Как обучать учащихся умению характеризовать исторических деятелей?




Смирнова П.В.

Швиндина Е.Р.

Рабочий лист

«Характеристика исторической личности как прием устного метода обучения истории»

Почему в современных условиях преподавания истории повышено внимание к изучению деятельности людей и исторических личностей?

Сформулируйте три самых веских, на Ваш взгляд, аргумента:

* Зная биографию тех или иных исторических личностей, мы можем, понять какой вклад они внесли в историю, в развитие нашей (и не только нашей, если это, например, научный вклад) страны.

* Мы считаем, что история циклична, следовательно, и события, которые происходят в современном мире в той или иной степени схожи с событиями прошлого. Изучая биографию политиков, полководцев и др. исторических личностей, мы видим, какие решения ими принимались/не принимались, какие действия они совершали в кризисные периоды. Это может помочь нам при решении проблем в современном мире.

* Также, как нам кажется, на современном этапе, история нередко переписывается, исторические события начинают трактоваться некоторыми странами в ином смысле, нежели это есть на самом деле. Соответственно, и роль в этих событиях исторических личностей оценивается совсем по-другому. В этом случае, знание информации об исторической личности поможет не идти на поводу у непроверенных источников.

Кого следует считать исторической личностью?

Закончите формулировку:

Исторические личности – это люди, деятельность которых оказала существенное влияние на ход и исход крупных исторических событий.

 

Чему должны быть научены учащиеся основной и средней школы при изучении исторических личностей?

2.1. Перечислите требования ФГОС ОО к знаниям и умениям учащихся, связанным с характеристикой исторических деятелей

1. Сформированность умений определять и объяснять, аргументировать с опорой на фактический материал свое отношение к наиболее значительным личностям истории России и всеобщей истории.

2. Знание выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории.

 

2.2. Виды характеристик исторических деятелей ( заполните схемы)

Краткие характеристики

       
   

 

 


Годы жизни (возможно ещё и годы правления) Главные этапы жизни, краткая биография Деятельность, главные реформы, события Оценка деятельности современниками историками

 

 

Структурные компоненты

содержания развернутой характеристики исторической личности

               
       
 

 

             

 

 

   

Как обучать учащихся умению характеризовать исторических деятелей?

3.1. Определите последовательность действий учителя и учащихся, связанных с формированием у учащихся опыта характеристики исторической личности ( пронумеруйте их в порядке усложнения):

 

7).подготовка сообщений об исторических деятелях

3).целенаправленный анализ содержания параграфов и дополнительных компонентов учебника, содержащих информацию о личностях

2).образцы характеристик исторических деятелей, представленные в изложении учителя

1).ознакомление учащихся с алгоритмом характеристики исторической личности и обучение учащихся его применению

8). организация учебных дискуссий, основанных на столкновении мнений и оценочных суждений об исторических личностях и их деятельности

5).обращение учеников к доступной исторической литературе для поиска дополнительных сведений об изучаемых исторических деятелях

4).обсуждение проблемных вопросов и решение познавательных задач, связанных с характеристикой исторических личностей

6).организация исследовательской деятельности учащихся в процессе работы над рефератами

 

3.2. Запишите варианты алгоритмов характеристик исторических личностей для учащихся разного возраста (5-6 кл., 7-8 кл, 9-11 кл.)

(оформите их в виде приложений к рабочему листу)

 

3.3. Осуществите методическую обработку предложенного фрагмента параграфа: а) определите, какие компоненты характеристики исторической личности отражены в тексте (устно)

Б) Спланируйте и запишите возможные вопросы и задания для учащихся, нацеленные на характеристику исторического деятеля.

Вопросы:

· В каких условиях прошло детство Ивана Грозного? Каким образом борьба боярских группировок за власть отразилась на нём?

· В каком возрасте Иван Грозный взошёл на престол?

· Какое образование получил царь Иван IV?

· Какие увлечения были у царя в детстве?

· Каково отношение царя Ивана к церкви?

· Каково отношение царя Ивана к боярам и почему?

· Кем были приближенные царя? Кто они по роду и какое у них образование?

Задания:

· Изучите отрывок из «Домостроя» (стр.48) и дайте ответ на вопрос каков был характер власти Ивана Грозного? Можно ли сказать, что на него повлияли личные качества царя?

· Изучите отрывок из переписки Ивана Грозного с А.Курбским и дайте нравственную оценку линии поведения царя в данной ситуации.

· Проанализируйте реформы Избранной Рады? Какие преобразования были для царя приоритетнее и почему?

 

3.4. Перечислите основные средства, необходимые для обучения учащихся характеристике исторической личности.

· Исторические источники (грамоты, акты, мемуары, воспоминания и др.);

· Портреты исторических личностей

· Фильмы об исторических деятелях

· Монографии, статьи и др. публикации

Рефлексия.

Сформулируйте в форме вопросов:

А) Что Вы не поняли по теме занятия:

Задания показались сложными. Очень непонятны были схемы, одну из них мы не смогли заполнить вовсе. Также, при обращении к интернет-ресурсам, мы нашли очень мало информации по теме.

Б) Что Вы хотели бы уточнить:

 

 

Приложение №1

В качестве примера мы решили взять характеристику царя Ивана Грозного, чтобы можно было проследить, каким образом меняется алгоритм:

Алгоритм характеристики исторических личностей для учащихся 5-6 классов.

1). Годы жизни, годы правления

2). Внешний облик царя

3). Краткая биография, главные этапы жизни, основные даты (н., приход к власти, создание Избранной Рады и т.д.)

4). Основные направления деятельности, главные реформы

5). Итоги реформ

6). Выводы

При проведении урока по такому алгоритму можно использовать такие варианты уроков, как:

· Урок-игра

· Урок-вопрос

· Урок-интервью

· Урок-дискуссия

 

Алгоритм характеристики исторических личностей для учащихся 7-8 классов.

1). Годы жизни, годы правления

2). Семья, род

3). Внешний облик царя

4). Особенности характера

5). Обстоятельства прихода к власти

6). Приближенные царя, Избранная Рада

7). Внутренняя и внешняя политика

8). Итоги деятельности

9). Оценка исторической личности историками и современниками.

10). Высказывание своего собственного мнения об царе Иване Грозном с акцентом на противоречивые черты характера, поведение, действия в той или иной ситуации.

11). Анализ сделанных выводов.

 

Алгоритм характеристики исторических личностей для учащихся 9-11 классов.

1). Годы жизни, годы правления

2). Семья, род

3). Обстоятельства прихода к власти

4). Приближенные царя, Избранная Рада

5). Определение типа лидерства царя

6). Внутренняя и внешняя политика

7). Итоги деятельности

8). Роль личности в истории

9). Оценка исторической личности историками и современниками.

10). Изучение альтернативных точек зрения на личность Ивана Грозного.

11). Высказывание своего собственного мнения об царе Иване Грозном с акцентом на противоречивые черты характера, поведение, действия в той или иной ситуации.

12). Анализ сделанных выводов.

Как мы видим, в старших классах происходит углубление характеристики исторической личности, а также делается упор на изучение разных взглядов на правление/действия той или иной исторической личности (развитие критического мышления учащегося).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: