работах Ф.Танги [39] с этими элементами, составляющими "геометрию пейзажа", связывается понимание визуального кода, лежащего в основе прочтения пейзажа. Наряду с облегчением читаемости пространства, дизайнерское осмысление каждого из таких элементов позволяет создать в городской среде дополнительные средства воздействия на эмоции человека, вызывая его удивление, побуждая к движению или остановке. Принцип геометризации пространства выступает при этом в качестве одного из важнейших в изменении эстетических характеристик среды, сочетая в себе рациональные и эмоциональные начала.

Язык ландшафтного дизайна может обрести особую выразительность на основе обращения к смысловому содержанию компонентов природы. Опираясь на исследования, выявляющие семантику природных форм и особенности их эмоционального воздействия на человека, целесообразно раскрыть те возможности, которые содержатся в ассоциативном (символическом) восприятии городского ландшафта.

Символические интерпретации природных форм позволяют обращаться к чувствам и памяти человека, связывая его визуальное восприятие среды с ощущениями и впечатлениями, имевшими место в прошлом и составляющими часть духовных ценностей человеческой культуры. Смысловое наполнение преобразованных компонентов природы, обусловленное возможностями фантазии, интеллекта, психики и вкуса архитектора или дизайнера, обладает тем большей силой воздействия, чем полнее совпадают их образные представления с представлениями рядовых горожан. Различия в характере их восприятия обусловлены неизбежной разницей в уровне художественной культуры в силу определенной профессиональной специализации.

Поиск доступных для массового сознания семантических проявлений ландшафтного дизайна и повышение их художественных достоинств на основе отказа от копирования или стилизации известных примеров из прошлого отличает современный подход к использованию принципа символизации в оформлении городских открытых пространств.

Обладая многочисленными смысловыми акцентами и символическими знаками в виде преобразованных компонентов природы, городская среда может сохранить свою целостность в качестве единого контекста при наличии пространственного синтаксиса, обеспечивающего взаимосвязь составных элементов. Применительно к языку ландшафтного дизайна синтаксис означает пространственную согласованность и структурную упорядоченность отдельных элементов природы с учетом динамичного обновления композиционных приемов их размещения в городской среде. В этом смысле синтаксис не является неизменным, а скорее подвержен эволюции одновременно с изменением как самой системы природных знаков, так и смыслового содержания каждого из них.

Таким образом, в языке природного формообразования наблюдается тенденция к постоянному обновлению. Неизменными могут оставаться единичные знаки в виде отдельных деревьев, кустарников, модулей газонов и декоративных покрытий, но пути достижения эстетической выразительности и функциональной наполненности городских пространств связаны с адаптацией новых подходов к использованию ландшафтного дизайна.

♦ /См. цветную вклейку, № 170-181/

 


II.2. Средства достижения индивидуальности городских открытых пространств

Поверхность земли в новом качестве

 

Постоянное обновление процесса жизнедеятельности в современном городе, возрастание его динамичности наиболее отчетливо проявляются в использовании городских открытых пространств, в первую очередь, таких как улицы, площади, набережные. Концентрация в этих пространствах все более разнообразных функций и, как следствие, интенсификация воздействия человека на среду, предполагают адекватное реагирование на подобные изменения со стороны архитекторов и дизайнеров, имеющих непосредственное отношение к ее формированию, в том числе, - с позиций долговременного использования.

Повышенное внимание к ландшафтной организации открытых пространств города в большинстве развитых стран стало проявлением гуманизации городской среды и важной составляющей в достижении ее стабильности и экологической устойчивости. Дальнейшее совершенствование качеств "среды с помощью ландшафтного дизайна предполагает пересмотр традиционного отношения ко всем ее компонентам – поверхности земли, растительности и водным устройствам.

Экологизация ландшафтного дизайна отражается, в первую очередь, на изменении подхода к трактовке поверхности земли, дополняя постепенно представление о ней как горизонтальной основе пространства (планшет) [47] пониманием ее как части "живой" ткани города.

Испытывая постоянное воздействие человека, поверхность земли в городе, с одной стороны, обеспечивает реализацию определенной функции (транзитное движение или статичное пребывание пешеходов, различные виды досуговой деятельности), с другой стороны, повержена, как и другие компоненты среды, процессу деградации с неизбежной потерей требуемых эстетических и функциональных качеств. Состояние поверхности становится важной составляющей экологической устойчивости среды, так как с помощью ее озелененных фрагментов в виде газонов осуществляется восстановление кислорода, а за счет рационального сочетания твердых покрытий и "мягких" природных включений достигается удержание атмосферных осадков, в результате чего дождевая вода способствует увеличению биомассы в городских открытых пространствах.

Становится очевидным, что многие поспешные решения при благоустройстве территории, объяснимые соображениями краткосрочной экономии и относительной легкостью практической реализации в оформлении поверхности, лишают возможности в полной мере использовать потенциал природы для самоподдержания среды. Для организации пешеходного движения и реализации большинства функций открытых пространств, требуется заметно меньше площадей с твердым покрытием, чем это зачастую бывает в современном городе. Как показывает мировая практика, одним из условий сохранения экологической комфортности на застроенных территориях является наличие не менее 10% площади в виде озелененных поверхностей [52].

В связи с этим, одной из важных задач ландшафтного дизайна становится поиск путей возвращения утраченного экологического равновесия и разработка приемов организации поверхности земли, в которых требования устойчивого использования участков с твердым покрытием согласуются с повышением возможности регенерации среды.

Выбор характера покрытия в пешеходном пространстве определяется рядом факторов, среди которых соображения функционального использования (организация движения пешеходов, эксплуатационные особенности, организация водостока и др.) сочетаются с эстетическими требованиями (цветовое и графическое разнообразие, согласованность с архитектурным окружением, индивидуальность образа места).

Следуя специфике использования таких разновидностей открытых пространств, как локальные образования (площади) или линейные системы (улицы) [47], поиск резервов поверхности для увеличения ее природного потенциала целесообразно вести путем выявления функциональных пауз между основными направлениями пешеходных связей в пределах конкретного фрагмента городской среды.

Выделение в структуре открытого пространства смысловых направлений, выполняющих роль "русел" пешеходных коммуникаций, предполагает необходимость создания широких полос движения с твердым покрытием. В то же время, анализ основных перемещений пешеходов к точкам преимущественного тяготения позволяет выявить на поверхности улицы или площади участки с минимальной интенсивностью движения и островки "затишья", потенциально пригодные для увеличения природных составляющих среды. Выявляя направления основных коммуникаций, границы поверхностей с твердым покрытием и растительным заполнением обретают особый композиционный смысл и требуют дизайнерского решения. Выбор свободной геометрии их очертаний позволяет внести в облик открытого пространства характерный графический рисунок, способствующий распознаваемости места на основе определенного визуального кода.

Разграничение поверхности земли на участки с различным характером покрытия (твердое или мягкое) может быть усилено с помощью дополнительных средств дизайна, обеспечивающих прозрачное экранирование контуров озелененных участков и являющихся одновременно средством усиления пластической выразительности планшета. В качестве примера подобного решения можно привести использование металлических экранов с динамичной конфигурацией в пешеходно-трамвайной зоне в Нанте (Франция). Обращение к активной геометрии границ бетонного покрытия сочетается в этом случае с применением ритма декоративных экранов, заметно отличающихся от традиционных ограждений, что придает среде, наряду с безусловной оригинальностью, эффект движения. Обладая определенным эстетическим смыслом, металлические экраны в то же время обеспечивают регулирование стока дождевой воды с поверхности бетонного покрытия на озелененные участки.

Ландшафтный дизайн обретает особую роль в художественном оформлении существующих озелененных фрагментов поверхности городских пешеходных пространств, особенно в случае изменения характера их использования, в частности, расширения набора функций. Дизайнерский подход к преобразованию конфигурации газонного покрытия позволяет превратить компонент природы в активный формообразующий элемент пространства.

Пример реконструкции площади Адольфа Густава в городе Мальме (Швеция) [64] показывает, что с помощью легко читаемой геометрии озелененных фрагментов в открытое пространство вносится функциональная упорядоченность и эстетическая выразительность. Окружность в центре площади в данном случае эффективно выполняет роль условной границы участков с преимущественно статичным пребыванием пешеходов (кафе, места для отдыха), оставляя за своими пределами участки с динамичным характером использования (киоски, автобусная остановка, пешеходный транзит). Новое качество пространства – устойчивое состояние природных компонентов – обеспечивается на основе их рационального размещения в конфигурации площади. Основные транзитные потоки пешеходов направляются вокруг озелененных участков, причем рисунок декоративного мощения с тональным акцентированием трассы основного движения посетителей через контур площади и расстановкой осветительных фонарей по эллиптической кривой отчетливо выявляют динамичный характер использования этой части площади.

С выявлением естественных перепадов рельефа на городских улицах и площадях связаны дополнительные возможности ландшафтного дизайна при выборе средств обозначения границ пешеходного пространства. Традиционное решение подпорной стенки с монотонной конфигурацией может быть трансформировано за счет членения ее поверхности на ряд элементов с размещением между ними фрагментов растительности в виде декоративных трав, цветов или кустарников. Модульная структура стены приобретает в такой интерпретации индивидуальный характер, а увеличение объема растительного материала способствует улучшению экологических качеств среды.

Целям дальнейшей гуманизации городской среды должно способствовать появление в структуре городских пешеходных пространств элементов разграничения, обозначающих границы их безопасного использования для людей с ослабленным зрением. В связи с этим, появление на земле полос декоративного покрытия подчеркнуто светлого тона с размещением на границе проезжей части специальных плит с волнистой поверхностью, легче "считываемой" человеком с помощью трости, реально отвечает идее гуманизации среды.

Поиск средств оздоровления городских пространств становится все более актуальным в условиях экологического кризиса и дает основание для более внимательного рассмотрения возможностей создания в этих целях дополнительных озелененных поверхностей, в том числе с организацией транзитного движения или непродолжительного отдыха пешеходов.

Основные проблемы с устройством газонов на открытых пространствах города связаны с сильным загрязнением почв битумно-асфальтовыми смесями, нефтепродуктами и тяжелыми металлами. Наличие техногенных включений и высокий уровень засоления характерны для покрытий большинства городских улиц и площадей, в то время как порог допустимого содержания химических элементов для устойчивого роста и развития растений весьма ограничен [5].

В этих условиях расширение поверхностей газонов в структуре городских открытых пространств может способствовать увеличению циркуляции воды в корнеобитаемом почвенном слое с возрастанием подземного стока, что повлияет на удаление части загрязнений.

Формирование поверхности земли с учетом необходимости увеличения степени ее "прозрачности" для циркуляции дождевой воды становится важным направлением оздоровления городской среды и связано с использованием различных приемов ландшафтного дизайна, в которых реализуются как новые возможности материалов, так и новые подходы к формообразованию покрытий. В частности, для транзитных пешеходных пространств вблизи общественных зданий подобное решение означает сокращение ширины полос движения со сплошным твердым или набивным покрытием и переход на частичное оформление поверхности с использованием покрытий смешанного типа в виде бетонной решетки с прорастающей травой.

Общеизвестно, что обработка поверхности земли с применением разнообразного по форме, цвету и текстуре декоративного мощения позволяет не только повысить эстетические качества среды, но и вносит дополнительную знаковую информацию, облегчая ориентацию в транзитных пешеходных пространствах города. Учитывая, что человек при ходьбе до 30% времени смотрит себе под ноги [38], восприятие им поверхности земли является важной составляющей эмоционального воздействия среды, и появление в структуре покрытия озелененных фрагментов различной конфигурации относится к существенному резерву в повышении психофизиологического воздействия природных элементов городских открытых пространств на человека.

Геометрический рисунок озелененных интервалов позволяет структурировать поверхность земли, придавая ей, в зависимости от композиционных особенностей конкретного места, либо подчеркнуто статичный характер (акцентирование пространств для отдыха или закрепление направлений входов в отдельные здания), либо выявляя состояние движения за счет обращения к системе диагональных или веерных линий, а также к волнообразным очертаниям. Одним из основных условий при создании подобных озелененных фрагментов является обеспечение их устойчивости, что может достигаться за счет применения газонных трав, нетребовательных к почве, зимостойких и устойчивых к вытаптыванию. В частности, к таким газонным травам относятся овсяница красная и овсяница луговая, зарекомендовавшие себя в городских условиях как наиболее пригодные для устройства газонных покрытий [28]. Проявлением тенденции к использованию поверхностей газонов в качестве средства восстановления экологического равновесия городских открытых пространств стала реализация ряда проектов реконструкции площадей, в частности Площади Инвалидов в Берлине.

Особенностью композиции площади является линейная геометрия озелененных фрагментов, чередующихся с полосами бетонного покрытия [67]. Оригинальность решения поверхности земли в данном случае заключается в постепенном увеличении ширины газонных покрытий, в структуру которых были включены вновь посаженые деревья. Диагональный разворот осей декоративного водоема с погружающейся в воду символической Берлинской стеной позволяет выявить композиционный центр площади и одновременно избежать монотонности параллельных линий озелененных полос газона. Эмоциональное воздействие пространства усиливается контрастным противопоставлением ее регулярной обновленной части с чередующимся материалом покрытия и сохраненной живописной композицией растительности в глубине.

За счет увеличения озелененных участков поверхность земли обрела, наряду с экологическим смыслом, активную роль в достижении образной выразительности пространства, изменив традиционное представление о возможностях сочетания участков с твердым и "мягким" покрытием. Строгость линейной геометрии контуров газонов, дополненная лаконичной дизайнерской проработкой приствольных защитных решеток, отвечает тенденции минимализации средств обработки поверхности земли с обеспечением единства природных и искусственных компонентов. Тема переменного ритма, трактованная через изменение ширины полос газонного покрытия, сочетается с равномерным распределением высокого растительного материала в контуре открытого пространства, подчеркивая тем самым его индивидуальность.

Обработка рельефа, включая моделирование искусственных форм с характерными геометрическими очертаниями, относится к одной из важных составляющих ландшафтного дизайна городских открытых пространств. Придание поверхности земли выразительного силуэта отвечает не только интересам достижения разнообразия отдельных фрагментов городской среды, но и позволяет влиять на ее экологические качества. Использование перепадов искусственного рельефа дает возможность увеличить размеры участков с почвенным покровом в структуре пешеходных улиц и площадей, способствуя инфильтрации дождевой воды и повышая показатели озелененное™ открытых пространств. При этом создание пластического разнообразия поверхности предполагает обращение к свободным очертаниям форм искусственного рельефа на основе учета характера использования каждого конкретного участка пешеходного пространства.

Моделирование форм рельефа с характерной конфигурацией может быть полезно для масштабирования больших плоскостей поверхности (вариант "островного" размещения участков измененного рельефа) или для композиционного обрамления транзитных пространств (вариант пристенного размещения участков дополнительного озеленения или цветочного оформления). Основным назначением подобного преобразования поверхности земли становится обеспечение оптимального баланса между озелененными и замощенными поверхностями, а в композиционном аспекте – создание вертикального разнообразия пространства с включением компонентов природы.

Заслуживают внимания такие приемы оформления искусственного рельефа, благодаря которым в городской среде появляются ключевые символы ландшафта, облегчающие ориентацию и компенсирующие недостаточную выразительность прилегающей застройки.

В качестве средства радикального изменения характера поверхности земли могут рассматриваться приемы создания крупных форм рельефа с применением современного языка формообразования. Достаточно показателен в этом отношении пример изменения плоскости

планшета в контуре офисного здания на Потсдамер Плац в Берлине с использованием волнообразного профиля искусственного рельефа. Увязка низких точек каменной волны с размещением рядом модулей растительности (бамбук) позволяет обеспечить сбор дождевой воды для увлажнения почвы, наличие небольшого диапазона отметок дает возможность использовать высокие точки в качестве мест для сидения. Ассоциируясь с огромными волнами на поверхности океана, искусственные каменные формы придают пешеходному пространству вблизи здания более динамичный характер, а модули растительности формируют "береговой" контур композиции.

О больших возможностях ландшафтного дизайна в изменении облика городских пешеходных пространств свидетельствует пример реконструкции площади Федерального Суда в Миннеаполисе (США). Одновременно с возведением подземного гаража поверхность земли обрела характерный профиль за счет создания каплевидных озелененных холмов, напоминающих об истории места [66].

Современное движение к использованию земляной скульптуры в качестве средства достижения образной выразительности городского пространства сочетается в данном случае с попыткой изменить соотношение природных и искусственных компонентов поверхности земли, отказавшись от традиционного заполнения ее бетонным мощением. Дополнительный объем почвы в искусственных холмах обеспечивает удержание дождевой воды, а растительность на их поверхности способствует нейтрализации загрязнения воздуха транспортными средствами и позитивно влияет на экологические характеристики среды.

Таким образом, приведенные примеры изменения качеств поверхности земли с помощью ландшафтного дизайна позволяют судить о перспективности использования современных приемов включения природных компонентов в целях повышения экологической устойчивости городских открытых пространств. Поэтапное увеличение озелененных поверхностей в структуре пешеходных улиц и площадей наиболее полно отвечает идее их гуманизации и неразрывно связано с совершенствованием других природных составляющих городской среды.

• /См. цветную вклейку, № 182-197/

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: