ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
— Классическая художественная литература Франции богата и красочна.
Она широко охватывает французскую социальную жизнь, историю, быт, нравы
и психологию человека различных общественных слоёв, придвигая к нашему
взору бедность и богатство, роскошь и убожество, город и деревню. Большую
самобытную часть французского государства — Нормандию — представляет
в литературе Ги де Мопассан.
«Я вошёл в литературу, как метеор, и исчезну, как молния…» — сказал
о своей творческой судьбе писатель. Его имя необычайно ярко вспыхнуло на
литературном небосклоне Франции… В большую литературу он ворвался смело
и стремительно.
Искусство Мопассана посвящено современной ему действительности и род-
ной Франции: он почти не касался ни истории, ни далёких стран. И когда мы
ныне читаем мопассановские новеллы и романы, мы вновь и вновь убежда-
емся в том, что известно уже давно: писатель сурово судил буржуазный пра-
вопорядок, обличая его нравы. «Я потому пишу,— признавался Мопассан,—
что понимаю всё существующее, что страдаю от него, что слишком его знаю».
Большая писательская боль заложена в лучших произведениях Мопассана,
повествующих об искалеченных судьбах, о растоптанных людских чувствах.
Почти полвека отделяют Мопассана от времени Бальзака, но он по существу
продолжил бальзаковскую тему опустошающей, губительной власти золота над
человеком.
Жизнь и творчество Ги де Мопассана
Мопассан родился в Нормандии, и стал, наряду с Гю ставом
Флобером, самым ярким певцом этого довольно значительного региона Франции. Будучи сыном мелкого служащего и проводя детство в приморском городке
|
Этрета, Мопассан облазил со своими приятелями все окрестные бухты, пещеры
и утёсы, и до конца жизни, даже побывав в Италии и Швейцарии, был уверен,
что лучше нормандских пейзажей нет ничего. Отец писателя происходил из дворян, и своими аристократическими замашками очень быстро растранжирил все
фамильные деньги и вынужден был поступить на службу — биржевым брокером.
После его смерти мать Ги растила двоих сыновей одна. У неё нашлись средства на
то, чтобы поместить будущего писателя сначала в лицей, потом в университет, но
учёбу прервала Франко-прусская война, на которую Мопассан был мобилизован
рядовым. Эта война, равно как и обывательство и мещанство, стала потом основ-
ной темой его сочинений. Например, действие первого значительного произведения писателя, рассказа «Пышка», происходит именно в годы Франко-прусской
войны, и сюжет непосредственно связан с этим событием.
Именно после «Пышки» Ги де Мопассан стал известен во Франции и за её
пределами.
На его дарование обратила внимание вся читающая Европа. Во многом это
заслуга Гюстава Флобера, автора «Мадам Бовари». Он был хорошо знаком с семьёй Мопассан, поэтому свой первый литературный труд Ги отнёс именно ему.
Писатель прочитал эту пробу пера и… опустил её в корзину для бумаг. То же
самое он проделывал потом с каждой работой, которую Мопассан приносил ему
в течение восьми лет. Флобер считал, что это никуда не годные произведения,
печатать их нельзя и что юному дарованию следует ещё поработать над своим
стилем. «Мальчик мой,— говаривал мэтр,— какова бы ни была вещь, о которой
|
вы заговорили, имеется только одно существительное, чтобы её назвать, только
один глагол, чтобы обозначить её действие и только одно прилагательное, чтобы
её определить. И нужно искать до тех пор, пока не будут найдены это существительное, этот глагол и это прилагательное, и никогда не следует удовлетворять-
ся приблизительным».
В сентябре и октябре 1880 г. Мопассан совершает путешествие по Корсике, впечатления которого отразились в ряде его очерков и новелл,
а также в одной из глав романа «Жизнь». В 1881 г. он путешествует по Алжиру,
где происходили в то время восстания туземного населения против французского колониального гнёта; путевые очерки Ги де Мопассана были в 1884 г. изданы
в виде книги «Под солнцем».
В 1881–1883 гг. Мопассан особенно тесно сближается с И. С. Тургеневым:
даёт ему на просмотр свои новые произведения, состоит с ним вместе членом
комитета по сооружению памятника Г. Флоберу.
Уроки Г. Флобера не прошли даром — «Пышка» произвела эффект разорвавшейся бомбы и потом каждую книгу Мопассана, которых в течение десяти
лет своей активной творческой деятельности писатель выпустил 29, восторженно встречали коллеги-литераторы. Например, Л. Н. Толстой назвал роман
Ги де Мопассана «Жизнь» «едва ли не лучшим французским романом после
“Отверженных” Гюго». Анатоль Франс, комментируя язык мопассановских
книг, сказал: «Я скажу лишь, что это настоящий французский язык, ибо не
знаю другой, лучшей похвалы». Такая отточенность стиля давалась нелегко.
Работал писатель каждый день с семи часов утра до полудня. Предварительно
|
он так обстоятельно обдумывал свои произведения, что они выливались на бумагу практически без единой помарки. Этот режим, по всей видимости, в конце
концов, и погубил Мопассана. У него начали болеть глаза, его мучили постоянные мигрени и бессонница, а когда его брат сошёл с ума, Мопассан окончательно
уверовал в то, что ему тоже суждена такая печальная участь.
В течение двух последних лет сознательной жизни Мопассан мучительно
переживает утрату прежней работоспособности. Романы «Сильна как смерть»
и особенно «Наше сердце» дались ему с величайшим трудом. В 1891 г. его
творческая деятельность совершенно угасла. В конце концов, писатель начал
заговариваться и бредить. Когда у Мопассана развилась мания преследования,
его положили в психиатрическую клинику, где он и умер в возрасте 42 лет.
— Ги де Мопассан оставил весьма богатое творческое наследие — многообразное и яркое. Ядром его искусства можно считать жанр новеллы. В новелле
формировался талант Мопассана, новелла сосредоточила в себе наиболее характерные черты его писательского метода. Новелла же в первую очередь приносит
Мопассану известность и читательскую любовь к нему в сегодняшнем мире, че-
рез целое столетие после взлёта славы писателя.
Кого только в новеллах Мопассана мы не встречаем! Здесь люди всех рангов,
всех состояний — чиновники и аристократы, священники и бродяги, богатые
фермеры и батраки, матросы и рабочие-мастеровые, старики и дети. Читатель
словно бы видит своими глазами глухие и тёмные, подозрительные закоулки
и изысканно обставленные гостиные в особняках французской столицы, шумные таверны в какой-либо гавани и пахнувший духами будуар светской краса-
вицы, старинный охотничий дворянский замок и жалкую хижину поденщика —
огромен диапазон мопассановских новелл.
Мопассан — великолепный мастер психологического портрета, созидаемого самыми экономными, скупыми средствами, мастер художественной детали,
как бы освещающей весь авторский замысел и заставляющей нас представить
себе живую картину рассказываемого. Только такими особенностями да скрупулёзным, тщательным выбором словесных красок, чему учил писателя Флобер,
достигается необычайная сжатость, краткость мопассановской новеллы, крат-
кость, при которой, однако, не теряется ощущение полноты и жизненной насыщенности. Мопассан хотел дать, как он выражался, «не банальную фотографию
жизни, а воспроизведение её более совершенное, чем сама действительность».
Тематические группы новелл Ги де Мопассана
• Из жизни чиновников («Награждён!», «Драгоценности», «Господин Па-
ран», «Ожерелье» и др.). Место действия — Париж, главные герои — мел-
кие столичные чиновники. Мопассан показывает духовную подавленность,
угнетённость чиновников, отсутствие в их душах высоких помыслов.
• Из светской жизни («Знак», «Окно», «Гарсон, кружку пива!» и др.). В этих
новеллах писатель разоблачает неприглядную изнанку внешне благопри-
стойной светской жизни.
• О крестьянстве («Дочка Мартена», «Возвращение», «Отец Амабль» и др.).
Максимально реалистично, без прикрас Мопассан описывает тяжёлую
жизнь нормандских крестьян. Чудовищные проявления жадности, жесто-
кости, темноты и невежества, но вместе с тем и великие душевные качества
соединились в персонажах деревенских новелл Мопассана.
• О франко-прусской войне («Пышка», «Мадемуазель Фифи», «Два прияте-
ля» и др.). Герои этих новелл — простые, внешне ничем не примечательные
люди, выступившие против оккупантов, захвативших треть Франции. Мо-
пассан, с его глубоким чувством патриотизма, воспел духовную красоту на-
родных воителей.
• О любви («Лунный свет», «Одиночество», «Слова любви» и др.). Тема любви
для писателя — одно из средств проникновения в мир человеческой психи-
ки, в мир страстей, один из путей познания современного писателю общест-
ва. К новеллам о любви примыкают известные романы Мопассана «Жизнь»,
«Милый друг», «Монт-Ориоль».
Ответить на вопросы КРАТКО любой НОВЕЛЛЫ
Аналитическая работа с текстами новелл Ги де Мопассана (в группах)
1-я группа. «Лунный свет»
• Новеллу «Лунный свет» часто называют гимном любви. Используя текст
произведения, подтвердите или опровергните эту точку зрения.
• Охарактеризуйте аббата Мариньяна. Какие изменения происходят в душе
священника под влиянием лунного света?
• Прокомментируйте слова аббата: «Быть может, Бог создал такие ночи, что-
бы покровом неземной чистоты, облечь любовь человеческую».
• Проанализируйте композицию новеллы.
• Какое значение приобретает образ лунного света в произведении? Свой ответ
обоснуйте.
2-я группа. «Тётушка Соваж»
• Перескажите сюжет новеллы. Каково отношение автора к прусским солда-
там и тётушке Соваж?
• Почему тётушка Соваж решила сжечь свой дом вместе с постояльцами? Про-
комментируйте, почему поступок героини назван «жестоким геройством».
• Раскройте особенности композиции новеллы. Какова роль рассказчика
в этом произведении?
• В каком новом аспекте изображена франко-прусская война в этой новелле?
3-я группа. «Мадемуазель Фифи»
• Где и в течение какого времени разворачивается действие новеллы?
• Найдите и зачитайте описание Фифи. В каких сценах раскрывается образ
прусского офицера?
• Определите роль пейзажа в передаче основной мысли новеллы.
• Какова кульминационная сцена новеллы? Каково авторское отношение
к Рашель?
• Найдите в тексте художественные детали, объясните их значение.
• Прокомментируйте концовку новеллы.
4-я группа. «Ожерелье»
• Какой смысл, по-вашему, заключён в названии произведения?
• «Изящная, очаровательная» Матильда. Кто она?
• О чём она мечтала? Каковы были её критерии счастливой, спокойной семей-
ной жизни?
• Что было идеалом жизни Матильды?
• Почему господин Луазель всё же принял решение вернуть ожерелье, вернее,
купить новое взамен утерянного?
• Можно ли говорить о том, что свою жизнь героиня прожила зря?
• В чём, по Мопассану, заключается урок жизни?
• Верно ли утверждение, что Матильда сама разрушила собственную жизнь?
— Собратья по перу признали Ги де Мопассана классиком литературы ещё
при жизни. Он обогатил реалистическую прозу своего времени проникновенным
психологизмом, умением мастерски сплавить иронию и юмор с самым трезвым
и обстоятельным живописанием. Зачастую факты в его прозе столь красноречи-
вы, что не требуют никакой авторской оценки, никакого авторского вмешатель-
ства. Общее впечатление от прозы Мопассана — впечатление простоты и есте-
ственности, правды! И. С. Тургенев же, этот, по выражению Ги де Мопассана,
«великан с серебряной головой», учил, надо думать, Ги де Мопассана искусству
пейзажа. Какая-то родственная мягкость присутствует в пейзажных описаниях
обоих художников слова. Нормандские яблоневые сады и туманы Сены, воссо-
зданные Мопассаном, перекликаются со мценскими перелесками и берегами
Снежети, что льётся на краю Бежина луга.__