Роль психолога-консультанта. В классическом психоанализе роль и позиция




ВОПРОС. Психоаналитическое консультирование.

А) Классический психоанализ З.Фрейда в психологическом консультировании.

Классический психоанализ З.Фрейда всегда рассматривался вконсультативной психологии как весьма ограниченный по своим возможностямметод (в силу целого ряда причин: акцент на сексуальность и проблемы детскоговозраста; слишком большая временная длительность работы; отвлечённость отнепосредственной проблемы клиента и др.), значимость теории и практикиЗ.Фрейда этим никак не умаляется. Дело в том, что классический психоанализоказался на редкость продуктивным в качестве "прародителя" как непосредственно вытекающих и ассоциирующихся с ним течений (концепций и психотехник), так и тех, которые появились как реакция, пусть даже негативная, нанего. В классическом психоанализе выделяются две главных цели психотерапии и консультирования: 1. Осознавание неосознаваемого (мотивов, фиксаций, защитных механизмов, способов поведения) и принятие адекватной и реалистической интерпретации. 2. Усиление ego для построения более реалистичного поведения.

Роль психолога-консультанта. В классическом психоанализе роль и позиция

психотерапевта (консультанта) достаточно жестко фиксирована. Основныетребования к нему: невмешательство, отстраненность, нейтралитет и личностная закрытость; умение и способность выдерживать "перенос" и работать с"контрпереносом"; тонкая наблюдательность и способность к адекватныминтерпретациям. Одним из важнейших требований к психоаналитику выступаеттребование осознания собственных проблем, реакций и их возможного влиянияна клиента.

Требования и ожидания от клиента. Во-первых, от клиента ожидаетсяпринятие самой концепции психоанализа. Во-вторых, полная открытость иготовность к длительному (от нескольких месяцев до многих лет) периодусовместной работы. В-третьих, в условия контракта вносится пункт, согласнокоторому клиент берёт на себя обязательство воздерживаться от резких переменличной жизни на протяжении курса психоанализа.

Классический психоанализвключает пять базисных техник: а) метод свободных ассоциаций; б) толкованиесновидений; в) интерпретация; г) анализ сопротивления; д) анализ переноса.

а) метод свободных ассоциаций предполагает порождение непроизвольных, вслучайном порядке приходящих на ум высказываний, содержание которыхможет отражать любые переживания клиента. Для консультанта-аналитика важны: содержание, последовательность и блокировка в высказываниях. Последние два момента являются ключами к неосознаваемой проблематике, определить которую обязан психоаналитик.

б) толкование сновидений. Этой технике посвящена знаменитая работа основателя психоанализа с идентичным названием. Во-первых, в сновидении различается манифестируемое и латентное содержание(последнее "включает в себя подавленные, представленные в иносказательнойформе переживания"). Во-вторых, немаловажным является то обстоятельство,что во время сна ослабляются ego-защитные механизмы и проявляются скрытыеот сознания переживания. В-третьих, сновидение - не только иллюстрацияподавленных переживаний, но и процесс трансформации их в более приемлемую для принятия и совладания форму. Именно эту функцию сновидений

З.Фрейд обозначил как "работа сновидения".

Задача консультанта-аналитика (психотерапевта) состоит в обеспечении интерпретации, раскрытии латентного содержания и, путем побуждения клиентак высказыванию свободных ассоциаций, связанных со сновидением, - помощиему в осознании реальных событий прошлого и настоящего, вызвавших те илииные картины снов.

 

в) интерпретация, т.е. толкование, объяснение, включает в себя три процедуры: идентификацию (обозначение), разъяснение (собственно толкование)и перевод на язык повседневной жизни клиента. Основные правила интерпретации таковы:

1) идти от поверхности вглубь;

2) интерпретировать то, что клиент уже способен принять;

3) прежде, чем интерпретировать то или иное переживание, указать клиентуна защитный механизм, лежащий в его основе.

г) анализ сопротивления. Основная функция этой техники – обеспечитьосознание клиентом своих ego-защитных механизмов и принять необходимуюконфронтацию по отношению к ним, учитывая, что именно сопротивления egoявляются главной помехой на пути осознания различных проблем. Главноеправило психоаналитика - использовать для интерпретации наиболее очевидные ego-защитные механизмы. Существенным моментом в анализе сопротивления является не преодоление его, ибо психологическая защита необходима, а именно осознание как психологического механизма, вслепуюдействующего там, где, как оказывается, ego-защитная функция уже не нужна.

д) анализ переноса ("трансфера"). В классическом психоанализе перенос.

постулируется в качестве непременного атрибута психотерапии и специально

поощряется специфической позицией аналитика (невмешательство, отстраненность, закрытость и т.п.). Смысл анализа переноса состоит в обнаружении подлинных психоэмоциональных основ зафиксированных форм поведения, интерпретации их и, тем самым, помощи в их переработке и изживании.

Б) Основные принципы учения Адлера, вошедшие в концепцию индивидуальной психологии, -- холизм (целостность), единство индивидуального стиля жизни, потребность в кооперации, или общественное чувство (социальный интерес), и направленность поведения к цели. Адлер утверждал, что цели и ожидания больше влияют на поведение человека, чем прошлый опыт, а основным побудительным мотивом, кроме того, является стремление достичь превосходства и адаптации к среде. Он подчеркивал детерминирующее влияние социума на каждого человека и важность социальных интересов -- чувства общности, кооперации и альтруизма. Адлер отвергал антагонизм сознательного и бессознательного в человеке. Одним из первых он привлек внимание к роли неправильного семейного воспитания -- эмоционального отвержения и попустительства -- в возникновении неврозов [Психотерапевтическая энциклопедия./Под ред.Б.Д.Карварсарского/ М.: «Питер»2006, с.10-11]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: