Тема. Ги де Мопассан — мастер новеллы




ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

— Классическая художественная литература Франции богата и красочна.

Она широко охватывает французскую социальную жизнь, историю, быт, нравы

и психологию человека различных общественных слоёв, придвигая к нашему

взору бедность и богатство, роскошь и убожество, город и деревню. Большую

самобытную часть французского государства — Нормандию — представляет

в литературе Ги де Мопассан.

«Я вошёл в литературу, как метеор, и исчезну, как молния…» — сказал

о своей творческой судьбе писатель. Его имя необычайно ярко вспыхнуло на

литературном небосклоне Франции… В большую литературу он ворвался смело

и стремительно.

Искусство Мопассана посвящено современной ему действительности и род-

ной Франции: он почти не касался ни истории, ни далёких стран. И когда мы

ныне читаем мопассановские новеллы и романы, мы вновь и вновь убежда-

емся в том, что известно уже давно: писатель сурово судил буржуазный пра-

вопорядок, обличая его нравы. «Я потому пишу,— признавался Мопассан,—

что понимаю всё существующее, что страдаю от него, что слишком его знаю».

Большая писательская боль заложена в лучших произведениях Мопассана,

повествующих об искалеченных судьбах, о растоптанных людских чувствах.

Почти полвека отделяют Мопассана от времени Бальзака, но он по существу

продолжил бальзаковскую тему опустошающей, губительной власти золота над

человеком.

 

Жизнь и творчество Ги де Мопассана

Мопассан родился в Нормандии, и стал, наряду с Гю ставом

Флобером, самым ярким певцом этого довольно значительного региона Франции. Будучи сыном мелкого служащего и проводя детство в приморском городке

Этрета, Мопассан облазил со своими приятелями все окрестные бухты, пещеры

и утёсы, и до конца жизни, даже побывав в Италии и Швейцарии, был уверен,

что лучше нормандских пейзажей нет ничего. Отец писателя происходил из дворян, и своими аристократическими замашками очень быстро растранжирил все

фамильные деньги и вынужден был поступить на службу — биржевым брокером.

После его смерти мать Ги растила двоих сыновей одна. У неё нашлись средства на

то, чтобы поместить будущего писателя сначала в лицей, потом в университет, но

учёбу прервала Франко-прусская война, на которую Мопассан был мобилизован

рядовым. Эта война, равно как и обывательство и мещанство, стала потом основ-

ной темой его сочинений. Например, действие первого значительного произведения писателя, рассказа «Пышка», происходит именно в годы Франко-прусской

войны, и сюжет непосредственно связан с этим событием.

Именно после «Пышки» Ги де Мопассан стал известен во Франции и за её

пределами.

На его дарование обратила внимание вся читающая Европа. Во многом это

заслуга Гюстава Флобера, автора «Мадам Бовари». Он был хорошо знаком с семьёй Мопассан, поэтому свой первый литературный труд Ги отнёс именно ему.

Писатель прочитал эту пробу пера и… опустил её в корзину для бумаг. То же

самое он проделывал потом с каждой работой, которую Мопассан приносил ему

в течение восьми лет. Флобер считал, что это никуда не годные произведения,

печатать их нельзя и что юному дарованию следует ещё поработать над своим

стилем. «Мальчик мой,— говаривал мэтр,— какова бы ни была вещь, о которой

вы заговорили, имеется только одно существительное, чтобы её назвать, только

один глагол, чтобы обозначить её действие и только одно прилагательное, чтобы

её определить. И нужно искать до тех пор, пока не будут найдены это существительное, этот глагол и это прилагательное, и никогда не следует удовлетворять-

ся приблизительным».

В сентябре и октябре 1880 г. Мопассан совершает путешествие по Корсике, впечатления которого отразились в ряде его очерков и новелл,

а также в одной из глав романа «Жизнь». В 1881 г. он путешествует по Алжиру,

где происходили в то время восстания туземного населения против французского колониального гнёта; путевые очерки Ги де Мопассана были в 1884 г. изданы

в виде книги «Под солнцем».

В 1881–1883 гг. Мопассан особенно тесно сближается с И. С. Тургеневым:

даёт ему на просмотр свои новые произведения, состоит с ним вместе членом

комитета по сооружению памятника Г. Флоберу.

Уроки Г. Флобера не прошли даром — «Пышка» произвела эффект разорвавшейся бомбы и потом каждую книгу Мопассана, которых в течение десяти

лет своей активной творческой деятельности писатель выпустил 29, восторженно встречали коллеги-литераторы. Например, Л. Н. Толстой назвал роман

Ги де Мопассана «Жизнь» «едва ли не лучшим французским романом после

“Отверженных” Гюго». Анатоль Франс, комментируя язык мопассановских

книг, сказал: «Я скажу лишь, что это настоящий французский язык, ибо не

знаю другой, лучшей похвалы». Такая отточенность стиля давалась нелегко.

Работал писатель каждый день с семи часов утра до полудня. Предварительно

он так обстоятельно обдумывал свои произведения, что они выливались на бумагу практически без единой помарки. Этот режим, по всей видимости, в конце

концов, и погубил Мопассана. У него начали болеть глаза, его мучили постоянные мигрени и бессонница, а когда его брат сошёл с ума, Мопассан окончательно

уверовал в то, что ему тоже суждена такая печальная участь.

В течение двух последних лет сознательной жизни Мопассан мучительно

переживает утрату прежней работоспособности. Романы «Сильна как смерть»

и особенно «Наше сердце» дались ему с величайшим трудом. В 1891 г. его

творческая деятельность совершенно угасла. В конце концов, писатель начал

заговариваться и бредить. Когда у Мопассана развилась мания преследования,

его положили в психиатрическую клинику, где он и умер в возрасте 42 лет.

 

— Ги де Мопассан оставил весьма богатое творческое наследие — многообразное и яркое. Ядром его искусства можно считать жанр новеллы. В новелле

формировался талант Мопассана, новелла сосредоточила в себе наиболее характерные черты его писательского метода. Новелла же в первую очередь приносит

Мопассану известность и читательскую любовь к нему в сегодняшнем мире, че-

рез целое столетие после взлёта славы писателя.

Кого только в новеллах Мопассана мы не встречаем! Здесь люди всех рангов,

всех состояний — чиновники и аристократы, священники и бродяги, богатые

фермеры и батраки, матросы и рабочие-мастеровые, старики и дети. Читатель

словно бы видит своими глазами глухие и тёмные, подозрительные закоулки

и изысканно обставленные гостиные в особняках французской столицы, шумные таверны в какой-либо гавани и пахнувший духами будуар светской краса-

вицы, старинный охотничий дворянский замок и жалкую хижину поденщика —

огромен диапазон мопассановских новелл.

Мопассан — великолепный мастер психологического портрета, созидаемого самыми экономными, скупыми средствами, мастер художественной детали,

как бы освещающей весь авторский замысел и заставляющей нас представить

себе живую картину рассказываемого. Только такими особенностями да скрупулёзным, тщательным выбором словесных красок, чему учил писателя Флобер,

достигается необычайная сжатость, краткость мопассановской новеллы, крат-

кость, при которой, однако, не теряется ощущение полноты и жизненной насыщенности. Мопассан хотел дать, как он выражался, «не банальную фотографию

жизни, а воспроизведение её более совершенное, чем сама действительность».

 

Тематические группы новелл Ги де Мопассана

• Из жизни чиновников («Награждён!», «Драгоценности», «Господин Па-

ран», «Ожерелье» и др.). Место действия — Париж, главные герои — мел-

кие столичные чиновники. Мопассан показывает духовную подавленность,

угнетённость чиновников, отсутствие в их душах высоких помыслов.

• Из светской жизни («Знак», «Окно», «Гарсон, кружку пива!» и др.). В этих

новеллах писатель разоблачает неприглядную изнанку внешне благопри-

стойной светской жизни.

• О крестьянстве («Дочка Мартена», «Возвращение», «Отец Амабль» и др.).

Максимально реалистично, без прикрас Мопассан описывает тяжёлую

жизнь нормандских крестьян. Чудовищные проявления жадности, жесто-

кости, темноты и невежества, но вместе с тем и великие душевные качества

соединились в персонажах деревенских новелл Мопассана.

• О франко-прусской войне («Пышка», «Мадемуазель Фифи», «Два прияте-

ля» и др.). Герои этих новелл — простые, внешне ничем не примечательные

люди, выступившие против оккупантов, захвативших треть Франции. Мо-

пассан, с его глубоким чувством патриотизма, воспел духовную красоту на-

родных воителей.

• О любви («Лунный свет», «Одиночество», «Слова любви» и др.). Тема любви

для писателя — одно из средств проникновения в мир человеческой психи-

ки, в мир страстей, один из путей познания современного писателю общест-

ва. К новеллам о любви примыкают известные романы Мопассана «Жизнь»,

«Милый друг», «Монт-Ориоль».

 

 

Ответить на вопросы КРАТКО любой НОВЕЛЛЫ

 

Аналитическая работа с текстами новелл Ги де Мопассана (в группах)

1-я группа. «Лунный свет»

• Новеллу «Лунный свет» часто называют гимном любви. Используя текст

произведения, подтвердите или опровергните эту точку зрения.

• Охарактеризуйте аббата Мариньяна. Какие изменения происходят в душе

священника под влиянием лунного света?

• Прокомментируйте слова аббата: «Быть может, Бог создал такие ночи, что-

бы покровом неземной чистоты, облечь любовь человеческую».

• Проанализируйте композицию новеллы.

• Какое значение приобретает образ лунного света в произведении? Свой ответ

обоснуйте.

 

2-я группа. «Тётушка Соваж»

• Перескажите сюжет новеллы. Каково отношение автора к прусским солда-

там и тётушке Соваж?

• Почему тётушка Соваж решила сжечь свой дом вместе с постояльцами? Про-

комментируйте, почему поступок героини назван «жестоким геройством».

• Раскройте особенности композиции новеллы. Какова роль рассказчика

в этом произведении?

• В каком новом аспекте изображена франко-прусская война в этой новелле?

 

3-я группа. «Мадемуазель Фифи»

• Где и в течение какого времени разворачивается действие новеллы?

• Найдите и зачитайте описание Фифи. В каких сценах раскрывается образ

прусского офицера?

• Определите роль пейзажа в передаче основной мысли новеллы.

• Какова кульминационная сцена новеллы? Каково авторское отношение

к Рашель?

• Найдите в тексте художественные детали, объясните их значение.

• Прокомментируйте концовку новеллы.

 

4-я группа. «Ожерелье»

• Какой смысл, по-вашему, заключён в названии произведения?

• «Изящная, очаровательная» Матильда. Кто она?

• О чём она мечтала? Каковы были её критерии счастливой, спокойной семей-

ной жизни?

• Что было идеалом жизни Матильды?

• Почему господин Луазель всё же принял решение вернуть ожерелье, вернее,

купить новое взамен утерянного?

• Можно ли говорить о том, что свою жизнь героиня прожила зря?

• В чём, по Мопассану, заключается урок жизни?

• Верно ли утверждение, что Матильда сама разрушила собственную жизнь?

 

— Собратья по перу признали Ги де Мопассана классиком литературы ещё

при жизни. Он обогатил реалистическую прозу своего времени проникновенным

психологизмом, умением мастерски сплавить иронию и юмор с самым трезвым

и обстоятельным живописанием. Зачастую факты в его прозе столь красноречи-

вы, что не требуют никакой авторской оценки, никакого авторского вмешатель-

ства. Общее впечатление от прозы Мопассана — впечатление простоты и есте-

ственности, правды! И. С. Тургенев же, этот, по выражению Ги де Мопассана,

«великан с серебряной головой», учил, надо думать, Ги де Мопассана искусству

пейзажа. Какая-то родственная мягкость присутствует в пейзажных описаниях

обоих художников слова. Нормандские яблоневые сады и туманы Сены, воссо-

зданные Мопассаном, перекликаются со мценскими перелесками и берегами

Снежети, что льётся на краю Бежина луга.__



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: