Смирнова П.В.
Швиндина Е.Р.
Рабочий лист
«Характеристика исторической личности как прием устного метода обучения истории»
Почему в современных условиях преподавания истории повышено внимание к изучению деятельности людей и исторических личностей?
Сформулируйте три самых веских, на Ваш взгляд, аргумента:
* Зная биографию тех или иных исторических личностей, мы можем, понять какой вклад они внесли в историю, в развитие нашей (и не только нашей, если это, например, научный вклад) страны.
* Мы считаем, что история циклична, следовательно, и события, которые происходят в современном мире в той или иной степени схожи с событиями прошлого. Изучая биографию политиков, полководцев и др. исторических личностей, мы видим, какие решения ими принимались/не принимались, какие действия они совершали в кризисные периоды. Это может помочь нам при решении проблем в современном мире.
* Также, как нам кажется, на современном этапе, история нередко переписывается, исторические события начинают трактоваться некоторыми странами в ином смысле, нежели это есть на самом деле. Соответственно, и роль в этих событиях исторических личностей оценивается совсем по-другому. В этом случае, знание информации об исторической личности поможет не идти на поводу у непроверенных источников.
Кого следует считать исторической личностью?
Закончите формулировку:
Исторические личности – это люди, деятельность которых оказала существенное влияние на ход и исход крупных исторических событий.
Чему должны быть научены учащиеся основной и средней школы при изучении исторических личностей?
2.1. Перечислите требования ФГОС ОО к знаниям и умениям учащихся, связанным с характеристикой исторических деятелей
|
1. Сформированность умений определять и объяснять, аргументировать с опорой на фактический материал свое отношение к наиболее значительным личностям истории России и всеобщей истории.
2. Знание выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории.
2.2. Виды характеристик исторических деятелей ( заполните схемы)
Краткие характеристики
Годы жизни (возможно ещё и годы правления) | Главные этапы жизни, краткая биография | Деятельность, главные реформы, события | Оценка деятельности современниками историками |
Структурные компоненты
содержания развернутой характеристики исторической личности
Как обучать учащихся умению характеризовать исторических деятелей?
3.1. Определите последовательность действий учителя и учащихся, связанных с формированием у учащихся опыта характеристики исторической личности ( пронумеруйте их в порядке усложнения):
7).подготовка сообщений об исторических деятелях
3).целенаправленный анализ содержания параграфов и дополнительных компонентов учебника, содержащих информацию о личностях
2).образцы характеристик исторических деятелей, представленные в изложении учителя
1).ознакомление учащихся с алгоритмом характеристики исторической личности и обучение учащихся его применению
8). организация учебных дискуссий, основанных на столкновении мнений и оценочных суждений об исторических личностях и их деятельности
|
5).обращение учеников к доступной исторической литературе для поиска дополнительных сведений об изучаемых исторических деятелях
4).обсуждение проблемных вопросов и решение познавательных задач, связанных с характеристикой исторических личностей
6).организация исследовательской деятельности учащихся в процессе работы над рефератами
3.2. Запишите варианты алгоритмов характеристик исторических личностей для учащихся разного возраста (5-6 кл., 7-8 кл, 9-11 кл.)
(оформите их в виде приложений к рабочему листу)
3.3. Осуществите методическую обработку предложенного фрагмента параграфа: а) определите, какие компоненты характеристики исторической личности отражены в тексте (устно)
Б) Спланируйте и запишите возможные вопросы и задания для учащихся, нацеленные на характеристику исторического деятеля.
Вопросы:
· В каких условиях прошло детство Ивана Грозного? Каким образом борьба боярских группировок за власть отразилась на нём?
· В каком возрасте Иван Грозный взошёл на престол?
· Какое образование получил царь Иван IV?
· Какие увлечения были у царя в детстве?
· Каково отношение царя Ивана к церкви?
· Каково отношение царя Ивана к боярам и почему?
· Кем были приближенные царя? Кто они по роду и какое у них образование?
Задания:
· Изучите отрывок из «Домостроя» (стр.48) и дайте ответ на вопрос каков был характер власти Ивана Грозного? Можно ли сказать, что на него повлияли личные качества царя?
· Изучите отрывок из переписки Ивана Грозного с А.Курбским и дайте нравственную оценку линии поведения царя в данной ситуации.
|
· Проанализируйте реформы Избранной Рады? Какие преобразования были для царя приоритетнее и почему?
3.4. Перечислите основные средства, необходимые для обучения учащихся характеристике исторической личности.
· Исторические источники (грамоты, акты, мемуары, воспоминания и др.);
· Портреты исторических личностей
· Фильмы об исторических деятелях
· Монографии, статьи и др. публикации
Рефлексия.
Сформулируйте в форме вопросов:
А) Что Вы не поняли по теме занятия:
Задания показались сложными. Очень непонятны были схемы, одну из них мы не смогли заполнить вовсе. Также, при обращении к интернет-ресурсам, мы нашли очень мало информации по теме.
Б) Что Вы хотели бы уточнить:
–
Приложение №1
В качестве примера мы решили взять характеристику царя Ивана Грозного, чтобы можно было проследить, каким образом меняется алгоритм:
Алгоритм характеристики исторических личностей для учащихся 5-6 классов.
1). Годы жизни, годы правления
2). Внешний облик царя
3). Краткая биография, главные этапы жизни, основные даты (н., приход к власти, создание Избранной Рады и т.д.)
4). Основные направления деятельности, главные реформы
5). Итоги реформ
6). Выводы
При проведении урока по такому алгоритму можно использовать такие варианты уроков, как:
· Урок-игра
· Урок-вопрос
· Урок-интервью
· Урок-дискуссия
Алгоритм характеристики исторических личностей для учащихся 7-8 классов.
1). Годы жизни, годы правления
2). Семья, род
3). Внешний облик царя
4). Особенности характера
5). Обстоятельства прихода к власти
6). Приближенные царя, Избранная Рада
7). Внутренняя и внешняя политика
8). Итоги деятельности
9). Оценка исторической личности историками и современниками.
10). Высказывание своего собственного мнения об царе Иване Грозном с акцентом на противоречивые черты характера, поведение, действия в той или иной ситуации.
11). Анализ сделанных выводов.
Алгоритм характеристики исторических личностей для учащихся 9-11 классов.
1). Годы жизни, годы правления
2). Семья, род
3). Обстоятельства прихода к власти
4). Приближенные царя, Избранная Рада
5). Определение типа лидерства царя
6). Внутренняя и внешняя политика
7). Итоги деятельности
8). Роль личности в истории
9). Оценка исторической личности историками и современниками.
10). Изучение альтернативных точек зрения на личность Ивана Грозного.
11). Высказывание своего собственного мнения об царе Иване Грозном с акцентом на противоречивые черты характера, поведение, действия в той или иной ситуации.
12). Анализ сделанных выводов.
Как мы видим, в старших классах происходит углубление характеристики исторической личности, а также делается упор на изучение разных взглядов на правление/действия той или иной исторической личности (развитие критического мышления учащегося).