Б) Когнитивно-бихевиоральная теория и методы.




Непосредственными теоретическими источниками когнитивно- бихевиорального подхода в консультировании являются бихевиоральный и когнитивный подходы. Па ранних стадиях развития бихевиоральный и когнитивный подходы развивались независимо друг от друга, однако уже в ранних бихевиоральных теориях прослеживаются когнитивно ориентированные мотивы: действительно, для модификации поведения необходимо использование познавательных процессов — эта идея звучит уже в понятии "когнитивных карт" Толмена. Когнитивно ориентированные психологи также столкнулись с необходимостью воздействия на уровень поведения. В современных теориях используются как когнитивные, так и поведенческие процессы, поэтому чаще говорят о едином когнитивно-поведенческом подходе, чем о двух отдельных направлениях.

Основные принципы когнитивно-бихевиорального подхода [1].

1. Когнитивно-бихевиоральные психологи не интересуются причинами расстройств и прошлым пациентов, а имеют дело с настоящим: поведенческие терапевты сосредоточиваются на актуальном поведении, а когнитивные — на том, что думает человек о себе в настоящем.

2. И те и другие смотрят на терапию как на процесс научения, а на терапевта — как на учителя. Поведенческие терапевты учат новым способам поведения, а когнитивные — новым способам мышления.

3. И те и другие дают пациентам домашние задания, с тем чтобы они практиковали за пределами терапевтической среды то, что получили во время сеансов.

4. И те и другие оказывают предпочтение "практическому" подходу, не обремененному сложными теориями личности.

Понимание природы человека и наличных расстройств в когнитивно-поведенческом подходе связано с концепцией научения: человек приобретает все модели поведения, в том числе и неадаптивные, посредством различных форм научения. Для бихевиористов этот процесс описывается формулой 5— Я (стимул — реакция), т.е. все формы поведения обусловлены поступающими стимулами. Когнитивно ориентированные психологи делают акцент на когнитивных формах научения. С их точки зрения, воздействие стимулов опосредовано когнитивными процессами — мыслями и убеждениями человека.

 

Поведенческая терапия как "модификация поведения" впервые возникает как оппозиция психоаналитическому подходу, доминировавшему в американской терапевтической практике, в 1930-е гг., и окончательно оформляется в самостоятельное направление в 50-е гг. XX в.

Выделяют три направления, которые можно рассматривать и как этапы становления поведенческой терапии:

1) классические работы Д. Вольпа и А. Лазаруса, основанные на принципах классического обусловливания И. П. Павлова и теории научения Холла;

2) работы по оперантному обусловливанию Б. Ф. Скиннера;

3) работы по когнитивному научению А. Бандуры.

Согласно бихевиоральному подходу, любые формы поведения

приобретаются путем научения. Согласно Дж. Уотсону, новорожденный ребенок — "чистый лист бумаги", на котором воспитывающие его взрослые "пишут" свое произведение. Результат, который мы получаем в виде личности взрослого человека, зависит от тех воздействий (стимулов), которые этот человек получил за все время своей жизни.

Невротические формы поведения (например, фобии) также приобретаются путем научения. Дж. Уотсон продемонстрировал этот процесс на примере экспериментов с мальчиком Альбертом, которого научили бояться белую крысу, сочетая ее появление с безусловным пугающим раздражителем — резким звуком. После нескольких таких сочетаний у ребенка развился выраженный страх белой крысы, с которой до этого он спокойно играл. Кроме того, в дальнейшем у ребенка произошла генерализация — он стал бояться не только крысы, но и белой меховой шубки, бороды Санта-Клауса — т.е. всего белого и пушистого, напоминающего крысу. По мнению Дж. Уотсона и его последователей, все психологические проблемы формируются у человека именно путем научения в результате сочетания безусловного и условного стимулов.

Основываясь на теориях научения, поведенческие терапевты рассматривали неврозы и аномалии личности как выражение выработанного в онтогенезе неадаптивного поведения. Выяснение сложных причин развития расстройств считалось излишним.

Таким образом, цель психотерапии и консультирования, согласно бихевиоральному подходу, — модификация поведения клиента. При этом возможны следующие варианты:

а) приобретение клиентом моделей поведения, которое у него отсутствует, но необходимо;

б) усиление (актуализация) нужных форм поведения, модели которого имеются у клиента, но в силу каких-либо причин были подавлены;

в) устранение ненужных, неадаптивных форм поведения.

Когнитивная психология возникла в конце 1950-х — начале

1960-х гг. как реакция на господствующее представление в рамках бихевиоризма об отрицании роли внутренней организации психических процессов. В основе когнитивной психологии лежит идея "человека познающего" и используются теоретические понятия, введенные для описания процесса познания и его средств (когнитивные карты, схемы, планы и др.).

 

Основное внимание, таким образом, в когнитивном подходе уделяется анализу познания.

Основными представителями когнитивного подхода в психотерапии и психологическом консультировании являются [2]:

1) Аарон Бек, создатель когнитивной терапии;

2) Альберт Эллис, создатель рационально-эмотивной терапии (РЭТ);

3) Дональд Мейхенбаум (разработчик методов прививки стресса и скилл-терапии) и другие.

Главные понятия когнитивного подхода — когнитивные элементы и структуры. Когнитивные элементы — это любые знания человека о мире, себе, других людях, элементы информации. Когнитивные структуры — целостная организация когнитивных элементов.

Внутри когнитивных структур происходят три основных взаимосвязанных процесса:

• дифференциации;

• интеграции;

• соотнесения элементов.

При неправильном функционировании когнитивных процессов возникают когнитивные искажения. А. Бек выделил следующие виды когнитивных искажений:

1) мышление по принципу "все или ничего". Это такой уровень притязаний, вследствие которого каждая ошибка приводит к потере себя и депрессии. Главное — не допустить "застревания" депрессивных состояний, уметь из них выходить;

2) сверхобобщение — каждое негативное событие возводится в ранг провала;

3) избирательная негативная фокусировка;

4) дескридигация позитивного впечатления;

5) реальные факты любви, заботы воспринимаются как должное. Человек не хочет фиксировать факты доброго отношения к себе, делает акцент на том, чего нет, а не на том, что есть;

6) "тирания долженствования" (сам этот термин предложен К. Хорни): "Чтобы быть счастливым, я должен иметь успех во всех делах, я должен быть любим всеми. Сделал ошибку — значит я дурак. Если кто-то со мной не согласен — значит, он меня не любит";

7) наклеивание этикеток, ярлыков: "Я неудачник";

8) персонализация: "Все только и думают, как меня завалить".

Эти искажения проявляются в так называемых автоматических мыслях (термин А. Бека) или иррациональных убеждениях (термин А. Эллиса), которые непроизвольно всплывают в сознании при интерпретации тех или иных событий (фактов). Именно мысли, а не сами по себе события, вызывают те или иные эмоции - вот почему в одной и той же ситуации разные люди испытывают такие разные эмоции. Обнаружить автоматическую мысль (или иррациональное убеждение) и изменить ее на рациональную, описывающую реальность, означает изменить эмоциональное состояние человека. Поэтому основная цель терапии и консультирования — выявление и изменение иррациональных мыслей и замена их рациональными.

А. Бек выразил эту идею в формуле ЛВС (где Л — факт, В — автоматические мысли, С — эмоциональная реакция). А. Эллис, независимо от А. Бека, разработал похожую формулу Л—В—С— И—Е, где Л — факт (событие); В — убеждения (могут быть рациональными или иррациональными); С — эмоциональная реакция (адекватная, если мысли рациональные, и неадекватная, если мысли иррациональные); О — дискуссия (мягкая или жесткая; только жесткая, т.е. эмоциональная, дискуссия может привести к результату — изменению мышления); Е — эффективная философия, к которой приходит клиент в результате дискуссии.

Л. Эллис выделил четыре основных группы иррациональных мыслей:

1) базовая иррациональная мысль — долженствование, именно оно является источником всех остальных когнитивных искажений; выражается в речи клиента словами "должен", "обязан" (тт1), в эффективной философии эти слова меняются на "хочу", "для меня лучше";

2) катастрофизация — "сдвиг" в сторону трагичности восприятия событий, выражается словами "ужасно", "кошмар", их нужно менять на слова "да, это не приятно, но я это переживу" и т.п.;

3) осуждение, приписывание вины — проявляется в речи словами "он", "она", "они", т.е. приписывание вины за происходящее другим людям;

4) генерализация — обобщение единичных явлений, проявляется в использовании клиентом слов "всегда", "никогда", "все", "никто" и т.п.

Основная стратегия когнитивно ориентированного консультирования следующая:

1) выявление автоматических (иррациональных) мыслей, обуславливающих неадекватные эмоциональные реакции и поведение клиента;

2) изменение этих мыслей на рациональные с помощью большого арсенала специальных техник.

Основные техники когнитивно-поведенческого подхода. Когнитивно-поведенческий подход отличается техничностью, причем каждая техника разработана для специфического типа ситуаций.

Все техники можно разделить на три группы:

1) направленные на коррекцию поведения;

2) направленные на коррекцию мышления;

3) связанные с эмоциональным воздействием (данная группа техник, наряду с другими, характерна для РЭТ).

Техники, направленные на коррекцию поведения.

1. Техника систематической десенсибилизации.

Эта техника используется тогда, когда отклонения в поведении вызваны страхами, тревожностью, фобиями. Механизмом коррекции выступает сверхобусловливание, осуществляемое по принципу реципрокного подавления. Техника разработана Холлом.

Включает три этапа: релаксационная тренировка, конструирование иерархии вызывающих тревожность стимулов и собственно десенсибилизация.

Первый этап десенсибилизации — аутогенная тренировка. Использование релаксации основано на идее, что страхи, некомфортные ситуации коррелируют с мышечной зажатостью. Тревожность несовместима с расслабленностью. Таким образом, клиент учится глубоко расслабляться.

Второй этап десенсибилизации заключается в том, что берется ситуация затруднения, которая может быть самой разнообразной (страх летать на самолете, страх мышей и т.п.). Ситуации ранжируются от наименее до наиболее травмирующих (от 0 до 100 баллов), таким образом выстраивается иерархия стимулов. В беседе с клиентом четко отрабатывается такой набор ситуаций.

Третий этап — собственно десенсибилизация. После расслабления психолог начинает погружать клиента в некомфортную ситуацию — реальную или через воображение клиента. Ситуации предъявляются по мере увеличения степени травмирующего воздействия. Мри малейшем возникновении тревожности визуализация прекращается и предъявляется ослабленная версия вызвавшего тревожность элемента.

Психолог фиксирует, остается ли клиент расслабленным при предъявлении ситуации. Если он остается расслабленным — психолог предъявляет следующую ситуацию.

2. Метод парадоксальной интенции (предложен экзистенциальным психологом В. Франклом, но активно используется в поведенческом подходе). При этой методике пациенту предлагается прекратить борьбу со страхом, а вместо этого умышленно вызывать его и даже стараться усиливать. Включает использование юмора.

3. Жетонные программы (методика разработана Скиннером). Метод служит выработке желаемого поведения и включает введение жетонов, а также разработку системы вознаграждений. За каждое проявление желаемого поведения клиент получает жетон, а после того как наберет определенное количество жетонов, — желаемое вознаграждение.

4. Моделирование поведения. Моделирование является основной техникой в модели социального научения А. Бандуры. Моделирование заключается в том, что клиенту предлагается модель поведения, навыки которого у него отсутствуют, модель может задаваться психологом, другими членами тренинговой группы или с помощью видеофильмов. Клиент упражняется и отрабатывает модель до автоматизма. Моделирование является основной техникой большинства тренингов умений.

5. Техника вызывания отвращения (аверзивная терапия). Использует принципы классического обусловливания. Заключается в сочетании негативного стимула (например, удара током) с нежелательным поведением. Таким образом, например, лечат алкоголизм, невротическое заикание, половые извращения и т.н. В консультировании эта техника не используется.

6. Наказание. Наказание используется для предотвращения нежелательного поведения и заключается в предъявлении нежелательного стимула после демонстрации клиентом нежелательного поведения. Примером наказания может служить система штрафов. Наказание следует после нежелательного поведения — например, при лечении тремора рук (в качестве наказания используется ручка с электроцепью).

7. Процедуры самоконтроля. В поведенческом подходе используется принцип активности клиента, т.с. клиент должен активно использовать методы воздействия самостоятельно. Таким образом он может сам вознаграждать или наказывать себя, регулируя свое поведение (например, при работе с проблемой избыточного веса).

8. Поведенческие эксперименты — попробовать сделать то, что вызывает опасения, и посмотреть, что будет.

Техники коррекции мышления. Большинство техник и стратегий данного типа разработаны Л. Беком и Л. Эллисом. Общие стратегии ведения беседы следующие.

 

1. Эмпиризм сотрудничества. Терапевт и клиент — сотрудники в исследовании фактов, которые подкрепляют или опровергают когниции клиента. Интерпретации или предположения рассматриваются как гипотезы, нуждающиеся в проверке.

2. Сократовский диалог. Его сущность в том, что клиент приходит к логическим заключениям на основе вопросов, которые ставит терапевт.

3. Направляемое терапевтом открытие помогает клиенту модифицировать неадаптивные убеждения. Терапевт проясняет проблемное поведение и логические ошибки, создавая новый опыт посредством поведенческих экспериментов. Этот опыт ведет к приобретению новых умений и взглядов. Пациент научается исправлять ошибочную переработку информации, так что в конце становится независимым от терапевта. Терапевт не призывает пациента принять новый набор убеждений, а поощряет пациента использовать информацию, факты и возможности для формирования реалистического взгляда.

Перечислим специальные когнитивные техники.

 

1. Техника заполнения пустоты состоит в том, что клиенту предлагают "заполнить пустоту" между событием и эмоциональной реакцией на него — осознать мысли, которые возникают в ответ на событие и обусловливают эмоциональную реакцию.

2. Прямое доказательство, или логический анализ, — клиенту логически доказывают несостоятельность его иррациональных идей.

3. Декатастрофизация (техника "Что если", или техника "падающей стрелы"). При опасениях клиента (как правило, это страхи межличностного общения, например, страх выступления) его спрашивают: "Что будет, если ты это сделаешь?" На каждый его ответ вновь задается вопрос "И что будет, если..?" — до тех пор, пока клиент не произнесет "базовый страх" или не поймет, что ничего страшного не произойдет.

4. Реатрибуция — при выполнении этой техники рассматриваются альтернативные причины событий. При этом меняется представление клиента о ситуации.

5. Переформулирование — используется для мобилизации человека, который считает, что проблема контролируется не им. Проблема переформулируется с точки зрения поведения пациента, например вместо "Никто не обращает на меня внимания" — "Мне нужно протянуть руку другим людям".

6. Децентрация — используется при персонификации событий. Клиенту предлагаются поведенческие эксперименты, например наблюдение за другими людьми.

Воздействие на эмоциональном уровне:

 

1) способы драматизации предпочтений и долженствований (чем отличается "было бы лучше" от "должно"). Для этого используются ролевая игра, моделирование, юмор, доведение иррациональных мыслей до абсурда;

2) использование безусловного принятия, демонстрация клиенту того, что консультант его принимает таким, каков он есть, несмотря на наличие у него негативных черт, что дает клиенту импульс для принятия себя;

3) эмоционально насыщенное разубеждение (так называемые горячие дискуссии Эллиса, "песни разума", которые Эллис специально сочинял для каждого клиента под его специфическую иррациональную мысль);

4) поощрение поведения, связанного с риском (например, одно из упражнений Эллиса — выйти на улицу, ведя за собой банан на поводке; такие упражнения используются для раскрепощения клиента, снятия чувства стыда и страха быть неадекватным);

5) техники, приносящие чувственные удовольствия (объятия с психологом);

6) метод рационально-эмотивных образов (РЭО), своего рода "мысленная тренировка" адекватных эмоций — нужно представить себе травмирующую ситуацию (например, публичное выступление), испытать чувство, которое обычно возникает в этой ситуации (ужас), а потом усилием воли изменить его на адекватную эмоцию (легкое волнение).

Техники когнитивно-поведенческого подхода могут использоваться в психологическом консультировании, так как многие из них не требуют длительной проработки. Консультант может обучить клиента той или иной технике, например когнитивной реатрибуции, и клиент может в дальнейшем использовать ее самостоятельно. Когнитивно-поведенческий подход позволяет формулировать консультативные гипотезы на уровне поведения (отсутствие поведенческих моделей; самый доступный уровень для работы в рамках консультирования) и на когнитивном уровне (искажения мышления, наличие иррациональных мыслей, долженствований и т.п.).

В) Терапия реальностью

Уильям Глассер – это не просто человек, который внес существенный вклад в терапию. Можно сказать, что он даже совершил в ней некий переворот. Но, обо всем по порядку. Уильям Глассер является основателем и директором Института терапии реальностью, доктором гуманитарных наук, автором свыше десяти книг, посвященных образованию и терапии реальностью. Кроме того, в 1953 году Глассер получил степень доктора медицины. Однако главным его достижением стало создание терапии реальностью, в основе которой лежит теория контроля. Данный вид терапии с успехом может применяться в целях консультирований клиентов и руководства ими. Два основных составляющих терапии реальностью – создание консультативной среды и мероприятия, направленные на изменения человека. Терапия реальностью представляет собой метод консультирования, который основывается на предположении, что пациенты очень часто делают самый неправильный и разрушительный выбор в моменты удовлетворения собственных потребностей. Главной миссией терапевта является оказание пациенту помощи с целью принятия правильного решения. Но для использования терапии реальностью каждый терапевт сперва должен постичь суть теории контроля, которая объясняет психологическое и физиологическое поведение человека. Теорию контроля впервые открыл миру Уильям Пауэрс в 1973 году, а его тезка Глассер в 1984 году усовершенствовал ее и включил в собственную терапию реальностью. При этом стоит отметить, что терапия реальностью эффективно используется при решении абсолютно любых человеческих проблем, начиная от психологических и заканчивая медицинскими проблемами. Теория контроля чаще всего применяется теми людьми, которые стремятся контролировать собственную жизнь и эффективно использовать свое время. Истинные задачи консультантов и психотерапевтов, по мнению Глассера, сводятся не к простому консультированию, а, скорее, к управлению. Ведь многие пациенты, такие как маньяки, насильники и наркоманы, направляются на консультации по распоряжению органов власти, а не добровольно. Требование к ним одно – изменить свое поведение и свой образ жизни. В итоге консультант принимает на себя роль управленца, управляя поведением своего подопечного. В связи с вышесказанным, терапия реальностью может рассматриваться одновременно как метод консультирования, в основе которого лежит теория контроля, и как метод управления в сочетании с консультированием, основу которых составляют управленческие идеи Эдвардса Деминга и теория контроля. При этом основами терапии реальностью могут владеть не только психотерапевты и консультанты, но и обычные люди, стремящиеся проживать свою жизнь более осмысленно и эффективно. Терапия реальностью предполагает, что каждое совершаемое человеком действие, начиная от момента его рождения и заканчивая днем его ухода из жизни, является осознанным. Все наше поведение в каждой из сфер жизни является абсолютно осознанным и целостным. Что означает «целостное поведение»? Это поведение, в котором присутствуют 4 составляющих: физиология, мышления, чувства и действия. При этом физиология всегда сопровождает чувства, действия и мысли человека. Из всех четырех компонентов произвольному сознательному контролю могут подвергаться лишь два – мысли и действия. Вот почему Глассер считал мысли и действия произвольными. Выходит, человек не в состоянии самостоятельно выбрать свои физиологические реакции и чувства, которые сопровождают мысли и действия. Как он тогда может почувствовать себя здоровым и счастливым? Ответ очевиден – улучшая свои мысли и действия. При этом будет качественно меняться все его поведение. Глассер подчеркивал, что для изменения целого вовсе не обязательно изменять каждую его составляющую – достаточно подвергнуть изменениям одну или несколько его частей. Вот почему так важно изменять те составляющие поведения человека, которые он способен изменить – мысли и действия. Что касается физиологии и чувства, терапия реальностью не сосредотачивается на них по одной простой причине – они неподвластны человеку. Рассмотрим простую ситуацию: клиент приходит на прием к терапевту и жалуется на постоянную депрессию и упадок сил. Он описывает в ярких красках эмоциональную составляющую своего поведения. В данном случае, не существует способа произвольно и в кратчайшие сроки заставить пациента почувствовать себя лучше, помимо наркотических средств. При этом даже если терапевт и даст пациенту лекарства, процесс приема препарата будет ничем иным, как результатом его действий и мыслей. В кабинете доктора Глассера побывал не один такой пациент, который жаловался на депрессию и ухудшение самочувствия. Один его клиент описывал ситуацию полной подавленности, связанной с уходом от него супруги. Он долгое время просто сидел у окна, поглощенный собственными мыслями, и ничего не делал для исправления сложившейся ситуации. Пациент описал каждую из 4 составляющих собственного поведения: 1. Действия: он сидит дома. 2. Мысли: я потерял свою супругу. 3. Чувства: абсолютная подавленность. 4. Физиология: тошнота и утрата аппетита. Опираясь на теорию контроля и учитывая, что пациенты описывают свое поведение с использованием самого ярковыраженного компонента, терапия реальностью, в целях описания психологических жалоб, применяет слова в форме глаголов. Когда терапевт заключает, что пациент подавляет сам себя, он осознает свою главную задачу – оказание помощи клиенту для выбора лучшего целостного поведения. Каждое поведение человека неразрывно связано с происходящими в его мозгу процессами. Однако многие люди продолжают упорно верить в то, что их поступки вызваны внешними обстоятельствами и стимулами. Психически больные люди в 100 % случаев возлагают всю ответственность за свои неприятности на внешние факторы. Они считают себя беспомощными перед событиями, происходящими в настоящем или произошедшими в прошлом. Возвращаясь к клиенту доктора Глассера, который страдал депрессией, стоит отметить, что основной причиной своей депрессии и подавленности он считал свою супругу, а не самого себя. Но разве каждый человек останавливается, когда зажигается красный свет светофора? Точно также и не все мужья впадают в состояние депрессии, если их оставляют жены. В чем же истинная причина? В том, что человек совершает те или иные поступки, так как они наилучшим образом реализуют его внутренние потребности, о которых он может даже не подозревать. Когда зажигается красный свет светофора, человек останавливается. Кто-то называет это стимулом, но по терапии реальностью это называется иначе – информация. Сам по себе красный свет светофора не говорит человеку ничего о необходимости остановиться, как не дает информацию и о потоке транспорта. Просто человек настолько привык совершать одно и то же действие (останавливаться), что делает это непроизвольно, одинаково реагируя на уже произошедшие ранее события. И депрессия, в случае с пациентом, не является его психическим заболеванием, это его выбор. Причины данного выбора кроются не в информации, которую человек получил посредством органов чувств, а в самом человеке. По теории контроля все, что делает человек, является его сознательным действием, а не банальной реакцией на внешние обстоятельства. Каждое действие человека, так или иначе, является попыткой удовлетворить возникшую внутреннюю потребность в чем-либо. По все той же теории контроля, каждый человек имеет 5 ключевых потребностей, которые заложены в нем. Потребность 1 – Любовь и привязанность. Потребность 2 – Власть. Потребность 3 – Свобода. Потребность 4 – Удовольствие. Потребность 5 – Выживание. Каждую из перечисленных потребностей человек стремится удовлетворить на протяжении всей своей жизни. Человек стремится контролировать мир вокруг себя для того, чтобы все потребности в должной мере были удовлетворены. Человеку становится мало обычного приспособления к окружающей среде. Именно отсюда и пошло название теории контроля. При этом ни одному человеку не удалось господствовать над окружающей средой, хотя некоторые смельчаки и принимали столь отчаянные попытки. Единственный реальный способ получить контроль над миром – это целостное поведение человека. Иными словами, человек должен начать контролировать самого себя, и тогда он получит от окружающего мира то, что он захочет. За примером вышесказанного далеко ходить не надо. Вспомните поведение ребенка, который ужасно не хочет оставаться вместе с няней. Что он делает? Правильно – он избирает целостное поведение с целью контроля своих родителей. Для начала он начинает дуться, потом – обижаться, а со временем начинает плакать всякий раз, когда родители выходят из дому. Если они пойдут на поводу у ребенка, он поймет, что лучший способ контролировать ситуацию – всякий раз обижаться и изображать страдание. Вот только жизнь вряд ли будет к человеку столь же благосклонна, как его родители. Проблемы каждого клиента кроются в его прошлом, однако их решения заключаются в настоящем. Любая неудовлетворенная ранее потребность должна быть удовлетворена как можно быстрее, только так она перестанет отравлять человеку жизнь. Задача консультанта в создании правильной среды. При работе с клиентами, каждый консультант должен стремиться решить главную задачу – создать и эффективно поддерживать на протяжении всего сеанса нужную консультационную среду. Данная среда должна вызывать доверие к терапевту и быть максимально безопасной для пациента. Консультанту следует говорить со своим клиентом, как с добрым другом, только тогда консультационная среда будет удовлетворять основные потребности пациента. Как только клиент почувствует дружескую атмосферу, он станет более открытым и поймет, что консультант всегда будет на его стороне, даже если он и скажет что-то неправильное. Консультант помогает клиенту составить план по улучшению его жизни, после чего осуществляет контроль за выполнением клиентом данного плана. В то же время консультант должен уметь проявить жесткость, если клиент сознательно не желает следовать плану и заявляет о том, что он невыполним. При этом каждый консультант должен быть осторожным, чтобы, с одной стороны, не принять оправдания пациента, но с другой стороны не быть к нему слишком критичным. Терапия реальностью не приемлет наказаний и критики. Если клиент понимает, что составленный план не работает, он без всяческих оправданий должен вместе с терапевтом составить новый план и четко придерживаться его. На протяжении всей работы терапевт должен вселять в клиента уверенность и давать понять, что его проблема может быть решена. Выбор правильного целостного поведения всегда улучшает жизнь пациентов, пусть даже иногда и в меньшей мере, чем они рассчитывали. Главное, что должен принять клиент – это необходимость посещать каждый сеанс и доверять своему терапевту, ведь без его усилий ничего не выйдет. Если клиент все делает правильно, оставшаяся часть результата будет зависеть от профессионального уровня терапевта. Главной проблемой терапевтов, использующих терапию реальностью, являются пациенты, которые никак не хотят принимать изменения собственной жизни. Они предпочитают оставить все, как есть, и продолжать действовать в привычном ключе, вместо того, чтобы следовать составленному совместно с терапевтом плану. Задача терапевта заключается в том, чтобы убедить человека, что то, чего он хочет от него, нужно в первую очередь самому клиенту. Однако при этом человек сам должен захотеть изменить свои действия, без принуждения со стороны терапевта. В этом и состоит ключ к успеху. Все пациенты препятствуют принуждению, ибо оно приводит к фрустрации одной из сильнейших потребностей – потребности во власти. Потому, первое правило консультантов и терапевтов, применяющих терапию реальностью, звучит так: невозможно насильно заставить пациента измениться, делая то, чего хочет терапевт. Чтобы качественно изменить свою жизнь, клиент сам должен захотеть измениться, а терапевт должен ему в этом помочь. Теория контроля подразумевает, что в мозгу человека имеется особый отдел, отвечающий за хранение информации обо всем полезном и хорошем для человека. Если консультант стремится установить контроль над пациентом и помочь ему измениться, он должен получить доступ в этот отдел мозга, а иначе все попытки консультанта окажутся тщетными. Очень важно воздерживаться в работе от принуждения, ведь оно только оттолкнет пациента, и он закроется для изменений. Часто с проблемными пациентами терапевту бывает крайне сложно сделать это, однако иного пути к успеху просто не существует.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: