Функции запасной тормозной системы выполняет один из контуров рабочей тормозной системы, оставшийся работоспособным.
Стояночная тормозная система.
Источником энергииСТС является мускульная сила водителя, которая после воздействия водителя на рычаг, расположенный справа от сиденья водителя, передается через механический привод на тормозной механизм СТС, расположенный за раздаточной коробкой и действующий на задний карданный вал автомобиля.
Тормозной механизм СТС (рисунок 12.57) барабанного типа с двумя колодками, с самоусилением, благодаря которому при торможении обе колодки активные как во время движения вперед, так и во время движения назад.
1 – рычаг; 2 – рычаг регулировочный; 3 – серьга; 4 – рычаг разжимной; 5, 7 – колодки (левая и правая); 6 – штанга; 8 – устройство регулировочное; 9 – заглушка; 10 – звездочка; 11 – палец эксцентриковый; 12 – гайка стопорная; 13 – щит; 14 – вал
Рисунок 12.57 - Тормозной механизм СТС
Привод СТС (рисунок 12.58) механический.
По мере износа накладок ход рычага 4 увеличивается, и эффективность работы СТС может снизиться. Если рычаг 4 устанавливается на двенадцатом зубе сектора, необходимо отрегулироватьзазоры между накладками и барабаном.
Зазор проверяется щупом 0,3-0,4 мм, при этом собачка рычага 4 должна устанавливаться на 4-8 зубе сектора 5, а при прохождении собачкой 2-4 зуба сектора должна загораться лампа сигнализатора включения СТС на панели приборов.
1 – кран управления стояночным тормозом; 2 – тяга привода тормозного крана; 3 – собачка; 4 – рычаг стояночного тормоза; 5 – сектор; 6,10 – тяги привода; 7 – выключатель сигнализатора стояночного тормоза; 8 – прокладки регулировочные; 9 – рычаг; 11 – рычаг регулировочный; 12 – болт стяжной
|
Рисунок 12.58 - Привод СТС
Вспомогательная тормозная система
ВТС компрессионного типа (рисунок 12.59) осуществляет торможение созданием противодавления в выпускных газопроводах двигателя при перекрывании их заслонками, аналогично ВТС автомобиля КамАЗ-5350.
Рисунок 12.59 - Вспомогательная тормозная система
Характерные неисправности ТС Урал и способы их устранения
Приведены в таблице 12.3
Таблица 12.3 - Тормозная система
Характерные неисправности | Причины неисправности | Способы устранения |
При нажатии на педаль автомобиль не затормаживается | Отсутствует воздух в баллонах из-за неисправности компрессора, регулятора давления, тормозного привода. | Устранить неисправность в компрессоре, регуляторе давления, устранить утечки в тормозном приводе. |
Большие зазоры между колодками и барабаном рабочих тормозов, износ фрикционных накладок. | Отрегулировать зазор между колодкой и барабаном каждого рабочего тормоза. При необходимости заменить фрикционные накладки. | |
Отсутствие тормозной жидкости в главных цилиндрах. | Определить место утечки жидкости и устранить повреждение. Залить жидкость и прокачать тормоза. | |
Торможение недостаточно эффективно | Утечка тормозной жидкости. Попадание воздуха в магистрали гидропривода. Изношены манжеты поршней или манжета проставки пневмоусилителя, при этом воздух при нажатой педали тормоза выходит из выводной трубки пневмоусилителя Изношена внутренняя манжета главного цилиндра или отсутствует тормозная жидкость в одном из главных цилиндров. | Определить место утечки жидкости или воздуха и устранить неисправность. Залить жидкость и прокачать тормоза. Заменить манжеты. Заменить манжету. Долить жидкость и прокачать тормоза. |
Тормоза заклинивают (медленно растормаживаются) | Отсутствует свободный ход педали тормоза. Попадание в гидропривод минерального масла, вызывающего разбухание резиновых манжет. Засорение компенсационного отверстия в главном цилиндре. | Отрегулировать свободный ход педали тормоза. Промыть гидропривод тормозной жидкостью, манжеты и жидкость заменить. Снять бачок и прочистить компенсационное отверстие мягкой проволокой Ø 0,6 мм |
|
Глава 13. Кузов и дополнительное оборудование
13.1 Кузов автомобиля УАЗ-3151