Процесс старения представляет собой физиологическое, психологическое и социальное явление. В этот период вся жизнь человека претерпевает серьезные изменения. В частности, наблюдаются уменьшение физических и психических сил человека, ухудшение здоровья и снижение жизненной энергии.
Согласно результатам геронтологических исследований, у пожилого человека меняется отношение к жизни, появляется рассудительность, спокойствие, осторожность и мудрость. Также повышаются ощущение ценности жизни и уровень самооценки. Особенность психологии пожилых людей также состоит в том, что они начинают уделять меньше внимания своему внешнему виду, но зато больше здоровью и внутреннему состоянию.
При этом наблюдаются также негативные изменения в характере человека почтенного возраста. Происходит это в результате ослабления внутреннего контроля над реакциями. Поэтому большинство непривлекательных черт, которые удавалось раньше скрывать или маскировать, выходят на поверхность. Также в психологии пожилых людей часто наблюдается эгоцентризм и нетерпимость к тем, кто не оказывает им должного внимания.
В пожилом возрасте усиливается устно-слуховое восприятие, возрастает интерес к различным лекциям и демонстрациям — видео, аудио.
Сохранение положительного эмоционального фона — важное условие эффективности образования. Значительную роль при этом могут сыграть активные методы обучения.
Человек в пожилом возрасте, включающийся в образовательную деятельность, нуждается в одобрении и поощрении.
В результате занятий пением улучшается слух — как физиологический, так и музыкальный. В процессе пения активно работают мышцы туловища и диафрагма. Такие занятия стимулируют кровообращение и обменные процессы, препятствуют застою желчи.
|
Режим занятий
Продолжительность занятия | Периодичность в неделю | Кол-во часов в неделю | Кол-во часов в год |
2 часа | 1 раз | 2 часа | 72 часа |
Прогнозируемые результаты
В результате освоения программы участники должны:
Знать
· устройство голосового аппарата;
· законы ансамблевого пения;
· основы народного голосоведения.
Уметь
· правильно дышать;
· чисто интонировать;
· определять жанр песен.
Воспитать в себе
· бережное отношение к традиционной культуре;
· нормы поведения в быту и обществе;
· культуру общения.
Методические рекомендации
Основной формой работы по этой программе являются ансамблевые певческие занятия, цель которых — формирование устойчивого интереса к коллективному творчеству, развитие музыкальных и творческих способностей.
Ансамблевое пение является наиболее естественной формой совместного творчества.
В процессе освоения народного пения основными методами выступают:
· наглядность;
· вовлеченность;
· совместные действия (подпевание, подхватывание, пение «за следом» и др.);
· творческая активность (коллективная и индивидуальная).
В процессе обучения используются следующие формы работы:
· практические тематические занятия;
· беседы;
· отчетные концерты;
При изучении тем используются:
· наглядные пособия;
· фото, аудио, видеоматериалы;
В программе предусмотрены различные виды деятельности: беседа, пение, работа с фонограммой, разучивание основ народного танца, актерское мастерство, работа над выразительностью речи, участие в концертной деятельности.
|
II. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | В том числе | |
теоретических | практических | |||
1.Сентябрь-декабрь | Понятие "Песенное творчество". Знакомство с малыми формами фольклора. | |||
Искусство народного пения. Дыхание как певческий навык. Развитие навыков интонирования. | ||||
Знакомство с зимними календарно - обрядовыми праздниками. Выбор и разучивание репертуара к Новогоднему концерту. | ||||
Элементы актерского мастерства. Знакомство с законами сцены, участие в постановке инсценировок обрядов и театрализованных представлений. Отработка репертуара к Новогоднему концерту. | ||||
2. Январь-май | Охрана и гигиена голоса. Устранение недостатков: певческих, дикционных, ритмических и музыкально-слуховых. | |||
Знакомство с календарно-обрядовым фольклором. Масленица. Разучивание тематических произведений. | ||||
Импровизация как основа народной песни. Ансамблевое исполнение песен с импровизацией. | ||||
Сольное исполнительство в традиционной народной культуре. Подготовка к 9 мая. | ||||
Знакомство с весенне-летним календарно-обрядовым фольклором. Разучивание тематических песен. Закрепление пройденного материала. Итоговое занятие/концерт. |
III. Содержание программы