Как строится архитектура стыда?




 

У архитектора в голове был образ дома, который он строил. Построив дом, он впадает в депрессию, хотя все — и друзья, и хозяин дома очень довольны, и им непонятно, почему строитель в плохом настроении. Как объяснить его состояние? Дом-то получился прекрасен! Надо радоваться. Читатель уже понимает: «Все дело в том, что дом получился не такой, каким он его ожидал». Он также понимает, что случай с архитектором возвращает его к пониманию строения стыда: переживание отклонения реальности от Я-концепции. Но здесь есть и различие. Архитектор может под влиянием восторгов толпы легко пересмотреть свой образ, а в стыде мы не можем произвольно менять свою Я-концепцию, даже если мое поведение и одобряется другими. У зрелого человека стыд не может быть устранен под влиянием окружения. Иначе обстоит дело в детстве.

Всякий раз, когда я был не такой, каким должен был бы быть по представлению взрослых, они осуждали меня, лишали любви. Они полагали, что я должен быть не таким, каков я в данный момент. При этом во мне возникало неприятное переживание, которое связывалось со словом «стыдно». Со временем я приобрел способность испытывать то же самое переживание, когда взрослые говорили фразы, в которых присутствовало это слово. «Как тебе не стыдно!»

Для того чтобы ребенок мог выработать в себе способность к удовлетворению взрослых испытывать стыд, он должен был быть в состоянии сознательно совершать те четыре умственные операции, о которых мы уже знаем. Это становится возможным лишь к тому времени, как в ребенке образовалась Я-концепция, согласно которой я, к примеру, хороший, так как не стаскиваю трусики у моей сестры или без спроса не лезу в буфет за конфетами и не много других интересных для меня вещей. Всякий раз, когда наступало рассогласование поведения ребенка с тем, какой он хороший, на него смотрели укоризненно, стыдили и качали головой: «Ай-ай-ай! Как тебе не стыдно!» Вместе с этим у ребенка это неприятное переживание обозначается словом «Стыдно!», которое произносится другими и связывается с определенными видами поведения. Все это повторяется много раз, чего вполне достаточно, чтобы образовалась умственная привычка думать в строгой определенной последовательности: если это делать, то будет стыдно! Когда эта последовательность становится привычной, то согласно законам психологии, это поведение вычеркивается из сознания, но оно остается в бессознательном. Это проявляется в том, что стыд «взрывается» в бессознательном, и человек поначалу даже не имеет представления о том, почему ему стыдно, и он не может своему стыду дать объяснение. То, что устранено из сознания, не означает забытое. Оно есть, оно действует через необъяснимые состояния.

Когда мне стыдно, мне кажется, что тот, кто значим для меня и кого я люблю, укоризненно качает головой и показывает, что мое поведение не соответствует тому, каков я есть. Я веду себя плохо, а на самом деле, по его мнению, я лучше, чем кажусь. Стыдящий констатирует мое плохое поведение и одновременно меня признает хорошим. Это пристыживание другим человеком порождает во мне состояние внутренней рассогласованности, которое подкрепляется переживаниями стыда и, повторяясь, само приобретает способность вызывать переживания.

Стыдные поступки в процессе научения связываются с лишением любви, плохим отношением взрослых, с мнением друзей, отвращением ко мне, с тем, что я плохой. Энергия стыда возрастает в той степени, в какой взрослые высоко оценивают меня, когда я хороший. Эта энергия проявляется наиболее полно, когда в силу обстоятельств я оказываюсь плохим, не таким, каков я есть, согласно сложившимся у меня ожиданиям о себе.

Если другие, перед которыми мне стыдно, мной любимы, то данный вид стыда сливается с чувством вины, ибо я не соответствую их ожиданиям. Если же эти другие не любимы, но значимы, то под видом стыда реализуется социальный страх перед осуждением другими.

А что будет, если близкие не считают меня хорошим, но с помощью бдительного надзора и наказаний добиваются подобающего поведения? Нетрудно понять, что в этом случае способность испытывать стыд не развивается. Нужное поведение активизируется не самим человеком, а требованиями других людей. Но поскольку человек нуждается во внутреннем ориентире, управляющем его поведением, то он формирует в себе необычную Я-концепцию. Человеку естественно быть справедливым. Но когда понятие справедливости связывается с особым предназначением, с особой миссией, например борца за справедливость или за счастье людей, то этот человек теряет смысл жизни, когда все справедливо и кругом мало несчастных. Ему не с кем бороться, и это состояние невыносимо и независимо от его желания делает его очень чувствительным к любому рассогласованию поведения людей с их ожиданиями. Если пороков нет, то их надо найти. Концепция «Я борец против пороков общества» в сочетании с садистскими наклонностями приводит его или в сумасшедший дом, или в тюрьму.

 

 

Функции стыда

 

Мы получили знания о структуре стыда, и поэтому имеет смысл снова на более высоком уровне понимания вернуться к рассмотрению функций стыда в жизни человека.

Эмоции в жизни выполняют важную приспособительную функцию. Стыд, как средство весьма эффективного управления поведением, выгоден человеку. Поэтому он стремится, чтобы это чувство было у других, и апеллирует к нему. Способ, каким это достигается, — пристыживание. Суть пристыживания в том, чтобы указать человеку на его неподобающее поведение и квалифицировать это поведение как недостойное данного человека. В пристыживании по умолчанию предполагается, что человек на самом деле лучше, чем он себя ведет здесь и теперь.

Пристыживание является социальным процессом формирования стыда. Изард указывает, что у примитивных народов, желание пристыдить человека выражено сильнее, чем у цивилизованных. Это свидетельствует о том, что природный человек высоко ценил своих соплеменников. Можно заметить тенденцию, что в духовной эволюции народов роль стыда как безличного управителя поведением постепенно снижается. С эволюцией духа ценность человека снижается. Попутно заметим, что чрезмерное пристыживание постепенно делает человека нечувствительным к стыду, приводит к общей эмоциональной тупости.

Наша уверенность поддерживается тем, что мы можем хорошо предвидеть поведение других людей относительно себя или безотносительно к себе. Если мы знаем, что этот человек правдив, и мы знаем, что ему будет стыдно врать, то мы надеемся, что его словам можно доверять. Знание того, чего стыдится другой человек, позволяет нам быть с ним уверенным. Стыд поддерживается человеческим окружением из соображений безопасности и удобства. Совестливый, стыдливый человек хорошо предсказуем и будет поступать даже во вред себе, лишь бы его поведение соответствовало внедренной в него Я-концепции. Ситуация общения с ним содержит меньше неожиданностей, чем с человеком, который непредсказуем, так как мы не знаем его как личность. Те сообщества, в которых вырабатывался стыд, имели больше шансов на выживание, чем те, в которых эти способности не получали развития. Стыд — это эмоция, которая автоматически наказывает за отклонение от Я-концепции и тем самым выполняет функции безличного управителя нашим поведением, который встроен в наш мозг воспитанием.

«Бичуемые стыдом, влекутся они к добродетели!» — написал я однажды, подражая Гераклиту, характеризуя людей и отрицая божественное вмешательство в создание морали. Видно, что значение стыда состоит в том, чтобы регулировать поведение человека в соответствии с нормами, зафиксированными в Я-концепции каждого человека. Благодаря появлению стыда процесс управления поведением, воспитания детей ставится «на автомат». Хотя та добродетель, которая держится на стыде, несовершенна, слаба. Она должна держаться не на стыде, а на разумных привычках человека.

Стыд в других — это удобно, предсказуемо, надежно, поэтому мы стремимся, чтобы в других людях был стыд. Если удалось внедрить в другого человека бессознательные психические структуры, обозначаемые словами «я умный», «я правдивый», «я щедрый», то носящий в себе эти качества будет испытывать стыд всякий раз, когда окажется не совсем умным, или вынужден будет солгать, или не сможет проявить широты души. Он будет испытывать внутреннюю разорванность, не целостность. Звучит это грубо, неприятно, но «мы зомбированы стыдом» (как сказал один из моих учеников на занятии). Однако зомбирование превращает человека в биоробота, и это опасно как для него, так и для других.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: